Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Содержание основной образовательной программы согласно ФГОС ДО

1 января 2014
51
Средний балл: 0 из 5

Продолжая рассматривать основные положения Федерального закона от 29.12.2012 №  273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №  273-ФЗ), вступившего в силу 1 сентября 2013 г., остановимся на вопросах финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в дошкольных ОО, разъясним понятия «дошкольное образование», «присмотр и уход», «примерная основная образовательная программа» и содержание устава. В соответствии с Законом № 273-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в муниципальных дошкольных ОО осуществляется за счет средств региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ).

Основные понятия, используемые в Федеральном законе 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (извлечение):

  • образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его потребностей и интересов;
  • воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
  • квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
  • примерная основная образовательная программа ДОУ или иного учреждения – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения программы, примерные условия деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  •  обучающийся – физическое лицо, осваивающее программу обучения; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  • образовательная деятельность – деятельность по реализации программ обучения; педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей учебную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации деятельности;
  • средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации деятельности;
  •  инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа – программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
  • качество образования – комплексная характеристика учебной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
  •  отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ, и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
  • участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения; присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Для сравнения: в ранее действовавшем законе муниципальные дошкольные образовательные учреждения финансировались полностью муниципалитетами (органами местного самоуправления). Региональные бюджеты вкладывали средства в дошкольное образование, но делали это «не на постоянной основе» путем целевого финансирования конкретных мероприятий региональных программ развития образования (например, финансировали строительство и реконструкцию зданий детских садов или приобретение оборудования). В Законе № 273-ФЗ четко разделяются понятия «дошкольное образование» (как образовательная деятельность по реализации основных учебных программ дошкольного образования) и «присмотр и уход» – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Для сравнения: до 1 сентября 2013 г. понятия «образование» и «содержание» ребенка в детском саду не были четко дифференцированы де-юре Существенные коррективы внесены в трактовку понятия «примерная основная образовательная программа».

Академия Первой помощи

  • Авторский курс Дежурного Л.И., ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения»
  • стоимость 1 курса 1560 ₽.
  • удостоверение на три года

Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Содержание основной образовательной программы

Так, Законом № 273-ФЗ предусматривается определение не только объема и содержания образования (в том числе и дошкольного) в указанной программе, но и примерных условий образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания услуг по ее реализации. Это значит, что авторскими коллективами существующих де-факто примерных основных образовательных программ ДОУ («Успех», «От рождения до школы», «Детство» и др.) будут вноситься в них соответствующие изменения и дополнения (определяться условия реализации программы и производиться расчеты затрат).

Для сравнения: в действовавшем ранее законодательстве разница между основными программами и примерными  ДОУ была невелика. Первые в большей степени могли учитывать специфику условий (климатических, демографических, культурных и др.) осуществления образовательного процесса, в остальном они, как правило, повторяли примерные основные учебные программы ДОУ.

В соответствии с Законом № 273-ФЗ значительно сокращен перечень сведений и информации, которые в обязательном порядке должны найти отражение в уставе образовательной организации:

  •  тип организации;
  • учредитель или учредители организации;
  • виды реализуемых программ с указанием уровня образования и (или)направленности;
  • структура и компетенция органов управления организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Остальные данные, имеющие значение для участников образовательных отношений, размещаются в открытом доступе на официальном сайте организации в сети Интернет.

Для сравнения: ранее действовавшее законодательство предусматривало многочисленные и детальные требования к уставу дошкольного ОУ. При этом ознакомиться с уставом конкретного дошкольного образовательного учреждения можно было только «на месте» (копия устава вывешивалась для ознакомления на стендах, визитных карточках детского сада и др.). Требования о наличии официального сайта образовательного учреждения, доступности, открытости и прозрачности информации о его деятельности прежний закон не устанавливал. Другие положения Закона № 273-ФЗ, касающиеся деятельности ДОО, будут детально рассматриваться в следующих публикациях.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.