Обеспечение вариативности развивающей среды в ДОО

736

Вариативность развивающей среды в ДОО обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями и т. п.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени и т. п.
 
Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность развивающей среды в ДОО – ключевая характеристика предметно-пространственной развивающей среды, подразумевающей наличие в ДОО или группе пространств для конструирования, игр, уединения, различного оборудования, игрушек, игр, новых предметов, которые простимулируют двигательную, игровую, исследовательскую и познавательную деятельность дошкольников.
 
Реализация принципа вариативности развивающей среды в ДОО может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (Большой энциклопедический словарь). В формате ДОО это выражается в двух направлениях деятельности: в разных группах среда должна отличаться, согласно особенностям возраста воспитанников, имея собственное наполнение, но при этом ее необходимо дополнять новыми элементами, которые гарантируют последовательность развития, обучения и воспитания. 
 
Идея непрерывного образования требует, чтобы развивающая сфера в детском саду была преемственной от группы к группе и от дошкольного образовательного учреждения к начальной общей школе. Однако многие детские сады страдают от схожести и даже «одинаковости» помещений для групп, что невольно перечеркивает положения о вариативности развивающей среды.

Факторы организации вариативности развивающей среды в ДОО

Организуя развитие ДОО, поддерживая принцип преемственности, важно принять во внимание ключевые аспекты:

  • на каждом этапе взросления от младшего дошкольного возраста к старшему наблюдаются возрастные особенности;
  • специфику изменений игровой активности детей;
  • неравномерность развития ребенка, обусловленная изменениями социального положения или элементов окружения;
  • индивидуальные черты членов коллектива детской группы, их потребности, сфера интересов, поролевые и типологические особенности;
  • особенности педагогических программных задач, а также функций в рамках инновационной педагогической деятельности;
  • индивидуальный стиль педагогического воздействия воспитателя группы (принципы взаимодействия с дошколятами, использование игровой и детской активности).

Эти факторы следует рассмотреть тщательнее, поскольку каждый из них имеет ключевое значение для формирования вариативной, преемственной развивающей среды в ДОО.

Особенности детей при организации вариативности развивающей среды в ДОО

Когда при организации группы в детском саду учитывают возрастные особенности воспитанников, это отражается на выборе тех или иных материалов, игрушек, которые обеспечивают корректное развитие личностных качеств, психических процессов у малышей. Если необходимые по возрасту предметы будут отсутствовать, дошкольники могут потерять интерес к заданным видам деятельности, что станет причиной неуравновешенности и эмоционального дисбаланса. Поэтому, проектируя пространство для групп детского сада, следует учитывать физиологические и психологические особенности воспитанников, имеющиеся возможности и личностные особенности. Младшие дошколята отличаются конкретностью мышления, когда у них проявляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, это необходимо отразить в предметной сфере. Для этого важно использовать материалы и игрушки с заданным способом действий, прекрасно подходят простые головоломки, конструкторы, способные активизировать развитие мышления.
 
Средний дошкольный возраст характеризуется формированием детских сообществ, тогда как для старший отличается проявляющейся способностью малышей общаться парами (детскую дружбу следует принимать во внимание, разрабатывая развивающее пространство). Для этого в группах среднего дошкольного возраста должны быть продуманы возможности и пространство для коллективной детской деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах – для парного общения. 
 
Дошкольники среднего возраста настоящие «почемучки», которые активно интересуются причинно-следственными связями окружающего мира. Вариативную развивающую среду в ДОО в это время следует формировать из настольно-печатных игр, материалов для экспериментирования, интерактивных игрушек, книжек, мини-компьютерами, которые позволяют решать задачи, искать ответы на вопросы.
 
Нельзя упускать из внимания психофизиологические особенности детей, которые должны отражаться на процессе конструирования вариативной развивающей среды в ДОО: у младших детей хуже развита координация движений, при этом они дольше времени проводят в движении.
 
Специфику развития игровой деятельности необходимо принимать во внимание в ходе формирования развивающей сферы и ее наполнения. Для дошкольного возраста характерно доминирование сюжетно-ролевых игр, которые, однако, развиваются поэтапно. У разных групп должны быть разные игровые материалы, подобранные с учетом возрастных особенностей дошкольников. Так, младший дошкольники только осваивают сюжетно-ролевые игры, а средние дошколята уже вовсю играют в подобные игры. Малышам 4-5 лет следует предлагать максимальное количество различных предметов и атрибутов, способствующих вариативности ролевых позиций и сюжетных игр. Так, стоит использовать наборы детской посуды для игр в «Кафе», «Семью», «Кинотеатр», «Детский сад» и др., к ним можно предложить малышам костюмы официанта, продавца, повара и т. п. В старшем дошкольном возрасте доминирующей является ситуация «как будто», когда игровые действия из реального мира переходят во внутренний. Вариативная развивающая среда в ДОО, насыщенная полифункциональными материалами, обеспечит возможность реализации этого процесса.
 
Обеспечение вариативности развивающей среды в ДООСкачкообразность и неоднородность развития детей часто спровоцирована использованием материалов, которые опережают возраст дошкольников или их развитие. Подобные материалы следует иметь в запасе, но применять их желательно по мере надобности. Если подобные материалы передаются детям по принципу «на всякий случай», это может привести к перенасыщенности развивающей сферы, эмоциональному и психическому переутомлению. Неравномерность и скачкообразность развития характерны для младших дошкольников, однако они встречаются и у воспитанников ДОУ на всех этапах взросления.
 
Создать комфортное пространство в ДОО можно, если учесть специфику контингента в группе. Психолого-педагогические исследования доказывают, что мальчики и девочки кардинально отличаются по типам активности и игровым предпочтениям. Мальчикам интереснее высокотехнологичные и динамичные игры, а девочки отдают предпочтение играм, которые отражают мир красоты и отличаются размеренностью действия. Девочки превыше всего ставят комфорт и возможность реализации сюжетно-ролевых игр в заданном пространстве с имеющейся атрибутикой. Неудивительно, что при организации пространства в ДОО, необходимо считаться с количественным составом девочек и мальчиков в группах.
 
Воспитанников следует обеспечивать всем необходимым для подвижных игр, уединения, творческой деятельности или двигательной активно, корректировать пространство, основываясь на типологических особенностях контингента группы, включая характер, темперамент. Двигательную активность можно поддержать, если задействовать свободное пространство холла или спальной комнаты для игр типа «боксерского набора с грушей», «Твистер» и др.
 
Процесс формирования вариативности развивающей среды в контексте педагогических задач зависит от положений программы образования, годового плана, инновационной деятельности, которая также влияет на атмосферу в группе и ДОО в целом. Не зря в ходе этого процесса появляются интересные мини-музеи, тематические уголки, выставки народного творчества и детских поделок. Если осуществляется проектная инновационная деятельность, она должна найти отражение в подборе материалов и атрибутов к теме проекта, изучении и подготовке к финальному мероприятию.
 
При создании вариативной развивающей среды находят отражение особенности индивидуального стиля деятельности работающих в ней педагогов, в частности: 

  • воспитатели, чтобы стимулировать активность воспитанников, применяют вспомогательные материалы и игрушки, вовлекающие малышей, задающие необходимый настрой;
  • педагоги отдают предпочтение дидактическим материалам, которые проходят авторскую интерпретацию. 

Профессиональные интересы педагога взаимосвязаны с его личными предпочтениями, индивидуальными чертами характера, потому одни педагогические работники чаще используются видео- и фотоматериалы, а другие, например, репродукции, изображения или музыкальные композиции. Вовлекая малышей в сферу собственных интересов, педагог провоцирует положительный эмоциональный настрой и развивающий эффект.  Учитывая это, следует периодически заменять материалы и игрушки, модернизировать уголки и зоны, менять порядок организации пространства в помещении группы.
 
Вариативность окружения может быть обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» (наличие уголков, закрепленных зон и т. п.) дополнительных элементов или схем ее организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штайнера (Вальдорфская педагогика), а также отечественными – М.Н. Поляковой, Н.М. Крыловой, Н.А. Коротковой, Т.Н. Дороновой и др.

Системы организации вариативности развивающей среды

Педагогическая система Марии Монтессори – входит в числе мировых лидеров по организации вариативности развивающей среды. Она базируется на принципах самовоспитания и саморазвития детей, учете особенностей индивидуального развития. Окружающее пространство при этом делится на конкретные зоны, которые следует оснастить однородными материалами, стимулирующими к развитию (важно, чтобы материалы были натурального происхождения, отличались высокой эстетичностью).
 
М.Монтессори выделяет направления развития, которые соответствуют конкретные зоны, они же подразумевают упражнения «навыков практической жизни», сенсорной группы, упражнения для развития родного языка, «космического воспитания», математические упражнения.
 
Зона «навыков практической жизни» позволяет малышам освоить повседневную бытовую деятельность, например, мытье рук, сервировку стола, расчесывание, застегивание пуговиц. В ходе этого дошкольник учится самообслуживанию, приобретая полезные основы культуры личности, а также развивает коммуникативные способности, процессы индивидуализации и социализации. 
 
Обеспечение вариативности развивающей среды в ДООВ зоне сенсорного развития ребенок знакомится с формой и размером предметов, цветом, запахом и т. д. Интенсивное развитие органов чувств – зрения, осязания, обоняния, слуха обеспечивается благодаря наличию специальных материалов, таких как розовая башня, коричневая лестница, геометрические тела и фигуры, красные штанги.
 
В зоне речевого развития решаются задачи, связанные с изучением языка, знакомством с окружающим миром на основе использования специальных материалов – энциклопедий, карт, картинок, лото, фигурок животных, деревянных вкладышей и др.
 
Для творческой зоны (ИЗО-деятельности) подбираются материалы для рисования, лепки, аппликации и других видов творчества, например, краски, карандаши, мелки и пр.
 
Пространство двигательной зоны, ориентированной на удовлетворение потребности детей в движении, развитии представлений о своем теле, релаксации, состоит из дорожек, лестниц, качелей, батутов, модулей и т. п.
 
В каждой из зон решаются задачи в рамках одного направления развития ребенка, а также интегративные задачи. Например, в зоне «навыков практической жизни» ребенок учится пользоваться предметами быта, узнает их особенности и отличия, рассказывает об этом другим детям и взрослым, обсуждает возникающие проблемы.
 
В процессе выполнения «упражнений» в каждой из зон у ребенка формируются необходимые представления (об окружающем мире, цвете, величине и пр.), развиваются соответствующие навыки (бытовые, общения, познания, исследования и пр.) и умения (рисовать, считать, застегивать пуговицы и т. п.).
 
Таким образом, система М. Монтессори предполагает активную деятельность детей, взаимодействие педагога и ребенка, предоставление последнему свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что дисциплинирует ребенка. Все это соответствует положениям ФГОС дошкольного образования и личностно ориентированной модели организации образовательного процесса для создания вариативности развивающей среды.
 
Педагогическая система Ф. Фребеля также основана на идее саморазвития, раскрытия природных черт и качеств ребенка. Внешнюю сферу автор рассматривал как помощницу в активизации детской деятельности, в частности игровой. Ф. Фребель подчеркивал обязательное участие взрослого в детских играх, которое должно проявляться в показе примера, демонстрации действий с игрушками, в отборе предметов для наполнения окружающего ребенка пространства развивающим содержанием.
 
Автор данной системы вариативности развивающей среды предлагал использовать в играх простые предметы, например, мячики, кубики, куски дерева, бумагу, глину, лучинки, спички и др., которые стимулируют творческий потенциал ребенка, побуждают к выполнению нестереотипных действий. Для наполнения вариативности развивающей сферы Ф. Фребель предложил специальный дидактический материал – шесть «даров» (мяч; деревянные шар, кубик и цилиндр; куб, разделенный на восемь кубиков; кубик, разделенный на восемь плиток; кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части; кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.). Наличие этого материала в пространстве группы предполагает обучение детей согласно четко поставленным целям и задачам.
 
В современных дошкольных образовательных организациях эти материалы помогут разнообразить развивающую среду групповых помещений, расширить спектр решаемых задач, в том числе на интегративной основе. Изготовление данных материалов может быть организовано в рамках совместной деятельности педагога и детей, а также их родителей, в том числе в рамках проектной деятельности. Полученный «продукт» можно использовать в процессе непосредственно образовательной деятельности (знакомство с размером, количеством и т. д.) и свободной игровой деятельности (для конструирования, сюжетно-ролевой игры).
 
Элементы пространственной организации среды и ее наполнения, описанные в данных авторских концептах, можно привносить при необходимости в среду групповых помещений. Например, наличие некоторых зон по системе М. Монтессори может стимулировать процесс саморазвития ребенка, его интерес к установлению причинно-следственных связей в среднем и старшем дошкольном возрасте.
 
Материалы, разработанные Ф. Фребелем, целесообразно использовать на специально организованных занятиях для оптимизации познавательного развития детей, становления мыслительной деятельности и др. Знание содержания упомянутых концепций позволит педагогу варьировать наполнение и организацию пространства на основе учета индивидуальных типологических качеств воспитанников, специфики образовательных задач, особенностей собственной педагогической деятельности.
 
На создание вариативной развивающей среды ориентировано и содержание современных концепций, таких как концептуальная модель предметно-развивающего пространства ДОО М.Н. Поляковой, концепция развивающей сферы в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой, рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОО Н.А. Коротковой и Т.Н. Дороновой и др.
 
Обеспечение вариативности развивающей среды в ДООМ.Н. Полякова акцентирует внимание на использовании всего все пространства ДОО для деятельности детей, привлекая их к организации используемого пространства. Согласно ее концепции, игровые зоны должны быть доступными для воспитанников и «вариативного оформления» дошкольниками. Помещения должны иметь многофункциональные зоны с оригинальным наполнением и оформлением. Особая роль отводится освещению, цветовому оформлению.  
 
М.Н. Полякова предлагает для вариативности развивающей среды структурировать пространство, разделяя его на несколько зон, отделенных одна от другой акустически и оптически, устанавливать органическую связь между неодинаковыми по размеру участками комнаты посредством различных мобильных элементов, например, передвижных стенок, мебели, жалюзи, тканей и пр.
 
Автор, согласно идее вариативности пространства, рекомендует заменять материалы согласно трем группам игровых материалов по временным рамкам: 

  • «сегодня» – материал, с которым дети только начинают знакомиться в ходе непосредственно образовательной деятельности или в свободной игре;
  • «вчера» – материал, который был изучен самостоятельно на личном опыте, но применим в свободной игре, на занятиях для получения нового опыта и знаний;
  • «завтра» – материал, с которым дети будут знакомиться в ближайшем будущем. 

Подобное разделение игрового и дидактического материала будет обеспечивать: 

  • динамичность, неоднородность, насыщенность предметной среды;
  • создание пространства с ориентиром на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский);
  • реализацию педагогического принципа последовательности обучения;
  • удовлетворение растущей потребности в новизне, новых впечатлениях;
  • стимулирование познавательной активности детей и многое другое. 

Немаловажная роль отводится педагогу, обеспечивающему разнообразие активности дошколят, создающему и применяющему ресурсы окружения для коллективной деятельности, согласно положениям ФГОС о важности «построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития».
 
Разработанная Н.А. Коротковой и Т.Н. Дороновой рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОО предусматривает три зоны: 

  • для спокойной деятельности;
  • активной деятельности;
  • рабочую (учебную) зону. 

Вариативность дошкольного образования достигается за счет модернизации пространства и зон, которые расширяются, наполняются и удаляются по мере надобности. Наличие предметного содержания и пространственной организации позволяет дополнять, изменять окружение, организуя различные виды деятельности в каждой зоне.
 
Следовательно, авторы рекомендуют руководствоваться принципами полифункциональности, вариативности пространства, трансформируемости в процессе организации вариативности развивающей среды, согласно положениям Стандарта.
 
Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой предусмотрена открытая организация пространства, в котором дети самостоятельно могут проявить активность по собственной инициативе. В такой вариативной развивающей среде возможна реализация масштабного игрового замысла с соответствующими материалами, игрушками и предметами. Организация пространства может систематически изменяться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений воспитанников об окружающем мире; видом деятельности, которой в данный момент заняты; количеством участников и пр. Таким образом, подобная организация среды предполагает широкие возможности для ее формирования, самостоятельного моделирования ребенком, вариативного построения с учетом интеграции образовательных областей. Большое внимание при создании среды уделяется подбору оборудования и материалов, которые должны выполнять развивающую, информативную и эстетическую функции, как для ребенка, так и для взрослого.
 
Положения отечественных концепций будут полезны педагогам, разрабатывающим варианты организации и наполнения пространства в детском саду. В каждой из них есть элементы, которые можно привносить в среду в зависимости: 

  • от поставленных задач (М.Н. Полякова);
  • возрастных особенностей детей (Н.А. Короткова, Т.Н. Доронова);
  • развития игровой деятельности в тот или иной период (Н.М. Крылова).

Таким образом, вариативность развивающей среды ДОО можно обеспечить на основе знания положений существующих концептов развивающей среды и ее обновления, а также гибкого использования собственного педагогического опыта.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль