Экологическое и патриотическое образование детей в детском саду

377

Одной из главных тенденций в сфере российского образования является повышение качества образовательных процессов на всех этапах. В условиях жесткой конкуренции между детскими садами для заведующих дошкольных образовательных организаций становится ключевым вопросом поиск наиболее эффективных путей решения поставленной задачи. Для каждой дошкольной образовательной организации процесс повышения качества образовательно-воспитательного процесса связан с выбором новых методов и приемов ведения педагогической работы с учетом реализуемых образовательных программ и требований ФГОС. 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Учебно-воспитательная работа в рамках экологического и патриотического воспитания в детском саду

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, возрастное развитие детей базируется на формировании адекватных представлений о себе, отдельных предметах и явлениях, окружающем мире в целом, о пространственно-временных рамках, о роли родителей в жизни ребенка, о малой родине и Отечестве, о планете Земля, о культурных и эстетических ценностях. Воспитание патриотизма не представляется возможным без понимания целостности мира и своего места в нем. 

В свою очередь, воспитание экологического сознания личности возможно только на основе осознания себя гражданином общества, несущего ответственность за то, что происходит вокруг, в т. ч. за сохранение и обогащение природных ресурсов. Опыт работы педагогического коллектива ГБОУ «Детский сад № 2688» показал, что один из путей повышения качества образования в данном направлении – интеграция экологического и патриотического образования детей. В современной социально-экономической ситуации важным условием реализации интегративного подхода является создание открытого образовательного пространства эколого-патриотической направленности. При этом особая роль отводится новым субъектам образования, основанным на принципах открытости, вариативности, динамичности, преемственности содержания и пр.

Патриотическое воспитание в детском саду в рамках образовательного комплекса

Оптимальные возможности для этого предоставляет деятельность в рамках образовательного комплекса. В дошкольной образовательной организации в течение многих лет ведется целенаправленная и плодотворная деятельность в данном направлении. В детском саду создана соответствующая образовательная среда, позволяющая оптимизировать воспитательно-образовательный процесс: в холлах оборудованы музеи «Русская изба» и «Русская деревушка», в которых проводятся краеведческие занятия по ознакомлению воспитанников с элементами русского быта и традициями наших предков. В мини-музеях природы с живыми объектами (птицами, рыбами, рептилиями и т. п.) также ведется активная воспитательно-образовательная работа с детьми. В качестве примера в приложениях 1, 2 соответственно представлены сценарий досуга «Из прошлого ложки» и конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомьтесь: хомячок!».

Работа в группах детского сада по направлениям экологического и патриотического воспитания в детском саду

В каждой группе детского сада оформлены уголки природы с различными видами растений, природными материалами и дидактическими играми по ознакомлению детей с природой, макетами природно- климатических зон, атласами, картами мира, глобусами, а также уголки экспериментирования для проведения опытов, представлена подборка познавательной литературы и т. д. На территории дошкольной образовательной организации созданы уголки природных сообществ – водоем, альпийская горка, уголок хвойного леса, цветники, экологооздоровительная тропа, огород и сад.

В условиях объединения образовательных организаций в комплексы экологическое и патриотическое образование детей на основе интегративного подхода предусматривает разработку соответствующей стратегии деятельности. Творческим коллективом ДОО разработано стратегическое планирование в рамках данной модели. План предполагает ряд последовательных взаимосвязанных шагов, направленных на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в условиях непрерывности общего образования:

  • анализ кадровых и материально-технических ресурсов образовательного комплекса в соответствии с поставленной целью;
  • разработку программы подготовки педагогов к реализации образования эколого-патриотической направленности, предполагающей формирование у детей и подростков устойчивой гражданской позиции, гуманного отношения окружающему, убеждений эколого-патриотического характера, расширение кругозора, развитие интереса к эколого-патриотической деятельности, осознание ее сущности и ценности, приобретение разностороннего опыта в различных сферах жизнедеятельности и пр.);
  • разработку содержания образовательной и воспитательной работы на каждом уровне образования на основе принципов открытости, непрерывности, интеграции и преемственности, предполагающей сетевое взаимодействие и международное партнерство, предусматривающей обеспечение взаимодействия с семьей, социокультурными и воспитательными институтами; соответствие средств, методов и форм организации педагогического процесса возрастным особенностям детей и подростков;
  • создание лабораторий межпредметной интеграции в условиях реализации начального и основного образовательного комплекса, предполагающих деятельность творческих групп педагогов на основе интегративно-деятельностного подхода к образовательному процессу;
  • финансовое обеспечение образовательной и воспитательной работы, в т. ч. на основе внедрения новых моделей финансирования, БОР, государственно-частного партнерства и пр.;
  • разработку системы внутреннего мониторинга качества образования на всех его уровнях в условиях образовательного комплекса;
  • разработку индивидуальных образовательных маршрутов по реализации образования экологопатриотической направленности;
  • разработку плана мероприятий совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по формированию позитивного, ценностного отношения к природе родного края на основе участия в общих проектах, методов проблемного обучения, интеграции образовательного процесса с мероприятиями в рамках дополнительного образования;
  • разработку и реализацию комплекса мероприятий по формированию коллектива единомышленников, ориентированных на решение общих задач (педагоги – родители – обучающиеся), созданию единого эколого-патриотического пространства (образовательный комплекс, семья, социальные партнеры);
  • разработку системы консультативно-тренинговой работы, направленной на поддержание имиджа и корпоративной культуры педагогов;
  • модернизацию содержания образовательного процесса в СОШ на основе взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм образовательной и воспитательной работы, введения игротек экологопатриотической направленности, классов с направлениями «экология», «военное дело» и т. п., развития профильной и предпрофильной подготовки;
  • развитие взаимодействия с вузами города на основе разработки и реализации программы профессиональной ориентации.

Таким образом, достижение более высокого качества деятельности образовательного комплекса предполагается за счет модернизации содержания и форм реализации воспитательно-образовательного процесса на основе непрерывного образования эколого-патриотической направленности. Это позволит обеспечить позитивную динамику развития детей, школьной успеваемости благодаря устойчивому интересу к эколого-патриотической проблематике, будет способствовать формированию личности успешного, граждански активного выпускника, созданию единого воспитательно-образовательного пространства эколого-патриотической направленности с активной вовлеченностью всех участников образовательных отношений. Все это напрямую связано с повышением качества образования, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности образовательной организации, выполнением социального заказа.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Сценарий досуга «Из прошлого ложки».docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль