Многокультурное образование. Воспитание толерантности у дошкольников

94

Задачей образования на сегодняшний день, в том числе и дошкольного, выступает формирование у детей способности к самоопределению, критическому мышлению, а также межкультурной и этнокультурной компетентности. Кроме того, важно и воспитание у дошкольников толерантности.

Межкультурная компетентность — это определенное свойство личности, которое выражается посредством объективных представлений и знаний об этнической культуре, реализуется с помощью умений, навыков и моделей поведения, способствует межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная компетентность, в свою очередь, гарантирует способность к преодолению трудностей во взаимодействии коммуникативного и иного типа с представителями разных этнических групп.

Эти понятия находятся в основе многокультурного образования, задачей которого является формирование у дошкольников умения вести диалог с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий и воспитание толерантности у дошкольников. На сегодняшний день это особенно актуально, поскольку в мире сохраняется тенденция притока мигрантов в мегаполисах.  И образование при этом должно быть ориентировано не только на распределение мест в образовательных организациях, но и на создание инновационных механизмов, которые будут способны гарантировать интеграцию детей, чьим родным языком не является русский, в систему российского ДО.

Для реализации идеи многокультурного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо вести работу одновременно в двух направлениях: воспитание толерантности у дошкольников к сверстникам другой национальности (вероисповедания, расы и т. д.) и социализация детей мигрантов в условиях российского детского сада.

Воспитание толерантности у дошкольников: суть

Толерантность (терпимость) — это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия внешности, манеры речи, вкусов, образа жизни, физических особенностей другого человека. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие.

Формирование и воспитание толерантности у дошкольников реализуется посредством развития у ребенка терпимости к различиям культуры и понимающего отношения. В числе направлений деятельности ДОО, нацеленной на воспитание толерантности, можно выделить следующие.

  1. Создание особого толерантного пространства в группах детского сада, в процессе которого каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным вне зависимости от этнической принадлежности. Считается, что специально организованная среда в группе поможет сформировать у ребенка собственное представление о разных людях и приемах взаимодействия с ними. С этой целью в группе можно сформировать специальный этноуголок или проводить выставки по этнической культуре. Воспитатели при этом должны способствовать тому, чтобы в детском саду формировалась атмосфера уважения и доброжелательности.
  2. Подготовка педагогического состава, соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений, взглядов и мировоззрения воспитателя зависит эффективность и продуктивность работы по воспитанию толерантности у дошкольников и формированию многокультурного образования. Полезным инструментом в подготовке педагогического персонала являются имитационные деловые игры.
  3. Применение в процессе воспитания толерантности у дошкольников педагогических технологий, которые ориентированы на развитие толерантности. В числе этих технологий диалог, который позволяет передать разнообразную информацию, и дискуссия как совместный поиск истины.
  4. Взаимодействие образовательной организации с семьей в процессе формирования и воспитания толерантности у дошкольников. Так, родители являются главными воспитателями своего ребенка, по этой причине нельзя сформировать у него толерантность в том случае, если родители и педагоги не работают в связке. Сотрудничество воспитателей и родителей должно осуществляться при учете особенностей семейных взаимоотношений.

В детском саду можно проводить с воспитанниками и их родителями совместные мероприятия, направленные на воспитание толерантности:

празднование народных праздников, отмечание памятных дат исторического значения; проведение соревнований по национальным играм и видам спорта; проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений; создание семейных журналов; рассказы родителей-мигрантов детям группы о своей национальности; проведение экскурсий этнокультурного содержания.

  1. Введение в практику образовательной организации по  воспитанию толерантности у дошкольников парциальных программ, способствующих формированию толерантности. Допустим, программа «Я — человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру» С. А. Козловой предусматривает раздел «Земля — наш общий дом», который призван ознакомить дошкольников с разными жителями Земли, а также их традициями и культурой.

Социализация и интеграция детей мигрантов в части процесса воспитания толерантности у дошкольников

Адаптация дошкольников в условиях детского сада, чьим родным языком русский не является, считается одной из наиболее важных задач в процессе их социализации. При этом важно понимать, что социализация детей-мигрантов в ДОО является необходимым условием их развития и дальнейшего освоения ими социально-культурного опыта и межличностных отношений.

Так, в процессе воспитания толерантности у дошкольников возникает необходимость интеграции детей-мигрантов в жизнедеятельность группы и ДОО в целом. В связи с этим воспитатели должны собрать полную информацию об этнической принадлежности ребенка-мигранта, а именно, откуда приехала семья, и где родился ребенок, какие традиции есть у его семьи, на каком языке с ребенком общаются в семье, и насколько хорошо сами родители общаются на русском языке.

Воспитатели должны заниматься русским языком с ребенком из семьи мигрантов или с группой детей-мигрантов в индивидуальном порядке. И в данном случае отдельное внимание нужно уделять речевому сопровождению: например, называть или находить названные предметы. Важно делать акцент на русской речи, произношении определенных слов как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Педагогические работники в процессе воспитания толерантности у дошкольников должны мотивировать детей-мигрантов говорить на русском языке, не бояться вступать в общение со сверстниками и взрослыми, высказывать свое мнение и даже делать ошибки.

Базовые задачи решает непосредственно воспитатель группы, но несмотря на это, работа по социализации детей, чьим родным языком русский не является, должна осуществляться коллективно и задействовать всех специалистов детского сада. Важное место в данной деятельности занимают семья таких детей, с которой также необходимо сотрудничать в индивидуальном порядке, объяснять им необходимость обучения русскому языку и оказывать всяческую помощь.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль