Наполнение развивающей среды дошкольников в соответствии с образовательными областями

165

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и познавательных способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей согласно основным образовательным проблемам ДО (далее – образовательные области):

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Любые виды познавательной деятельности воспитанников детского сада – игровые сеансы, общение со сверстниками, изучение отдельных предметов и их свойств – могут осуществляться на основе потенциала развивающей среды дошкольников при условии ее включения в образовательную область. 

Развивающая среда дошкольника – это совокупность предметов, хорошо знакомых ребенку, без которых не представляется возможным осуществление познавательных видов деятельности. При отсутствии необходимых ребенку игрушек, наглядных пособий и материалов возможности воспитательно-образовательного процесса сужаются. 

При создании развивающей среды дошкольников следует обязательно принимать во внимание возрастные особенности становления личности воспитанников. Предметы, окружающие детей на данном этапе взросления, должны удовлетворять потребности в организации сюжетно-ролевых игр, стимулировать интеллектуальное и физическое развитие, способствовать всестороннему становлению личности малышей. Правило спроектированная развивающая среда позволит дошкольникам выступать в роли субъектов познавательной деятельности, активных творцов игровых процессов. 

Реализация личностного ориентированного подхода может быть достигнута именно через создание развивающей среды для дошкольников, ориентированной на стимулирование творческой активности, инициативности, коммуникативных навыков со сверстниками, членами семьи, педагогами детского сада. 

Области развивающей среды дошкольников

Наполнение развивающей среды дошкольников следует осуществлять, заранее предусмотрев возможности решения предусмотренных образовательной областью педагогических задач. Содержание каждой образовательно-воспитательной области принимается за стандарт. 

Например, социально-коммуникативное развитие в развивающей среде дошкольников должно быть направлено на:

  • усвоение и принятие норм поведения в обществе, осознание общечеловеческих нравственных ценностей;
  • создание условий для активного развития дошкольников со сверстниками, членами семьи, воспитателями;
  • становление целеустремленности, инициативности, готовности отвечать за собственные действия;
  • развитие интеллектуальной сферы во всех проявлениях: умения сопереживать, отзывчивости, готовности к совместной работе с другими детьми, уважительного отношения к старшим, чувства принадлежности к собственной семье, детскому саду, общине;
  • формирование положительного отношения к различным видам трудовой активности;
  • воспитание безопасного и ответственного поведения в различных условиях: в быту, социуме, в природе. 

Познавательное развитие в развивающей среде дошкольников предполагает:

  • всестороннее развитие интересов детей к окружающим предметам и явлениям, мотивация любознательности и открытости ко всему новому;
  • активацию творческого потенциала и воображения;
  • формирование адекватных понятий о предметах окружающего мира, их свойствах, а также о пространственно-временных понятиях, исторических событиях, культурных ценностях, о нашем Отечестве и планете Земля в целом. 

Речевое развитие в развивающей среде дошкольников подразумевает:

  • овладение речевыми навыками как основным средством общения;
  • систематическое обогащение словарного запаса;
  • развитие связной речи, умения логически высказываться при построении монологов и диалогов;
  • знакомство с разными жанрами детской литературы;
  • формирование звуковой активности, которая выступает основой для обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие в развивающей среде дошкольников предусматривает:

  • совершенствование навыков ценностно-смыслового восприятия признанных произведений музыкального, художественного, словесного искусства;
  • становление эстетического вкуса, отношения к окружающему миру;
  • понимание элементарных понятий мира искусства;
  • стимулирование чувства сопереживания к персонажам художественной литературы;
  • реализацию собственного творческого начала детей. 

Физическое развитие в развивающей среде дошкольников включает приобретение навыков двигательной активности, а именно выполнение упражнений:

  • направленных на выработку координации движений и гибкости;
  • способствующих правильному формированию позвоночника и мышечного скелета (спортивная ходьба, бег, прыжки);
  • позволяющих развить мелкую моторику;
  • способствующих получению общего представления о некоторых видах спорта;
  • стимулирующих привлечение детей к здоровому образу жизни.  

Советы для создания развивающей среды дошкольников

В группе детского сада должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная развивающая среда дошкольников, позволяющая организовать различные виды игровой активности с игрушками, соответствующими возрастному развитию детей. Все игрушки следует разместить в зоне доступа детей, чтобы воспитанники могли самостоятельно брать необходимое и возвращать на место. Игрушки следует подбирать не только с учетом возрастных особенностей, но и пола, возраста, детских интересов, а также игровой ценности. 

Игровое пространство детской группы не следует перенасыщать предметами мебели. Крупногабаритные тематические наборы рекомендуется заменить открытыми полками, на которых будет удобно разместить атрибуты для игры в «Магазин», «Кухню», «Парикмахерскую». Удобными для использования являются наборы на колесиках, которые можно перемещать по свободному пространству группы вместе с входящими в их состав игрушками. Благодаря таким решениям развивающая среда дошкольников становится динамичной, безопасной и оптимально загруженной. 
При наполнении развивающей среды дошкольников необходимо использовать традиционные и современные игрушки, чтобы реализовать педагогический опыт и сделать игровое пространство соответствующим требованиям времени. 

Для достижения поставленных целей в той или иной области можно использовать как игрушки, так и дидактический материал. Так, демонстрация воспитанникам фильмов со слайдами работ великих художников, совместное прослушивание музыкальных произведений всемирно известных композиторов позволяет легко сформировать представление о различных видах искусства. Регулярный просмотр мультфильмов, диафильмов с многочисленными диалогами способствует поступательному обогащению активного словаря детей. Демонстрационные материалы на тему спорта позволят дошкольникам закрепить знания о разных видах спортивной активности. 

Наполнение развивающей среды дошкольников

При наполнении развивающей среды дошкольников крайне важно правильно определить игровую ценность игрушек. В этом педагогу может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Такие игрушки помогают стимулировать развитие фантазии, воображения
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна быть пригодна к использованию группой дошкольников и инициировать совместные действия;
  • дидактические качества – игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представление о цвете, форме;
  • принадлежность к изделиям художественных промыслов – эти игрушки являются средством приобщения дошкольников к миру искусства.

В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности в развивающей среде дошкольников. Это игрушки, которые:

  • провоцируют дошкольников на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнеры или сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес дошкольников к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Рынок игрушек достаточно большой, поэтому проблема определения игровой ценности часто стоит достаточно остро. Утвержденная классификация позволит педагогу сориентироваться и выбрать для воспитанников игровые решения, которые будут способствовать всестороннему развитию детей и не оказывать отрицательное влияние. 

Следует понимать, что классификация игрушек, представленная выше, не является конкретным перечнем оборудования, необходимого для формирования развивающей среды дошкольников. Современный рынок детских игрушек более разнообразен, поэтому комплектность игрушек должна определяться педагогами детского сада в соответствии с поставленными  педагогическими задачами, требованиями программ дошкольного образования, территории групп, спортивных и музыкальных залов ДОО. Такой подход отражает личностно ориентированную и компетентностную модель реализации воспитательно-образовательного процесса.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль