Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

1513

Актуальное содержание сферы дошкольного образования и порядок управления детским садом обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт). Эти нормативные акты повлияли на профессиональное развитие воспитателей детского сада, оценка которого проводится перед аттестацией в обязательном порядке. Так, Стандартом установлен ряд положений по моделированию воспитательно-образовательного процесса, в частности по кадровым и психолого-педагогическим вопросам. Важно отметить, что главным фактором успешной реализации положений ФГОС является фигура воспитателя дошкольного образования (личные качества, отношение к выполнению профессиональных обязанностей, преданность воспитателя детскому саду, выявление соответствия работника профессиональным стандартам). 

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС с использованием методики «Квадрат функций»

Что можно предпринять для развития воспитателей в ДОО, когда дело касается перечисленных качеств? Насколько готовы воспитатели дошкольной образовательной организации к введению ФГОС ДО? Как вести методическую работу в детском саду, чтобы она служила средством развития воспитателей в ДОО, способствуя успешному внедрению новых правил ведения образовательного процесса?

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Найти ответы на эти вопросы поможет хорошо знакомая многим педагогическим работникам методика «Квадрат функций». Наиболее известен ее вариант для развития педагогов в ОО, а также ее обновленный вариант для руководителей школ. Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС по этой методике предлагаются впервые.
Назначение методики — определить индивидуальные профессиональные затруднения у воспитателей дошкольной образовательной организации при реализации ФГОС дошкольного образования. 

Почему именно «квадрат функций»? Квадрат – геометрическая фигура, в форме которой представлена основная матрица данной методики (приложение 1). Функции в нашем случае – это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Наша задача состоит в том, чтобы перепроектировать содержание образовательных областей в деятельностную основу, т. е. показать, что должен делать воспитатель в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми (приложение 2).

Таким образом, «функции» в данной методике – это деятельность воспитателя по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом. Поскольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для того, чтобы получился «квадрат»: 5 × 5 = 25). Пять видов деятельности, направленной на развитие воспитателей в ДОО, мы поместили в квадрат по диагонали. Так появилась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа. В методике используются условные обозначения образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • СК – социально-коммуникативное профессиональное развитие воспитателей детского сада;
  • П – познавательное профессиональное развитие воспитателей детского сада;
  • Р – речевое профессиональное развитие воспитателей детского сада;
  • ХЭ – художественно-эстетическое развитие;
  • Ф – физическое профессиональное развитие воспитателей детского сада.

Профессиональное развитие воспитателей детского сада: алгоритм работы методики 

Для эффективной работы с рассматриваемой методикой предлагается следующий алгоритм:

Алгоритм
Скачать в .docx

Шаг 1. В «Матрице функций» по вертикали воспитатель ранжирует конкретные действия в ходе непосредственно образовательной деятельности от 1 до 5 (не повторяясь): «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается в левом нижнем углу. 

Шаг 2.  То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат записывается в правом верхнем углу.

Шаг 3. Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.

Шаг 4. По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям), результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.

Шаг 5. По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее – пятое.

Шаг 6. Расшифровывается содержательная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например, первого места и последнего).

Шаг 7. Заполнив и обработав анкету, воспитатели детского сада могут сделать для себя вывод, какая из необходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее, определить содержательный характер затруднений. Таким способом легко наметить пути дальнейшего профессиональное развития воспитателей детского сада. 

Шаг 8. Старшим воспитателем или заместителем заведующего ДОО по методической работе проектируется беседа с каждым воспитателем. Возможны два варианта. Первый предусматривает исправление наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение. В этом случае совместно с воспитателем может быть выбрана соответствующая тема для самообразования (индивидуальная методическая тема) на ближайший период. Второй вариант предусматривает дальнейшую работу с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это образовательная область, в которой у данного воспитателя накоплен наибольший положительный опыт. Естественно предположить, что этими знаниями и навыками воспитатель сможет поделиться с другими членами коллектива, у которых именно они оказались «слабыми».

Следовательно, по одним функциям (образовательным областям) воспитатель совершенствуется, а по другим – сам проводит обучение с коллегами. Это вариант новой сетевой формы организации профессионального развития воспитателей детского сада и методической работы в дошкольной образовательной организации, особенности которой – тема отдельной публикации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль