Организация работы семейного клуба в ДОУ

146

Семья, имеющая малыша с ограниченными возможностями здоровья, требует к себе индивидуального подхода. Комплексное и вместе с тем деликатное изучение такой семьи, грамотное включение родителей в воспитательно-образовательный и коррекционный процессы позволит определить направление эффективного взаимодействия с ними, а также решить задачи повышения результативности семейного и дошкольного воспитания. Это все возможно в рамках работы семейного клуба.

Т.Н. Соловьева, старший воспитатель ГБОУ СОШ № 851, структурное подразделение дошкольное отделение № 2028 г. Москвы

Т.А. Какорина, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 851, структурное подразделение дошкольное отделение № 2028 г. Москвы

Известный американский психолог, психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать чадо несколько раз в день. По ее словам, четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. И, между прочим, не только малышу, но и взрослому

Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. От того как складываются детско-родительские отношения, какую воспитательную позицию, стиль воспитания выбирают родители, во многом зависит развитие и успешная социализация.

Стиль семейного воспитания определяется прежде всего ценностными установками и ориентирами родителей, их эмоциональным отношением. Различают несколько родительских позиций:

  • поддержка и разрешение;
  • приспособление к потребностям чада;
  • формальное чувство долга или отсутствие подлинного интереса к ребенку;
  • непоследовательное поведение.

Работа семейного клуба в ДОУ для детей и их родителей

Огромное влияние на психоэмоциональное развитие ребенка, и в частности малыша с ограниченными возможностями здоровья, оказывают проблемы внутрисемейных отношений (супружеских, детско-родительских). Малыши, в семьях которых они есть, как правило, испытывают трудности в общении со сверстниками, у них возникают поведенческие проблемы, нарушения познавательной сферы. В таких ситуациях требуется более глубокое и при этом деликатное изучение семьи и внутрисемейных отношений.

Одним из методов, позволяющих специалистам ДОО выявить особенности детско- родительских отношений, является целенаправленное наблюдение за игровой, в т. ч. спортивно-игровой, деятельностью родителей и их чад. В этом случае можно оценить те стороны семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

По тому, как ребенок выполняет то или иное задание, по реакции родителей можно судить о многих семейных конфликтах и личностных проблемах участников взаимодействия. Проанализировав поведение папы или мамы в совместной деятельности (характер помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и детских стараний), можно определить, принимают или отвергают дошкольника в семье, какие отношения складываются у него с родителями. Это особенно важно, когда речь идет о семье, имеющей малыша с ОВЗ. Между тем отцовская и материнская линии поведения в семье различаются. У отцов дошкольников с ОВЗ чаще проявляется стремление скрыть существование больного в семье, желание не видеть и не замечать, в некоторых случаях они даже отказываются от обсуждения этой проблемы с последующим отчуждением. Такие отцы, как правило, стремятся изменить личную жизненную ситуацию с помощью рождения другого малыша или заключения нового брака, а о том, что случилось, предпочитают забыть.

Главное отличие материнской позиции проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Активный или пассивный протест матерей направлен против самого дефекта. Они не принимают диагноз ребенка, связанный с его дефектом, но они не могут не принять свое чадо. В этом проявляется основное свойство материнского инстинкта – оберегать, защищать и растить дитя, каким бы оно ни было.

Работа семейного клуба в ДОУ для родителей детей с ОВЗ

Однако, как показывают наблюдения, матери детей с ОВЗ могут иметь противоречивые родительские установки. С одной стороны, они отвергают малыша вместе с его недугом, с другой – под гнетом различных чувств (жалости, вины, невозможности что-либо изменить) устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывая чрезмерную заботу, стремясь обеспечить его безопасность. Кроме того, существует связь между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают в своей семье. Так, специалисты выделяют три основных психологических типа родителей.

  • Родители авторитарного типа наиболее способны к оказанию помощи. Это объясняется тем, что их реакция на стресс («стеническая» реакция – В.В. Ткачева) предполагает возможность преодоления и разрешения различных проблем, в т. ч. проблем ребенка с ОВЗ.
  • Родители невротичного типа чаще придерживаются такой модели воспитания, как «отказ от взаимодействия», и демонстрируют неадекватные взаимоотношения.
  • Для родителей психосоматического типа характерно смешанное реагирование на стрессовые факторы, что проявляется в «подвижности» как в одну, так и в другую сторону. Таким образом, выбор родителем формы контакта и определяет модель воспитания.

Модели воспитания в семьях, имеющих детей с ОВЗ (по В.В. Ткачевой)

  •  Гиперопека – родители стремятся сделать за дошкольника все, даже то, с чем он может справиться сам. Ребенка помещают в тепличные условия: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея его, стремясь оказать ему помощь, родители ограничивают возможности развития ребенка.
  • Противоречивое воспитание – ребенок с ОВЗ вызывает у родителей или опекунов разногласия по поводу использования воспитательных средств. Родители – сторонники жестких мер, а бабушка и дедушка «балуют», разрешают делать все, что малышу захочется
  • Воспитание по типу повышенной моральной ответственности приводит к возникновению хронического перенапряжения. Родители постоянно возлагают на ребенка с ОВЗ обязанности и такую ответственность, с которыми ему в силу имеющихся нарушений трудно справиться. Вследствие повышенной утомляемости ребенок не может адекватно оценить свои возможности, всегда «недотягивает» до оптимального результата, поэтому постоянно чувствует себя неуспешным. Ребенка часто ругают и его самооценка сильно занижена.
  • Авторитарная гиперсоциализация означает, что родители завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки, часто переоценивают его возможности.
  • Воспитание в культе болезни – дошкольнику свойственны мнительность, страх перед любым недугом. Он относится к себе как к больному, у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке.
  • Симбиотический тип воспитания – полное растворение родителей в проблемах ребенка (чаще встречается в неполных семьях). Как правило, матери создают для своих кровинушек особую атмосферу внутри семьи – абсолютной любви. Они фактически перечеркивают свои потребности в профессиональной деятельности и личностном росте, что приводит к искажению не только личности матери, но и личностного развития. В результате такого воспитания формируется эгоист, неспособный к проявлению любви.
  • «Маленький неудачник» – родители приписывают социальную несостоятельность, уверены в том, что он не добьется успеха в жизни. Некоторые рассматривают воспитание такого ребенка как «крест на всю жизнь».
  • Гипоопека – ребенок с ОВЗ не представляет ценности в силу имеющихся недостатков в физическом и (или) психологическом развитии. Родители не обеспечивают уход за ним, малыш может быть неопрятно одет и плохо накормлен. Отвержение может происходить вследствие идентификации в сознании родителей себя с дефектом ребенка (чаще встречается у отцов, в случае с матерью объясняется незрелостью эмоционально- личностной сферы, несформированностью материнского инстинкта).

В рамках деятельности ДОО педагог-психолог, дефектолог и педагоги, работающие со сложным контингентом, призваны раскрыть секреты воспитательных приемов, сформировать установку на создание адекватных доброжелательных отношений в семье, оказать помощь в коррекции взаимодействия в диаде «родитель – ребенок», «ребенок -взрослый». Однако психологическая травматизация родителей детей с ОВЗ, «тупиковость» социальной позиции зачастую не позволяют им рационально использовать воспитательные приемы и в полном объеме принимать помощь специалистов.

Работа семейного клуба в ДОУ поможет подобрать воспитательный подход

Стремясь преодолеть трудности, родители чаще всего ошибаются в выборе воспитательного подхода. Доказательством служат материалы, полученные с помощью бесед и наблюдения, экспериментального изучения моделей воспитания в семьях с ОВЗ. Например, один родитель, чтобы достичь наибольшего эффекта от своих указаний, привязывал утяжелители к ногам дошкольника и заставлял его так сидеть, когда тот был особенно беспокойным и непослушным. Корректировка подобных воспитательных методов и приемов, принятых в семье, – основная задача коррекционной работы специалистов ДОО, в ходе которой важно вызвать у родителей желание сотрудничать со своим малышом. Как уже упоминалось, одним из методов, позволяющих специалистам ДОО выявить особенности детско-родительских отношений, получить представление о стиле домашнего воспитания, является целенаправленное наблюдение за игровой, в т. ч. спортивно-игровой, деятельностью родителей и детей. Так, в структурном подразделении дошкольном отделении № 2028 ГБОУ СОШ № 851 наиболее эффективно родители включаются в совместные с воспитанниками досуговые мероприятия в рамках деятельности семейного клуба «Разноцветик»1, созданного в 2008 г. (далее – семейный клуб).

Целями работы семейного клуба являются:

  • активное включение родителей воспитанников в воспитательно-образовательный, коррекционный процессы детского сада;
  •  налаживание эмоционального контакта малышей с родителями, осознание взрослыми значимости совместной деятельности и возможности применения полученных навыков и умений в домашнем воспитании;
  • определение типа взаимодействия супругов;
  • снятие длительного стресса путем выхода эмоций через движение и различные виды игр. Обучение взрослых на мероприятиях в семейном клубе отличается от традиционного просвещения. Это другой уровень вовлечения их в работу со специалистами, направленную на приобретение новых знаний, привитие навыков гибкого поведения в процессе отношений со своим чадом, что в дальнейшем может способствовать их личной психокоррекции.

В условиях семейного клуба родители:

  • учатся думать и говорить о чадах, используя термины, отражающие конкретные особенности их поведения, а не свойства личности, что зачастую сопровождается оценочными суждениями, осознавать важность своего поведения по отношению к поведению своих детей;
  •  реагировать на поведение дошкольников описанием собственных чувств, а не обвинениями, приказами и предупреждениями;
  •  обучаются навыкам коммуникации, которыми пользуются профессиональные консультанты: хранить молчание, задавать открытые вопросы, активно слушать; методикам релаксации и гармонизации внутрисемейных отношений;
  •  узнают об особенностях родительского авторитета, который базируется на знаниях и опыте, и авторитета, сформированного в результате применения поощрений и наказаний;
  •  начинают понимать важность удовлетворения собственных потребностей. Ведь если потребности удовлетворяются за счет потребностей взрослых, это ведет к разрушению гармоничных внутрисемейных отношений;
  •  формируют единую родительскую позицию в отношении оказания помощи; адекватные ожидания и представления относительно возможностей, сильных сторон дошкольника, на которые необходимо опираться для его эффективной реабилитации и социализации.

Трудности, которые испытывают взрослые, имеющие чадо с ОВЗ, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Ведь на их плечи зачастую ложится работа по компенсации физиологической незрелости, коррекции физического развития ребенка. На встречах семейного клуба специалисты ДОО привлекают взрослых к совместной коррекционно-развивающей и физкультурно-досуговой деятельности. С этой целью рекламируются мероприятия, оформляются фотоотчеты об участии в образовательной и коррекционной деятельности других семей воспитанников, вручаются приглашения на образовательные сеансы, мастер- классы и т. д. Еще одним направлением обучения взрослых, имеющих чадо с ОВЗ, в рамках деятельности семейного клуба является приобщение их к модификации поведения. Мамы и папы могут эффективно регулировать поведение своих детей путем применения программ позитивного подкрепления.

Специалисты помогают сформировать у них позитивный взгляд на ребенка, оказывают моральную поддержку тем, кто испытывает чувство вины, проявляет излишнюю тревожность в отношении малыша с ОВЗ. Педагоги стараются донести до взрослых понимание важности создания эмоционально благоприятной домашней атмосферы, в которой ребенок сможет чувствовать себя равноправным членом семьи в окружении близких и заботливых людей. Потребность в любви, принадлежности, т. е. нужности другому человеку, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие развития и воспитания. Эта потребность удовлетворяется, когда взрослый сообщает ребенку, что он ему нужен, дорог и просто необходим. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, обращенных к нему словах: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебе», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т. д. Чаду подобные знаки безусловного принятия необходимы, как пища растущему организму. Взрослые далеко не всегда следят за тем, как они обращаются к дошкольникам, забывая о том, что они все понимают буквально. Чем чаще критикуют малыша, осуждают его, одергивают, тем быстрее он приходит к выводу, что его не любят. Особенно наглядно это демонстрируется в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе групповых занятий, в т. ч. различных досуговых мероприятий, выполняющих роль коррекционной среды, ценностные ориентации мам и пап подвергаются позитивным изменениям.

Работа семейного клуба «Разноцветик»

Такие встречи позволяют вскрыть их глубинные личностные противоречия, выработать эффективную модель работы с проблемными семьями – приобщить к спортивно-оздоровительной и досуговой деятельности детского сада. В качестве примера в приложениях 1, 2 соответственно представлены сценарий и оценочный лист проведения спортивно-досугового мероприятия «Дружная семья» с элементами психокоррекции в рамках деятельности семейного клуба «Разноцветик».

Результатом взаимодействия специалистов ДОО с мамами и папами в рамках деятельности семейного клуба является появление у них чувства уверенности в себе, внимательного отношения к потребностям ребенка с ОВЗ, снижение авторитарности во взаимоотношениях.

 Опыт работы специалистов ДОО показал, что сплоченная, творческая работа по взаимодействию с семьями воспитанников, направленная на оздоровление, дает положительные результаты. Мамам и папам важно представлять, в каком направлении развивается чадо, видеть в нем целостную личность. Модель внутрисемейных отношений, семейные ценности передаются ребенку и включаются в его сценарий жизни. Поэтому нужно внимательно прислушиваться к тому, что мы транслируем детям, и помнить, что, помогая опираться на свои «могу», взрослые дают им возможность взрослеть и адаптироваться в столь непростом окружающем мире.

Организация работы семейного клуба в ДОУ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль