Организация и проведение семейных занятий с песком в детском саду

192

В детстве, пожалуй, каждый из нас проводил немало счастливых часов, играя с песком и отвлекаясь за этим занятием от всего на свете. Игра в песочнице — не просто форма развлечения, а эффективный диагностический метод и форма творческого самовыражения. Песочная терапия как разновидность арт-терапии одинаково успешно применяется сегодня в работе со взрослыми и детьми. По результатам наблюдений в современном детском саду, воспитанники воспринимают занятия с песком как релаксацию в довольно насыщенном расписании непосредственно образовательной деятельности. Песочная терапия хороша для дошкольников еще и тем, что не требует особых художественных навыков, а значит, у них не возникнет неуверенности в собственных силах и разочарования.

Воздействие с песком позволяет провести большое количество развивающих, адаптационных, коррекционных игр. Для организации песочной терапии в детском саду необходимо отвести отдельный кабинет. Спокойная фоновая музыка, создающая расслабляющую атмосферу, повысит терапевтический эффект, позволит дошкольникам абстрагироваться от внешних раздражителей, погрузиться в волшебный мир песочного творчества.

Хорошо известно, что результативность песочной формы терапии повышается в случае ее реализации в форме семейных занятий. При этом крайне важно чтобы родители воспитанника выражали позитивное отношение к его творческим начинаниям, постарались посмотреть на мир глазами ребенка, были готовы преодолеть проблемы внутрисемейного общения.

Песочная терапия в детском саду на семейных занятиях

Песочная терапия в детском саду – это проведение психодиагностики, оказание своего рода помощи родителям, стремящимся реализовать себя в роли успешных воспитателей. К занятиям с песком в детском саду следует обратиться в том случае, если дошкольники проявляют агрессию, непослушание, конфликтность, или, напротив, застенчивость. 

Песочная игротерапия в детском саду является наиболее результативной при работе с детьми старшего дошкольного возраста, умеющими дифференцировано описывать свои чувства. Современные реалии таковы, что родители из-за постоянных бытовых забот и решения материальных вопросов часто не оставляют времени на общение с детьми, а последние, не ощущая должного внимания, замыкаются в себе или стараются привлечь внимание взрослых непослушанием. Семейные занятия с песком в детском саду предполагают создать в одной песочнице модель своей семьи, в соседней – модель идеальной, чтобы оценить разницу между мечтой и реальностью и постараться преодолеть ее. Так с помощью песочной терапии можно прийти к объективному пониманию внутрисемейных отношений. 

Занятия с песком в детском саду: пример из практики

Приведем пример. Воспитатели одной из групп сообщили, что одна из воспитанниц проявляет агрессию, причем как внутреннюю, так и по отношению к сверстникам. Для анализа ситуации использовались следующие методики: наблюдение в свободной деятельности, арт-терапия (рисунки с элементами сказкотерапии) с дальнейшей беседой. Результаты диагностики подтвердили, что причина такой агрессии кроется в семейных неурядицах. Маму воспитанницы пригласили на консультацию с целью проведения беседы и помощи в коррекции отношений в семье. Во время общения педагога-психолога с родителем ребенок играл с песком.

Воспитанница построила в центральной части песочницы большой дом, который фактически разделил игровое пространство на две части. На одной из частей песочницы девочка поместила свою фигурку, на другой – фигурки родителей. Мама, увидев результат игры ребенка, призналась, что из-за переезда в новый дом они с мужем значительно меньше времени уделяют дочери. Педагог-психолог для коррекции семейных отношений предложил маме и дочери вместе придумать сказу и иллюстрировать ее с помощью песка. 

Воспитанница очень обрадовалась проявлению внимания, это было хорошо заметно. Мотивы агрессии девочки оказались оправданными. Мама девочки, напротив, сначала удивилась предложению педагога-психолога поиграть с песком, поскольку такой способ терапии ей, как и многим родителям, был незнаком. Но в процессе игрового общения и воспитанница, и мама раскрепостились, начали совместно обдумывать решение бытовых проблем. Этот пример прекрасно демонстрирует, как применение песочной терапии в детском саду позволяет организовать коррекционную деятельность. В данном случае была проведена консультационная работа в течение непродолжительного времени, поскольку семья воспитанницы была готова решать проблемы, но не всегда могла посещать педагога-психолога. 

В случае необходимости проведения долгосрочной терапии, работу следует строить иначе: сочетать обучающие занятия с оказанием психологической поддержки (один-два раза в неделю проводится индивидуальное занятие по 40–45 минут, всего 10–15 занятий, и один раз в неделю – с семьей по 1–1,5 часа, также 10–15 занятий). Определять содержанию и частоту проведения занятий следует с учетом нарушений поведения дошкольника, наличия у него соматических нарушений, готовности идти на контакт. 

Как используется песочная терапия в качестве тренингов

Как известно, педагоги-психологи часто сталкивают с нежеланием членов семьи дошкольников принимать участие в занятиях: родители попросту отказываются прийти. В таких ситуациях следует провести поддерживающие занятия для воспитанника, и занятия с песком в детском саду также можно использовать с этой целью. С каждой семьей, независимо от ее численности, занятия следует проводить индивидуально. В процессе таких занятий каждая семейная группа проходит через несколько этапов развития. 

Первый этап – знакомство, которое может быть как внешним, так и внутрисемейным. Внешнее знакомство связано с пониманием реакции других людей на собственное поведение. Внутреннее знакомство предусматривает процесс узнавания дошкольникам новой информации о своих родителях: например, о том, что папе нравится синий цвет, а мама любила играть с куклами. 
В ходе второго этапа работы члены семьи должны сформулировать правила взаимодействия группы, которыми следует руководствоваться на последующих занятиях (например, не уходить, не попрощавшись). Эти правила следует записать и повестить на видном месте. 

Третий этап связан с проведением анализа негативных эмоциональных отношений в семье, вызванных бытовыми проблемами. Диагностику можно провести посредством беседы, анкетирования участников. Ребенок в это время выполняет любой проективный тест: «Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное». Четвертый этап – основная работа – проведение тематических тренингов  в детском саду («Здоровый образ жизни», «Семейные ценности», «Моя семья», «Мир чувств» и т. д.). Между такими занятиями нет логической связи, поэтому их можно проводить в любом порядке. 

Песочная терапия в детском саду должна базироваться на трактовке ресурсного и символического содержания изображений, созданных участниками семейной группы в ходе занятий (проводить анализ использования свободного пространства, ландшафта песочницы, выбора предметов). Также важно внимательно выслушивать рассказы детей и о поведении созданных ими героев, использования прием «отзеркаливания». 

Песочная терапия в детском саду: стратегия занятий с песком 

Стратегия заключается в том, чтобы оказать максимальное содействие членам семьи в процессе понимания актуальной проблемы и ее истоков. При этом консультация может строиться на сюжете песочной картины, если он жизнеутверждающий. Таким образом, процесс работы с этим материалом позволяет родителям и детям осознать свои проблемы. Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, они приобретают бесценный опыт поведения во многих жизненных ситуациях. Такой опыт попадает в бессознательное и ждет своего часа, чтобы пригодиться членам семьи в тот момент, когда они столкнутся с проблемой.

Работа с песком необходима, когда слова не помогают. Если хотя бы часть родителей, неравнодушная к будущему своего ребенка, идет на контакт, готова взаимодействовать, чтобы понять истоки своих проблем, это заслуга специалиста. Совместные занятия с песком плавно перетекают в семью, и позитивные изменения, как в поведении ребенка, так и в поведении его родителей, не заставят себя ждать Родители, включившиеся в сотрудничество, могут рассчитывать на положительный эффект во внутрисемейных отношениях. Это неоднократно отмечали не только педагог-психолог, воспитатели ДОО, но и члены семей.

Конспект совместного занятия с песком в детском саду «Мир страшилок»

Цели:

  • снятие у ребенка физического и психического напряжения;
  • поддержание позитивного настроя, сплочение ребенка и взрослых;
  • эмоциональное и мышечное расслабление.

Оборудование: миниатюрные фигурки, песочница, мяч, вода.

Участники: ребенок старшего дошкольного возраста с одним или обоими родителями (опекунами).

Примечание: данный тренинг можно проводить с несколькими семьями одновременно.

Ритуал приветствия

Участники передают друг другу мяч по кругу со словами приветствия и комплиментов (например, «Добрый день! Вам очень идут эти очки!»).

Упражнение «Подари себе подарок»
Цель: помощь участникам в нахождении ресурса для преодоления страхов в дальнейших упражнениях. Участникам предлагается выбрать фигурку – подарок для самих себя. Фигурка ставится в песочницу. Каждый проговаривает, что для него значит этот подарок. Выбранная фигурка на протяжении всего тренинга рядом с участником либо в его руке. В конце уточняется, что все фигурки возвращаются на полку, к себе домой. Так деликатно сообщается о том, что фигурки не следует уносить с собой.

Упражнение «Мозговой штурм»
Небольшое теоретическое вступление: страх – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или в ожидании неприятностей. Каждому участнику предлагается рассказать о собственном страхе (что каждый подразумевает под ним), используя метод незаконченного предложения: «Страх – это…».

Сказка про Темноту
Цель: в ходе чтения и обсуждения сказки ввести ребенка в мир страхов и примирить с ним.
Педагог-психолог читает сказку:
Жила была Темнота. Но выходила она только ночью, когда солнышко ложилось спать. Как только маленький лучик солнца просыпался и освещал землю, она убегала и пряталась в норки к мышкам, сусликам и другим зверькам. Но ночью Темнота чувствовала себя королевой.
Ночная жизнь была ее стихией, и королева подчиняла себе всех. А тех, кто не хотел подчиняться, она гипнотизировала. Внушением Темнота пробуждала воображение детей, и они начинали видеть в темноте разных монстров. Хотя на самом деле все чудовища были ненастоящие, точнее, их совсем не было, но детям они виделись реальными. Темнота же на самом деле была очень одинока. Ей хотелось иметь друзей и играть с ними.
Но все детки ночью ложились спать. Тогда королева посылала своего верного слугу – Страх – к кроваткам малышей. Страх не давал им уснуть, чтобы Темнота могла поиграть с ребятами. Только дети таких игр боялись и плакали. Мама включала свет, а Темнота пряталась, потому что боялась не только солнышка, но и света от лампочки. Бедная королева…
Она не понимала одного: для того чтобы дружить, не нужно пугать. Однажды один мальчик решил пожалеть Темноту и подружился с ней. Он дождался ночи, выключил свет и смотрел на Темноту. Но ничего страшного не происходило. Темнота не пугала его, потому что в этот момент она сама его боялась.
Оказывается, Темнота страшится тех, кто ее не боится. Тогда мальчик решил ее обмануть. Он спрятался под одеяло и стал дрожать. Темнота подумала, что мальчик ее боится, и шагнула к нему на кровать. Мальчик ощутил ее поступь. И тут из-под одеяла он спросил ее:
– Что ты хочешь?
Темнота тихо-тихо прошептала:
– Дружить.
– Говори громче, я тебя плохо слышу! – крикнул мальчик и выглянул из-под одеяла.
Оказалось, что Темнота не умеет разговаривать громко. Она только шепчет, и очень-очень тихо. Королева прошептала еще раз:
– Дружить.
– Тогда, если ты хочешь быть моим другом, расскажи мне добрую сказку.
И Темнота рассказала мальчику много красивых и добрых историй о своем мире. О том, как красиво в ночном лесу, как совы кормят своих маленьких птенцов, как звери выходят на охоту, чтобы прокормить своих детенышей, как падают звезды и влюбленные загадывают желания и как в звездном небе созвездия приходят друг к другу в гости.
Мальчик уснул. А Темнота стала охранять его сон до самого утра, чтобы не пришел ее злобный слуга Страх. Однажды королева развлекала мальчика загадками. Он брал в руки предметы и, не видя их, на ощупь отгадывал. Ему очень нравилась эта забавная игра. Потом он смотрел по сторонам и в еле видимых очертаниях отгадывал предметы, мебель, вещи. А еще мальчик узнал, что Темнота может быть хорошим другом тому, кто устал: она дает тишину и отдых. Теперь у королевы есть друг, она не одинока. Она любит встречаться с мальчиком и рассказывать удивительные сказки, посылать ему тишину, охранять его сон.

Обсуждение сказки
Участники тренинга рассказывают, о каких личных страхах они вспомнили, услышав сказку.

Упражнение «Страхи в песке»
Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.
Каждый выбирает себе фигурку, которая олицетворяет страх (может быть 2–3 шт.), и ставит в песочницу. Ребенок, а потом и родители рассказывают о своих страхах так, как это для них приемлемо, чтобы они могли выразить свои чувства и эмоции по отношению к этому явлению. Пусть страхи попугают друг друга. Каждый участник должен задать себе вопрос, поразмышлять над ними ответить на него спустя время:
Как мне живется со страхами?
Чего хотят страхи от меня?
Для чего нужны страхи, что они мне (нам) дают?

Рефлексия
Участники делятся тем, что они испытывали, чувствовали, переживали во время упражнения.

Упражнение «Расслабьтесь – сейчас мы вас напугаем!»
Страх и стресс несовместимы с расслаблением. На этом и построен один из методов преодоления страха. Участникам предлагается сесть удобно и постараться максимально расслабиться. В такт дыханию повторять всем вместе: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь (на протяженном дыхании слово «я» и предлог «и»). Мне хорошо и спокойно. Мне хорошо и спокойно.
Расслабляются мышцы лица, лоб, щеки, губы. Мои ноги и руки расслабляются, успокаиваются. По всему телу разливается тепло...». А теперь мысленно участники представляют на расстоянии предмет своего страха. После упражнения переходят к рисованию на песке страхов, которые им представились.

Упражнение «Рисование страхов на песке и размывание их водой»
Каждый рисует свой страх в песочнице, рассказывает о нем еще раз, а затем размывает его водой. Песок может быть влажным, чтобы было легче рисовать.

Упражнение «Мое настроение»
Участников просят показать ту фигурку-подарок, которая была выбрана в начале тренинга. Затем задаются вопросы:
Как вам фигурка помогла в начале тренинга?
Когда, в какой момент вы к ней обращались?
С какими мыслями и чувствами вы сейчас заканчиваете наше общение?

Ритуал прощания
Каждый символически забирает образ своего ресурса (фигурки, которая была выбрана в начале тренинга) с собой. Жестами демонстрируется, как берется из песочницы чувство и прижимается к груди.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль