Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

16 января 2019
6802
Средний балл: 0 из 5

Инструменты самообразования воспитателя

Воспитатель разрабатывает план по самообразованию на год, тем самым выстраивая систему в своей преподавательской деятельности. В начале плана он пишет тему и поясняет её актуальность, далее структурирует годовую работу с использованием методической литературы. План работы дошкольного педагога – неотъемлемая часть организации учебной деятельности и профессионального развития. Также воспитатель оформляет папку, содержащую результаты и опыт его работы, накопленные в течение учебного года. Папка включает описание воспитательской работы, методические статьи, конспекты уроков с детьми. Помимо годового плана, воспитатель составляет и перспективный план обучения, где формируется работа на ближайшие годы. На протяжении всей учебной деятельности педагог ведёт рабочую тетрадь с заметками о проведённых мероприятиях – об оформлении стендов, выступлениях на педсоветах, непосредственно о самой учебной деятельности с дошкольниками, приобретённых пособиях, и прочих составляющих самообразования. Узнайте подробнее примерные темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС.

Оформление итоговой отчетности по ФГОС

Как упоминалось ранее, обучение педагога должно осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС. При формировании итоговой отчётности необходимо придерживаться правильного оформления:

  • Титульный лист состоит из следующих компонентов:

- наименование муниципального дошкольного образовательного учреждения

- наименование документа (план воспитателя)

- информация о педагоге – ФИО, стаж работы, квалификационная категория

- тема плана, учебный год, группа, год составления

  • Вторая страница: тема, цель, задачи
  • Таблица ежемесячных работ
  • Представление практического применения
  • Список использованной литературы: автор, название, год издания, издательство
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» рекомендации об организации работы по самообразованию в детских садах:

- Чек-лист, который поможет вашим педагогам заниматься самообразованием систематически

 (с помесячным планом)


Новый формат педсовета, который повысит качество образования в детском саду

 (с критериями оценки)

При постановке задач в итоговой отчётности рекомендуется прибегнуть к способам повышения воспитательского уровня знаний: изучению методической литературы, участию в собрании педагогического состава, разработке перспективного плана в обучении, подготовке диагностики на начало и окончание учебного года, организации учебных мероприятий, оформлении информационно-образовательного уголка, подготовке консультаций, мастер-классов и семинаров для воспитателей.

Что касается практического применения, педагог описывает опыт в проведении открытых уроков и организации информационных мероприятий (консультаций для родителей, семинаров и др.),  а также формирует отчёт о проделанной за учебный год работе.

Роль методиста в деятельности воспитателя

В успешной деятельности и самосовершенствовании воспитателя принимает участие методист, иными словами, старший воспитатель. Он оказывает содействие в разрешении сложных вопросов, ставит определённые цели и задачи, формирует работу воспитателя, помогает в осуществлении учебного плана, оценивает уровень обучения. Методист – своего рода эксперт в дошкольной педагогике и образовательной литературе. Как и воспитатель, методист должен повышать квалификацию в своей профессиональной области. Он работает над составлением плана, в котором описывает цели, задачи и средства, а также ожидаемые результаты. Его отчётность оформляется в виде презентации и докладов, с которыми он выступает на учебно-методическом объединении образовательных организаций.

Основные направления самообразования воспитателей:

  • Знакомство с новой нормативной документацией для ДОУ
  • Изучение новой методической литературы
  • Исследование последних достижений в педагогической науке, возрастной психологии и физиологии
  • Знакомство с инновационными программами и педагогическими технологиями
  • Знакомство с передовым опытом ДОУ
  • Совершенствование общего уровня развития

Темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

Воспитатель определяет тему для своего самообразования, полагаясь на личный профессиональный опыт. Тема всегда должна быть актуальной для дальнейшего развития в воспитании и обучении дошкольников и органично вписываться в обучающий процесс ДОУ. Методист, как наставник, проводит консультации с воспитателем, выясняет наиболее интересующие аспекты педагога, при этом не навязывает собственное мнение. Допустимо объединение нескольких воспитателей одного ДОУ в работе над одной и той же темой, при условии, что тема близка к одной из задач всего учреждения или в ДОУ проходит подготовка к исследовательской деятельности.

Требования к темам по самообразованию содержатся в нормативно-правовых документах, во ФГОС дошкольного образования, куда вносятся изменения и дополнения. Необходимо выбирать тему, учитывая возрастные особенности детей в группе. Могут быть проработаны темы из разных областей:

  • Речевая область – активизация и развитие речевой деятельности
  • Социально-коммуникативная область – формирование ответственности и социализация в процессе учебно-игровой деятельности
  •  Художественно-эстетическая область – развитие эстетического восприятия окружающего мира
  • Познавательная область – формирование представлений об окружающем мире и законов природы
  • Нравственно-патриотическая область – развитие интереса к традициям своей Родины, воспитание любви и привязанности к своей семье, формирование толерантности и уважения к другим народам и традициям
  • Физическая область – развитие моторики, роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья

В 2016 году были внесены изменения и дополнения во ФГОС, затрагивающие проблематику обучения детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование в условиях дошкольной организации может стать темой для самообразования.

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Компетенции воспитателя. Требования профстандарта и ФГОС»

Папка по самообразованию воспитателя детского сада Папка по самообразованию воспитателя детского сада Папка по самообразованию воспитателя детского сада Папка по самообразованию воспитателя детского сада

Возможные трудности в самообразовании и их решения

  • Сложно определить тему. Следует выявить интересующую проблему, используя наблюдения за детьми и анализируя свой опыт.
  • Трудности при выборе методической литературы. Необходимо чётко сформулировать ряд вопросов и начать поиск с классических педагогических трудов, затем перейти к исследованию современных методик.
  • Затруднённое осмысление материала. Для успешного усвоения информации можно составлять конспекты (выделять основную информацию), пользоваться ментальными картами и блок-схемами. Данные способы помогут структурировать информацию, что способствует продуктивному усвоению.   

Рекомендации воспитателям к процессу самообразования

  • Важно умение пользоваться поисковыми системами в сети «Интернет» и библиотечными каталогами. Это поможет сократить время поиска источников и литературы
  • Важно дополнять информацию, полученную из одного источника, сведениями из другого. Это поможет анализировать и сравнивать, формируя умозаключения и собственное мнение по теме
  • Важно умение собирать и упорядоченно хранить информацию. Это поможет при подготовке к выступлениям на педагогических мероприятиях и при организации прочей деятельности в рамках образовательного процесса

Зачастую с окончанием учебного заведения специалисту недостаточно диплома, он вынужден регулярно развиваться и повышать уровень мастерства в своём деле: посещать образовательные мероприятия, читать профильную литературу, обмениваться опытом с коллегами, консультироваться с методистами, составлять собственные образовательные планы. Самообразование воспитателя – это профессиональный рост и личностное развитие. При выборе темы для самообразования, педагогу следует осознавать для чего ему изучение неизведанной области и обладать мотивацией к исследованию темы. Ведь при работе над темой ему предстоит долгая и тщательная работа с литературой, а читать трудно и скучно, если предмет изучения не интересен. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.