Воспитательный проект в ДОУ: «Душу человека с детства развивать надо»

87

И.В. Минчукова, руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

Н.Е. Сусличенко, учитель-логопед дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

 Л.В. Рыбакова, музыкальный руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

М.В. Чугреева, педагог дополнительного образования ИЗО дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

В эпоху глобальной занятости родителей, погруженности в социальные и личные проблемы, отсутствии времени на проведение занятий и досуга с ребенком, вопрос воспитания у детей нравственных представлений, таких качеств личности, как эмпатия, социальная рефлексия, незаметно отошел на второй план. Взаимодействие родителей и детей в большей степени концентрируется на развитии интеллектуальных способностей, формировании кругозора, раскрытии способностей и талантов ребенка. И порой за внешним фасадом умного, эрудированного и всесторонне развитого дошкольника скрывается холодное сердце, неспособное к сопереживанию, сочувствию и восприятию чужой боли.

Снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедные, безграмотные примеры речевого общения с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, всеобщая погруженность детей в компьютерные игры – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.

О важности воспитательных проектов и нравственного воспитания детей в ДОУ

Именно поэтому в наши дни особенно актуален вопрос о том, как с ранних лет взрастить в хрупкой душе ребенка чуткость, доброту, понимание, сочувствие, любовь к ближнему и к Отчизне. Словом, все те качества, которые необходимы для успешного и гармоничного общения в социуме. Именно на это направлена методология русского педагога, основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824–1871).

Тщательный подбор и систематизация литературного материала нацелены на то, чтобы последовательно формировать у ребенка чувство патриотизма, любви к родной земле, закреплять позицию гражданина, развивать способность правильно оценивать происходящие события и адекватно реагировать в различных ситуациях, умело используя свои лучшие умственные и душевные качества: доброжелательность, отзывчивость, дисциплинированность, ответственность, навыки коммуникабельности.

Изложенный в книгах К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир» материал и в наше время помогает расширять представления детей об окружающем мире, о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, обогащать словарный запас. Развитие коммуникативной функции речи становится все более актуальной задачей для нашего общества.

По результатам многочисленных исследований педагогов-психологов и учителей-логопедов, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, недостаточно развита речь: бедный словарный запас, нарушен грамматический строй речи и, как следствие, низкий уровень сформированности связной речи. Представленные в книге «Родное слово» многочисленные тематические диалоги подчеркивают важную роль диалогического общения в формировании гармонично развитой личности ребенка. В рамках компетентностного подхода в современном образовании диалогические умения – ключевая составляющая такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.

Воспитательный проект в ДОУ в честь К.Д. Ушинского

В сборники К.Д. Ушинского включены литературные произведения и разнообразные задания, которые способствуют не только расширению кругозора детей, закреплению лексико-грамматических навыков, но и формированию речемыслительных процессов, важнейших нравственных качеств личности ребенка. Литературный материал четко структурирован по тематическим группам, причем в таком полном объеме, который не охватывают даже современные коррекционные программы, используемые в работе с детьми с нарушениями речевого и психического развития. Внутри каждой группы подобран материал в виде стихов, рассказов, притч, пословиц и поговорок на данную тему. Великий русский педагог предусмотрел и раскрыл в своих книгах многие темы и направления работы с детьми, которые рассматриваются современными авторами в методических рекомендациях и практикующими педагогами. Еще один повод обратиться к его трудам, оставленному нам наследию – 190-летие К.Д. Ушинского. Юбилейную дату не обошли вниманием участники образовательных отношений ДОО. Так, в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1118 в течение учебного года был реализован проект «Душу человека с детства развивать надо» (далее – проект), участниками которого стали дети, их родители и педагоги детского сада.

Основные цели проекта:

  • знакомство педагогов и родителей воспитанников с педагогическим наследием К.Д. Ушинского;
  • обогащение знаний и практики работы воспитателей с детьми педагогической теорией и методикой К.Д. Ушинского.

На основе целей были сформулированы следующие задачи:

  • расширение области применения произведений детской художественной русской и зарубежной литературы, собранной К.Д. Ушинским в «Родном слове», «Детском мире», в работе с детьми дошкольного возраста;
  • обогащение знаний детей доступными сведениями об окружающем мире, побуждение к исследовательской деятельности;
  •  расширение знаний об истории русского народа, родном языке; обучение логике мышления: изложению своей мысли при пересказе, умению подмечать и выделять главное, свободному владению родным языком;
  • развитие умственных способностей, таких качеств, как трудолюбие, совесть, взаимопомощь, забота, опека и др.;
  • знакомство с вышедшими из употребления словами родного языка, обозначавшим предмет быта, деятельность и профессию человека (жито, чернильница, сюртук, салоп, лапти, калоши, колода, соха, цеп, серп, плуг, прялка, кучер, жестянщик и др.), их значением; пополнение пассивного и активного словарного запаса;
  • поощрение детской исследовательской деятельности, умения находить единомышленников в игре, творчестве, познании;
  •  пробуждение интереса и любви к книге, желания научиться читать, развитие любознательности;
  •  развитие памяти, интеллекта, детского творчества, выявление способности детей к музыкальной, театральной, изобразительной деятельности, выразительному художественному слову.

С чего началась работа над воспитательным проектом для нравственного развития детей в ДОУ

Работа над проектом началась с проведения в начале учебного года педагогического совета «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского» в свете дошкольной педагогики наших дней. Педагоги наметили планы по самообразованию, составили план работы над проектом в каждой возрастной группе по методикам (развитие речи, окружающий мир, ИЗО, музыка) с использованием материалов книг «Родное слово», «Детский мир».

Задачи проекта реализовывались в разных видах детской деятельности, в т. ч. в форме интегрированной образовательной деятельности. В качестве примера в приложении представлен конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со стеклом» с использованием материала из книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», актуального и в наши дни для расширения кругозора современного дошкольника.

Календарь воспитательного проекта в ДОУ

 В октябре было проведено родительское собрание на тему «Советы великих педагогов. К.Д. Ушинский». Педагоги рассказали родителям о целях и задачах предстоящего проекта, постарались привлечь их к активному участию: вместе подбирали детскую литературу, иллюстрации, аудио- и видеоматериал по теме как для своей группы, так и для мини-музея «К.Д. Ушинский и дети».

В ноябре состоялась презентация «Жизнь и творчество К.Д. Ушинского» для педагогов и родителей. На оформленной в изостудии выставке «Так жили в старину» были представлены самостоятельные работы детей и семейные поделки. Наряду с этим был организован фольклорный праздник «Ярмарка».

 В преддверии нового года, в декабре, состоялся конкурс чтецов, на котором воспитанники читали наизусть стихи из книги «Родное слово». Также была организована выставка детской литературы педагога К.Д. Ушинского под названием «Наша библиотека».

В январе в рамках круглого стола «Все мы – педагоги» воспитатели и родители беседовали о целесообразности использования в воспитании детей методических приемов, изложенных в произведениях К.Д. Ушинского, обменивались опытом общественного и семейного воспитания. Также был организован педагогический совет, в ходе которого проводилась деловая игра «Наше общее дело – воспитать достойного гражданина» (по результатам самообразования педагогов).

В феврале состоялись спортивно-игровой праздник «Ярмарка народных игр и затей», выставка семейных поделок из подручного и бросового материалов. Среди родителей было проведено анкетирование на тему «Трудные вопросы воспитания».

В День театра, который отмечается в марте, были показаны мини-спектакли по произведениям К.Д. Ушинского, подготовленные каждой возрастной группой. В детском саду были проведены также День открытых дверей под названием «Подметить главное в ребенке», круглый стол «Мы вместе», на который были приглашены родители, чья профессия педагог, учитель, гувернер, для обмена опытом и знаниями в области воспитания детей дошкольного возраста.

В апреле состоялись презентация и защита проекта «Душу человека с детства развивать надо», театральный праздник по произведениям К.Д. Ушинского. Реализованный проект показал, что каждый педагог, пополнивший свой арсенал тщательно проработанным материалом из произведений К.Д. Ушинского, сможет по-новому интерпретировать изложенную в книгах информацию, применить ее в творческой работе с детьми и родителями, повысив ее эффективность. Методологические основы, предложенные великим русским педагогом столетие назад, позволяют и в наши дни развивать у дошкольников интеллектуальные и речевые навыки, формировать нравственные качества личности ребенка, сделав процесс обучения и воспитания легким и приятным.

Просмотреть текст конспекта интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со стеклом» вы можете в приложениях к материалу

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль