Использование сказки в программе подготовки детей к обучению школе

231

Рано или поздно для каждого дошкольника наступит день выпускного утренника, после чего настанет время идти в школу. Несмотря на внешнее стремление многих детей поскорее повзрослеть, внутренне чаще всего они бывают не готовы к новому жизненному этапу. Поступление ребенка в первый класс часто связано с появлением страхов и тревоги. Справиться с подавленностью дошкольников поможет использование сказок. Сказочные образы позволят воспитанникам преодолеть тревожность, почувствовать себя увереннее, не бояться трудностей, связанных с поступлением в школу. Главное — своевременно включить методику рассказывания сказок в программу подготовки детей к обучению школе. 

В настоящее время представлено большое количество методической литературы, посвященной проблеме оценки познавательной готовности детей и подготовке воспитанников к школе. Но эти проблемы не теряют актуальность в течение многих лет. 

Педагогические коллективы каждого детского сада задаются вопросами: как подготовить воспитанников к обучению в школе, к переходу на очередную социальную ступень? Как грамотно использовать педагогические приемы, чтобы специалисты сферы дошкольного образования не дублировали друг друга? Какие методики проверки готовности ребенка к школе следует использовать?

Новые тенденции программ подготовки детей к обучению школе

Еще несколько лет назад программы подготовки детей к обучению школе предусматривали использование печатных тетрадей, содержащих упражнения на развитие логического мышления, памяти, внимательности, а также помогающие подготовить руку к письму. Такие пособия помогали решать практические проблемы, но не психологические. 

Но подготовка дошкольников к обучению в школе должно быть направлено не только на развитие конкретных умений (читать, писать, считать), но и выработку мотивации. Готовность выступить в образе школьника неизменно связана с желанием учиться, поэтому нужно стремиться к достижению именно этого состояния. 

Педагогам дошкольного образования рекомендуется уделить эмоционально-личностному показателю, а именно готовности ребенка осознанно управлять своими эмоциями и поведением, слушать учителя на протяжении урока и выполнять его требования. Дошкольник должен уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. Это можно оценить по моральным суждениям, реакции на общественные нормы, социальные требования. Постепенно чувства завтрашних школьников становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативнымии.

Одним из важных моментов программы подготовки детей к обучению школе должно является познавательное развитие. Воспитанник детского сада к моменту выпуска должен овладеть определенным объемом знаний об окружающем мире, временных и пространственных связях, отношениях между объектами, уметь переносить информацию с доски в тетрадь, т. е. обеспечивается определенный уровень зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Очевидно, что программы подготовки детей к обучению школе должны строиться на основе разных подходов с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей воспитанников. При составлении комплекса занятий для дошкольников, имеющих нарушения зрения (косоглазие, амблиопия), следует учитывать их диагнозы, рекомендации узкопрофильных специалистов (в данном случае тифлопедагогов). Нарушения зрения оказывают влияние на процессы развития познавательной деятельности, формирования личности и эмоционально-волевой сферы, поэтому методической основой каждого занятия должны быть компоненты, способствующие активизации личностного сознания и поведения таких воспитанников.
Одним из компонентов занятий педагога-психолога с детьми по подготовке их к школе является игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. С помощью игр решаются задачи развития познавательных и психических процессов, создаются условия для взаимопонимания детей и взрослых, развития навыков общения со сверстниками, коррекции эмоциональных и личностных нарушений. Игра имеет первостепенное значение и для развития произвольности. Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу, будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.

Использование сказки в программах подготовки детей к обучению школе

Важным компонентом занятий педагога-психолога с воспитанниками является сказка* . С помощью данного жанра литературного творчества разные специалисты (врачи, психологи, педагоги) решают те или иные профессиональные задачи.

Об использовании сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста также см.: Справочник педагога- психолога. Детский сад. 2013. № 8, 9, 11, 12. – Примеч. ред.
Использование сказки в рамках программы подготовки детей к обучению школе позволяют сформировать у детей правильные модели поведения, примерить на себя роль школьника, научиться оценивать свои поступки со стороны. Дошкольникам нравится слушать сказки, поскольку в них нет открытых нравоучений, при этом слушание информации о сказочных персонажах позволяют малышам мечтать, думать, развиваться. 

Рассмотрим подробнее успешный опыт использования сказок в программе подготовки детей к обучению школе, который был реализован М.А. Панфиловой.
Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

  • сказки для адаптации к школе – дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: «Создание “Лесной школы”», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила»;
  • сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности: «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко (воровство)», «Подарки в день рождения»;
  • сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам: «Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка»
  • сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: «Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг»;
  • сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение: «Ябеда», «Шапка-невидимка (демонстративное поведение)», «Задача для Лисенка (ложь)», «Спорщик», «Обида», «Хвосты (межгрупповые конфликты)», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна (межполовые конфликты)», «Гордость школы».

Элемент программы подготовки детей к обучению школе: встреча со сказкой

Ритуал приветствия 

1-я часть: настрой

С целью настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт проводятся игры, в т. ч. с именами.

2-я часть: основная

Чтение сказки (малыш сопереживает сказочным героям, в результате чего приобретает новый эмоциональный опыт). Проведение игр (с целью гармонизации личности ребенка, развития эмоционально-личностной, познавательной сфер, произвольности):

  • мимические и пантомимические этюды;
  • игры на развитие навыков общения;
  • развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики;
  • упражнения, способствующие межполушарному взаимодействию;
  • функциональные упражнения с чередованием движений, темпа, громкости речи.

3-я часть: заключение, подведение итогов

Закрепление положительных эмоций, полученных во время занятия. Дети, стоя в кругу, говорят, какая игра им больше всего понравилась.

Ритуал прощания. После того, как все дети высказались, по кругу передается мяч со словами: «Я очень рада, Коля, с тобой играть…». И так до тех пор, пока мяч не вернется к педагогу.
Слушание сказок, в которых анализируются поступки персонажей, позволяют в непринужденной форме прививать воспитанникам нравственные качества. Каждый дошкольник в ходе занятий должен иметь возможность высказаться, оценить действия сказочных героев, проявить сопереживание. Дети должны осознать: с какими бы трудностями не пришлось сталкиваться с героям сказочных историй, им всегда хватает сил преодолеть их и выйти из ситуации достойно. 

Когда дошкольники проектируют свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины. Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:
О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? – т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.

Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? – выясняются мотивы поступков.

Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает – пассивный или активный? – вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.

Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? – определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.
Какие чувства вызывает прочитанная сказка? – активизируются чувства самих детей.

Использование сказок при подготовке детей к школе в качестве тренинга

Данный психологический тренинг рассчитан на 30 занятий, включает 30 сказок. «Встречи со сказкой» организуются с октября один раз в неделю (в сентябре проводится диагностическая работа). Каждое занятие продолжительностью 35–40 минут посвящается одной сказке, имеет общую гибкую структуру, с разным содержательным наполнением, состоит из трех основных частей, включает ритуалы приветствия и прощания.

Из-за большой наполняемости групп занятия проводятся преимущественно по подгруппам (6–8 детей). Для воспитанников с нарушениями зрения игры в «сказку» организуются в первой половине дня, для остальных детей – во второй. Встречи проходят в дружеской обстановке, дети слушают сказки, сидя на ковре в удобной позе. Для проведения подвижных игр во время занятия необходимо пространство, поэтому лучше собираться с воспитанниками в физкультурном или музыкальном зале. Здесь можно побегать, беспрепятственно двигаться под музыку, а самое главное – покричать. Очень эффективны в рамках этих встреч так называемые минуты шалости с сигналом.

Данный тренинг можно использовать для индивидуальной работы, например с детьми с повышен- ной двигательной активностью. При этом структура занятий остается та же, а содержание может меняться в зависимости от коррекционной задачи. Представленный опыт работы дает положительные результаты. Так, школьные психологи отмечают, что воспитанники ДОО, в работе с которыми в ходе подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении различных ситуаций. По эмоционально-личностным показателям выпускники групп компенсирующей направленности ничем не уступают воспитанникам групп общеобразовательной направленности.

Таким образом, при подготовке детей к школе педагогам и специалистам ДОО важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия правилам малыш будет испытывать трудности в обучении. Поэтому играйте с детьми в сказку – обучая и обучайте по сказкам – играя.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль