Взаимодействие с родителями дошкольников: Фотоконкурс «Семейный альбом»

210

Среди приоритетных направлений государственной политики в области образования в настоящее время выделяется воспитание интеллектуальной, духовно богатой личности и патриота своей страны, а также сохранение здоровья подрастающего поколения. Решение этих задач на первом уровне общего образования, в ходе дошкольного образования, возможно при активном вовлечении в педагогический процесс всех субъектов образовательной деятельности, в том числе и родителей ребенка.

Как показывает практика, актуальным для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций в современных условиях стал поиск эффективных форм взаимодействия с родителями дошкольников, направленных на формирование у родителей ценностных установок на здоровый образ жизни, принятие на себя ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей.

Фотоконкурс «Семейный альбом» для улучшения взаимодействия с родителями дошкольников

Так, организованный в МБДОУ «Детский сад № 51» конкурс детской фотографии «Семейный альбом» (далее - фотоконкурс) позволил привлечь внимание родителей к проблемам развития детей и удерживать его в течение учебного года.

Следует отметить, что данный фотоконкурс проводится в ДОО ежегодно в декабре, в канун новогодних праздников, начиная с 2008 года. В рамках деятельности психологической службы он использовался в качестве одной из форм психопрофилактической работы, задачами которой было сохранение здоровья семьи, пропаганда семейных ценностей с учетом национальных традиций, а также обеспечение взаимопроникновения традиций семейного и дошкольного воспитания.

Со временем увлеченность родителей фотосъемкой своих детей и простота условий фотоконкурса привлекли к участию в нем большое количество семей. Основными принципами данного мероприятия стали ориентация на индивидуальность, формирование ситуации успеха у детей и родителей и поощрение всех участников.

Этапы создания фотоконкурса для эффективного взаимодействия с родителями дошкольников

С целью обоснования и оценки эффективности фотоконкурса как формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления их здоровья были решены следующие задачи:

  • диагностика и анализ ценностных установок родителей;
  • разработка положения о проведении фотоконкурса с учетом текущих годовых задач ДОО;
  • организация мероприятий по подготовке и проведению фотоконкурса;
  • анализ результатов проведения фотоконкурса.

Так, для изучения ценностных установок родителей была составлена анкета по принципу ранжирования, с помощью которой им предлагалось оценить значимость факторов, определяющих понятие «здоровье» (приложение 1).

Факторы были подобраны в результате анализа научно-методической литературы по проблеме здоровьесбережения и условно поделены на четыре группы:

  • социальные – материальная обеспеченность, доступность спортивных сооружений, возможность регулярного санаторно-курортного отдыха, интересная работа, не связанная с тяжелым физическим трудом;
  • медико-физиологические – своевременное обследование организма и профилактика заболеваний, доступность лекарственных средств, качественное медицинское обслуживание, хорошие генетические задатки);
  • физкультурно-оздоровительные – занятия физкультурой, закаливание, активный отдых, правильное питание;
  • личностные – персональная ответственность за свое здоровье, здоровый образ жизни, позитивный пример здорового образа жизни среди ближайшего окружения.

В ходе диагностики удалось выяснить, что наибольшее значение родители воспитанников придают социальным факторам, а физкультурно-оздоровительные факторы (закаливание, занятия физкультурой), к сожалению, заняли одно из последних мест. На первое место среди факторов они ставили хорошие генетические задатки. И это действительно наиболее значимый и научно обоснованный фактор, определяющий здоровье.

На втором месте оказалось качественное медицинское обслуживание, затем возможность санаторно-курортного отдыха и материальная обеспеченность. Данные факторы, безусловно, оказывают влияние на здоровье, но не являются определяющими.

Кроме того, персональная ответственность за свое здоровье, которая характеризует внутреннюю готовность к получению новой информации, изменению при необходимости поведенческих установок в связи с получением новых знаний, оказалась совершенно незначимой для родителей.

Таким образом, анкетирование показало, что современные родители не всегда разделяют ценности движения и личного примера здорового образа жизни как основу собственного здоровья и здоровья своих детей.

Далее были проведены следующие мероприятия: разработано положение, определяющее цели, задачи и порядок организации фотоконкурса (приложение 2), составлена смета, подготовлены необходимые технические средства и оборудование, выбран организационный комитет из числа сотрудников ДОО.

Так как проведение данного мероприятия требует определенных кадровых и финансовых затрат, к участию в фотоконкурсе приглашаются семьи воспитанников детских садов и семьи неорганизованных детей только конкретной территории.

После утверждения Советом территории № 5 г. Белгорода положение о проведении фотоконкурса направляется в детские сады, участвующие в мероприятии. Воспитатели всех групп ДОО знакомят родителей воспитанников с положением о фотоконкурсе текущего года, обсуждают идеи возможных сюжетов фотографий и оформления фоторамок.

Лучшие работы предоставляются в организационный комитет фотоконкурса и участвуют в выставке, где жюри выбирает победителей. По результатам подсчета баллов формируются следующие категории участников:

  • обладатель Гран-при вне зависимости от номинации (1–3 человека);
  • победители и призеры в каждой из номинаций;
  • лауреаты (чаще всего это работы, участвующие в выставке и не попавшие в число победителей и призеров).

Те участники фотоконкурса, чьи работы не попали на выставку, получают дипломы на новогодних утренниках в своих детских садах, а победители, призеры и лауреаты – на празднике награждения победителей, чем и завершается выставка.

На выставку попадает около 50 работ. Примерно такое количество легко вмещает совмещенный спортивно-музыкальный зал типового здания детского сада. Работы, рамки которых выполнены из легких материалов, крепятся специальными безопасными крючками к стендам, обтянутым плотным холстом, а работы в тяжелых рамках выставляются на столах так, чтобы не создавать помех в свободном передвижении гостей.

Праздник награждения обычно проходит в театрализованной форме. Во избежание утомления детей церемония награждения прерывается короткими концертными номерами с участием воспитанников. Завершается праздничное мероприятие спортивным праздником или показом музыкального спектакля с участием детей и родителей.

Театрализации построены таким образом, что родители могут легко присоединиться к происходящему действу и почувствовать себя настоящим артистом, узнать принципы формирования взаимодействия дошкольников.

Результаты фотоконкурса относительно улучшения взаимодействия с родителями дошкольников

Для дошкольников участие в спектаклях является бесценным опытом совместной деятельности и творчества со взрослыми, старшими или младшими детьми.

Педагоги, в свою очередь, получают возможность осуществлять интеграцию содержания образовательных областей, реализуя вариативный компонент образовательной программы дошкольного образования в форме развлечений. В организации таких мероприятий участвуют практически все специалисты ДОО и воспитатели.

После завершения фотоконкурса осуществляется анализ деятельности всех его участников: анализируется, какое количество семей приняло участие в мероприятии, оценивается организационная работа воспитателей и всех членов организационного комитета, осуществляется предварительное планирование мероприятий на следующий год.

Так, за пять лет организации данного конкурса на него было представлено 458 фоторабот. Ежегодно в фотоконкурсе участвуют не менее 50 семей, многие из них являются постоянными участниками.

Данная работа приносит не только количественные, но и качественные результаты. Осуществляясь в рамках здоровьесберегающей и психопрофилактической работы, фотоконкурс позволил добиться значительных результатов в формировании установок на здоровый образ жизни у родителей дошкольников.

Выявленная в результате повторного анкетирования (в 2012 г.) динамика ценностей, определяющих здоровье, показала, что их мнение изменилось. В ходе участия в фотоконкурсе родители гораздо меньшее значение стали придавать таким факторам, как материальная обеспеченность, качественное медицинское обслуживание, возможность регулярного санаторно-курортного отдыха, интересная не связанная с тяжелым физическим трудом работа. Безусловным достижением является тот факт, что рейтинг таких факторов, как положительный пример здорового образа жизни близких, занятия физкультурой, активный отдых, закаливание, значительно возрос среди родителей.

Важно отметить, что участие в фотоконкурсе детей разного возраста способствует формированию у них стремления быть первыми, побеждать, дает возможность с интересом проводить свой досуг.

Среди преимуществ, которые получает ДОО в результате проведения данного мероприятия:

  • укрепление социальных связей между родителями воспитанников и педагогами;
  • сплочение педагогического коллектива;
  • совершенствование системы социального партнерства (в ходе организации конкурса ДОО сотрудничает не только с представителями Совета территории № 5 г. Белгорода, но и с кафедрой дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ, Белгородским педагогическим колледжем, МБДОУ № 39 и 16 г. Белгорода).

Таким образом, полученные результаты подтвердили первоначальное предположение о том, что фотоконкурс «Семейный альбом» является эффективным педагогическим средством формирования и развития родительского самосознания и привлечения родителей к проблемам развития детей. Кроме того, подтвердилась его многоцелевая комплексная направленность, поскольку условия мероприятия могут меняться под любой целевой компонент.

Приложение 1

Взаимодействие с родителями дошкольников: Фотоконкурс «Семейный альбом»

Приложение 2

Положение о проведении фотоконкурса «Семейный альбом»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях привлечения внимания родителей (законных представителей) к проблемам развития детей, сохранения и укрепления их здоровья.

1.2. Положение определяет порядок проведения фотоконкурса «Семейный альбом» среди семей воспитанников ДОО и семей неорганизованных детей территории № 5 г. Белгорода (далее – фотоконкурс).

1.3. Фотоконкурс проводится Советом территории № 5 г. Белгорода, администрацией и службой психолого-педагогической поддержки ребенка и семьи МБДОУ «Детский сад № 51» г. Белгорода.

1.4. Основной идеей фотоконкурса является отражение жизни ребенка в семье и ДОО, многообразия проявлений детского поведения и эмоций в совместной со взрослыми деятельности.

2. Цели и задачи фотоконкурса

2.1. Целями фотоконкурса являются:

  • развитие родительского самосознания;
  • формирование и укрепление семейных ценностей, ценностей здорового образа жизни.

2.2. Основными задачами фотоконкурса являются:

  • формирование и укрепление социальных связей между родителями и педагогами ДОО;
  • обучение родителей средствам взаимодействия с детьми в совместной деятельности;
  • привлечение семей воспитанников к общественной жизни ДОО.

3. Участники фотоконкурса

В фотоконкурсе принимают участие родители (законные представители) детей, посещающих ДОО, и неорганизованных детей территории № 5 г. Белгорода.

4. Жюри фотоконкурса

В состав жюри фотоконкурса входят сотрудники ДОО.

5. Условия участия в фотоконкурсе

5.1. К участию в фотоконкурсе допускаются любительские и профессиональные, цветные и черно-белые, старые и новые фотографии детей дошкольного возраста.

5.2. Оценивается как качество фотографий, так и художественный замысел и сюжет.

5.3. Формат фотографий – 15 × 20. Фотографии меньшего формата к участию в фотоконкурсе не принимаются.

5.4. Каждый участник фотоконкурса может представить одну или серию фотографий, если они являются взаимодополняющими.

5.5. Фотографию необходимо поместить в самостоятельно изготовленную или декорированную рамку. Участие ребенка в декорировании рамки приветствуется.

6. Порядок предоставления материалов

6.1. Фотографии предоставляются организаторам фотоконкурса в срок до «___» ____________ 20 ___ г.

6.2. К фотографии необходимо приложить заявку на участие в фотоконкурсе в свободной форме с обязательным указанием следующей информации (допускается указание данной информации на обратной стороне фотографии):

  • Ф. И. О. автора;
  • название фотографии (указывать, кто изображен на фотографии, не обязательно);
  • контактный телефон.

6.3. В случае если автор неизвестен, им признается владелец фотографии.

6.4. Запрещается предоставлять фотографии из Интернета, журналов, с изображением знаменитостей и фотографии, не соответствующие заявленным критериям и номинациям.

6.5. Предоставленные для участия в фотоконкурсе фотографии возвращаются авторам после проведения выставки.

7. Номинации фотоконкурса

7.1. В рамках фотоконкурса учреждаются следующие номинации:

  • «Психологический портрет»;
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  • «Курьез»;
  • «Клуб спортивных болельщиков».

7.2. К участию в номинации «Психологический портрет» принимаются портреты детей и фотографии, ярко выражающие настроение, эмоциональное состояние (радость, грусть, задумчивость и т. д.), характер, чувства, темперамент и другие психологические особенности дошкольников в ходе физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой деятельности и активного отдыха.

7.3. К участию в номинации «Мама, папа, я – спортивная семья» принимаются фотографии, на которых изображены дети совместно с родителями в ходе физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой деятельности и активного отдыха.

7.4. К участию в номинации «Курьез» принимаются фотографии детей в смешных и нелепых ситуациях в ходе физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой деятельности и активного отдыха.

7.5. К участию в номинации «Клуб спортивных болельщиков» принимаются фотографии детей, участвующих в качестве болельщиков в разных спортивных соревнованиях, а также фотографии дошкольников со спортивными кумирами.

8. Порядок награждения участников

8.1. Итоги фотоконкурса подводятся «___» ____________ 20 ___ г.

8.2. Грамотами и ценными подарками награждаются следующие участники фотоконкурса:

  • обладатель Гран-при – автор лучшей работы вне зависимости от номинации;
  • победители, занявшие 1-е место в номинации, и призеры, занявшие 2-е и 3-е места в номинациях;
  • лауреаты – авторы наиболее интересных работ, не попавшие в число победителей и призеров, вне зависимости от номинации.

8.3. Все участники фотоконкурса получают грамоты на фирменном бланке с видами территории № 5 г. Белгорода, подписанные председателем Совета территории № 5 г. Белгорода.

Приложение 3

Сценарий музыкального мини-спектакля «Медведь» по мотивам сказки С. Михалкова «Как медведь трубку нашел»*

* Сценарий разработан Ю.М. Исаенко, старшим воспитателем, педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад № 51» г. Белгорода.

Действующие лица:

  • Ведущий – взрослый
  • Медведь, Лиса, Волк, Дятел – дети старшего дошкольного возраста или взрослые
  • Лесные зверюшки – дети от 4 лет

Ход мероприятия:

(Выходит ведущий, одетый в русский народный костюм.)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам поучительную историю про медведя, который не знал, как важно беречь свое здоровье. Решил лесник бросить курить и закинул в лесу трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что, когда лесников табак в кисете вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табака трубку им набивать. Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается – разомнется, на реку бежит: купаться да рыбку ловить, а потом в малинник за малиной или по дуплам лазать – мед искать…

(Выходит Медведь и вместе с детьми играет в игру.)

Русская народная игра «Медведь»

Ведущий: Покажи, медведюшка, как бабушки ходят,

Покажи, медведюшка, как бабушки ходят.

Медведь: Шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.

Дети (вместе):

Шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.

Медведь: Эх, ха! О, ха-ха, походочка неплоха!

Ведущий: Покажи, медведюшка, как дедушки ходят,

Покажи, медведюшка, как дедушки ходят.

Медведь: Они ходят – не спешат, все вприсядку норовят.

Дети (вместе):

Они ходят – не спешат, все вприсядку норовят.

Медведь: Эх, ха! О, ха-ха, походочка неплоха!

Ведущий: Покажи, медведюшка, как девицы ходят,

Покажи, медведюшка, как девицы ходят.

Медведь: Они ходят – прыг да скок, под собой не чуя ног.

Дети (вместе):

Они ходят – прыг да скок, под собой не чуя ног.

Медведь: Эх, ха! О, ха-ха, походочка неплоха!

Ведущий: Покажи, медведюшка, как молодцы ходят,

Покажи, медведюшка, как молодцы ходят.

Медведь: Они ходят – по пятам, голова по сторонам.

Дети (вместе):

Они ходят – по пятам, голова по сторонам.

Медведь: Эх, ха! О, ха-ха, походочка неплоха!

Ведущий: Покажи, медведюшка, как парочки пляшут,

Покажи, медведюшка, как парочки пляшут.

Медведь: Они пляшут – стук да стук, со носочка на каблук.

Дети (вместе):

Они пляшут – стук да стук, со носочка на каблук.

Медведь: Эх, ха! О, ха-ха, походочка неплоха!

Ведущий: А теперь чуть свет Медведь глаза протрет, сухим листом трубку набьет, сунет в пасть, чирк- нет зажигалкой и лежит под кустом: кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И стал Миша прихварывать. Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала она Медведя, так и ахнула.

Лиса (удивленно):

Миша! Друг! Ты ли это?!

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

Медведь (нездоровым голосом):

Сам не знаю, что со мною!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет сердце, в лапах дрожь.

Лиса: Что ж ты к Дятлу не пойдешь?

К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему!

Медведь: Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду!

Ведущий: Вот прошла неделька, за ней и другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом, Волка встретил. Увидал тот Медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивленно):

Слушай, Миша-Михаил!

Что ты делал? Как ты жил?

Провалилися бока –

Шкура стала велика!

Ты хвораешь?

Медведь (грустно):

Да. Хвораю.

Волк: Что с тобою?

Медведь (нездоровым голосом):

Сам не знаю…

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет сердце, в лапах дрожь.

Пропадаю!

Волк: Пропадешь,

Если к Дятлу не пойдешь!

Надо к Дятлу обратиться!

Он у нас такая птица:

Разберется, даст совет.

Да, так да! А нет, так нет!

Медведь: Завтра я к нему пойду!

Волк: А найдешь его?

Медведь: Найду!

Ведущий: Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил.

Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.

Медведь (жалобно):

Дятел, Дятел! Старый друг!

Ты спустись на нижний сук!

Дятел: Ба! Топтыгину привет!

Ты здоров ли?

Медведь: Видно, нет!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет сердце, в лапах дрожь…

Дятел: Верно, куришь?

Медведь: Да, курю. Откуда знаешь?

Дятел (строгим голосом, стуча по спине):

Больно дымом ты воняешь!

Ну-ка, сядь под этот сук!

Дай-ка спину! Тук-тук-тук!

Да-с! Выстукивать не просто

Медведей такого роста!

Не дышать и не сопеть:

Ты – больной, хоть и медведь!

Ну-с… Мне все как будто ясно…

Медведь (испуганно):

Не смертельно? Не опасно?

Дятел (строго):

Накопилась в легких копоть –

От куренья вся беда!

Ты, Топтыгин, хочешь топать –

Брось куренье навсегда!

Медведь (жалким голосом):

Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не могу! Не брошу! Жалко!..

Дятел (строго):

Выполняй-ка мой совет!

А не то в своей берлоге

Ты протянешь скоро ноги!

Ведущий: Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Пришел, присел на пенек, достал трубку. Набил ее сухим листом, хотел было закурить… Но вспомнил, что ему на прощанье Дятел сказал. Испугался и бросил трубку в овраг подальше. Все потихоньку стало налаживаться! Взял гармошку и заиграл.

(Медведь исполняет песню «Лесная полька», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.)

Ведущий: Есть у нас в лесу Медведь!

Приходите посмотреть.

Если кто в бору проходит

С папиросою во рту

Или с трубкой – запах дыма

Мишка чует за версту!

И, топчась на задних лапах,

Начинает вдруг реветь…

Все (вместе): Потому что этот запах

Не выносит наш Медведь!

Ведущий: Вот вы послушали замечательную историю о том, как нужно жить, не тужить и здоровьем дорожить! Берегите свое здоровье, формируйте привычки здорового образа жизни и делайте по утрам зарядку! Именно с нее должен начинаться каждый день.

(Дети вместе с героями мини-спектакля выполняют двигательные упражнения под песню «Про зарядку», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова.)

Ведущий: Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам,

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

Припев: Раз, два – шире шаг, делай с нами так. (2 раза)

Широко раскинув ветки,

Возле дома старый клен,

Выгнул спину волк соседский,

Физкультуру любит он.

Припев: Раз, два – шире шаг, делай с нами так. (2 раза)

Птица крылья расправляет,

Просыпаясь на заре;

Мишка лапы разминает

У берлоги на траве.

Припев: Раз, два – шире шаг, делай с нами так. (2 раза)

Ю.М. Исаенко, канд. пед. наук, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51» г. Белгорода

В.Н. Куриленко, заведующий МБДОУ «Детский сад № 51» г. Белгорода, почетный работник общего образования



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль