Социализация детей в ДОУ: семейные группы

182

В нашем детском разработана методика по социализации детей в ДОУ  из многодетных семей.  В рамках поддержки детей из многодетных семей работают семейные  группы в ДОУ, как структурные подразделения дошкольной образовательной организации.

Социализация — это усвоение человеком моральных и нравственных норм, ценностей, а также правил поведения в обществе.

Данное направление очень востребовано в современных условиях по нескольким причинам. Во-первых, решается проблема адаптации детей из многодетных семей к детскому саду. Во-вторых, семейная группа в ДОУ — это один из вариантов работы с неорганизованными детьми в условиях нехватки мест в детских садах. В-третьих, многодетным матерям предоставляется занятость без отрыва от воспитания детей и существенное материальное подспорье (помимо выплаты заработной платы матерям, многодетные семьи полностью освобождаются от платы за детский сад и получают продукты питания).

Нормативная правовая база по проблемам социализации детей в ДОУ из многодетных семей

Нормативным правовым основанием для создания семейной группы в ДОУ как структурного подразделения детского сада являются:

Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 № 26;СанПиН 2.4.1.3147–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  19.12.2013 № 68;<письмо> Минобрнауки России от  27.09.2012 № 08–406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;положение об организации деятельности семейных групп в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утв. постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от  29.09.2011 № 1959 (далее — Положение об организации деятельности семейных дошкольных групп).

Совокупность норм указанных документов позволяет родителям многодетных семей организовать в своей квартире (доме) дошкольную семейную группу для своих детей, которая одновременно будет являться группой детского сада, расположенного в микрорайоне проживания многодетной семьи. При этом в семье должно воспитываться не менее трех детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Согласно п. 2.4 Положения об организации деятельности семейных дошкольных групп родитель (законный представитель) воспитанников семейной группы в ДОУ принимается на работу в дошкольную образовательную организацию на должность младшего воспитателя. Воспитанники семейной дошкольной группы могут посещать занятия и мероприятия в детском саду.

Для того чтобы открыть дошкольную семейную группу в ДОУ один из родителей многодетной семьи подает заявление в администрацию муниципалитета. По территориальному принципу выбирается детский сад, в котором будет создано структурное подразделение —   дошкольная семейная группа в ДОУ.

Возможные проблемы социализации детей из многодетных семей

В многодетной семье проблема социализации детей в ДОУ — это особый процесс, в котором можно выделить несколько проблемных моментов. Один из них заключается в том, что все надежды родителей, желание заниматься с ребенком, развивать его всевозможными способами возлагаются на первого ребенка, к последующим детям эти чувства ослабевают и вновь возобновляются по отношению к последнему ребенку. Таким образом, «средние» дети испытывают недостаток родительского внимания и опеки.

Кроме того, вторым проблемным моментом может являться социальная близость родственников: если ребенка всегда окружает большое количество детей с устойчивым типом взаимоотношений, то вне семейного круга он общается редко.

Наконец, серьезный отпечаток на процесс  и проблемы социализации детей в ДОУ из многодетных семей накладывают и материальные проблемы.

С рождением каждого последующего ребенка доход семьи уменьшается и это не может не сказываться на взаимоотношениях детей с окружающей средой. Поэтому оказание поддержки и проявление усиленного внимания к детям из многодетных семей — первостепенная задача всех образовательных организаций и детского сада, в частности.

Затем создается комиссия, состоящая из представителей администрации, органов Роспотребнадзора и дошкольной образовательной организации, к которой будет прикреплена семейная дошкольная группа, для проведения обследования жилищно-бытовых условий кандидата. При получении положительного решения администрацией муниципалитета издается распоряжение, на основании которого дальнейшую работу по созданию группы ведет руководитель дошкольной образовательной организации.

В нашем детском саду в 2014–2015 учебном году успешно функционируют две семейные дошкольные группы — семьи М. и семьи А. В первой семье восемь детей, трое из которых — дошкольного возраста, во второй — четверо детей и также три дошкольника. Матери обеих семей приняты в детский сад на должности младших воспитателей.

При подготовке к подобной форме работы ДОУ с многодетными семьями были разработаны специальные локальные акты:

положение о создании семейной группы в ДОУ(приложение 1); план сотрудничества с семейными дошкольными группами (приложение 2), как часть годового плана работы; программа контроля; карты социализации детей (приложение 3).

Программа контроля включает: оперативный контроль (посещение группы на дому медицинским работником, старшим воспитателем, педагогом-психологом, социальным педагогом); тематический контроль (знакомство мам с планом работы детского сада, посещение ими круглых столов, педсоветов); фронтальный контроль (анализ результатов выполнения программы контроля, динамика развития детей в начале и в конце года); анализ списка литературы, используемой мамой в работе; анализ результатов деятельности детей.

В плане работы по социализации детей в ДОУ из многодетных семей на территории нашего детского сада предусмотрены занятия воспитанников семейной дошкольной группы со специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом и др.), посещение детьми мероприятий (праздников, досугов) или занятий в основном здании дошкольной образовательной организации. Таким образом, создаются все условия для своевременной социализации детей  в ДОУраннего и дошкольного возраста.

Создание семейных групп в ДОУ

С каждой многодетной семьей в ДОУ была проведена индивидуальная работа, в ходе которой был выбран оптимальный вариант взаимодействия с детским садом. Например, семья М. взаимодействует со специалистами нашего детского сада в консультативном режиме, а также участвует во всех досуговых мероприятиях. Дети семьи А. ежедневно посещают занятия в своей возрастной группе и получают дополнительные услуги во второй половине дня — таким образом, воспитанники семейной группы в ДОУ по четыре часа в день находятся в детском саду.

Питание детей организовано следующим образом: мамы ежедневно получают продукты питания согласно меню-раскладке и примерному десятидневному меню.

Медицинское обслуживание обеспечивает врач нашего детского сада, который совместно с участковым педиатром курирует семейные группы в ДОУ, а все необходимые медицинские процедуры осуществляет на базе детского сада штатная медицинская сестра.

Социальный педагог, старший воспитатель, медицинская сестра и завхоз ведут постоянное наблюдение за детьми на дому: оценивают состояние предметно-развивающей среды, соблюдение санитарных правил, режимных моментов, наличие необходимого количества и соответствующего качества игрушек. У мам имеется возможность практически ежедневно консультироваться как очно, так и в  онлайн-режиме со всеми специалистами детского сада: педагогом-психологом, учителями-логопедами, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования.

Плюсы и минусы создания семейных групп в ДОУ

Анализируя деятельность семейных групп в ДОУ, можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты.

К очевидным минусам можно отнести отсутствие педагогического образования у одной из мам. Данная проблема решается через систему наставничества — за счет широкого привлечения педагогических работников и специалистов нашего детского сада. Еженедельно специалисты детского сада посещают данную семью и проводят мастер-классы по различным направлениям. Вместе с тем, очевидно, что без проведения курсовой переподготовки (обучения) мамы, не имеющей педагогического образования, организовать квалифицированную воспитательную и образовательную деятельность в условиях семейной дошкольной группы довольно проблематично, так как в каждой семье свои традиции воспитания и обучения детей. Если мама не хочет пользоваться образовательными услугами детского сада, а предпочитает обучать детей самостоятельно, ее нужно ознакомить с методиками развития детей.

Наблюдение за детьми и их родителями показывает, что создание семейных групп в ДОУ — это действительно эффективная помощь в социализации детей в ДОУ из многодетной семьи.

В данном направлении уже сделаны первые шаги: мамам предложено пройти обучение по программе повышения ИКТ-грамотности, затем по программе дополнительного профессионального образования, которая в настоящий момент специально для родителей, открывающих семейные дошкольные группы, разрабатывается специалистами кафедры дошкольного и начального образования Саратовского областного института развития образования. Все обучение будет проводиться в дистанционном режиме, что является оптимальной формой получения образования многодетными мамами.

В качестве положительных моментов работы ДОУ с многодетными семьями  можно отметить: активное участие детей из многодетных семей в мероприятиях различных уровней, работу мам в театральной студии детского сада и огромный интерес родительской общественности к получению детьми дошкольного образования в семейных дошкольных группах.

Накопив опыт организации работы семейных групп в ДОУ, мы планируем активно развивать данную деятельность в следующем учебном году.

Приложение 1
Положение об организации деятельности семейной дошкольной группы в детском саду комбинированного вида № 226 г. Саратова

1. Общие положения

1.1. Положение об организации деятельности семейной дошкольной группы (далее — Положение) в детском саду комбинированного вида № 226, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования, разработано в целях развития вариативных форм предоставления услуг в области дошкольного образования и в соответствии:

с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральным законом от  06.10.2003 №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 № 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049–13);СанПиН 2.4.1.3147–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  19.12.2013 № 68 (далее — СанПиН 2.4.1.3147–13);<письмом> Минобрнауки России от  27.09.2012 № 08–406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;уставом (ст. 36) муниципального образования «Город Саратов», принятом решением Саратовской городской Думы от  18.12.2005 № 67–649;положением об организации деятельности семейных дошкольных групп в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утв. постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от  29.09.2011 № 1959;распоряжением администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» от  20.10.2011 №  1284-р «Об организации деятельности семейных дошкольных групп».

Настоящее Положение регулирует деятельность семейной дошкольной группы, создаваемой при детском саде комбинированного вида № 226 г. Саратова (далее — Детский сад № 226).

Семейная дошкольная группа является структурной единицей Детского сада № 226 и открывается в семьях, имеющих трех и более детей дошкольного возраста, в т. ч. усыновленных (удочеренных), и детей, находящихся под опекой.

1.2. Семейная дошкольная группа обеспечивает воспитание, в т. ч. присмотр и уход за детьми, в возрасте от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений.

1.3. Семейная дошкольная группа организуется в целях поддержки многодетных семей, предоставления родителям (законным представителям) возможности трудоустройства без отрыва от воспитания детей, а также с целью удовлетворения потребности населения в получении услуг дошкольного образования.

1.4. Общая численность семейной дошкольной группы при Детском саде № 226 должна составлять не менее трех человек.

2. Организация и финансовое обеспечение деятельности семейной дошкольной группы

2.1. Семейная дошкольная группа располагается в жилом помещении, в котором проживает многодетная семья, соответствующем нормам санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований, предъявляемых к жилым помещениям.

2.2. В жилом помещении, в котором располагается семейная дошкольная группа, обязательно наличие аптечки первой медицинской помощи и первичных средств пожаротушения.

2.3. Для обеспечения деятельности семейной дошкольной группы в штатное расписание Детского сада № 226 вводятся дополнительные штатные единицы:

младший воспитатель — 1 ставка;повар — 0,25 ставки;уборщик — 0,25 ставки;социальный педагог — 0,25 ставки.

2.4. Родитель (законный представитель) воспитанников семейной дошкольной группы является работником Детского сада № 226 и принимается в образовательную организацию на должность младшего воспитателя в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ.

Оплата труда младшего воспитателя семейной дошкольной группы осуществляется в соответствии с положением о новой системе оплаты труда и стимулирования работников Детского сада № 226.

2.5. Воспитанники семейной дошкольной группы являются воспитанниками Детского сада № 226, в который они принимаются в соответствии с уставом Детского сада № 226.

2.6. Медицинское обслуживание, питание и организация режима дня воспитанников семейной дошкольной группы осуществляются в порядке, установленном СанПиН 2.4.1.3147–13, СанПиН 2.4.1.3049–13 и в соответствии с уставом Детского сада № 226.

2.7. Для получения дошкольного образования воспитанники семейной дошкольной группы могут посещать занятия и иные мероприятия в Детском саду № 226 в соответствующих возрастных группах.

Организация посещения занятий и иных мероприятий в Детском саду № 226 возлагается на младшего воспитателя семейной дошкольной группы.

2.8. Младший воспитатель семейной дошкольной группы наряду с Детским садом № 226 несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение воспитанников семейной дошкольной группы.

2.9. Руководство работой семейной дошкольной группы осуществляется заведующим Детским садом № 226.

2.10. Педагогические и иные работники Детского сада № 226 оказывают консультативную и методическую помощь, принимают участие в работе семейной дошкольной группы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и утвержденным планом работы.

2.11. Финансовое обеспечение деятельности семейных дошкольных групп осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю Детского сада № 226 в бюджете муниципального образования «Город Саратов».

3. Порядок создания (открытия), прекращения функционирования семейной дошкольной группы

3.1. Решение об открытии семейной дошкольной группы принимает заведующий Детским садом № 226 по согласованию с учредителем с учетом требований, предусмотренных разд. 4 настоящего Положения, и при наличии:

письменного заявления от кандидата в адрес учредителя Детского сада № 226;

положительного акта обследования жилищно-бытовых и социальных условий жизни семьи, претендующей на открытие семейной дошкольной группы.

3.2. Обследование жилищно-бытовых и социальных условий жизни семьи, претендующей на открытие семейной дошкольной группы, проводится комиссией по открытию семейных дошкольных групп и контролю за их деятельностью (далее — Комиссия).

В состав Комиссии включаются: представитель учредителя Детского сада № 226, заведующий Детским садом № 226, медицинский работник, социальный педагог и  педагог-психолог Детского сада № 226, представитель территориального управления Роспотребнадзора по г. Саратову.

3.3. Решение о закрытии семейной дошкольной группы принимает заведующий Детским садом № 226 по согласованию с учредителем в следующих случаях (приказ о закрытии ДОУ):

в семейной дошкольной группе остается менее трех детей дошкольного возраста;

в семейной дошкольной группе возникли неблагоприятные условия для содержания, образования и развития детей, подтвержденные актом Комиссии;

при увольнении младшего воспитателя семейной дошкольной группы из Детского сада № 226.

4. Требования к кандидатам на должность младшего воспитателя семейной дошкольной группы

4.1. Претендовать на должность младшего воспитателя семейной дошкольной группы не могут:

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными (данные ограничения распространяются и на совершеннолетних членов семьи кандидата, проживающих совместно с ним);лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах (данные ограничения распространяются и на совершеннолетних членов семьи кандидата, проживающих совместно с ним);лица, отстраненные или освобожденные от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;лица, имеющие заболевания, при наличии которых граждане не могут исполнять обязанности по воспитанию детей либо им запрещена работа с детьми (данные ограничения распространяются и на совершеннолетних членов семьи кандидата, проживающих совместно с ним);лица, не располагающие необходимыми жилищно-бытовыми условиями для организации семейных дошкольных групп в жилом помещении и проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;лица, не имеющие среднего (полного) общего образования.

4.2. Члены семьи младшего воспитателя семейной дошкольной группы должны проходить медицинские осмотры и обследования в установленном порядке.

4.3. При подборе младшего воспитателя семейной дошкольной группы учитываются условия проживания, нравственные и личные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с детьми, способность к выполнению возложенных обязанностей, взаимоотношения членов семьи кандидата с детьми.

5. Экономические основы функционирования семейной дошкольной группы

5.1. Расходы на функционирование семейной дошкольной группы возмещаются образовательной организации за счет бюджетных средств г. Саратова.

5.2. Заработная плата младшего воспитателя семейной дошкольной группы устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами.

5.3. Родительская плата за содержание ребенка в семейной дошкольной группе определяется в размере, установленном за содержание детей в Детском саду № 226.

6. Требования к организации питания

6.1. Приготовление пищи для детей семейной дошкольной группы осуществляется из продовольственного сырья, получаемого ежедневно согласно меню-раскладке и примерному десятидневному меню Детского сада № 226, непосредственно на кухне жилого помещения, в котором размещается семейная дошкольная группа.

6.2. Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий в семейную дошкольную группу из пищеблока Детского сада № 226. Доставка готовых блюд должна осуществляться согласно п. 3.3. СанПиН 2.4.1.3147–13.

7. Контроль качества работы семейной дошкольной группы

Общее руководство и контроль деятельности семейной дошкольной группы осуществляет администрация Детского сада № 226 в пределах компетенции, определенной уставом Детского сада № 226, по отдельному плану-графику.

Приложение 2
План сотрудничества семейной дошкольной группы семьи М. с детским садом комбинированного вида № 226 г. Саратова на 2014–2015 уч. г.
Социализация детей в ДОУ: семейные группы

Приложение 3
Карта социализации ребенка
Социализация детей в ДОУ: семейные группы

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль