Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы

12 марта 2019
677
Средний балл: 0 из 5

Каждый ребенок – личность, индивидуальность. Но уникальность некоторых детей приходится подчеркивать по причине отличий, требующих серьезной коррекции общения и работы с ним. Тревожит факт процентного роста детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Общество должно быть многомерно готово не только понимать и уважать проблемы таких ребят, но и признавать в полной мере их право на образование (и дошкольное в том числе). Не только специалисты сферы образования, а социум в целом должны принимать и быть готовыми включать дошкольников с ОВЗ в детское сообщество. Сегодня недопустимым, негуманным считается прятать ребят с особенностями за стенами специально отведенных для этого, искусственных по сути заведений.

Социализация детей детских учреждений с ограниченными возможностями – это заслуга инклюзивного обучения. Именно инклюзия помогает сократить изоляцию ребят с ОВЗ. Если такой ребенок ограниченно знаком с повседневностью, он теряет возможности развиваться, быть социально включенным, полноценно участвовать в жизни общества.

О детской дискриминации

Еще в 1962 году вышла Конвенция ООН по борьбе с дискриминацией в образовании. В конце 80-х свет увидела Конвенция ООН о правах ребенка. Документы признали право неполноценных умственно и физически детей на тот уровень жизни, что способствует физическому, умственному, духовному, нравственному и социальному развитию. И обеспечивать этой уровень обязаны семья и государство.

Факты дискриминации детей с ОВЗ не единичны, и хотя законодательство двигает прогресс в обществе, его установках и принятии, ситуация далека от совершенства. Не все дети, нуждающиеся в инклюзивной социализации, ее получают. Например, огромное количество ребят с ВИЧ-инфекцией (которая сегодня в цивилизованном обществе не считается стигматизированным диагнозом), и даже просто дети-отказники месяцами лежат в инфекционных отделениях детских больниц, так как ДОУ их не принимают.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации экспертов по созданию условий для социализации детей читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Как с помощью технологии «клубный час» научить детей общаться

 (авторская разработка)


Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей

 (алгоритм творческой работы)

Специальные и коррекционные школы родители не без основания воспринимают как гетто для своих детей с ОВЗ. Но не все общеобразовательные учреждения готовы принять ребят с особенностями развития: неготовность выражается в отсутствие комфортной для учеников с ОВЗ среды, недостатке кадров (мало тьюторов), а также системы в целом, которая включала бы все аспекты принятия и дискомфортного внедрения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Наконец, не сбрасывается со счетов вопрос толерантности. Ее нужно прививать с дошкольного возраста, чтобы общество было здоровым и гуманным. Если не будет толерантности, даже идеальные условия в саду  и школе, созданные для инклюзии особенных учеников, станут просто декорациями, в которых все равно найдется место переживаниям, обидам и фактической изоляции.

Инклюзия в саду

Социализация дошкольников с ОВЗ в ДОУ помогает решить ряд актуальных проблем.

Среди них:

  • обеспечение процесса социализации ребят с особыми потребностями;
  • прививание дошкольникам установок толерантности;
  • воспитание уважения к инвалидам – помощь семьям ребят с ОВЗ.

Каждый ребенок, рожденный в РФ, от первого дня появления на свет можете рассчитывать на государственные гарантии относительно прав и свобод гражданина, среди которых и образовательное право. Уже семь лет как Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Этот документ зафиксировал не только право детей с ОВЗ на получение учебно-воспитательных услуг, но и закрепил доступность образования на всех ступеньках.

Социализация дошкольников с ОВЗ способствует оптимизации перспектив ребят в вопросах развития коммуникативных навыков, разработки поведенческих стратегий, улучшения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Но как бы оптимистично это ни звучало, реалии говорят о проблемах, возникающих при реализации данных целей буквально на каждом шагу.

Проблемы говорят не только о том, что нужно улучшать инфраструктуру, материальную готовность ДОУ к социализации дошкольников-детей с ограничениями по здоровью. Требуется адаптация программ, серьезная и глубокая, преодоление стереотипизации, введение большой разъяснительной работы в образовательной среде, с родителями других дошкольников.

Требования к инклюзивному обучению

У сада, который работает по принципу инклюзии, должны быть два базовых признака. Первый – он оснащается безбарьерной адаптированной средой, а также физической доступностью объектов для абсолютно всех ребят. Второй – в саду должны быть условия и возможности, позволяющие осуществлять непрерывный воспитательно-образовательный процесс, включающий и коррекционные занятия.

Требования к организации безбарьерной среды:

  1. Для дошкольников, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, вход в ДОУ должен быть оборудован специальным подъемником с перилами и наклонным пандусом. Дверные проемы внутренних помещений должны быть расширены. Переходы пешеходных дорожек следует сделать более удобными в местах бордюров и уклонов.
  2. Для воспитанников с нарушенными двигательными функциями требуется специальное переоборудование пешеходных дорожек. На тротуарах обустраиваются площадки для отдыха.
  3. Для ребят с нарушенным зрением следует расширять прогулочные дорожки до трех метров, по всех длине которых устанавливается двухуровневое ограждение. Обязательна и организация наружного искусственного освещения по всей территории прогулочной зоны.
  4. Для дошкольников с дефектами слухового анализатора следует оборудовать помещения, где будут проходить занятия и массовые мероприятия, специальной аппаратурой, усиливающей звук.

Но, конечно, социализация детей с ОВЗ в ДОУ не ограничивается только этими требованиями. Особенно важна работа с педсоставом по подготовке к инклюзии.

Работа с педагогами

На подготовительном этапе педагоги знакомятся с нормативной документацией, которая регулирует отношения в области инклюзии, с особенностями работы инклюзивных групп, принципами создания развивающей среды. Наконец, педагогические работники должны получить сертификаты о повышении квалификации, которые дают право работы с ребятами с ОВЗ.

На основном этапе ведется организация психолого-педагогической поддержки, а также профессионального и личностного роста сотрудников, которые занимаются в инклюзивных группах. Налаживается партнерство между педсоставом, медсотрудниками ДОУ, а также профильными специалистами, среди которых  логопед, психолог.

Итоговый период организации работы  с педсоставом подразумевает анализ новых знаний, а также навыки работы с детьми с ОВЗ, определение путей развития педагогических компетенций с целью усовершенствования программы социализации детей с ОВЗ в ДОУ.

Тематическая неделя по вопросам инклюзии

Социализация дошкольников (инклюзивные группы занимаются именно налаживанием социальных связей ребят с ограниченными возможностями здоровья), это еще не до конца проработанный пласт знаний, навыков, программного обеспечения и т.д. Потому в ДОУ не просто уместны, а необходимы недели, которые посвящаются конкретно вопросам инклюзии.

Какие мероприятия возможны:

Презентация к педсовету ДОУ «Социализация дошкольников с ОВЗ». Это компактная, содержательная, иллюстративная работа, анализирующая основные этапы, проблемы и вопросы касательно социализации ребят с особенностями. Может применяться как вводный информационный инструмент в начале педсовета тематической недели.

• Консультации с родительским коллективом «Безграничное принятие». К сожалению, не все родители с пониманием и осознанностью происходящих в обществе процессов относятся к тому, что их условно здоровые дети будут бок о бок учиться и воспитываться вместе с ребятами, имеющими некоторые психофизиологические особенности. Родители – не побочная сторона обучающе-воспитательного процесса, а активная. Она не просто наблюдает, а участвует, сотрудничает, помогает. Потому в каждой группе должны пройти родительские собрания, где воспитатель с психологом объясняют все острые моменты, неловкие вопросы и ликвидируют «пробелы» в знаниях.

• Педагогический лекторий. Предполагается, что специалисты дошкольного образования продолжат профессиональное совершенствование и  путем слушаний лекций. Для лектория приглашаются преподаватели высшей школы, детские психологи, психотерапевты, а также другие специалисты, которые могут более подробно, структурированно, триггерно изложить актуальную для социализации ребят из инклюзивных групп информацию.

• Психотренинги для педагогов и родителей. И это не только работа с родителями детей с ОВЗ, хотя, безусловно, психолого-педагогическая поддержка нужна им в немалой мере. Психотренинги помогают превратить теоретические познания в практические умения. Тренинги раскрепощают, снимают зажимы и установки, помогают взрослым выразить чувства и услышать возможные советы, рекомендации не в плане теоретизации. Это дополнительный ресурс для родителей, дети которых воспитываются в инклюзивной группе.

Задача педагогического состава – сделать тематическую неделю не формальным проектом, который укладывается в отчеты и аналитику. Это должно быть действенное мероприятие, практикоориентированное, с практическим «выхлопом».

Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы Социализация дошкольников в ДОУ: инклюзивные группы

Инклюзивные ценности

Так называют социально-одобряемые подходы, которые помогают достичь целей инклюзии.

Цели инклюзии:

1. Содействие благополучному обучению и развитию всех ребят.

2. Поддержка различий между воспитанниками и взрослыми, которая трактуется как образовательный ресурс.

3. Помощь ребенку в идентификации себя как части целого.

4. Помощь развитию творческой детской инициативы, а также инициативы со стороны взрослых (педагогов и родителей).

5. Сопоставления российского образования с общемировыми тенденциями и реалиями в образовательной сфере.

И эти цели помогают изменить приоритетность в работе, смену приоритета диктуют ценности: структурные и не только. Структурные ценности обеспечивают отношение равенства между всеми участниками образовательного процесса, при котором обеспечиваются права каждого с опорой на социум. Есть и ценности, которые сопряжены с взаимоотношениями: что предполагает уважительное отношение к разнообразию проявлений человека (в широком смысле слова), к отсутствию насилия, к рефлексии, сочувствию, принятию, честности, смелости

Среди ценностей присутствуют и моральные качества, которые представлены доминированием в ДОУ атмосферы радости, уважения и любви друг к другу, оптимистичного взгляда на жизнь, искренности и доверительности в отношениях, красоты в окружающем мире.

Ожидания социализации

Инклюзивные группы (социализация дошкольников реализуется через их организацию и программную деятельность) должны помочь ребятам с ОВЗ адаптироваться не с минимальными установками на принятие их в обществе, а с адекватными максимальными.

Ожидания и разумный прогноз заключаются в следующем:

• Ребята с ОВЗ, включенные в группы в ДОУ с инклюзией, чаще показывают положительное социальное, эмоциональное поведение, нежели их сверстники в условиях ограничения.

• Воспитанники, обучающиеся в контексте инклюзии, продемонстрируют  социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уменьшится чувство стигматизации (и внутренней/ и сторонней).

• Более высокие ожидания помогут воспитанникам с ОВЗ достичь большего, расширить видимые границы собственных возможностей. Наконец, инклюзивное образование помогает детям с ограничениями увидеть и взрастить в себе чувство собственного достоинства, самодостаточности и целеустремленности.

К сожалению, есть вопросы к государственному финансированию инклюзии, к отсутствию полноценного информирования родителей. Сохраняется дефицит узких специалистов. Педагог не должен оставаться в стороне от решения вопросов социализации в инклюзии, если хотя бы отчасти может помочь этой теме развиваться, крепнуть и выходить на новый результативный уровень.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.