Развитие одаренности у детей в ДОУ

246

Как правило, одаренные дети обладают следующими типичными чертами:

хорошей памятью;легко и быстро усваивают обучающий материал;знают больше о событиях и фактах, чем их сверстники;решают сложные задачи, требующие умственных усилий;очень любознательны;креативно мыслят и предлагают нестандартные решения;очень восприимчивы и наблюдательны.

Все перечисленные качества не свойственны ребенку с рождения, они формируются только при определенных условиях и в процессе деятельности. И если воспитательный процесс построен правильно, то дошкольники могут достичь успеха в любом виде деятельности.

Основная задача развивающих программ  для дошкольников, направленных на одаренность детей в ДОУ — помочь каждому максимально раскрыть свой потенциал: научить задавать вопросы, помогать узнавать новое, развивать творческую активность.

Создание среды для развития одаренности у детей в ДОУ

Для успешного развития одаренности у детей в ДОУ необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая поможет ребенку проявить свои способности, даст правильную мотивацию к деятельности, благодаря которой он обязательно достигнет значимых для себя результатов.

Предметно-развивающая среда должна постоянно содержать признаки новизны и проблемности, быть насыщенной, разнообразной, изменчивой, эмоционально привлекательной.

Развивающие программы для дошкольников, ориентированные на познавательные способности и познавательную активность детей предполагают настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки (со спичками, пятнашки, танграм, складные картинки).

Для приобретения новых знаний детям предлагаются книги познавательного характера, направленные на изучение окружающего мира. Такие книги имеют качественные яркие иллюстрации и малое количество крупного текста, чтобы дети могли самостоятельно их рассматривать. Также детям доступны художественные произведения с красочными картинками.

В отдельных кабинетах мы создаем условия, в которых воспитанники могут экспериментировать с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п., исследовать свойства и поведение новых для них объектов.

Одаренность у детей в ДОУ может быть проявлена в игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Наши воспитанники свободно могут использовать бумагу, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки тканей, краски, а также пластилин, различный декоративный материал (лесные шишки, листья, спичечные коробки, ткани, ветки деревьев, цветную бумагу). Такое обилие материалов подталкивает ребенка к созданию интересных поделок, изготовлению новых предметов.

Развивающие программы для дошкольников так же включают в себя конструирование из крупного строительного материала, в группе выделено пространство, которое обеспечит свободное перемещение и размещение объектов. Используя данные условия, дети могут создавать конструкции, прятаться и искать друг друга, заниматься поисками предметов в соответствии с  картой-схемой, организовывать соревнования, разыгрывать постановки.

Для мелкого конструирования в группах подобраны различные наборы конструкторов в соответствии с возрастными особенностями детей: деревянные разных размеров, пластмассовый (конструкторы LEGO), металлический, а также дополнительные аксессуары для доработки построек.

Среда, способствующая развитию одаренности у детей в ДОУ, должна обладать специфическими особенностями: обилием и разнообразием игр, наличием интересных книг для чтения, материалов для экспериментирования, условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детской деятельности.

Этапы работы с одаренностью детей в ДОУ

В нашем детском саду работу по выявлению и развитию одаренности детей в ДОУ ведут специалисты психологической службы. Данный вид деятельности делится на несколько этапов.

Этап 1. Выявление талантов и одаренности у детей в ДОУ 

На данном этапе мы отбираем детей, с которыми будет проводиться дальнейшая работа.

Для этого проводится диагностика уровня развития психических процессов воспитанников с помощью специальных методик: тест на определение уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона); тест «Цветные матрицы» (тест Д. Равена) на определение уровня развития наглядно-образного мышления; тест «Фигурная форма» (тест П. Торренса) на определение уровня развития творческого мышления; тест на определение уровня тревожности и методика «Определение эмоциональных состояний человека» (для изучения эмоционально-волевой сферы развития).

Также в выявлении одаренности детей в ДОУ важно участие педагогических работников, которые проводят диагностику освоения образовательной программы дошкольного образования.

Отметим, что работа по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ начинается со средней группы (с 4 лет). Воспитанники младшей группы в начале года проходят адаптационный период, а с середины года для них проводятся диагностика уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона) и мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования.

Этап 2. Комплексная работа с одаренностью детей в ДОУ, их родителями и воспитателями

Развивающие программы для дошкольников, предполагают проведениея диагностики выявленния одаренности у детей в ДОУ, а также дальнейшие психолого-педагогические обследования. Для этого используются современные диагностические методики, которые позволяют вовремя и качественно выявлять способности и задатки каждого дошкольника. Специалисты психологической службы дают характеристику степени самораскрытия, его умственному, эмоциональному, социальному развитию, индивидуальным особенностям.

В разных возрастных группах для одаренных детей в детском саду проводятся индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также с  учителем-логопедом и  педагогом-психологом.

Работа с родителями заключается в помощи воспитания как на индивидуальных консультациях, так и при проведении собраний для родителей одаренных детей. Детско-родительские проекты способствуют раскрытию талантов ребенка и его сближению с родителями. В нашем детском саду проводятся проекты: «Что такое хорошо» (по произведению К. Чуковского), где ребенок совместно с родителями создает поделку на данную тематику и презентует ее другим воспитанникам; «Хочу все знать», где семья выбирает одну из предложенных тем и готовит по ней выступление; викторина «Что? Где? Когда?», вопросы для которой готовят родители и дети; конкурс детских талантов «Мой малыш — гений».

Для воспитателей специалисты психологической службы проводят семинары и тренинги, направленные на повышение профессионального мастерства для работы с одаренностью детей в ДОУ.

Заключительный этап. Мониторинг результатов сопровождения одаренности детей в ДОУ

Развивающие программы для дошкольников предусматривают и мониторинг, который заключается в повторном проведении диагностики (см. этап 1), сравнении показателей и выявлении их динамики. Благодаря мониторингу мы можем понять, чего мы смогли добиться в процессе воспитания, чего не хватает и на что следует обратить внимание.

В процессе работы по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ мы сделали вывод, что именно склонность педагогического работника к творческой деятельности, его умение моментально перестраиваться в намеченном плане работы в зависимости от способностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами является определяющим фактором в обеспечении должного воспитания и качественного образовательного процесса. Если педагогический работник может обеспечить оптимальные условия развития для всех детей группы, различающихся уровнем развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровнем знаний, и при этом умеет ориентироваться на индивидуальные потребности каждого ребенка, то такой педагогический работник способствует правильному развитию любого ребенка.

В общении с детьми мы стараемся придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ним на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Специалисты, работающие с детьми, должны уметь заинтересовывать ребенка процессом выполняемой им самим деятельности.

Только работая совместно с одаренным ребенком, мы сможем помочь ему раскрыться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 16 мая 2017 г.
  • Кадровый документооборот в образовательной организации

  • Андреева Валентина Ивановна
    канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

    Участвовать бесплатно


Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль