2 123 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ

  • 26 апреля 2018
  • 1478

Вопрос организации занятий по правилам дорожного движения с воспитанниками ДОУ не теряет своей актуальности: статистка ДТП, в которых пострадали бы несовершеннолетние, все еще вызывает тревогу. Ежедневно на новостных порталах появляются сводки о происшествиях с участием детей. И если некоторых трагедий избежать было сложно, то огромный процент нарушений, повлекших за собой тяжкие последствия для детей, возникают вследствие баловства на дороге, а также отсутствия четкого понимания системы «можно/нельзя». Потому обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемый компонент программы в саду.

Основания

Базовой задачей современного общества считают защиту здоровья и жизни ребенка. Обучение дошкольников правилам дорожного движения не просто мероприятия из серии общеразвивающих, это продиктованная самой жизнью необходимость, фактор безопасности. В ДОУ воспитанник усваивает базовые понятия системы дорожного движения (ДД), учится правилам поведения в цепочке «транспорт-человек-дорога».

Начало знакомства воспитанника с дорожной азбукой раннее. Путь в сад и обратно – доступный  иллюстративный пример непосредственного ознакомления с тем, как устроена система дорожных правил. Личный пример – это задача родителей, поведение которых копирует ребенок. Если взрослый перебегает с ребенком дорогу в неположенном месте, даже одного раза подобного нарушения правил достаточно, чтобы у малыша закрепилась реакция «так делать можно». И если сами родители нарушают ПДД, детский сад словно вступает в противоречие с родительским воспитанием.

Потому на родительских собраниях, в личных беседах педагоги ДОУ напоминают семьям воспитанников о важности работы в этом направлении, о цене личного примера.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Проведение акции по соблюдению правил дорожного движения

2. Мобильная автоплощадка, которая научит дошкольников соблюдать ПДД

Для педагогов ориентиром стала программа Т.И. Даниловой «Светофор», где расписана система занятий по ПДД, возможные мероприятия, экскурсии, целевые прогулки. Она создана для ребят-дошкольников. На основе «Светофора» появились много авторских программ, инновационных разработок. Все это сопряжено с тем, что предупреждение детских травм на дорогах – это  и работа педагогического состава тоже. Правила дорожного движения для дошкольников систематично познаются в садике, и регулярные мероприятия не имеют права быть формальными.

Особенности методики

Если анализировать современную методическую базу по этой теме, станет ясно – самыми действенными методами являются объяснительно-иллюстративные. Не утрачивают своей значимости беседы, рассказы, дидактические игры. Не отказываются воспитатели от чтения вслух художественных произведений.

Творческие занятия (лепка, рисование, конструирование) также затрагивают тему ПДД. Но параллельно с этими видами деятельностями и методами обучения внедряются и дифференцированные формы работы с воспитанниками. В них закрепляются элементы театрализации, игровые моменты, музыкальные. Подача материала предпочтительна иллюстративная.

ДОУ

Как организовать уголок дорожной безопасности


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Что означает интегрированный подход в обучении ПДД:

• Выполняя задания, касающиеся правил дорожного движения, малыши не концентрируются на одной деятельности – лепка, аппликация, моделирование, слушание музыки, конструирование должны в равной мере присутствовать на этих занятиях.

• Развивающееся творческое воображение поможет ребятам более точно и образно запомнить материал. Каждый ребенок проще запоминают тему, если подача ее была понятной, интересной, доступной – в беседе, игре, музицировании и т.д.

• Если виды деятельности сменяют друг друга, но устремлены они к объяснению одной темы, такая интеграция поможет ребенку максимально полно усвоить тему.

Важно! Каждый дошкольник ПДД должен изучить не только теоретически, но и практически.

Целевой компоненты

Воспитатель в разработке материала по тематике ПДД должен опираться на собственные знания, на тематические ресурсы, помогающие максимально доступно изложить актуальную информацию детям, а также на такт и готовность обсуждать работу с родителями.

Задачи воспитателя:

• расширить и углубить представления дошкольников о ПДД, о поведении в транспорте (как общественном, так и личном) путем применения активных познавательных форм – изобразительной деятельности, различных вариаций проектирования;

• научить воспитанников отображать в рисунке знания, приобретенные на занятиях по обучению ПДД, делиться своими представлениями с окружением;

• стимулировать эмоциональную заинтересованность воспитанников в изучении темы ПДД;

• развивать на тематических занятиях стремление к проявлениям конструкторских и творческих способностей;

• активизировать внимание детей, наблюдательность, инициативность и изобретательность;

• закрепить в сознании дошкольников необходимость безопасного поведения на улице, важность знания ПДД.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, а также с принципами безопасного поведения на улице проводится согласно выполнению программных требований. Нужно не допустить интеллектуальной перегрузки воспитанников, не усложнять информацию, не увеличивать ее объемы.

Организация обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о стратегическом планировании, маркетинговой деятельности и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО.

Организация обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ Организация обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ Организация обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ Организация обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ

О развивающей среде

Что понимается под развивающей средой в системе обучения ПДД? Это транспортные наборы, современные макеты улиц, дорожные знаки и светофоры, иная атрибутика ДТД, задействованная в играх.

Развивающую среду создают на основе трех моментов контактирования с системой ДД:

1. Ребенок – пассажир транспорта (чаще всего рассматривается в аспекте транспорта городского).

2. Ребенок – пешеход.

3. Ребенок – водитель (под транспортом подразумевается велосипед, беговел, ролики, санки, гироскутер, и т.д.)

Объем материала предполагает, что занятий, объединенных одной темой, должно быть несколько. Занятия органично вписываются в программу, каждое связано с предшествующими или следующими. Недопустима работа блока «Обучение детей ДОУ ПДД» в качестве разового мероприятия.

Деятельность охватывает темы, с которыми малыш сталкивается в своем нынешнем возрасте. Материал должен быть понятным ребенку, актуальным для него. Новые знания воспитанник закрепит в игровой и творческой активности, при чем, не только в саду.

Работа по ознакомлению с ПДД в ДОУ по ФГОС не приходится на отдельный, специальный раздел, она гармонично входит в каждый раздел и каждое направление воспитательно-образовательной программы сада.

Выбор методов

Воспитатель стремится создать у ребенка систему ЗУН по изучаемой теме. Работает он и над закреплением стойких привычек культуры поведения на улице, невозможной без аспекта безопасности.

Обучение подразумевает:

• Непосредственное восприятие воспитанником дорожной уличной среды. Это значит, что дети оценивают, анализируют дорожную среду в ходе целевых прогулок. Ребята анализируют, как движется транспорт, и как передвигаются пешеходы, какие дорожные знаки есть, для чего их придумали, как на знаки реагируют участники ДД.

• Системно организованные занятия по ПДД развивающе-обучающего характера (в рамках занятий педагог показывает ребенку, как важно сознательно относится к собственным поступкам, как полезно уметь справляться со своими порывами и т.д.)

На занятиях не теоретически объясняется система знаков и условностей ДТД: воспитатель закрепляет у ребенка понимание пребывания в мире этих знаков и условностей. Воспитанник уясняет, что выбежать на дорогу, перейти проезжую часть в непозволительном месте, вырваться из руки взрослого – это не просто порицаемо, это опасно и неразумно.

По итогам нескольких занятий коллектив вместе с воспитателем устраивает театральное представление. Например, используя кукольный театр, они разыгрывают сценку на тему ПДД, действующими лицами которой будут кукольные персонажи. Тема отрабатывается и в другой творческой деятельности: лепке знаков ДД, транспорта, светофора.

Обучающие прогулки

С них по стандарту начинается изучение ПДД. ДОУ располагает (в идеале) территорией, которую можно назвать развивающей, благодаря нанесенной на асфальтированные участки разметке. На этой территории можно моделировать дорожные ситуации, учить кататься на детском транспорте и т.д. Педагог должен четко разъяснить ребятам, что опасность настоящих авто гораздо выше опасности машинок игрушечных. Но дети все равно должны играть с машинками: грамотное воспроизведение дорожных ситуаций поможет воспитанникам научиться ориентации в действиях транспорта.

Задача воспитателя, чтобы ребенок проговаривал процесс:

• автомобиль развернулся;

• машина дала задний ход;

• автомобиль увеличил скорость;

• авто высадило пассажира и т.д.

Моделирующие игры, безусловно, проводят и в группе, но на улице, в специально отведенной зоне они смотрятся реалистичнее. За счет реалистичности дети с интересом подключаются к игре, комментируют, помогают, актуализируют уже полученные знания.

На целевых прогулках стоит отрабатывать и навыки ориентации. Слева, справа, снизу, спереди, сверху – эти слова дошкольники должны понимать и грамотно ими оперировать.

Прогулки, которые проводятся за территорией ДОУ, предназначены расшить знания воспитанников о транспорте, его видах и назначении. Педагог должен показать те зоны улицы, где пешеходу ничего не угрожает. Воспитатель же объясняет, как правильно перемещаться по пешеходному переходу, почему так важно не отпускать руку старшего, с какой стороны от дороги по тротуару должны идти взрослый и ребенок и т.д. Полезными будут уличные занятия, которые развивают глазомер и даже боковое зрение.

Работа с семьей

Семейное творчество – это интересное совместное значимое действие ребенка и взрослого. Задача воспитателя мотивировать, вдохновить родителей на маленькое творческое дело.

Какие варианты возможны:

• конкурс семейных постеров «ПДД мы твердо знаем, всей семьей их уважаем!»;

• семейная выставка фотографий, посвященных культурному и безопасному поведению в транспортной среде;

• спортивная эстафета с элементами театрализации типичных ситуаций на дороге;

• конкурс семейных поделок на тему «Транспорт будущего» и т.д.

Благодаря информатизации образования, доступности применения компьютерных технологий, воспитатель пользуется в работе высокотехнологичными ресурсами. Например, презентация «Правила дорожного движения для дошкольников», и демонстрация анимации, и слайд-шоу (применяется как викторина по ПДД для воспитанников).

Примерные пункты проектов

Проекты по ПДД в ДОУ по ФГОС – это мероприятия, участниками которых будут дети, их родители, воспитатели и педсостав. Проект предполагает компетенции, которыми овладевает воспитанник в итоге. Реализация проекта предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный, что часто проходит в виде массового спортивного праздника.

                                                  Группа

Младшая                  Средняя                     Старшая                    Подготовительная

«Идем на улицу» - дидактическая игра

«Дорога домой» - беседа

«Школа пешехода» - сюжетно-ролевая игра

«По дорожке скачут ножки» - тематическая инсценировка

«Что такое улица» - беседа

«Знаки для внимательных» - интерактивная викторина

«Умные книжки» - чтение вслух худ. лит.

Большие правила для маленьких» - игра-конструирование»

«Светофор» - театрализованная игра

«Мы гуляем на улице» - рисование

«Помни эти правила» - интерактивная игра

«Путешествие в Светофорию» - спортивный праздник

Когда мы знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, опираемся на социальные изменения, технический прогресс, те информационные ресурсы, которые доступны сегодня даже воспитанникам. Это помогает подключить родителей к образовательному процессу, использовать интернет-контент, предназначенный для ознакомления с темой ПДД ребят дошкольного возраста.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.