Программа «Солнечные лучики» по профилактике психоэмоционального напряжения у детей

233

Одной из первых задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия. Исходя из этого, актуальной сегодня становится проблема поиска эффективных путей физического и психического развития детей, создания психолого-педагогических условий, открывающих возможности для их позитивной социализации.

Наукой доказано, что при нарушении условий нормального психического и физического развития в период дошкольного детства риск возникновения стрессового состояния, психоэмоционального напряжения у детей особенно велик.

Среди факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, специалисты выделяют:

  • нерациональный режим жизнедеятельности;
  • неправильная организация сна и отдыха;
  • дефицит свободы движений;
  • недостаточность пребывания на свежем воздухе;
  • нерациональное питание и плохая его организация;
  • авторитарность стиля общения с ребенком взрослых;
  • необоснованное ограничение свободы;
  • интеллектуальные и физические перегрузки;
  • неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия;
  • факторы, связанные с внутрисемейными отношениями и взаимоотношениями со сверстниками.

Факторы, влияющие на психоэмоциональное напряжение у детей

Одним из факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние детей, проживающих в районах Крайнего Севера, являются неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия. Так, в условиях полярной ночи у дошкольников отмечается нарушение сна, угнетенное психическое состояние.

Ученые (Л.Е. Панин, В.П. Соколов) установили, что и в полярный день происходят существенные изменения психического статуса людей. Появляются такие симптомы, как раздражительность, вспыльчивость, необоснованно повышенная психическая активность и др. У детей полярный день способствует возникновению чувства тревоги и напряжения, депрессии, сонливости.

Особенно этому подвержены дети младшего дошкольного возраста, для которых характерны резкие перепады настроения на данном возрастном этапе развития.

Программа «Солнечные лучики» для профилактики психоэмоционального напряжения у детей

Учитывая актуальность данной проблемы, педагогами и специалистами МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты была разработана программа «Солнечные лучики», целью которой стала профилактика психоэмоционального напряжения у детей 3–4 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • обеспечение психологической безопасности образовательного пространства;
  • снижение неблагоприятных факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у детей;
  • создание условий для благоприятной адаптации воспитанников при изменении социальной ситуации их развития (переход из одной группы в другую);
  • создание условий для гармонизации эмоционального состояния детей, их творческого самовыражения, формирования позитивного образа «Я», повышения уверенности в себе и своих силах, проявления добрых чувств к окружающим людям;
  • создание атмосферы сотрудничества и партнерства между детьми, родителями и сотрудниками ДОО.

Содержание данной программы было разработано на основании изучения и анализа научно-методической литературы.

Работа с детьми для профилактики психоэмоционального напряжения у детей

На психоэмоциональное состояние ребенка большое влияние оказывают его ближайшее окружение, характер и качество взаимоотношений с другими людьми, общение в семье, детском саду.

Доверие и привязанность к педагогу – необходимые условия хорошего самочувствия ребенка в ДОО, поэтому основной акцент в программе был сделан на совместную деятельность педагога и детей, построенную на принципе интеграции разных видов детской деятельности, а также использовании разных методов профилактики психоэмоционального напряжения у воспитанников в ходе режимных моментов.

Работа с детьми по профилактике психоэмоционального напряжения строится в соответствии с разработанными планами (приложения 1, 2).

Для снятия негативных эмоций, скованности, развития психоэмоциональной сферы, активизации творческого потенциала, усиления мыслительной деятельности с воспитанниками проводятся упражнения на релаксацию, игры-тренинги, игры на воде, в настроения, оздоровительные игры для повышения эмоционального тонуса («Найди предмет», «Карусель», «Найди свой цвет» и т. д.), пальчиковые игры, ритмопластика, специально организованная образовательная деятельность и т. д.

В качестве примера в приложении 3 представлен конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир волшебства» для детей 3–4 лет.

Так как дети большую часть времени проводят в детском саду, педагоги должны уметь видеть возможные источники угроз их психологической безопасности, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их воздействия. Все это требует знания специальных приемов и технологий.

Кроме того, они обязаны на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанников и, соответственно, дифференцировать его как физиологическое или психологическое.

Для эмоционального благополучия ребенка очень важно его взаимопонимание с родителями. К сожалению, не все осознают серьезность данного вопроса. Низкий уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах развития детей часто не позволяет родителям понять истинные причины колебаний настроения, стрессового состояния ребенка.

Практика показывает, что для достижения коррекционного эффекта от проводимых с детьми занятий в детском саду необходимо тесное взаимодействие с семьей. Учитывая это, программа «Солнечные лучики» предусматривает разные формы работы с педагогами и родителями, направленной на повышение их компетентности в вопросах профилактики психоэмоционального напряжения у детей (приложение 4).

Так, в ходе бесед, консультаций родители узнают о влиянии психологического микроклимата в семье на психоэмоциональное состояние детей, воздействии полярной ночи на их психическое и физическое развитие. В ходе практикумов, деловых игр, игр-тренингов они осваивают приемы формирования у дошкольников положительных эмоций, уверенного поведения и повышения самооценки.

Среди основных вопросов, которые рассматривают педагоги в ходе семинаров, практикумов, брифингов, игр-тренингов, консультаций и других форм взаимодействия:

  • методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
  • использование игр, направленных на снижение мышечного и эмоционального напряжения;
  • особенности проявления эмоциональных трудностей у детей;
  • система работы ДОО по снятию тревожности у дошкольников;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОО для формирования психологического здоровья детей и др.

Следует отметить, что родители воспитанников принимают непосредственное участие в ходе реализации программы «Солнечные лучики». Так, в соответствии с разработанным планом организуется совместная деятельность взрослых и детей с использованием элементов предметно-развивающей среды, специально созданных с учетом целей и задач программы (приложение 5).

Таким образом, важной особенностью программы «Солнечные лучики» является эффективное взаимодействие педагогов, специалистов ДОО и родителей в процессе ее реализации, что способствует обеспечению позитивного психоэмоционального состояния дошкольников во время их пребывания в детском саду и дома.

Данная программа, реализуемая на базе МБДОУ «Детский сад № 31» в течение двух лет, хорошо себя зарекомендовала и позволила достичь положительных результатов в решении поставленных задач.

В настоящий момент в ДОО разработана и реализуется программа по профилактике психоэмоционального напряжения у детей 4–7 лет. Подробнее о ней читайте в следующем номере журнала.

Программа «Солнечные лучики» по профилактике психоэмоционального напряжения у детейПрограмма «Солнечные лучики» по профилактике психоэмоционального напряжения у детей

Просмотреть таблицы в полном формате вы можете в приложениях к материалу

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир волшебства» для детей 3–4 лет

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • условий для творческого самовыражения;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Солнышко-подсолнушко, цветные полоски, гуашь, листы ватмана, музыка, аксессуары для игры, кисти, тампончики с тарелочками, картинки с изображением сказочных героев.

Приветствие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, дорогие друзья, умные, веселые и находчивые мальчики и девочки! Сегодня мы отправляемся с вами в длительное, увлекательное, полное приключений путешествие в сказочную страну под названием «Мир волшебства». Мы узнаем много нового и интересного. Вы что-нибудь слышите? Это волшебные звуки музыки, которые зовут нас в путь, навстречу удивительным открытиям. Вы готовы?

Дети: Да!

Педагог-психолог:

Тогда я открываю вам ворота в мир волшебства, а вы друг за другом войдите в них. Приготовились? Пошли… (Дети проходят в кабинет педагога-психолога сквозь разноцветные ленты, оформленные в виде радуги.)

А теперь давайте поздороваемся друг с другом по-сказочному. В этом нам поможет Солнышко-подсолнушко. Выберите любого сказочного героя, которым вы хотели бы быть, назовите его, а затем назовите свое настоящее имя. Говорить будем по очереди, например: «Здравствуйте, я сказочный принц! Меня зовут Солнышко-подсолнушко!»

Вводный ритуал «Цвет вашего настроения»

Цели: диагностика настроения детей, развитие саморефлексии.

Педагог-психолог:

Давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя соответствующего ему цвета. Найдите на палитре подходящий цвет и нанесите его (цвет) на бумагу.

(Дети заносят цвет своего настроения в альбом. Затем каждый ребенок проговаривает, какого цвета у него настроение.)

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ОСОЗНАНИЯ ИМЕНИ

Игра-упражнение «Цветок-имя»

Дети вместе с педагогом садятся в круг.

Педагог-психолог:

Давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи цветов. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например, пение птиц... Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза.

После выполнения упражнения дети рассказывают друг другу о цветах, которые теперь носят их имена, делятся своими чувствами.

Упражнение «Кукла настроения»

Педагог-психолог показывает детям куклу, а они по прикрепленным к ней картинкам с эмоциями определяют, какое у нее настроение.

Игра-упражнение «Домик для куклы»

Педагог-психолог:

Наша кукла не обычная, а сказочная. Она живет в сказочном лесу настроения. Посмотрите на этот лист. На нем мы будем изображать домик, где живет наша кукла.

Далее педагог показывает детям нарисованные и вырезанные картинки с изображением деревьев дремучего леса, деревьев смешанного леса, болота, камышей, гор, озера, необитаемого острова, полянки.

Педагог-психолог:

Положите местность на лист, найдите свободное место для домика и начинайте рисовать. Здесь каждый найдет, чем он хочет рисовать: карандаши и фломастеры, акварель, гуашь, баночки-неразливайки с водой, кисточки разного размера, тряпочки.

Рисование проходит под музыку П.И. Чайковского «Новая кукла».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя»

Педагог-психолог:

Не плачь, куколка моя, (Имитируют укачивание куклы.)

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать: (Загибают поочередно пальцы.)

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток, (Имитируют описанные движения.)

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем. (Кладут ладони на колени.)

Скажите, какое у вас сейчас настроение? (Дети по очереди описывают свое настроение.)

Релаксация

Педагог-психолог:

Давайте поиграем в султанов.

Игра-упражнение «Наш мир»

Дети садятся в круг на коврики.

Педагог-психолог:

Какой наш мир? (Вдох, показывают руками круг.)

Какие у птиц крылья? (Встают и машут руками, показывая крылья.)

Как они садятся? (Складывают руки-крылья назад и садятся.)

Как мы кланяемся? (Показывают.)

Что делаем, когда устаем? (Поднимают руки на вдохе и опускают на выдохе.)

Ритуал прощания

Дети выстраиваются по кругу, берутся за руки, благодарят друг друга и прощаются.

М.В. Едемская, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

И.С. Высоковская, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

В.П. Христюк, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Н.Н. Бойцова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Ю.М. Захарова, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Л.И. Киселева, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc
  • Документ №3.doc
  • Документ №4.doc
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль