Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы

299

Дети с разными возможностями — как с нарушениями развития, так и без них — должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для этой цели идеально подходят инклюзивные группы в детском саду. 

Задачами инклюзивного детского сада являются:

- создание единой образовательной и воспитательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;

обеспечение эффективности процессов адаптации, развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и их обычно развивающихся сверстников;

- обеспечение эффективной социализации дошкольников в ДОУ

- содействие регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с ОВЗ;

- охрана и укрепление физического и  нервно-психического здоровья детей;

организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования в ДОУ;

изменение отношения общественности к детям с ОВЗ;

привлечение родителей к участию в инклюзивном образовательном процессе;

формирование профессионального сообщества, обеспечивающего реализацию инклюзивного дошкольного образования.

Рассмотрим основные этапы работы по социализации дошкольников с ОВЗ в инклюзивном детском саду.

Прием малыша в инклюзивную группу детского сада 

В структурном подразделении «Детский сад № 288» колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы (далее — Детский сад № 288) инклюзивное образовательное пространство основано на представлении вариативных форм обучения для детей с разными стартовыми возможностями (табл. 1). Для детей, которые по  каким-либо причинам не могут посещать дошкольную инклюзивную группу в режиме полного дня созданы группы кратковременного пребывания (далее - ГКП), деятельность которых направлена на оказание образовательных услуг семьям детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. ГКП создаются как образовательные единицы детского сада и формы для первичной подготовки детей ( в т. ч. с ОВЗ) к воспитанию и обучению в возрастных инклюзивных группах.

Таблица 1
Виды инклюзии по уровню включения дошкольника с ОВЗ в непосредственно образовательную деятельность

Точечная инклюзия Частичная инклюзия Полная инклюзия
Дошкольник включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке Дошкольник посещает инклюзивный класс в режиме неполного дня или недели. Малыш осваивает необходимый материал как в ходе индивидуальной работы, так и вместе с другими детьми занимается изобразительной деятельностью, физической культурой, музыкой и т. д. Кроха посещает инклюзивный класс в режиме полного дня. Принимает участие во всех занятиях вместе со сверстниками. Ему предлагается выполнять задания различного уровня сложности

Прием в ГПК или инклюзивную группу детского сада происходит после обследования чада и его семьи в консультативном пункте. В ходе консультаций специалистов ( педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) проводится диагностика развития малыша, разрабатываются первичные рекомендации по составлению индивидуальной программы развития, определяются направления развития, частичные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

По результатам обследования в консультативном пункте администрация Детского сада № 288 дает рекомендации:

- по посещению ребенком ГКП с дальнейшим переходом в инклюзивную группу;

по постоянному посещению ГКП с постепенным увеличением форм группового взаимодействия, внедрению точечной и/или частичной инклюзии;

по посещению инклюзивной группы в детском саду

Следует отметить, что ГКП дети посещают вместе с родителями, а в инклюзивной группе все воспитанники (как с ОВЗ, так и обычно развивающиеся) занимаются без родителей. Остальные отличия ГКП и инклюзивной группы приведены в табл. 2.

При этом нельзя сказать, где социализация дошкольников проходит лучше — в ГКП или в инклюзивной группе. В разных условиях социализация осуществляется по-разному, имеет свои особенности, к которым родители должны быть готовы. Поэтому их можно ознакомить с данной таблицей и пояснить ее.

Таблица 2
Особенности социализации в ГКП и инклюзивной группе детского сада 

Критерии сравнения ГПК и инклюзивной группы ГКП Инклюзивная группа
Организация работы Работа ведется индивидуально (специалист занимается с крохой) Специалист работает на группу
Степень вовлеченности педагогических работников Всегда доступны для общения с родителями. Во время занятия 100% внимания уделяют семье, постоянно дают обратную связь Часто включены в параллельную работу с несколькими детьми, не всегда способны дать исчерпывающую информацию
Позиция родителей Активное участие, интерес, тревога, усталость Привыкание
Основной собеседник (с кем ведется работа) Взрослый (родитель, законный представитель) Воспитанник 
Степень самостоятельной активности воспитанника  Может быть минимальной — специалист активно инициирует взаимодействие Чередование направленной и ненаправленной активности малыша. Половину времени он ориентируется сам
Психологическая ситуация Безопасность, полная предсказуемость Непредсказуемость некоторых ситуаций, большие возможности для сравнения с другими детьми, вероятность обострения у воспитанника ощущения своего отличия от других

Родители должны понимать, что ГКП создана для детей, которые еще не готовы к посещению инклюзивной группы детского сада, им необходим индивидуальный подход. Да и колллектив детей тоже может быть не готов к новому участнику с теми или иными особенностями: например, детям 5–6 лет проще следовать установленным правилам и следить за тем, чтобы их сверстники тоже соблюдали эти правила.

Социализация дошкольников в ДОУ в инклюзивном классе 

Содержанием работы инклюзивной группы являются: деятельность по развитию детей, проект социализации дошкольников в условиях совместного обучения и воспитания, коррекционная деятельность, реализация программ творческого развития детей.

Работа по социализации дошкольников в инклюзивном классе включает:

- подбор способов включения малыша в занятия, режимные моменты и свободную игру;

проведение фольклорных игр в рамках структурированного игротерапевтического занятия «Круг»;

организация взаимопомощи детей в быту и на занятиях;

проведение групповых занятий с учетом уровней развития детей (высокого, среднего и низкого);

воспитательных бесед с детьми;

взаимодействие с родителями воспитанников (проведение родительских собраний, детско-родительских мероприятий, праздников, субботников и т. д.).

Чтобы работа по социализации дошкольников в ДОУ была эффективной, необходимо придерживаться определенных принципов организации занимательного процесса: 

1. Ритуальность (для каждого занятия выбирается специальное время, место, оснащение).

2. Подача материала через игру или продуктивную деятельность.

3. Учет индивидуальных особенностей детей.

4. Деление на подгруппы (например, с 10:00 до 10:20 с первой подгруппой воспитатель занимается речевым развитием, а другой воспитатель со второй подгруппой — познавательным развитием).

5. Привлечение специалистов и тьюторов к подготовке и/или проведению занятий.

6. Прохождение воспитанником четырех этапов вовлеченности в занятие:

- присутствие в помещении, где проходит занятие (низкий уровень развития);

участие в занятии (переход с низкого на средний уровень);

создание части продукта (средний уровень);

выполнение всех требований воспитателя (высокий уровень).

Кроме того, на успешность адаптации и социализации дошкольника в ДОУ влияет как непосредственное пребывание в группе сверстников, так и условия, созданные взрослыми.

В инклюзивной группе нельзя делать различий между детьми, которые «могут всё», что положено по возрасту, и детьми, которые «не всё могут».

Если говорить о роли инклюзивной группы в социализации, то необходимо работать над самооценкой малыша: относиться к нему как к полноценной личности, обращаться ко всем детям с равным уважением и вниманием и воспитывать эти качества у детей, стремиться к четкой формулировке целей любого вида деятельности для детей, создавать ситуации сотрудничества дошкольников и т. д.

Для повышения роли родителей в социализации дошкольников в ДОУ необходимо обратить внимание на осознание родителями ценности их чада: акцентировать внимание на его успехах, создавать в учреждении атмосферу уюта, позиционировать детский сад как место для общения педагогических работников и родителей, уважительно относиться к родителям, четко обозначать границы компетентности и ответственности воспитателей.

Необходимо включать семью во всевозможную совместную деятельность: празднование Нового года или выпускного (распределение ролей между родителями), выезд на природу (привлечение родителей к выбору места).

Социализация выпускников инклюзивной группы детского сада

На протяжение всего учебного года в отношении всех воспитанников подготовительных групп и будущих выпускников ГКП проводятся междисциплинарные консилиумы, на которых обсуждается индивидуальная программа развития ребенка, запрос или формирование запроса родителей на ту или иную школу. На последующие консилиумы приглашаются педагогические работники школы (учитель начальных классов, педагог-дефектолог, учитель-логопед, социальный работник, музыкальный руководитель и т. д.) для знакомства с результатами работы с каждым ребенком и составления примерной индивидуальной программы развития. Педагогическим работникам школы также предлагается посетить занятия в инклюзивных группах детского сада и ГКП.

С целью развития сотрудничества со школой и помощи дошкольникам в адаптации к школьному обучению проводятся совместные мероприятия: для педагогических работников — обмен опытом (круглые столы, семинары и т. д.); для воспитанников — праздники, экскурсии по школе.

Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии при поступлении в школу специалисты Детского сада № 288 составляют развернутую характеристику на каждого выпускника. Во время школьной адаптации работники детского сада по запросу школы могут посетить занятия и дать рекомендации по участию в них выпускников инклюзивных групп детского сада.

Таким образом, инклюзивное образование в детском саду, а именно совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей без отклонений в развитии, организация детско-родительского взаимодействия помогает всем дошкольникам освоить нормы и правила поведения в коллективе и подготовиться к дальнейшей жизни в социуме.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль