Проблемы социализации дошкольников: работа с социально неблагополучными семьями

123

Работа с детьми из социально неблагополучных семей особенно актуальна во всех дошкольных образовательных организациях.

Дошкольник особенно остро переживает семейное неблагополучие, что отражается на особенностях его психического развития и  проблемах социализации дошкольника.

Если в благополучных условиях дети успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется самосознание и мировоззрение, то в неблагополучных они, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения, как во внешнем облике, так и в личностном развитии.

Чем характеризуется работа с детьми из социально неблагополучных семей

Как отмечает Л. Я. Олиференко в своей работе « Социально-педагогическая поддержка детей группы риска», особенности внешнего вида детей не всегда можно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то дети из неблагополучной обстановки в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития. У большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональная неразвитость, замкнутость и т. д. Проблемы социализации детей из неблагополучных семей полностью ложатся на плечи педагогов и воспитателей.

Как проявляются семьи c проблемами социализации дошкольников

Растерянность, агрессивность, враждебность, невосприимчивость к словам и поддержке в целом, нежелание пойти на компромисс и объективно оценить сложившуюся ситуацию. Вместо того чтобы искать пути решения и принять помощь, родители активно пытаются искать виноватых в своих проблемах вне семьи (часто ими оказываются педагогические работники детского сада, врачи).

Задача педагогических работников — провести работу с детьми и помочь полноценно развиваться и сгладить негативное влияние их окружения.

В последние годы в дошкольные образовательные организации все чаще приходят дети  мигрантов, безработных родителей или из семей, находящихся в личностном или социальном кризисе. Периодически встречаются дезорганизованные семьи, в которых нарушены социальные роли или отмечается неблагополучный психологический климат. Кроме того, на фоне сверхзанятости родителей у детей накапливается дефицит общения с ними, и, как следствие, возникает отчужденность в  детско-родительских отношениях.

В таких условиях педагогическим работникам детских садов приходится брать на себя главенствующую роль в воспитательной работе, подстраховывая главный институт социализации — семью. Чтобы осуществлять эту роль педагогическим работникам необходимо представлять основное содержание воспитательно-образовательной работы в этом направлении, знать ее методы и приемы.

Межведомственное взаимодействие по работе с детьми из социально неблагополучных семей

Решение проблем социализации дошкольников и помощь родителям должна осуществляться не только силами работников детского сада, но и посредством тесного взаимодействия с социальными партнерами. Для оптимальной организации такого взаимодействия Л. Я. Олиференко разработаны рекомендации для специалистов образовательных организаций (школ и детских садов) по межведомственному взаимодействию при работе с детьми (приложение).

Следует отметить, что на практике во взаимодействии разных ведомств отсутствует принцип командообразования. То есть через какое-то время количество специалистов и организаций, работающих с одной и той же неблагополучной семьей, становится очень большим, но, к сожалению, они так и не объединяются в рабочую группу, единую команду. Отчасти это происходит из-за того, что отсутствует куратор, который может провести анализ, правильно определить цели, ресурсы, привлечь нужных специалистов, скоординировать усилия, четко поставить задачи, проконтролировать их выполнение, провести супервизию, оценить результаты, скорректировать программу.

В итоге помощь не всегда осуществляется полноценно и последовательно. В таких случаях дошкольная образовательная организация остается один на один с трудным ребенком и его проблемными родственниками.

Именно поэтому очень важно организовать командную работу. Работники дошкольной образовательной организации не должны замыкаться в своих проблемах и пытаться преодолеть трудности в работе с данными детьми и родителями в одиночку. Всегда можно построить отношения взаимодействия и поддержки с районными организациями, специализирующимися на оказании помощи проблемным ячейкам общества.

Опыт решения проблем социализации дошкольников

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» г. Москвы (далее — центр «Ясенево») на протяжении многих лет координирует межведомственное взаимодействие по оказанию помощи неблагополучным семьям района Ясенево Юго-Западного административного округа г. Москвы. С центром сотрудничают практически все дошкольные и общеобразовательные организации, а также органы опеки и попечительства, управа района Ясенево, комплексный центр социального обслуживания, учреждения дополнительного образования, центры помощи инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья, различные медицинские организации.

По инициативе центра «Ясенево» и при непосредственной поддержке районной управы был создан межведомственный совет, который утверждает программы, значимые для социального благополучия района и способные решить проблемы социализации детей из неблагополучных семей, например:

«Развитие семейной политики района Ясенево»; «Несовершеннолетние матери — поддержка и обучение»; «Профилактика социального сиротства»; «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста»; «Воспитание социально одобряемого поведения с азов»; «Мир семьи — семья мира».

Десять лет муниципалитет выделял на эти программы гранты — небольшие, но адресные и чрезвычайно эффективные, поскольку их конечными потребителями оказывались жители района. Центр «Ясенево» всегда обеспечивал научно-методическую поддержку этих программ, отслеживал их результативность и дальнейшее продвижение.

Сегодня в центре «Ясенево» осуществляется целенаправленная социализация дошкольников школьного и дошкольного возрастов, а также проводятся работы с детьми из социально неблагополучных условий и их родственниками, с различным статусом: полных, неполных и многодетных; воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Нуждающиеся в помощи попадают в центр по направлению из образовательных организаций, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо обращаются самостоятельно. Как правило, они ставятся на учет в разных ведомствах и организациях, а также на внутренний учет центра «Ясенево».

Затем проводится первичная диагностика, которая включает анкетирование, заполнение опросных листов, применение графических методик, беседу с социальным педагогом и психологом. С каждой семьей работа проводится комплексно — то есть со всеми ее членами. Все это позволяет определить тип внутрисемейных отношений и стиль воспитания, обнаружить скрытые конфликты, а главное, определить ресурсы и наметить дальнейший план работы.

Каждая семья с детьми на начальном этапе обязательно проходит психолого-медико-педагогический консилиум, в котором участвуют специалисты разного профиля: врачи, логопеды и дефектологи, психологи, социальные педагоги. На консилиуме определяется проблема детей, разрабатываются рекомендации для родителей.

В центре «Ясенево» создано подразделение социальной работы, ориентированное на поддержку и оказание комплексной помощи, а так же непосредственное решение проблем социализации детей из подобных семей. Консилиум подразделения социальной работы разрабатывает индивидуальный план действий с каждой конкретной семьей. План составляется на год и может изменяться и корректироваться в процессе сопровождения.

Кроме того, оформляется пакет документов, включающий социальный паспорт, личное дело и обработанные результаты изучения. Вся полученная в процессе работы информация является конфиденциальной и доступна только специалистам центра.

Для помощи неблагополучным семьям разрабатывается план мероприятий, схема взаимодействия со специалистами, изучается история развития семей, причины и особенности неблагополучия в них, подбираются необходимые диагностические и коррекционные методики.

Виды работ с детьми из социально неблагополучных семей: помощь семьям

Направление родителей на индивидуальные консультации специалистов: психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов, врачей (педиатра, невролога и психиатра), специалиста по лечебной физкультуре, педагогов дополнительного образования и многих других; посещение родителями индивидуальных психологических тренингов, а также лекций и семинаров разнообразной тематики, где они имеют возможность получить все необходимые знания; проведение системной семейной психотерапии, где высококвалифицированные специалисты могут оказать необходимую поддержку каждому члену семьи, а семья может почувствовать свою целостность и уникальность.

Социальный патронат — комплекс мероприятий, направленных на решение проблем социализации дошкольников из неблагополучных условий, сохранению за ним (ними) родительского попечения.

Для более четкого понимания проблем  социализации дошкольников из социально неблагополучных семей организуется социальный патронат: посещение семей на дому, наблюдение в образовательной организации, беседы с воспитателями, психологом, социальным педагогом и администрацией детского сада. Для детей и родителей проводятся консультации специалистов, просветительские семинары и вебинары, индивидуальные беседы, а также праздничные мероприятия для всех семей, включенных в работу по той или иной программе.

Учитывая глубину семейных проблем и способность неблагополучной семьи создавать свои собственные проблемы, хорошим результатом работы считается установление доверительных отношений, создание условий для эффективного и продуктивного взаимодействия.

Таким образом,  решению проблем социализации дошкольников из неблагополучных условий способствуют

Изменение окружающей социальной среды; совершенствование правового регулирования вопросов, касающихся семейного неблагополучия; ведение статистики и учета семей, в которых нарушаются права детей; информирование общественности о службах и услугах, которые оказываются в целях улучшения семейных условий или для защиты детей от негативного воздействия семьи; сохранение сбалансированности между правами детей и правами родителей в семье; диагностика и профилактика девиантного поведения детей; помощь супругам, находящимся в разводе, и многое другое.

Кроме того, следует отметить, что последовательная командная работа всех организаций, по решению проблем социализации дошкольников и оказание помощи родителям (законным представителям), обязательно должна быть адресной, то есть направленной не на  какую-то несуществующую среднестатистическую семью, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определенной стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные личностные, коммуникативные или социальные трудности.

Приложение
Рекомендации по взаимодействию разных ведомств в оказании помощи детям из неблагополучных семей

Доминирующий фактор в характеристике семьи Виды помощи воспитанникам дошкольной образовательной организации и их семьям Организации и специалисты Необходимые документы
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей Наблюдения и консультации педагога-психолога, социального педагога. Помощь семейного психолога семье и детям. Проведение семинаров и бесед по вопросам воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры игровой поддержки. При необходимости постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или другие службы Детский сад, различные службы и центры, дом творчества, спортивная школа, танцевальная студия и т. д. Направления от специалистов, рисунки детей, характеристика воспитателя, педагога-психолога, социального педагога
Жестокое отношение к ребенку Наблюдения педагога-психолога, социального педагога. Проведение педагогом-психологом, социальным педагогом, врачом, юристом бесед с родителями. Психотерапевтическая помощь родителям и детям. Привлечение к занятиям в  детско-родительской группе. Обращение в органы защиты прав несовершеннолетних или другие службы (при необходимости). Привлечение родителей к участию в семинарах, беседам по вопросам воспитания Педиатры, детский сад, различные службы и центры, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отряд профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Ходатайство педагогических работников детского сада; медицинское заключение; заявление родственников, соседей или специалистов; личное дело ребенка; заявление-ходатайство на лишение родительских прав; справка с места жительства родителей и ребенка; решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о лишении родительских прав
Оба родителя страдают алкоголизмом Наблюдения детей и консультации родителей педагогом-психологом образовательной организации. Оказание психиатрической и наркологической помощи членам семьи. Обращение педагогических работников в органы защиты прав несовершеннолетних. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования. Постановка ребенка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или другие службы. Консультация ребенка у психиатра, нарколога и т. д. Обследование ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума и определение специальных условий его обучения (при необходимости). Прохождение родителями лечения у специалистов по наркологической помощи (при необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав либо ограничения в правах (при необходимости) Детский сад, различные центры и службы, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохранению, врачи, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекция по делам несовершеннолетних Акт обследования жилищных условий семьи, характеристика семьи, заявление или ходатайство воспитателя, которые направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Характеристика ребенка из образовательной организации, направление к психиатру по месту жительства, генограмма семейного окружения1, ходатайство о постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов
Родители в состоянии развода или после развода Наблюдения и консультации педагога-психолога образовательной организации, семейного психолога в центре психолого-медико-социального сопровождения. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. Привлечение ребенка в кружки, студии, секции, клубы и т. д. Направление ребенка к психиатру, невропатологу (при необходимости). Привлечение родителей ребенка к участию в деятельности группы детского сада. Приглашение родителей на семинары по психологии детей, перенесших травму. Использование видеоматериалов о последствиях развода для работы с родителями Детский сад, различные центры и службы (в том числе кризисные), клуб матерей, дом творчества, органы социальной защиты Характеристика из образовательной организации, ходатайство о постановке ребенка на учет в органах социальной защиты и др., социальный паспорт семьи (карта семьи), рекомендации для родителей, заявление родителей о приеме ребенка в центр психолого-медико-социального сопровождения, на консультацию к психологу или другому профильному специалисту
1 Генограмма — графическая запись информации о семье ребенка (чаще всего в трех поколениях).
Неполная семья Наблюдения и консультации педагога-психолога, социального педагога. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей (полная семья выступает в качестве модели желаемого поведения или отношений). Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. Обучение родителя навыкам воспитания ребенка в неполной семье. Привлечение общественных организаций к вопросам и проблемам воспитания в конкретной семье Детский сад, различные центры и службы, психотерапевт, родительский клуб Психологическая и педагогическая характеристика ребенка, справка от участкового педиатра, направление детского психиатра, рисунки детей
Отчужденность родителей из-за высокой занятости Сопровождение ребенка социальным педагогом. Наблюдение и консультации педагога-психолога образовательной организации. Консультативная помощь психолога, психотерапевта и т. д. Привлечение ребенка к посещению центра игровой поддержки. Привлечение родителей к занятиям по изучению психологии ребенка. Помощь родителям в организации совместного досуга с детьми Детский сад, детский дом, приют (у таких родителей периодически возникает желание отдать ребенка в круглосуточный детский сад или даже в детский дом), кризисный центр, жилищно-эксплуатационная контора, отделение полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекция по делам несовершеннолетних, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогический консилиум Психологическая и педагогическая характеристики на ребенка, направление из образовательной организации, справка от педиатра, направление от психиатра, акт обследования жилищных условий семьи, рисунки детей
Полная семья, один из родителей страдает алкоголизмом Наблюдения и консультации педагога-психолога. Консультации здорового родителя педагогом-психологом, социальным педагогом, врачом. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в  детско-родительской группе. Беседы воспитателя, педагога-психолога с родителем, страдающим алкоголизмом, о необходимости лечения от зависимости. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка направление его на обследование у детского психиатра Детский сад, детский дом, приют, кризисный центр жилищно-эксплуатационная контора, отделение полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекция по делам несовершеннолетних, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогический консилиум Психологическая и педагогическая характеристики, направление от образовательной организации на обследование у психиатра, справка от педиатра, психиатра, акт обследования жилищных условий, рисунки детей
Неполная семья, одинокий родитель страдает алкоголизмом Беседы воспитателя, социального педагога, психолога с родителем, страдающим алкоголизмом, о необходимости лечения от зависимости. Наблюдение и консультирование родителей психологом, наркологом. Вовлечение ребенка в кружки, секции, студии и т. д. При необходимости — информирование органов опеки и попечительства о наличии детей в такой семье для решения вопроса об ограничении или лишении родительских прав. Направление ребенка на  психолого-медико-педагогическую комиссию для определения необходимости в специальных условиях обучения Детский сад, центры социально-педагогической и  медико-психологической реабилитации, психолого-медико-педагогическая комиссия, детский или подростковый психиатр, комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы, дома и центры творчества, органы здравоохранения Психологическая и педагогическая характеристики, направление на  психолого-медико-педагогическую комиссию, справка от педиатра и психиатра, акт обследования жилищных условий, рисунки детей
В опекунской семье престарелые либо употребляющие алкоголь, либо педагогически несостоятельные опекуны Вовлечение детей в кружки, секции и студии. Консультации педагога-психолога для опекунов. Индивидуальная работа педагога-психолога с ребенком. Консультация районного психоневролога. Направление ходатайства в органы опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку (при негативной динамике). Направление ребенка на  психолого-медико-педагогическую комиссию для определения необходимости в специальных условиях обучения. Консультация невропатолога или психиатра Детский сад, детский дом, приют, кризисный центр, жилищно-эксплуатационная контора, отделение полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекция по делам несовершеннолетних отдел социальной защиты населения, психолого-медико-педагогическая комиссия Карта неблагополучной семьи, план работы с семьей, направление на  психолого-медико-педагогическую комиссию, акт обследования жилищных условий, направление психиатра и др.
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождения брошенных детей В образовательной организации должны быть необходимые телефоны городских служб, в том числе телефон приюта, отдела охраны прав детей, телефон отдела полиции по розыску детей, больницы и др. Детский сад, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, жилищно-эксплуатационная контора, отделение полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекция по делам несовершеннолетних, отдел социальной защиты населения, психолого-медико-педагогическая комиссия



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль