Обеспечения взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ: технология фасилитации

155

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее ФГОС ДО), определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество детского сада с семьей. К важнейшим задачам и целям, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников как концептуальные основы сотрудничества ДОО и родителей фиксируются в содержательном разделе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа).

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в ДОУ с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьями детей в процессе реализации Программы становится ключевым направлением работы педагогических работников наряду с образовательно-воспитательной деятельностью. Психолого-педагогическое сопровождение Программы предусматривает компетенции воспитателя необходимые для социального развития воспитанников, в т. ч. умение совместно с родителями воспитанников решать педагогические вопросы, поддерживать образовательные инициативы родителей (законных представителей) дошкольников.
Необходимо вернуть семье ее роль в воспитании детей, помочь современным родителям, нередко думающим, что дошкольная образовательная организация может (и должна) решить за них все задачи и проблемы воспитания их ребенка, объективно оценить значение важнейшего института социализации. Решение этих задач возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, обладающей всеми признаками системы, созданной на основе идеи общественного договора и социального партнерства.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в ДОУ: требования к воспитателям

Все это требует наличия у воспитателя детского сада качеств, позволяющих поддерживать конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры.

Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников. Значительным потенциалом для построения, поддержания и развития партнерских отношений обладают методы фасилитации. Оценив с помощью представленного опросника готовность педагогов к фасилитации, руководители ДОО могут начинать работу по формированию и развитию у воспитателей необходимых умений, компетенций, личностных качеств.
В приложениях 1–3 приводятся примеры двух аспектов повышения профессиональной компетентности педагогов: развитие навыков фасилитации и формирование умения разрабатывать сценарии и проводить мероприятия на основе технологий фасилитации в ДОУ.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в ДОУ: информация для родителей

По мере взросления дошкольников родительский контроль и влияние постепенно слабеют. При этом старший дошкольный возраст является сензитивным для решения важной задачи – обретения уверенности в себе, становления самости. В случае неуспеха у малыша может появиться ощущение неуверенности в собственных силах, неполноценности – ощущения, способные повлиять на дальнейшую судьбу ребенка.

С учетом этого необходимо организовать планомерную работу по воспитанию самостоятельности и ответственности.

Осознавая необходимость постепенной передачи прав малышу, родители не всегда бывают готовы к этому. Существует некоторый процент родителей, которые стараются всеми силами контролировать действия и поступки дошкольника. Очевидно, что подобная тактика крайне непродуктивна. Воспитывать личностные качества характера дошкольника следует поступательно, по мере готовности малыша действовать без поддержки взрослых. 

Нередко, ссылаясь на юный возраст дошкольника, родители не возлагают на него обязанность за выполнение домашних дел, что противоречит духу дошкольного воспитания. Еще одно распространенное заблуждение семейного воспитания – выполнение членами семьи обязанностей дошкольника, что препятствует освоению ребенком новых действий и умений. Такое положение дел нередко устраивает малышей, они не хотят взрослеть, отвечать за свои действия. Конечно, не следует перегружать детей ответственностью, требовать, чтобы дошкольник, например, на пороге школы он стал «взрослым», но и нельзя отступать перед его нежеланием взрослеть, выполнять определенные обязанности, отвечать за свои действия.

Что же такое ответственность? Это психологическое состояние, при котором человек полностью отдает себе отчетв своих действиях и принимает на себя вину за их последствия. 
Ответственность – один из важнейших социальных навыков, который необходимо формировать, развивать, т. к. ответственными не рождаются, ими становятся.

Как качество личности оно закладывается в детстве. Принято считать, что оптимальным возрастом для развития ответственного поведения является период от 3,5 до 5 лет. В возрасте до двух лет ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Ориентируясь на реакции значимых для него взрослых, малыш постепенно выясняет и запоминает, что делать нельзя.

При этом нежелательных действий он избегает не потому, что стал ответственным, а потому, что стремится избежать негативной реакции близких.

Не стоит ожидать положительного эффекта и в период от двух до 3,5 года, т. к. у большинства детей в этом возрасте наступает так называемый кризис трех лет. Поведение становится похожим на провокацию. Осознав себя как личность, малыш начинает проверять границы действия запретов, власти взрослых.

В этот период важно, сохраняя отношения, построенные на любви и заботе, как можно четче обозначить границы желательного (ответственного) и порицаемого поведения. Как бы малыш ни экспериментировал, изучая границы запретного, взрослому необходимо сохранять твердость, неизменность требований, их независимость от настроения папы или мамы, настойчивости.
Начиная с 3,5 года необходимо вести планомерную работу по формированию ответственного поведения.

Можно выделить несколько областей, в рамках которых дошкольники способны нести ответственность: поддержание порядка в местах хранения игрушек и личных вещей, оказание помощи взрослых при сервировке стола, уход за домашними растениями. В случае, если в семье ребенку не доверяют выполнение каких-либо обязанностей, то малыш вырастет ведомым. Чем старше он, тем сложнее внушить ему, что он должен держать отчет за свои поступки, быть самостоятельным.

Необходимо постепенно расширять круг областей, в которых малыш способен принимать самостоятельные решения. Поскольку в этом возрасте малыш оценивает поступки по их последствиям, большое внимание следует уделять позитивной оценке проявления ответственности.

Важный момент в переосмыслении чувства ответственности происходит по мере формирования способности анализировать мотивы своих поступков и действий других людей — в возрасте 5-7 лет. У дошкольников в этот период проявляются такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность, способность к самокритике, умение конструктивно воспринимать критику других, оценивать свое поведение по отношению к нормам, принятым в социуме. 

Ход мероприятия по обечпечению взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Вступительная часть

Фасилитатор («хозяин кафе») при помощи команды дизайна объединяет участников в группы, формулирует вопросы для обсуждения, объясняет правила работы кафе, назначает «хозяина стола».
Система работы кафе:

1-й этап – группы из 3–4 человек занимают свои места и выбирают «хозяев столиков».
2-й этап – организуется 3–4 (при необходимости больше) раунда обсуждения каждого из вопросов встречи с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» остаются за своими столиками. Их задача – познакомить новых участников дискуссии с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

Поскольку результаты, полученные другими участниками, должны быть доступны для использования новой группой, их нужно визуализировать. Форма визуализации на разных этапах работы «кафе» может различаться. Для обсуждения за столиками достаточно записей на бумаге или экране монитора компьютера.

Для межгруппового обсуждения под руководством фасилитатора итоги должны быть доступны для всеобщего обозрения: демонстрируются на проекторе или кто-либо из команды дизайна оформляет настенные плакаты с надписями, схемами, рисунками и т. д. Участники могут записывать свои идеи и вывешивать их на доску. Предлагаемые идеи группируются фасилитатором. Опытные руководители обсуждения могут создавать историю поиска решения, собирая отдельные высказывания, наглядно представляя эволюцию идей.

3-й этап – участники возвращаются за столик своей группы, «хозяева стола» организуют обобщение идей.
4-й этап – выработанные идеи систематизируются, осмысливаются и презентуются фасилитатором.

Правила работы кафе:

  • Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
  • Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
  • Говорите открыто и от всего сердца.
  • Слушайте, чтобы понимать.
  • Связывайте и соединяйте идеи.
  • Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов.
  • Играйте – не сидите на «трибуне».
  • Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
  • Получайте удовольствие!

Основная часть
Фасилитатор предлагает вниманию участников собрания вопросы, сформулированные ими в качестве проблемных на этапе подготовки к мероприятию.

Вопрос 1. Требовать от ребенка дошкольного возраста слишком высокого уровня ответственности было бы неправильно. Но в этом возрасте воспитанник должен иметь зоны ответственности. Какие зоны ответственности должны быть у ребенка __________ возраста? (Задаются возрастные периоды, соответствующие интересам собравшихся.)

Далее организуются три раунда бесед. «Хозяева столов» подводят итоги.
Пример резюме по вопросу 1 (возраст – 5–7 лет).

Старшие дошкольники должны иметь «зоны ответственности», связанные с личными вещами, игрушками, поддержанием порядка в одежде. Следует также воспитывать в детях этой возрастной группы бережное отношение к природе, чужой собственности, а также своему здоровью и благополучию. Можно выделить следующие группы ответственности старшего дошкольника:

  • ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь;
  • действия, связанные с благополучием близких и других людей;
  • домашних питомцев;
  • собственные вещи;
  • данное слово и принятое решение;
  • качественное выполнение обязанностей ученика, за собственные успехи и неудачи;
  • экологическая ответственность.

Вопрос 2. Какими принципами должны руководствоваться родители при воспитании ответственности у детей?
По итогам обсуждения (3–4 раундов) за столиками фасилитатор выделяет базовые принципы воспитания у детей, например, 7–8 лет:

  • демонстрация взрослым последовательного ответственного поведения;
  • наличие четко очерченных, оговоренных границ зон ответственности каждого члена семьи (детского коллектива);
  • неприемлемо перекладывание ответственности на другого;
  • наличие системы поощрений и санкций за безответственное поведение.

Вопрос 3. Ответственность – объективно необходимый социальный навык. Но нередко малыши не хотят брать на себя ответственность. Что делать родителям? Как обеспечить социализацию старших дошкольников?
По итогам обсуждения (4–5 раундов) фасилитатор вместе с участниками определяет приемы, которые позволят воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям:

  • необходимо давать посильную нагрузку;
  • нужно привлекать к участию в семейных советах о том, как лучше поступить в той или иной ситуации;
  • нужно учить ребенка справляться с трудностями;
  • помогая в делах, которые пока для ребенка объективно трудны, необходимо продумать стратегию делегирования все новых зон ответственности ребенку; действовать вместе с ребенком, а не вместо него,
  • обучать его выполнению отдельных действий и умению нести за них ответственность;
  • в вопросах, с которыми ребенок справляется сам, родитель должен занимать позицию наблюдателя;
  • полезно создавать ситуации, в которых ребенку просто необходимо проявлять ответственность;
  • ответственность за что-либо можно обменять на права. Новые, привлекательные права и возможности предоставляются в обмен на ту или иную новую ответственность;
  • выработать согласованную с ребенком систему штрафов за безответственное поведение и нарушение обязательств.

Заключительная часть
Участники встречи возвращаются за свои столики. Фасилитатор предлагает на основе выработанных идей (родители получают электронную версию или распечатку принятых участниками мероприятия рекомендаций) составить индивидуальные программы родительских действий по расширению зоны ответственности детей. Главное условие – намеченные преобразования должны учитывать и по возможности уменьшать риски, связанные с угрозой психическому и физическому здоровью дошкольников.

В качестве опорной схемы родителям предлагается модификация идеи Р.Т. и Дж. Байярд:

1-й шаг – составьте по возможности полный список того, что задевает, беспокоит именно вас в поведении вашего чада. Например, не хочет переодеваться после посещения дошкольной образовательной организации, соблюдать режим, много времени проводит за компьютером и (или) у телевизора, не помогает по дому и т. д.
2-й шаг – из полученного списка выберите позиции, которые имеют определенные последствия для малыша, но никак не влияют на вас. Исключите эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить вашего малыша. В своем списке оставьте только те пункты, которые имеют отношение непосредственно к вам.
3-й шаг – начните работу со своим списком. Для этого откажитесь от собственной ответственности за эти пункты и наметьте программу и приемы передачи ответственности ребенку. Запаситесь терпением и выработайте в себе доверие к тому, что ваше чадо может быть ответственным и самостоятельным.
4-й шаг – выбрав один из пунктов, представьте, что ваш малыш совершает поступок, относящийся к этому пункту. Почувствовав знакомую вам эмоциональную смесь беспокойства, гнева и беспомощности, заставьте себя вспомнить, что теперь не вы, а ваш ребенок отвечает за это поведение. Попробуйте посмотреть на этот поступок как бы со стороны: с интересом и доверием к тому, что он сам может разрешить свою проблему.
5-й шаг – обдумайте ваше сообщение малышу о том, что вы передаете ему ответственность за данный пункт перечня. Общее содержание сообщения может быть следующим: «Раньше я беспокоилась (сердилась), что ты не… что не могу заставить тебя… Я долго думала об этом и решила, что с сегодняшнего дня ответственность за… я доверяю тебе. Я буду интересоваться твоими делами и помогать тебе, если нужно. Но в целом теперь это твое дело».
Обязательно обдумайте, что вы скажете по поводу тех аспектов проблемы, которые могут беспокоить лично вас. Резоны окружающих являются факторами, определяющими границы свободы принимаемых решений. Пользуйтесь как можно более краткими «Я-высказываниями» (высказываниями от первого лица).
6-й шаг – согласно определенной вами программе действий и выбранным методам воспитания с опорой на имеющийся опыт делегирования полномочий в течение следующих нескольких недель передайте ответственность за другие пункты перечня.

В конце родительского собрания фасилитатор предлагает его участникам поделиться идеями, рассказать о возникших затруднениях, сформулировать вопросы присутствующим на мероприятии специалистам (педагогу-психологу, социальному педагогу, представителям администрации, воспитателям). Намечаются пути совместной работы семьи и ДОО по воспитанию ответственного поведения.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Приложение 1. Тренинг «Развитие навыков фасилитации».doc
  • Приложение 2. Практикум «Разработка сценариев мероприятий на основе технологий фасилитации».docx
  • Приложение 3. Пример сценария родительского собрания.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль