Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

149

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период, связанный с обновлением нормативно-правовой базы: 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а 1 января 2014 г. – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Необходимость совершенствования качества дошкольного образования заставляет детские сады активно включать в процесс работы инновационную деятельность. 

Подтверждением этой тенденции является набирающая все большее распространение практика открытия сетевых экспериментальных площадок. При этом ключевое значение отводится проверке качества образовательного процесса: диагностируется содержание образовательных программ, используемые воспитателями педагогические приемы и методы, материальные и технические ресурсы ДОО, оценивается методическое сопровождение педагогов

Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

Методический комплекс в ДОО – один из ключевых факторов совершенствования качества дошкольного образования, которое напрямую зависит от уровня профессионализма педагогического состава детских садов.

В настоящее время на основе государственных инициатив ведется подготовка и переподготовка кадрового состава для дошкольных образовательных организаций, направленная на формирование компетентностей в сфере инновационной деятельности, навыков включения в педагогический процесс новых технологий. 

Инновационная педагогическая деятельность приобретает характер научно-исследовательской работы, в рамках которой фиксируются стартовые условия, точно и ясно формулируются гипотеза и ожидаемые результаты, определяются условия эксперимента, контролируются промежуточные и конечные результаты.

Гибкий инновационный процесс требует получения информации и возможной коррекции на каждом этапе внедрения инновации. Одной из таких инноваций выступает методический комплекс ДОО, который разрабатывается в целях:

  • оптимизации деятельности старшего воспитателя по решению задач годового плана работы ДОО;
  • создания научно-методических объединений воспитателей и специалистов ДОО;
  • повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей и специалистов ДОО и развития их инновационного потенциала;
  • ориентации воспитателей на качество конечного результата деятельности ДОО.

К разработке и оформлению методического комплекса ДОО предъявляются следующие требования:

  • выбор актуальной проблемы, решение которой станет годовой задачей детского сада;
  • организация проблемной группы, которая будет заниматься разработкой методического комплекса, и распределение функций между ее участниками;
  • наличие следующих структурных единиц:
  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • методические рекомендации по организации изучения методического комплекса в детском саду.

Совершенствование качества дошкольного образования в СОШ №1287

Рассмотрим подробнее содержание одного из методических комплексов, разработанных и реализуемых в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1287 г. Москвы.

Овладение родным языком, развитие речи – одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте – рассматривается в сфере дошкольного воспитания как общая проблема. Нет необходимости доказывать, что развитие речи взаимосвязано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Решение разных познавательных и творческих задач возможно при использовании образных средств, а точнее модельных представлений, что доказывается многолетними исследованиями, проведенными под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Подъякова. Как показывает практика, эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является метод моделирования.
Новация (от лат. novatio – обновление, изменение) – новшество в области технологии, организации, связанное с реализацией обобщающей идеи («отрицание старого», «преобразование старого», «создание нового»).

Инновация (от лат. in – в, novus – новый) – совершенствование новаций, трактуется учеными как нововведение. 

Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Новшество – это средство (новый метод, методика, технология, учебная программа), а инновация – процесс освоения этого средства. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В соответствии с этим была определена тема методического комплекса «Использование педагогической технологии моделирования для развития связной речи дошкольников».
Целью данного методического комплекса является знакомство педагогического коллектива ДОО с психолого-педагогическими и методическими основами развития связной речи дошкольников посредством использования педагогической технологии наглядного моделирования.

Так, метод моделирование целесообразно применять при работе с дошкольниками. В процессе каждодневного развития ребенок постоянно усваивает новые слова, фигуры речи, его речевая активность прогрессирует. С каждым днем дети используют в речи все более сложные конструкции, переходя от простых предложений к сложным, включая в свой активный словарь фразеологизмы, устоявшиеся фразы, отвлеченные и абстрактные значения языковых единиц. Освоение отвлеченного значения слов, связанное с овладением способами обобщения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование для решения задач развития не только логического мышления дошкольника, но и речи, прежде всего связной.
Дошкольник овладевает разными сторонами речи в процессе знакомства с художественным произведением. В данном методическом комплексе выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития дошкольников. У ребенка в старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования, появляется интерес к решению собственно интеллектуальных задач.

Овладение процессом создания наглядных моделей позволяет детям выстраивать новые моделирующие отношения: освоить моделирование временных отношений, логических и иных, изменить степень обобщенности таких понятий. После успешного построения единичных моделей дети научаться создавать модели, имеющие обобщенный смысл и отображающих признаки нескольких объектов и ситуаций. Изменяются и наглядные модели: от модели, сохраняющей сходство с моделируемым объектом, к модели, представляющей собой чисто условное изображение.

Моделирование отношений соподчинения и отношений последовательности развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем применение такой педагогической технологии позволяет упорядочить имеющийся у воспитанников опыт и способствует развитию логического мышления. Развитие когнитивных способностей дошкольников осуществляется посредством пересказа сказок и произведений художественной литературы, при этом внимание дошкольников акцентируется не только на отдельных предметах и их свойствах, но и пространственных моделях, которые являются наглядными схематическими планами, помогающими наполнить их любым содержанием.

Методический комплекс ориентируется на такие виды профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОО, как организационно-управленческий, научно-методический и учебно-воспитательный. При этом обеспечивается решение следующих типов задач:

  • организационно-управленческие

– руководство деятельностью воспитателей и специалистов ДОО по осуществлению планирования и организации работы по развитию связной речи воспитанников;
– контроль соблюдения требований к предметно-развивающей и игровой среде, которые обеспечивают развитие связной речи дошкольников;
– организация просветительской работы с родителями (законными представителями) по вопросам развития речи в домашних условиях;
научно-методические
– определение перспективных направлений развития связной речи воспитанников в разных возрастных группах;
– повышение квалификации воспитателей, развитие их творческих инициатив, оказание помощи в освоении технологии развития связной речи;
– обеспечение методического сопровождения образовательного процесса;
учебно-воспитательные
– изучение и применение воспитателями на практике современных технологий по развитию связной речи (в частности, технологии обучения пересказу с использованием метода моделирования;
– использование современных научно-обоснованных приемов и методов организации работы по развитию связной речи;
– воспитание духовных, нравственных ценностей в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста и разработка цикла конспектов непосредственно образовательной деятельности, посвященных данной теме.

Изучение разделов данного методического комплекса предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с педагогами, в т. ч. педагогические советы, лекции, выставки, мастер-класс, семинар, проблемный семинар, семинар-практикум, консультации, круглый стол и т. д.

В качестве примера в приложениях 1–2 соответственно представлены учебно-тематический план методического комплекса «Использование педагогической технологии моделирования для развития связной речи дошкольников» и краткое содержание его первого раздела.

Внедрение данного методического комплекса позволит достичь следующих результатов. Освоив технологию моделирования нравственного, умственного, речевого и эстетического воспитания дошкольников, педагоги смогут характеризовать особенности развития связной речи детей разных возрастных групп с использованием технологии моделирования, овладеют навыками диагностики связной речи и уровня сформированности навыка моделирования дошкольников.

Изучив способы формирования навыка моделирования у дошкольников в процессе развития речи, воспитатели смогут организовать систему повсеместной работы по формированию навыка моделирования у детей всех возрастных групп, а также овладеют навыками применения инновационных педагогических технологий через взаимодействие воспитателей и профильных специалистов детского сада. 

Зная организационное содержание руководства моделированием в процессе развития речи детей, воспитывающихся в семье и ДОО, педагоги смогут составить алгоритм развивающих педагогических воздействий на основе моделирования, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. И наконец педагоги будут знать критерии анализа уровня развития навыка моделирования в процессе развития речи дошкольников.

Таким образом, представленный методический комплекс поможет оптимизировать работу педагогического коллектива по решению задач речевого развития воспитанников как одной из годовых задач деятельности ДОО, позволит объединить педагогов, специалистов для изучения и внедрения в практику новой педагогической технологии. Все это будет способствовать повышению не только профессионального уровня педагогических работников, но и качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

Методический комплекс как фактор совершенствования качества дошкольного образования

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль