Занятия про космос в ДОУ

1134

На протяжении всей многовековой истории человечество проявляло интерес к космосу. Кто из нас, будучи ребенком, не мечтал хоть на секунду заглянуть в это бесконечное и загадочное космическое пространство? Современные дети, к сожалению, все реже мечтают о полетах к Солнцу, Луне и звездам, а День Космонавтики все более превращается в обыкновенный и ничем не примечательный день. Организованное в форме игры космическое путешествие, увлеченные рассказы педагога о наших соотечественниках, ступивших на порог Вселенной, помогут пробудить у детей интерес к познанию космоса и поспособствуют развитию у них познавательных и творческих способностей. Занятия про космос в ДОУ должны быть интересными, проходить в игровой форме, но с малым количеством специфических терминов, чтобы внимание детей не рассеивалось.

Занятия про космос в ДОУ: проект «Космические приключения» 

Е.Т. Чусовлянкина, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад» п. Ергач Кунгурского района Пермского края

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие. Данная образовательная область предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование соответствующих действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Как известно, гордостью на все времена для нашего народа стал первый полет Ю.А. Гагарина в космос в 1961 г. С тех пор каждый год 12 апреля люди с благодарностью вспоминают человека, покорившего космическое пространство. Не обходят своим вниманием это историческое событие и педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций, ежегодно организуя тематические мероприятия для детей и их родителей.

Так, в преддверии празднования Дня космонавтики педагогами МБДОУ «Ергачинский детский сад» был разработан краткосрочный творческий проект «Космические приключения» (далее – проект), в процессе реализации которого воспитанникам были предложены элементарные научные знания, термины и представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста.

Занятия про космос в ДОУ: цели и задачи проекта

Целью проекта стало расширение знаний воспитанников об освоении человечеством космического пространства. На основе цели были сформулированы следующие задачи:

  • развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
  • расширение словарного запаса дошкольников;
  • развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать;
  • активизация творческого потенциала родителей;
  •  привлечение родителей к сотрудничеству с ДОО;
  • обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного микроклимата в группе, эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников детского сада.

Решение поставленных задач традиционно осуществлялось поэтапно. На подготовительном этапе (в течение двух дней) была определена тема проекта,

сформулированы цели и задачи, сформирована творческая группа, распределены обязанности по созданию моделей космической техники среди участников проекта (педагогов, детей подготовительной группы и их родителей). Также в ходе подготовительного этапа была подобрана художественная литература, изучены методические пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с космосом

Решение поставленных задач в ходе основного этапа осуществлялось в разных видах детской деятельности: игровой, художественно-продуктивной, чтения художественной литературы, экспериментирования, моделирования, а также в процессе наблюдений, анализа проблемных ситуаций.

Занятия про космос в ДОУ: беседа с дошколятами

С воспитанниками была проведена диагностическая беседа, позволившая определить уровень их элементарных представлений о космосе, а с родителями – консультация. В рамках этого этапа были оформлены выставки моделей космической техники «Космодром», художественной и научной литературы о космосе, подобран список литературы для полноценной реализации темы проекта, создана игротека подвижных, дидактических и развивающих игр. В качестве примера в приложении 1 представлены подвижные игры с детьми в рамках проекта «Космические приключения». В течение основного этапа с воспитанниками был проведен цикл ежедневных бесед о развитии космического пространства. Дошкольники заучивали стихи о планетах, космических объектах. С целью закрепления полученных детьми знаний была организована интеллектуальная игра «Знатоки космоса» (приложение 2), в которой наряду с воспитанниками принимали участие их родители.

Завершающим этапом, который продолжался один день, стало участие детей в открытом показе непосредственно образовательной деятельности «Космический кроссворд», организованном с целью обобщения их элементарных научных представлений о космосе. В качестве основных задач данного мероприятия были определены: формирование у воспитанников умения контролировать и оценивать результаты деятельности, развитие навыков коллективного творчества, логического мышления и творческого воображения. В ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольники отгадывали «космические» загадки, решали кроссворды. Проект имел большое значение для всех участников. Дети пополнили свои знания о планетах, об освоении космонавтами космического пространства, у них сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении знаний и навыков в интеллектуальных и познавательных играх. Педагоги, в свою очередь, расширили образовательное пространство (пополнили предметно развивающую среду группы, оформили выставку детско-родительских поделок в фойе ДОО, вместе с детьми посетили выставку в межпоселенческой библиотеке «Космические истории»), способствовали развитию у дошкольников интереса к миру взрослых и их разнообразной деятельности. Родители приняли активное участие в подборе детской литературы о космосе, проявили творческие способности в процессе создания моделей космической техники, расширили возможности сотрудничества с детьми. Применительно к решению воспитательных задач этот проект создал условия для формирования у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие окружающего их мира.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры подвижных игр с детьми в рамках проекта «Космические приключения»

Игра «Бездомный спутник»
Дети делятся на пары: спутники и планеты. Один из детей остается «бездомным спутником». Звучит музыка, спутники движутся по залу. По окончании мелодии они должны занять место около любой из планет. Тот, кто остается без планеты, становится «бездомным спутником». Игра повторяется 2–3 раза со сменой ролей.

Игра «Комета без хвоста»

Дети с помощью считалки выбирают ведущего – звездочку (у нее никогда не было хвоста, как у комет, и ей очень хочется быть похожей на красавиц комет, поэтому она решила собрать у них все хвосты). Остальные дети – кометы – прикрепляют себе хвосты, становятся в круг, идут по кругу и произносят слова. Звезда встает в центр круга.

Дети-кометы:
Эх, звезда, звезда, звезда,
Ты комета без хвоста,
Нас скорее догони
И хвосты наши возьми!

После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а звезда, догнав одного из них, выдергивает хвост из-за пояса. Комета без хвоста выходит из игры. Игра повторяется 2–3 раза.

Игра «Займи место вокруг своего космического объекта»

Дети делятся на несколько команд, каждая выстраивается по кругу. В центре каждого круга находится модель космического объекта – звезда, планета, ракета и др. Под музыку воспитанники свободно передвигаются по залу, а по окончании мелодии отходят к центральной стене и закрывают глаза. В это время педагог меняет местами модели. Снова звучит музыка, дети ищут свой космический объект. Побеждает команда, которая быстрее построилась вокруг своей модели.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интеллектуальная детско-родительская игра «Знатоки космоса»

(Дети и родители делятся на две команды, придумывают название и эмблему своей команде, после чего рассаживаются за столы.)

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые участники интеллектуальной игры «Знатоки космоса». Сегодня, в День космонавтики в ДОУ, мы с вами проверим свои знания о космосе. Что же это такое – космос? Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. И сегодня мы определим команду, которая получит медали «Знатоки космоса». Впереди вас ждет увлекательное путешествие по бескрайнему космическому пространству, где вы будете отгадывать ребусы, загадки, решать головоломки. Каждый ваш правильный ответ будет оцениваться звездой-фишкой, а в конце нашей игры мы подведем итоги.

I тур – «Четвертый лишний»

Ведущий по очереди предлагает каждой команде набор слов и дает задание выбрать лишнее, объяснив свой выбор:

  • Солнце, Юпитер, Венера, Сатурн. (Ответ: Солнце.)
  • Плутон, Марс, Нептун, Африка. (Ответ: Африка.)
  • Ракета, спутник, лодка, космическая станция. (Ответ: лодка.)
  • Астроном, астронавт, астролет, астролог. (Ответ: астролет.)
  • Звезда, планета, галактика, телескоп. (Ответ: телескоп.)
  • Юпитер, Сатурн, Луна, Нептун. (Ответ: Луна.)
  • Меркурий, Уран, Плутон, глобус. (Ответ: глобус.)
  • Гагарин, Терешкова, Леонов, Циолковский. (Ответ: Циолковский.)
  •  Космическая станция, спутник, самолет, ракета. (Ответ: самолет.)
  • Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Марс. (Ответ: Марс.)

ІІ тур – «Верно ли?»

Задание этого тура – внимательно слушать воспитателя и определить, верно ли сделано умозаключение:

  •  Юрий Гагарин – первый человек, ступивший на Луну. (Ответ: нет.)
  • Земля – единственная планета, у которой есть спутник. (Ответ: нет.)
  •  Метеорит – название планеты. (Ответ: нет.)
  •  Марс иногда называют Красной планетой. (Ответ: да.)
  • Красные звезды самые горячие. (Ответ: нет.)
  • Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт. (Ответ: да.)
  • В Солнечную систему входит только девять планет. (Ответ: да.)
  •  Солнце – это планета. (Ответ: нет.)
  • Астрономия – наука о космосе. (Ответ: да.)
  • Астероид – это название космической станции. (Ответ: нет.)
  •  12 апреля мы отмечаем День космонавтики. (Ответ: да.)
  • Леонов – первый космонавт, совершивший выход в открытый космос. (Ответ: да.)
  • Полярная звезда всегда указывает на север. (Ответ: да.)
  •  На Луне можно дышать без скафандра. (Ответ: нет.)

 ІІІ тур – «Расшифруйте фразу»

Задание этого тура – расшифровать фразы. Каждой команде предлагается, используя ключи, угадать зашифрованные на раздаточных карточках следующие фразы:

  •  Наша милая планета каждый день и каждый час совершает оборот.
  • Солнце – звезда, преогромнейший шар, свет излучает, как будто пожар.

Занятия про космос в ДОУ

Занятия про космос в ДОУ

ІV тур – «Что изображено на экране»

На экране по очереди для каждой команды демонстрируются изображения. Дети должны дать им определение

1-я команда: скафандр, комета, Солнце, звезды.

2-я команда: телескоп, Млечный Путь, метеорит, Луна

V тур – «Домашнее задание»

Командам предлагается составить ребусы к словам: звезда, комета, Солнце, метеорит, космонавт, планета, орбита, Луна, Земля, спутник, ракета, глобус.

Ведущий: Мы завершаем нашу интеллектуальную игру. Пора подвести итоги. Участники команды, которая набрала наибольшее количество звезд-фишек за правильные ответы, получают большие медали «Знатоки космоса». Участники второй команды тоже не останутся без наград и получают малые медали «Знатоки космоса».

(Звучит космическая музыка, ведущий награждает всех участников мероприятия.)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль