Демонстрация достижений детей: фестиваль открытий «От простого – к сложному»

1352

Технология проектной деятельности прочно вошла в практику дошкольных образовательных организаций и используется педагогами для решения разных задач: расширения образовательного пространства, активизации и углубления знаний детей, развития у них творческих способностей, демонстрации достижений детей, удовлетворения их потребности в познании, исследовании и т. д.

Рассматривая проектную деятельность как тематическую интегрированную образовательную деятельность, педагоги дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 627 успешно реализуют данную технологию.

Особенностями тематической интегрированной образовательной деятельности являются:

  • четкость, компактность, большая информативность программного материала;
  • взаимосвязь содержания разных образовательных областей;
  • обязательная смена видов детской деятельности (продуктивной, коммуникативной, поисково-исследовательской и т. д.);
  • взаимодействие педагогов и родителей, включенных в тематическую интегрированную образовательную деятельность.

Демонстрация достижений детей на школьном фестивале «От простого – к сложному»

Определяя направление проектной деятельности на учебный год, педагоги основываются на актуальности и социальной значимости выбранной темы. Промежуточная презентация результатов реализации детско-взрослых проектов проходит в формате фестиваля открытий «От простого – к сложному» – массового празднества, включающего демонстрацию достижений детей. Данное мероприятие направлено на обобщение лучшего инновационного опыта по организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и организуется в соответствии с разработанным положением (приложение 1).

Так, одной из тем проектной деятельности стала «Москва и москвичи», в соответствии с которой были поставлены следующие цели:

  • систематизация и обогащение знаний детей дошкольного возраста о Москве;
  • воспитание чувства любви и гордости за свой родной город;
  • подведение детей к пониманию того, что история родного города неразрывно связана с историей России.

Воспитатели разных возрастных групп трансформировали данную тему в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

«От простого - сложному» для демонстрации достижений детей младших групп

Учитывая то, что для ребенка родной город это в первую очередь места, где он чаще всего бывает с родителями, в младших группах были выбраны следующие темы проектов: «Моя Москва», «Любимые уголки Москвы».

Одним из таких мест является Московский зоопарк, где для самых маленьких посетителей есть специальный детский зоопарк с героями любимых сказок. Так, перед тем как отправиться в зоопарк, воспитанники познакомились с книгой С.Я. Маршака «Детки в клетке» и решили посмотреть на животных, о которых в ней говорится. На фестивале открытий «От простого – к сложному» дети младших групп и их родители представили маршруты выходного дня по Московскому зоопарку, рассказали о своих любимцах среди обитателей зоопарка, загадали о них загадки и открыли «Школу юного экскурсовода Московского зоопарка».

Любители экологического отдыха выбрали музей-заповедник «Царицыно» и Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина, где можно приятно и с пользой провести время на свежем воздухе, познакомиться с историческими и архитектурными памятниками, многообразием растительного и животного мира, понаблюдать за сезонными изменениями в природе.

«От простого - сложному» для демонстрации достижений детей средних групп

Детско-взрослый коллектив средней группы работал над проектом «Москва – детям», в ходе которого воспитанники знакомились со знаменитыми московскими цирками – бесспорными лидерами мирового циркового искусства. Свои впечатления дети представили в виде тематической мультимедийной зарядки «Цирк», показав, что обычный режимный момент может стать увлекательным и интересным.

«От простого - сложному» для демонстрации достижений детей старших групп

В старшей группе был реализован проект «Я шагаю по Москве». Дошкольники вместе с педагогами и родителями составляли разные экскурсионные маршруты по родному городу исходя из своих интересов. Очевидным стало то, что большинство маршрутов выходного дня так или иначе связаны с московскими музеями, поскольку в настоящее время многие из них являются местом настоящего паломничества детей и их родителей. Музеи Москвы предлагают юным москвичам интерактивные экспозиции, семейные программы, образовательные циклы и многое другое. В результате на фестивале открытий «От простого – к сложному» семьи воспитанников старших групп представили маршруты выходного дня по Московскому планетарию, Государственному Дарвиновскому музею и Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры имени М.И. Глинки (главному зданию).

Реконструкция Московского планетария длилась 15 лет. Кометы, планеты, туманности на гигантском куполе, интерактивный музей «Лунариум», где можно поводить настоящий марсоход, запустить ракету и даже смоделировать инопланетянина – все это Московский планетарий.

Дарвиновский музей заинтересовал юных посетителей «поющими» ящиками с голосами разных животных, движущимися муляжами динозавров, «живыми» весами, которыми они измеряли свой вес в мышах и слонах. Впечатления от увиденного дети выразили в продуктивной деятельности непосредственно в залах музея.

Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки познакомил дошкольников с многообразием музыкальных инструментов, их национальной спецификой, со средствами музыкальной выразительности. Воспитанники посетили мастер-классы, в процессе которых делали своими руками шумовые инструменты, а затем играли на них полюбившиеся мелодии.

В рамках фестиваля открытий «От простого - к сложному» участники данного проекта организовали сводный детско-взрослый оркестр народных шумовых инструментов и с воодушевлением сыграли русскую народную песню «Два веселых гуся».

В качестве примера в приложении 2 представлены маршруты выходного дня «Пять шагов к прекрасному» по художественно-историческим музеям Москвы, которые дети с родителями тоже не обошли вниманием и с удовольствием посещали.

Кроме того, старших дошкольников заинтересовала история родного города, чему был посвящен проект «Московские истории». В театрализованном действе «Московские колокола» дошкольники рассказали интересную историю самого большого Царьколокола, который представлен в экспозиции музеев Московского Кремля. Группы и их родители включились в проект «Старт дает Москва!», тема которого была выбрана в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Дети знакомились с историей Олимпийских игр, известными российскими олимпийскими чемпионами, собирали интересную информацию о разных видах спорта. В рамках фестиваля открытий «От простого – к сложному» была организована игра «Карусель детских вопросов»*, благодаря которой были созданы условия для сотворчества, познавательного взаимодействия участников данного проекта. Особый интерес вызвала площадка «Свободный микрофон», на которой взрослые и дети общались в неформальной обстановке на тему Олимпийских игр, проходивших в России.

* Подробнее о проведении игры «Карусель детских вопросов» на развитие коммуникативных навыков детей см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 6.

Итоги демонстрации достижений детей во время фестиваля

По итогам реализации каждого детско-взрослого проекта экспозиции социально значимых продуктов проектной деятельности были представлены на выставке фестиваля открытий «От простого – к сложному». Среди них были коллажи по теме проектов, интерактивные макеты Московского зоопарка и Большого Московского Государственного цирка, коллекция колокольчиков из разных стран, альбомы-презентации разных видов спорта, буклеты о посещении московских музеев. Данные экспозиции не являются постоянными, т. к. в дальнейшем продукты проектной деятельности активно используются педагогами для организации образовательной деятельности с детьми.

Важно отметить, что каждый продукт проектной деятельности имеет особое значение, т. к. дошкольники видят результат своего труда. Кроме того, происходит обогащение и обновление предметно-пространственной развивающей среды в группах.

Таким образом, индикаторами эффективности использования разных форм презентации детско-взрослых проектов в рамках фестиваля открытий «От простого – к сложному» можно считать:

  • повышение у детей познавательной мотивации, формирование познавательных интересов, целостной картины мира, расширение кругозора;
  • проявление познавательной и творческой активности, самостоятельности, инициативности;
  • снятие утомляемости с помощью смены видов деятельности;
  • эффективное взаимодействие и социально-деловое партнерство специалистов дошкольного отделения с семьями воспитанников.

Приложение 1

Положение о проведении фестиваля открытий «От простого – к сложному»

 1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о проведении фестиваля открытий «От простого – к сложному» разработано с целью демонстрации достижений детей и взрослых в ходе реализации проектов в нетрадиционной форме.

1.2. Положение определяет порядок проведения фестиваля открытий «От простого – к сложному» на базе _____________________________________________________________________________________

(название образовательной организации)

1.3. Подготовку и проведение фестиваля открытий «От простого – к сложному» (далее – фестиваль) осуществляет методическая служба, воспитатели групп и педагоги дополнительного образования дошкольного отделения.

2. Цели и задачи фестиваля

 2.1. Целью проведения фестиваля является обобщение лучшего инновационного опыта по организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

2.2. Задачами фестиваля являются: развитие детской познавательной и творческой инициативы и исследовательской активности; совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования технологии проектно-исследовательской деятельности; активное вовлечение родителей (законных представителей) детей в образовательный процесс; повышение родительской компетентности в процессе реализации детско-взрослых проектов.

3. Условия проведения фестиваля

3.1. Участниками фестиваля являются воспитатели, дети разных возрастных групп и их родители (законные представители), реализующие детско-взрослые проекты разных видов (исследовательские, творческие, нормотворческие).

3.2. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде: коллективной работы, альбома, коллажа, видеофильма, мультимедийной презентации, буклета, макета, модели, театрализации и т. д.

 4. Критерии оценки проектов

Основными критериями оценки проектов, представленных на фестивале, являются: актуальность выбранной темы; оригинальность оформления; развивающий эффект реализуемого проекта; социальная значимость продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов

 Всем участникам фестиваля вручаются сертификаты. 

Приложение 2

Маршруты выходного дня «Пять шагов к прекрасному» по музеям Москвы для детей и их родителей

Уважаемые родители!

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным процессом и предполагает определенную систему педагогических действий. Предлагаем «Пять шагов к прекрасному», которые помогут вам подготовить ребенка к восприятию художественных ценностей культурного наследия:

1-й шаг – выбор музея в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

2-й шаг – поиск информации о выбранном музее в книгах или Интернете;

3-й шаг – проведение беседы с ребенком о предстоящем походе в музей, рассказ о правилах поведения в общественном месте;

4-й шаг – посещение музея;

5-й шаг – обсуждение с ребенком увиденного в музее, отражение полученных впечатлений в рисунке.

Маршрут выходного дня по Государственной Третьяковской галерее

Увидеть шедевры Государственной Третьяковской галереи стремится каждый культурный человек. Знаменитая коллекция братьев Третьяковых размещается в красивом здании, похожем на сказочный дворец. А в сказках всегда происходят чудеса. Перемещаясь по залам Государственной Третьяковской галереи, вы можете поиграть с ребенком в следующие игры.

Игра 1

Игра проводится во дворе музея. Ребенку предлагается сравнить здание Государственной Третьяковской галереи с любым другим зданием из ближайшего окружения и найти не менее 5 отличий (назначение, высота, форма крыши, декор, форма окон и т. д.).

Игра 2

Ребенку предлагается выбрать знаки, на которых обозначены правила поведения в музее, и зачеркнуть лишние. Знаки с вариантами правил поведения изготавливаются заранее и являются приложением к маршруту выходного дня.

Игра 3

Ребенок должен выбрать свой маршрут, который познакомит его со сказочными картинами Государственной Третьяковской галереи: М. Врубеля «Царевна-Лебедь», В. Васнецова «Богатыри», И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

Задания:

  • по произведению И. Шишкина «Утро в сосновом бору»: вспомнить, в каких сказках встречаются медведи; пофантазировать, как выглядел художник И. Шишкин; сравнить свои представления с его скульптурным изображением;
  • по произведению В. Васнецова «Богатыри»: вспомнить, как зовут богатырей; угадать по описанию, о ком идет речь в описательных загадках (Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче);
  • по произведению М. Врубеля «Царевна-Лебедь»: вспомнить, из какой сказки этот персонаж; найти на картине, где спряталась Царевна-Лебедь (изображение руки);
  • по скульптуре М. Врубеля «Печь»: рассказать ребенку о том, что художник занимался не только написанием картин. Обратить внимание на скульптуру, в которой спряталась былина о знатном богатыре Вольге и крестьянском сыне Микуле Селяниновиче. Предложить ребенку определить, где Микула (пашет землю), а где Вольга (в кольчуге), и найти на печке знаки четырех природных стихий.

Домашнее задание: нарисовать и принести в детский сад рисунок по сюжету любимой сказки.

Маршрут выходного дня по филиалу Государственного исторического музея «Палаты бояр Романовых»

Дом бояр Романовых – уникальное место, где можно познакомить ребенка с историческим прошлым России, мебелью, одеждой, утварью в соответствии с их назначением в жизни боярской семьи.

«У боярина в гостях»

Игра 1

Игра проводится во дворе музея. Взрослый рассказывает ребенку о том, что этот дом не всегда был музеем, и когда-то в нем жила настоящая боярская семья. Затем дошкольнику предлагается подумать, богатая или бедная была эта семья, и объяснить свое решение. Далее можно рассмотреть с ребенком здание музея (количество этажей, их отличия), найти и рассмотреть невиданного зверя – грифона (герба семьи, жившей в этом доме), у которого лапы орла, а голова и туловище льва.

Игра 2

Ребенку предлагается зайти в дом и посмотреть, как жили бояре. Взрослый обращает его внимание на панораму Москвы, предлагает посмотреть, как город выглядел раньше, и найти не менее 5 отличий (деревянные дома – терема, одежда людей, деревянные дороги, торговые ряды на Красной площади, повозки с лошадьми).

Игра 3

Игра проводится в подвале музея. Взрослый обращает внимание ребенка на сказочные предметы, которые там спрятались (ступа, прялка и т. д.), и предлагает вспомнить, в каких сказках они встречаются.

Игра 4

В ходе данной игры взрослый знакомит ребенка со способом хранения продуктов в подвале и предлагает подумать, какой бытовой прибор в настоящее время заменяет подвал (холодильник). Также рассказывает о том, что раньше в подвале хранилась боярская казна (хранилище самых ценных вещей семьи – оружия, одежды, денег).

Игра 5

Ребенку предлагается отгадать, для чего предназначалась трапезная, а затем рассмотреть орнамент на потолке (растительный орнамент, изображение грифона – герба семьи), сравнить боярскую и современную посуду, найти не менее 5 отличий.

Игра 6

Взрослый переходит с ребенком в светлицу, которая объединяет два помещения, в одном из которых принимали гостей, а в другом работали. Предлагает подумать, почему одно из помещений называется светлицей, и зачем девушкам нужно было много света.

Игра 7

Взрослый обращает внимание ребенка на окна светлицы и материал, из которого они сделаны. Объясняет, что раньше не было стекла, поэтому использовалась слюда. Ребенок рассматривает окна светлицы.

Домашнее задание: нарисовать окно из разноцветной слюды, слепить из пластилина или глины предметы боярской посуды, придумать и создать вместе с родителями герб своей семьи.

Маршрут выходного дня по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Уже более 100 лет Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина знакомит всех желающих с величайшими произведениями русского и зарубежного искусства. Сформировать у ребенка первоначальные понятия о видах изобразительного искусства и многообразии жанров живописи в ходе посещения данного музея помогут следующие игры.

«Архитектура и скульптура»

Игра 1

Игра проводится во дворе музея. Ребенку предлагается рассмотреть здание музея, найти интересную архитектурную деталь (колонны) и подумать, с какой целью они возведены (поддерживают крышу – портик). Взрослый рассказывает о том, что придумывают и возводят различные здания архитекторы. Архитектура – один из видов искусства, а необычные и интересные здания можно считать произведениями искусства.

Игра 2

Эта и все последующие игры проводятся в греческом зале музея. Ребенку предлагается найти архитектурную деталь, с которой он уже знаком, сравнить колонны: определить их сходства и отличия (греческие – в виде фигур людей). Взрослый дает мифологическое объяснение этому факту, рассказывая о титанах из мифов Древней Греции.

Игра 3

На примере скульптуры богини мудрости и войны Афины Паллады взрослый знакомит ребенка с новым видом искусства – скульптурой, обращает внимание на сопровождающие ее символы мудрости (змей и сова) и войны (шлем, эгида с головой медузы Горгоны), предлагает найти в греческом зале другие скульптуры богини Афины.

Домашнее задание: вместе с родителями прочитать миф о рождении Афины Паллады.

Игра 4

Ребенку предлагается определить, какой из греческих богов главный, и объяснить свое решение (Зевс - главный греческий бог, у него борода, жезл и т. д.). После чего взрослый рассказывает о том, что все боги жили на высокой горе Олимп, а для жизни на земле для них строили храмы. Обращает внимание на макет греческого Парфенона, объясняет, что здание музея и Парфенон – архитектурные сооружения, а изображения богов – скульптуры.

Игра 5

Выйдя из музея, взрослый предлагает ребенку сравнить здания греческого Парфенона и Кафедрального соборного храма Христа Спасителя, найти сходства и отличия.

Домашнее задание: вместе с родителями прочитать мифы Древней Греции о тех богах, с которыми познакомились в музее.

Е.Н. Морсакова, старший воспитатель ГБОУ СОШ № 627 г. Москвы

И.В. Нараевская, старший воспитатель ГБОУ СОШ № 627 г. Москвы

И.В. Степанова, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 627 г. Москвы

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль