Методическая работа с педагогами на этапе введения ФГОС дошкольного образования

74

Как известно, обновление нормативной базы, влекущее за собой изменения в профессиональной деятельности, практики не всегда встречают с восторгом. Многие оказываются неготовыми к деятельности в современных условиях. С учетом этого на период введения ФГОС в ДОО должна быть организована методическая работа для профессионального развития педагогов.

Современные реалии диктуют новые правила работы для дошкольных образовательных организаций: необходимость учитывать информационную составляющую. Педагогические работники должны переосмыслить многие позиции и изменить порядок моделирования воспитательно-образовательного процесса

Что изменило введение ФГОС дошкольного образования

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому  дошкольное образование в условиях введения ФГОС трактуется как начальный уровень образовательной системы, прохождение которого стало доступным в разных формах (в детских садах, дошкольных группах, на дому). 

Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки РФ:

  • от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». 

Но самым главным событием для воспитателей и заведующих детскими садами стало введение ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее – ФГОС, Стандарт). Знакомство с положениями этого нормативного документа должно проводиться в соответствии общепринятыми правилами, общими для образовательных организаций любого уровня подчинения. Введение ФГОС дошкольного образования предполагает корректировку всех ранее составленных документов и приведение их в соответствие с новыми требованиями.

Внесенные изменения должны быть не формальными, сопровождаться конкретными преобразованиями методической работы с педагогами. 

Открытое общественное обсуждение проекта введения ФГОС дошкольного образования позволило педагогическим работникам познакомиться с текстом нормативного документа до его обсуждения. Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заведующий кафедрой психологии личности ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова» Александр Григорьевич Асмолов, который стоял у основ разработки ФГОС, регулярно давал публичные разъяснения по отдельным положениям Стандарта. Благодаря этому педагогические работники и эксперты могли следить за тем, как менялся проект введения ФГОС дошкольного образования, а также, в ходе обсуждений, могли повлиять на окончательный текст нормативного документа.

В настоящее время положения Стандарта определяют содержание программ дошкольного образования, условия их реализации, порядок реализации образовательных проектов с учетом возрастных особенностей дошкольников. Стандарт – это не просто очередной документ, это первый в истории нормативный акт, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательных программ. Поэтому перед методистами детских садов стоит задача перенастроить методическую работу с педагогами к введению ФГОС дошкольного образования. Это длительный процесс, который следует начать с анализа условий работы в детском саду на предмет готовности к введению ФГОС дошкольного образования, определения факторов, которые следует изменить для обновления процесса образовательной работы. 

Как реализовать введение ФГОС дошкольного образования

Согласно письму Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10 введение ФГОС дошкольного образования предусматривает проведение ряда мероприятий не только в самих детских садах, но и по ряду направлений: 

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;
  • организационного обеспечения реализации Стандарта;
  • кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • информационного обеспечения реализации ФГОС ДО.

В рамках методической работы с педагогами рекомендуется ознакомить работников с данным нормативным документом, а потому приступить непосредственно к введению стандартов ФГОС в своем детском саду. 

Важно понимать, что в план корректировки образовательного процесса следует включить разнообразные формы работы с воспитателями, в том числе: 

  • репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);
  • репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно-деятельностные игры);
  • эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);
  • продуктивные (научные конференции, теоретические семинары).

Приступая к реализации плана введения ФГОС дошкольного образования следует четко понимать, какие новые знания получат педагоги дошкольного воспитания и как в связи с этом они изменят ведение образовательно-воспитательной работы. 

Коротко о плане введения ФГОС дошкольного образования

План работы по реализации положений Стандарта в конкретной дошкольной образовательной организации может состоять из четырех разделов. 

Раздел «Организационно-управленческая работа по созданию условий введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает:

  • создание рабочей группы, которая узаконивается изданием соответствующего приказа, определение ее функционала;
  • разработка плана мероприятий, направленных на введение положений Стандарта;
  • организация непрерывного процесса повышения квалификации воспитателей;
  • проведение диагностики ресурсного обеспечения детского сада;
  • получение объективных данных о готовности дошкольной образовательной организации к переходу на ФГОС;
  • разработку порядка методического сопровождения педагогов сферы дошкольного образования (проведение педсоветов, методических круглых столов, обучающих семинаров);
  • преодоление сложности трактовки отдельных положений Стандарта;
  • осуществление разработки программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • осуществление сетевого взаимодействия по организации преемственности сфер начального и дошкольного образования в новых условиях ведения образовательной работы;
  • проверка процесса введения ФГОС дошкольного образования. 

Раздел «Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования» включает следующие мероприятия:

  • создание условий для прохождения воспитателями курсами повышения квалификации в условиях введения ФГОС дошкольного образования;
  • формирование рабочих групп педагогических работников для решения методических трудностей. 

Третий раздел «Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает проведение работы по таким направлениям:

  • обновление оснащенности образовательно-воспитательного процесса в детском саду;
  • обеспечение материально-технической базы реализации образовательных программ действующим нормам пожарной безопасности, охраны труда работников ДОО;
  • оснащение образовательного процесса новыми печатными и электронными ресурсами;
  • обеспечение доступа воспитателей к электронным ресурсам и базам данных, размещенных на ресурсах регионального и федерального значения;
  • обеспечения доступа для всех участников образовательного процесса к образовательным ресурсам в интернете. 

И наконец, четвертый раздел «Создание организационно-информационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» может включать:

  • размещение на сайте дошкольной образовательной организации информации о введении ФГОС дошкольного образования;
  • размещение в открытых источниках информации о ходе и результатах деятельности педколлектива;
  • создание базы данных полезных ссылок на образовательные порталы;
  • информирование общественности о результатах работы по введению ФГОС дошкольного образования;
  • подготовка публикаций из опыта работы детского сада. 

В приложении представлен пример рабочего варианта плана введения ФГОС ДО в одном из столичных детских садов. Составление плана реализации положений Стандарта – это лишь один из этапов долгого пути, который должен пройти коллектив каждого детского сада для обновления процесса ведения педагогической практики в соответствии с требованиями времени. Поиск эффективных форм методический работы с педагогами, взаимная поддержка, обмен опытом с коллегами будут способствовать повышению профессионального уровня воспитателей и качества дошкольного образования в целом.

Методическая работа с педагогами на этапе введения ФГОС дошкольного образования

Методическая работа с педагогами на этапе введения ФГОС дошкольного образования

Методическая работа с педагогами на этапе введения ФГОС дошкольного образования

Читайте подробнее в материале «Введение ФГОС»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль