Создание развивающей среды для детей в детском саду

134

В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования ключевыми принципами формирования образовательной среды, на которые следует опираться педагогам ДОО, становятся основные принципы Стандарта дошкольного образования:

  1. поддержка разнообразия детства;
  2. сохранение уникальности и самоценности детства – ключевого этапа развития личности, под которым понимают значимый без всяких условий период жизни, заключающий важность настоящего, а в качестве подготовки к следующему периоду;
  3. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (опекунов или законных представителей), педагогических и иных работников организации) и воспитанников;
  4. уважение личности дошкольника;
  5. реализация образовательной программы в формах, специфических для дошколят данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Дидактическая парадигма воспитания и обучения все менее востребована из-за ограниченных возможностей для создания развивающей среды для детей вследствие ориентации на жесткие модели образования и узкие образовательные технологии.

Сегодня самоценность личности меняет ключевую цель образования: вектор от освоения знаний, умений и навыков смещается в сторону развития личности учащегося, формирования благоприятных условий для реализации его потенциала. При этом развивающая среда становится примером активного механизма развития детских способностей, а пассивным условием для их реализации.

Создание развивающей среды для детей в детском саду ставит целью формирование индивидуальных траекторий развития дошколят, развитие общих и универсальных структур психики (когнитивных, мотивационно-потребностных), что подразумевает использование различных способов.

Уровни создания развивающей среды для детей в детском саду

Достижение таких возрастных задач развития, как построение иерархии мотивов, формирование личности, развитие произвольности и пространственных представлений обеспечивается на микроуровне (предметная сфера, позволяющая компенсировать возникающие трудности или преодолевать характерные для психики ограничения развития) и на макроуровне (сфера отношений, стратегически поддерживающих разнообразие индивидуальных вариантов развития личности).

На микроуровне это возможно посредством использования специальных предметов и пространственных ориентиров, предназначенных, например, для леворуких малышей, чтобы обеспечить тот же уровень развития мелкой моторики, что и у праворуких воспитанников. На макроуровне сфера образования для леворуких воспитанников будет определяться позицией педагога, который разбирается в особенностях психического развития детей-левшей и способен создать благоприятные условия для реализации дошкольником своего психического потенциала.

Анализ индивидуальных особенностей дошкольников при формировании развивающей среды основывается на ее гибкости, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Результативность воспитательно-образовательного процесса растет в том случае, когда сфера образования позволяет малышу получить опыт, который основан на его интересах. Индивидуализированная модель развивающей сферы подразумевает особый индивидуальный план и программу обучения, а также своевременную коррекцию данной модели, обратную связь со всеми участниками образовательного процесса.

Индивидуальный процесс развития достигается за счет взаимодействия и сотрудничестве детей и взрослых, в ходе которого малышу удается реализовать потенциал, соответствующий психике, в видах деятельности, отвечающих возрасту. Таким образом, корректная развивающая среда для детей является примером детско-взрослой общности.

На это указывают и принципы дошкольного образования, отраженные в Стандарте:

  • полноценное проживание малышом всех этапов детства (младенчества, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого малыша, при котором каждый из них становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество малышей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития дошкольников.

Анализ образовательной среды для создания развивающей среды для детей в детском саду

Доктор психологических наук В.А. Ясвин предлагает анализировать образовательную среду по двум системным осям (В.А. Ясвин, 2001).

Ось «Свобода – зависимость» – сфера образования характеризуется по направленности на личность или на общество, то есть ориентиром служат интересы и ценности личности либо доминируют общественные интересы и ценности. Данная ось также определяется тем, какие ситуации преобладают при создании развивающей среды для детей: воспитатель подстраивается под ребенка, создавая средовые и коммуникативные условия для его развития, или ребенок вынужден подстраиваться под воспитателя. Принципиально важной является и ориентация на индивидуальную или коллективную форму воспитания. Наличие в сфере образования возможностей для индивидуального самостоятельного развития свидетельствует о ее ориентации на свободу.

Ось «Активность – пассивность» – характеризуется по наличию или отсутствию наказаний детей, стимулов для инициативы ребенка и возможности проявлять творческую активность. Для дошкольного возраста инициативность является принципиальным возрастным компонентом идентичности, который формируется на этом этапе развития и в дальнейшем задает уровень активности, готовности предлагать свои идеи и решения, разнонаправленность интересов личности ребенка.

В содержательном смысле создание развивающей среды для детей в детском саду включает в себя следующие компоненты, определяющие ее развивающий потенциал и эмоциональное благополучие всех участников образовательных отношений (В.А. Ясвин, 2001):

  • широта;
  • интенсивность;
  • осознаваемость;
  • обобщенность;
  • эмоциональность;
  • доминантность;
  • когерентность;
  • социальная активность;
  • мобильность;
  • устойчивость.

Созданная развивающая сфера должна обладать достаточной широтой и быть разнообразной. Широта как структурно-содержательная характеристика обозначает, какие субъекты, объекты и явления включены в конкретную образовательную среду, достигается путем проведения местных экскурсий, мини-походов, приглашения гостей и организации меняющихся тематических экспозиций.

Компоненты для создания развивающей среды для детей в детском саду

Интенсивность при создании развивающей среды для детей характеризуется с точки зрения насыщенности информационного воздействия, использования разнообразных форм воспитательного воздействия, высокой активности и творчества детей. Интенсивность зависит от предъявляемых требований и ожиданий взрослых, содержания образовательных программ, приоритетности интерактивных форм обучения, включение семьи в образовательную деятельность.

Создание развивающей среды для детей в детском саду предполагает сознательную включенность всех участников в образовательный процесс, мотивированность и лояльность образовательной организации всех субъектов образовательного процесса, то есть осознанное, рефлексивное отношение к своей деятельности и ценностное восприятие организации. Дошкольная образовательная организация, ориентированная на развитие, создает свою историю, символику, формирует организационную культуру и традиции.

Обобщенность при создании развивающей среды для детей в детском саду задается согласованным, стратегическим взаимодействием всех участников образовательных отношений.

Формирование развивающей среды для детей в ДОУ проходит через гармонию эмоциональности и рациональности. Развивающий потенциал образовательной среды растет, основываясь на эмоциональности педагогов, свободном выражении детских эмоций, неформальности воспитательно-образовательного процесса, благоприятных личностных отношениях. Своеобразным лакмусом становится эмоциональный фон всех участников образовательного процесса, степень их включенного в него и социально значимые события.

Доминантность при создании развивающей среды для детей в детском саду определяется степенью значимости образования  для участников образовательных отношений по сравнению с другими источниками влияния. Важно понимать, что является ведущим потенциалом конкретного образовательного процесса. Доминантность становится для воспитанников образом жизни и ценностным ориентиром общего развития.

Когерентность – критерий «гармоничность – дисгармоничность» – характеризует образовательную среду исходя из согласованности ее различных компонентов, локальных пространств и взаимосвязи с определенными социальными целями, например, когерентность патриотическим целям военнопатриотического клуба, где сфера образования обеспечивает гармоничное присвоение социальных целей развития.

Показателем социально ориентированного потенциала при создании развивающей среды для детей в детском саду, ее созидательных возможностей является социальная активность. Социально активная сфера транслирует в общество свои базовые ценности, достижения, для нее характерны преимущества в определенной области, выгодно отличающие ее от других организаций того же типа и реализация имеющегося потенциала, например, высокий уровень профессионализма педагогов или наличие выгодно отличающейся территории ДОО.

Ориентация на изменения во внешнем окружении, гибкость в построении программ (наличие внутренней специфики организации), использование интегративных подходов и вариативных форм работы при создании развивающей среды для детей обеспечивают мобильность и направленность развития. Постоянно действующие программы развития, повышения квалификации педагогов, чувствительность к текущим событиям, активная включенность в жизнь общества повышает мобильность сферы образования в ДОО.

Еще одной характеристикой для создания развивающей среды для детей является устойчивость – стабильность во времени, низкая текучесть кадров, богатая история дошкольной образовательной организации, сформировавшиеся традиции.

Социальный опыт, формируемый средой, определяет отношение воспитанника к каждой новой ситуации социального взаимодействия. Она создает базовую основу категоризации мира как объединения одних предметов и явлений и отделения других. Воздействием среды задаются первичные критерии дифференциации объектов через классификацию ее компонентов, их сериацию, обобщение по определенным признакам или выделение ее особенных компонентов. Отметим, что развивающая среда провоцирует категоризацию мира, направляет малыша на поиск решений задач взаимодействия с окружающими и миром (в качестве культурных «усилителей» используются графические схемы знаний, знаки, ценности, представленные символически).

Осваивая предметную среду, создавая развивающую сферу для детей, у малыша формируются простейшие представления о взаимосвязи субъектов и объектов, развивая собственную картину мира.

Более сложными оказываются предположения, вытекающие из восприятия малышом других людей, то есть межличностных взаимодействий. Определенная внешняя помощь дошкольнику, повышающая эффективность построения моделей социальной реальности – это систематическая обратная связь, которую предоставляет социум как отклик на воздействие дошкольника.

Пространственно-предметный компонент – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной индивидуальной деятельности. Когнитивно сложная и эмоционально поддерживающая сфера стимулирует внутреннюю активность дошколенка, побуждает использовать все ресурсы и гармонизирует его представления о мире, себе и других.

Вариативность образовательных программ, регулярное обновление структуры образования, акцент на расширение знаний в разных областях и всеохватывающая адаптация дошкольников в обществе достигается за счет возрастной ориентации и индивидуализации. Дифференциация представления о себе проявляется в контексте расширения сферы коммуникации и средового воздействия. Дошкольник эффективнее преодолевает противоречия в общении, ищет благоприятные формы взаимодействия, имея адекватную структуру «Я».

Сфера игр позволяет малышам безболезненно пробовать себя в социальных отношениях, представлять себя как личность с точки зрения социума, в то же время исследуя само общество в контексте собственного видения. В ходе игры творческая деятельность активизируется не только у малышей, но и у взрослых, дошколята приобретают положительный настрой, учатся преодолевать межличностные и внутриличностные барьеры.

Половые различия при создании развивающей среды для детей в детском саду

В качестве примера рассмотрим некоторые половые различия между девочками и мальчиками, которые предполагают дифференциацию компонентов при создании развивающей среды для детей.

Сфера образования в ДОУ не может проходить без учета специфики пола воспитанников: она должна способствовать развитию лучших качеств девочек и мальчиков, расширению их возможностей, преодолению трудностей, связанных с полом.

Девочки быстрее мальчиков (в среднем на год раньше) осваивают вербальные навыки, а также навыки письма и чтения, потому для первых занятия должны быть ориентированы на тактильное и слуховое стимулирование, саморегуляцию, вербальную информацию, а для мальчиков актуальнее зрительные стимулы, наглядная информация, пространственные фигуры и конфигурации. Мальчикам с ранних лет свойственна исследовательская активность, которую ориентируют на заданные компоненты, приспособленные к реорганизации и наполнению исследовательской активности.

Девочки отличаются повышенной эмоциональностью, чувственным восприятием и хорошим развитием всех видов памяти, тогда как у мальчиков быстрее развивается абстрактное и пространственное мышление, долгосрочная память, которая хранит конкретные мелочи и подробности.

Формируя в ДОУ развивающую сферу, важно мальчиков усаживать за первые столы, где они смогут спокойнее и результативнее воспринимать громкий голос педагога, девочки даже за задними партами более способны воспринять информацию, поданную тихо. Чтобы избежать проблем со зрением, мальчиков желательно садить ближе к источнику визуальной информации или ближе к доске.

Мальчики больше подвержены эмоциональным стрессорам, они хуже девочек распознают и анализируют эмоциональную информацию, а потому не так эффективно с ней справляются.

Мальчики нуждаются в большем пространстве, потому им комфортнее на открытой местности или в помещениях большой площадью (хорошим примером служит большая спортивная площадка). Девочка нужна защищенность, потому небольшие укромные пространства дают им необходимое чувство уюта, позволяя объединяться в группы (в качестве примера стоит назвать веранду или небольшую комнату).

Мальчики чаще играют посредством действий, а девочки – взаимоотношений. Мальчикам необходимо постоянное движение, потому даже интеллектуальные задачи они могут решать, вертя что-то в руках или перемещаясь, девочки не способны на подобную мобильность, они справляются с интеллектуальными задачами, рассуждая вслух.

Девочки отличаются хорошо развитой мелкой моторикой рук, крупную моторику лучше всего стимулировать посредством подвижных игр с мячом. Мальчики, напротив, успешнее справляются с крупной моторикой, а потому важно развить у них мелкую через образовательную среду. Следовательно, создание развивающей среды для детей, ориентированное на общее развитие, способствует гендерной социализации и индивидуализации. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль