Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанников

287

Дошкольное детство – уникальный период, когда формируется здоровье, происходит развитие личности ребенка. Важным в этот период является объединение усилий окружающих его взрослых для решения воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Компетентность родителей, их участие в коррекционно-развивающем процессе оказывают неоценимую пользу педагогам в работе с детьми. Так, организация выездных мероприятий в детском саду не только создаст условия для повышения педагогической компетентности родителей, но и научит их разным игровым приемам общения детьми.

М.Н. Беляева, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 932 г. Москвы

Развитие речи ребенка – длительный и трудоемкий процесс, требующий особого внимания со стороны и педагогов, и матери с отцом ребенка. Важную роль при этом играет создание благоприятных условий, свое временное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.

Успех в осуществлении поставленных задач зависит не только от профессионализма специалистов и педагогов, но и от активного и заинтересованного участия родителей.

Учитывая это, приоритетным направлением в работе педагогов ГБОУ СОШ № 932 является организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, в т. ч. в форме выездных мероприятий для детей, которые проводятся в выходные дни на протяжении нескольких лет. Основными целями данных мероприятий являются:

  • установление гармоничных отношений между детьми, родителями и педагогами;
  • пропаганда логопедических знаний среди родителей воспитанников;
  • формирование у взрослых и детей мотивации к полноценному речевому общению в ходе совместной деятельности.

Как показал опыт, такая форма взаимодействия с семьями очень востребована, т. к. родители часто сталкиваются с проблемой выбора эффективных приемов развития речи ребенка для систематического использования в домашних условиях. В ходе таких встреч у них появляется возможность не только получить консультацию специалиста, но и освоить некоторые приемы развития речи и применить их в благоприятной, приближенной к домашней, обстановке в совместной с детьми деятельности.

Этапы проведения выездных мероприятий в детском саду

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПодготовка к выездным мероприятиям требует от педагогов творческого подхода, времени и эффективного взаимодействия друг с другом. Темы мероприятий определяются с учетом запросов родителей, времени года и праздников, например: «В гостях у осени» (октябрь), «Чудеса под Рождество» (декабрь), «Веселая Масленица» (февраль-март), «Приди, весна, приди скорей!» (апрель) и т. д.

В течение учебного года целесообразно организовывать не более двух совместных выездов. Оптимальное количество участников, как показал опыт, – 14–15 семей при общем количестве детей 18–20 человек. Это дети, посещающие группу кратковременного пребывания, лекотеку и основные группы дошкольного отделения. Важно отметить, что часто семьи участвуют в данных мероприятиях в полном составе (мама, папа, дети разного возраста).

За месяц до планируемого выезда бронируются номера в доме отдыха.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПри заселении семей в номера важно учитывать возраст детей, требующих постоянного присмотра, в т. ч. во время сна. Так, проживание в номерах, расположенных близко к холлу, в котором планируются занятия с родителями, позволит им параллельно наблюдать за спящим в номере малышом.

Организацию педагогического процесса в ходе выездных мероприятий обеспечивают педагог-психолог, учитель-логопед и педагог-организатор, которые заранее составляют программу, режим дня, продумывают украшение холлов для занятий.

Программа выездных мероприятий в детском саду

Как правило, программа выездного мероприятия включает игровые сеансы, семинарские занятия, мастер-классы, консультации, интерактивные театрализованные представления, музыкальные игровые занятия на свежем воздухе. Современные технические средства позволяют подготовить для этого необходимый информационный материал, систематизировать запросы родителей и наладить дальнейшее сопровождение семей после выездных мероприятий. Так, некоторым семьям рекомендуется участие в психолого-логопедических семинарах с элементами тренинга, которые проводятся на базе дошкольного отделения.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПедагоги используют народные игры, способствующие развитию речи детей, организуют совместную продуктивную деятельность с дошкольниками среднего и старшего возраста, стимулирующую их активное общение друг с другом, проводят игры на развитие связной речи с детьми подготовительных групп, формируют у них интерес к чтению. Старшие дошкольники принимают активное участие в подготовке сказки для малышей.

В программе выездных мероприятий всегда есть время для праздника, досуговой деятельности. Положительное эмоциональное общение помогает педагогам установить доверительные отношения с родителями детей, увидеть особенности каждой семьи, что очень важно для решения задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в дальнейшем.

Режим дня предусматривает все режимные моменты, включая время для прогулок и дневной сон. На каждый день планируется утренняя зарядка, два игровых сеанса, мастер-класс для взрослых, совместно организованная прогулка и сказка на ночь.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПрограмма выездного мероприятия и режим дня оформляются на листе А4, сложенном втрое. В памятке, которую раздают родителям при регистрации, дается краткое описание каждого мероприятия и рекомендуемый возраст детей для его посещения.

Все предлагаемые в программе выездного мероприятия виды деятельности должны быть посвящены заявленной теме. Например, тема выезда, организуемого в декабре, – «Чудеса под Рождество». Поэтому для игровых сеансов подбираются народные игры, потешки, песенки, характерные для этого времени года. В ходе мастер-классов родителям предлагается сделать своими руками украшения для новогодней елки, праздничного стола, а также героев рождественских сказок, подарки для близких. Подбирается сезонная интерактивная сказка для малышей, роли героев которой смогут сыграть дети старшего дошкольного возраста.

Подробная программа выездного мероприятия для детей

Заезд семей воспитанников начинается в пятницу вечером. После ужина все собираются на «круг знакомств» и вечернюю сказку. Передавая мячик-попинуху по кругу, участники мероприятия знакомятся. Затем проводятся жестовые и пальчиковые игры (3–4), которые приносит сказочный герой, а также игровой массаж ступней ног, музыкально-ритмическая игра, хоровод. Заканчивается «круг знакомств» кукольной сказкой на ночь.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПосле того как взрослые уложат детей спать, они собираются на мастер-класс. На данном выездном мероприятии им предлагалось украсить бусинками елочную игрушку из фетра. В ходе этой деятельности взрослые обсуждают темы, касающиеся воспитания детей, план занятий на ближайший день.

Второй день начинается с совместной утренней зарядки. После завтрака наступает время прогулки на свежем воздухе, в ходе которой организуются хороводы, подвижные игры в сопровождении балалайки или аккордеона («Пошла коза по лесу», «Заинька», «Селезень утку догонял», «Трясогузка»).

После прогулки проводится совместный с родителями интегрированный игровой сеанс, который включает в себя пальчиковые, жестовые, дидактические игры, артикуляционную гимнастику, беседу, продуктивную деятельность.

После обеда дети отправляются на тихий час, а родители приглашаются на беседы по интересующим темам. Так, например, на одном из выездов семейный психолог проводил индивидуальные консультации по запросам, педагог по классу аккордеона рассказывал о развитии у детей музыкальных способностей и играл известные классические произведения.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПосле сна проводится занятие для детей от 4 лет, в ходе которого разучиваются игры и песни, необходимые для показа сказки. Затем все дети и родители собираются в холле на рукоделие. Им предлагается смастерить какой-нибудь предмет, необходимый в сказочном путешествии (фонарик, волшебную палочку, цветочек и т. д.).

Далее проводится интерактивная сказка, участие в которой принимает каждый малыш. Вместе с героями они идут на поляну, помогают найти волшебные предметы, водят хороводы, отгадывают загадки. В конце сказки дети получают сладкий сюрприз.

Так, на одном из рождественских выездов была проведена волшебная сказка, в которой храбрый ежик помог упавшей на землю звездочке вернуться на небо. За то, что у него отзывчивое, доброе сердце, звездочка подарила ежику горящий огонек. Он помог зажечь волшебные фонарики, которые потом освещали долгие зимние вечера. Для создания особой сказочной атмосферы использовались музыкальные инструменты (аккордеон, флейта, колокольчики), новогодние гирлянды, зеркальные шары.

После ужина проводится получасовой игровой сеанс, подготавливающий девочек и мальчиков ко сну: подбираются спокойные жестовые игры, детские игровые массажи, колыбельные песни. Затем родители снова приглашаются в клуб рукоделия, где они узнают об интересных пособиях для занятий с детьми, учатся делать своими руками то, с чем малыш сможет играть дома (валяные мячики, куколки для театра, лошадки из лыка).

Утро воскресенья начинается с совместной зарядки, православные семьи могут посетить храм.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанниковПосле завтрака и утренней прогулки все собираются на последний игровой сеанс, который проводится с элементами логоритмики. В конце занятия дошкольникам и родителям предлагается сделать свечку из вощины, украсить ее художественными блестками. Изготовить такую ароматную рождественскую свечу очень просто.

В конце встречи все собираются на «круг прощания» и подводят итоги выездного мероприятия, делятся впечатлениями. Родителям предлагается вспомнить понравившиеся им виды деятельности (пальчиковые, жестовые игры, хороводы и т. д.). Педагогам важно понять, что смогли взять на заметку мамы и папы, во что из увиденного на игровых сеансах они будут играть со своим чадом дома.

В качестве примера в приложениях 1, 2 соответственно представлены программа выездного мероприятия «Чудеса под Рождество» и конспект совместного вечернего игрового сеанса «Поиграем с зайчиком на лесной полянке» для родителей и детей раннего возраста.

Результативность выездных мероприятий в детском саду

Что дают такие выезды? Вдали от ежедневной суеты у педагогов появляется время для свободного общения с семьями, наблюдения за дошкольниками. Это помогает собрать более полную информацию об их развитии, интересах, характере, привычках.

Участвуя в совместной деятельности, родители учатся играть м малышами. Как известно, игра – ведущая деятельность дошкольников, в ходе которой они постигают важный пласт человеческой культуры – взаимоотношения с людьми. В игре развиваются высшие психические функции, в т. ч. речь. Осознав это, многие родители стараются как можно больше времени общаться с малышом дома, отдавая предпочтение именно совместной игре.

Следует отметить, что подобные выезды эмоционально подкрепляют педагогов, служат профилактикой профессионального выгорания, повышают значимость педагогической профессии.

Важным результатом выездного мероприятия является также установление доверительных отношений между семьями детей и педагогами. Родители становятся первыми помощниками педагога в коррекционно-развивающей работе, стараются выполнять рекомендации, прислушиваются к советам, интересуются успехами ребенка.

Организация выездных мероприятий для детей с семьями воспитанников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль