Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы

  • 18 сентября 2015
  • 534

Каждый ребенок – личность, индивидуальность. Но уникальность некоторых детей приходится подчеркивать по причине отличий, требующих серьезной коррекции общения и работы с ним. Тревожит факт процентного роста детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Общество должно быть многомерно готово не только понимать и уважать проблемы таких ребят, но и признавать в полной мере их право на образование (и дошкольное в том числе). Не только специалисты сферы образования, а социум в целом должны принимать и быть готовыми включать дошкольников с ОВЗ в детское сообщество. Сегодня недопустимым, негуманным считается прятать ребят с особенностями за стенами специально отведенных для этого, искусственных по сути заведений.

Социализация детей детских учреждений с ограниченными возможностями – это заслуга инклюзивного обучения. Именно инклюзия помогает сократить изоляцию ребят с ОВЗ. Если такой ребенок ограниченно знаком с повседневностью, он теряет возможности развиваться, быть социально включенным, полноценно участвовать в жизни общества.

О детской дискриминации

Еще в 1962 году вышла Конвенция ООН по борьбе с дискриминацией в образовании. В конце 80-х свет увидела Конвенция ООН о правах ребенка. Документы признали право неполноценных умственно и физически детей на тот уровень жизни, что способствует физическому, умственному, духовному, нравственному и социальному развитию. И обеспечивать этой уровень обязаны семья и государство.

Факты дискриминации детей с ОВЗ не единичны, и хотя законодательство двигает прогресс в обществе, его установках и принятии, ситуация далека от совершенства. Не все дети, нуждающиеся в инклюзивной социализации, ее получают. Например, огромное количество ребят с ВИЧ-инфекцией (которая сегодня в цивилизованном обществе не считается стигматизированным диагнозом), и даже просто дети-отказники месяцами лежат в инфекционных отделениях детских больниц, так как ДОУ их не принимают.

Специальные и коррекционные школы родители не без основания воспринимают как гетто для своих детей с ОВЗ. Но не все общеобразовательные учреждения готовы принять ребят с особенностями развития: неготовность выражается в отсутствие комфортной для учеников с ОВЗ среды, недостатке кадров (мало тьюторов), а также системы в целом, которая включала бы все аспекты принятия и дискомфортного внедрения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Наконец, не сбрасывается со счетов вопрос толерантности. Ее нужно прививать с дошкольного возраста, чтобы общество было здоровым и гуманным. Если не будет толерантности, даже идеальные условия в саду  и школе, созданные для инклюзии особенных учеников, станут просто декорациями, в которых все равно найдется место переживаниям, обидам и фактической изоляции.

Инклюзия в саду

Социализация дошкольников с ОВЗ в ДОУ помогает решить ряд актуальных проблем.

Среди них:

• обеспечение процесса социализации ребят с особыми потребностями;

• прививание дошкольникам установок толерантности;

• воспитание уважения к инвалидам – помощь семьям ребят с ОВЗ.

Каждый ребенок, рожденный в РФ, от первого дня появления на свет можете рассчитывать на государственные гарантии относительно прав и свобод гражданина, среди которых и образовательное право. Уже семь лет как Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Этот документ зафиксировал не только право детей с ОВЗ на получение учебно-воспитательных услуг, но и закрепил доступность образования на всех ступеньках.

Социализация дошкольников с ОВЗ способствует оптимизации перспектив ребят в вопросах развития коммуникативных навыков, разработки поведенческих стратегий, улучшения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Но как бы оптимистично это ни звучало, реалии говорят о проблемах, возникающих при реализации данных целей буквально на каждом шагу.

Проблемы говорят не только о том, что нужно улучшать инфраструктуру, материальную готовность ДОУ к социализации дошкольников-детей с ограничениями по здоровью. Требуется адаптация программ, серьезная и глубокая, преодоление стереотипизации, введение большой разъяснительной работы в образовательной среде, с родителями других дошкольников.

Требования к инклюзивному обучению

У сада, который работает по принципу инклюзии, должны быть два базовых признака. Первый – он оснащается безбарьерной адаптированной средой, а также физической доступностью объектов для абсолютно всех ребят. Второй – в саду должны быть условия и возможности, позволяющие осуществлять непрерывный воспитательно-образовательный процесс, включающий и коррекционные занятия.

Требования к организации безбарьерной среды:

1.Для дошкольников, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, вход в ДОУ должен быть оборудован специальным подъемником с перилами и наклонным пандусом. Дверные проемы внутренних помещений должны быть расширены. Переходы пешеходных дорожек следует сделать более удобными в местах бордюров и уклонов.

2. Для воспитанников с нарушенными двигательными функциями требуется специальное переоборудование пешеходных дорожек. На тротуарах обустраиваются площадки для отдыха.

3. Для ребят с нарушенным зрением следует расширять прогулочные дорожки до трех метров, по всех длине которых устанавливается двухуровневое ограждение. Обязательна и организация наружного искусственного освещения по всей территории прогулочной зоны.

4. Для дошкольников с дефектами слухового анализатора следует оборудовать помещения, где будут проходить занятия и массовые мероприятия, специальной аппаратурой, усиливающей звук.

Но, конечно, социализация детей с ОВЗ в ДОУ не ограничивается только этими требованиями. Особенно важна работа с педсоставом по подготовке к инклюзии.

Работа с педагогами

На подготовительном этапе педагоги знакомятся с нормативной документацией, которая регулирует отношения в области инклюзии, с особенностями работы инклюзивных групп, принципами создания развивающей среды. Наконец, педагогические работники должны получить сертификаты о повышении квалификации, которые дают право работы с ребятами с ОВЗ.

На основном этапе ведется организация психолого-педагогической поддержки, а также профессионального и личностного роста сотрудников, которые занимаются в инклюзивных группах. Налаживается партнерство между педсоставом, медсотрудниками ДОУ, а также профильными специалистами, среди которых  логопед, психолог.

Итоговый период организации работы  с педсоставом подразумевает анализ новых знаний, а также навыки работы с детьми с ОВЗ, определение путей развития педагогических компетенций с целью усовершенствования программы социализации детей с ОВЗ в ДОУ.

Тематическая неделя по вопросам инклюзии

Социализация дошкольников (инклюзивные группы занимаются именно налаживанием социальных связей ребят с ограниченными возможностями здоровья), это еще не до конца проработанный пласт знаний, навыков, программного обеспечения и т.д. Потому в ДОУ не просто уместны, а необходимы недели, которые посвящаются конкретно вопросам инклюзии.

Какие мероприятия возможны:

Презентация к педсовету ДОУ «Социализация дошкольников с ОВЗ». Это компактная, содержательная, иллюстративная работа, анализирующая основные этапы, проблемы и вопросы касательно социализации ребят с особенностями. Может применяться как вводный информационный инструмент в начале педсовета тематической недели.

• Консультации с родительским коллективом «Безграничное принятие». К сожалению, не все родители с пониманием и осознанностью происходящих в обществе процессов относятся к тому, что их условно здоровые дети будут бок о бок учиться и воспитываться вместе с ребятами, имеющими некоторые психофизиологические особенности. Родители – не побочная сторона обучающе-воспитательного процесса, а активная. Она не просто наблюдает, а участвует, сотрудничает, помогает. Потому в каждой группе должны пройти родительские собрания, где воспитатель с психологом объясняют все острые моменты, неловкие вопросы и ликвидируют «пробелы» в знаниях.

• Педагогический лекторий. Предполагается, что специалисты дошкольного образования продолжат профессиональное совершенствование и  путем слушаний лекций. Для лектория приглашаются преподаватели высшей школы, детские психологи, психотерапевты, а также другие специалисты, которые могут более подробно, структурированно, триггерно изложить актуальную для социализации ребят из инклюзивных групп информацию.

• Психотренинги для педагогов и родителей. И это не только работа с родителями детей с ОВЗ, хотя, безусловно, психолого-педагогическая поддержка нужна им в немалой мере. Психотренинги помогают превратить теоретические познания в практические умения. Тренинги раскрепощают, снимают зажимы и установки, помогают взрослым выразить чувства и услышать возможные советы, рекомендации не в плане теоретизации. Это дополнительный ресурс для родителей, дети которых воспитываются в инклюзивной группе.

Задача педагогического состава – сделать тематическую неделю не формальным проектом, который укладывается в отчеты и аналитику. Это должно быть действенное мероприятие, практикоориентированное, с практическим «выхлопом».

Инклюзивные ценности

Так называют социально-одобряемые подходы, которые помогают достичь целей инклюзии.

Цели инклюзии:

1. Содействие благополучному обучению и развитию всех ребят.

2. Поддержка различий между воспитанниками и взрослыми, которая трактуется как образовательный ресурс.

3. Помощь ребенку в идентификации себя как части целого.

4. Помощь развитию творческой детской инициативы, а также инициативы со стороны взрослых (педагогов и родителей).

5. Сопоставления российского образования с общемировыми тенденциями и реалиями в образовательной сфере.

И эти цели помогают изменить приоритетность в работе, смену приоритета диктуют ценности: структурные и не только. Структурные ценности обеспечивают отношение равенства между всеми участниками образовательного процесса, при котором обеспечиваются права каждого с опорой на социум. Есть и ценности, которые сопряжены с взаимоотношениями: что предполагает уважительное отношение к разнообразию проявлений человека (в широком смысле слова), к отсутствию насилия, к рефлексии, сочувствию, принятию, честности, смелости

Среди ценностей присутствуют и моральные качества, которые представлены доминированием в ДОУ атмосферы радости, уважения и любви друг к другу, оптимистичного взгляда на жизнь, искренности и доверительности в отношениях, красоты в окружающем мире.

Ожидания социализации

Инклюзивные группы (социализация дошкольников реализуется через их организацию и программную деятельность) должны помочь ребятам с ОВЗ адаптироваться не с минимальными установками на принятие их в обществе, а с адекватными максимальными.

Ожидания и разумный прогноз заключаются в следующем:

• Ребята с ОВЗ, включенные в группы в ДОУ с инклюзией, чаще показывают положительное социальное, эмоциональное поведение, нежели их сверстники в условиях ограничения.

• Воспитанники, обучающиеся в контексте инклюзии, продемонстрируют  социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уменьшится чувство стигматизации (и внутренней/ и сторонней).

• Более высокие ожидания помогут воспитанникам с ОВЗ достичь большего, расширить видимые границы собственных возможностей. Наконец, инклюзивное образование помогает детям с ограничениями увидеть и взрастить в себе чувство собственного достоинства, самодостаточности и целеустремленности.

К сожалению, есть вопросы к государственному финансированию инклюзии, к отсутствию полноценного информирования родителей. Сохраняется дефицит узких специалистов. Педагог не должен оставаться в стороне от решения вопросов социализации в инклюзии, если хотя бы отчасти может помочь этой теме развиваться, крепнуть и выходить на новый результативный уровень.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.