Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

192

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.
 
Стандарт закрепляет за развивающей предметно-пространственной средой требования безопасности, доступности, полифункциональности, вариативности, трансформируемости и насыщенности содержанием. Последнее в обязательном порядке должно соответствовать положениям образовательной программы и возрастным особенностям дошкольников. 

Согласно положениям образовательной программы, пространство для осуществления образовательной деятельности следует оборудовать необходимыми средствами воспитания и обучения, включая технические, а также материалами (включая расходные спортивные, игровые, оздоровительные). 

Оформление пространство для осуществления образовательной деятельности, инвентарь, оборудование и материалы выполняют ключевые задачи:

  • обеспечение исследовательской, познавательной, игровой, творческой активности дошкольников, проведение экспериментов с материалами, доступными для малышей, например, водой и песком;
  • стимулирование двигательной активности, включая работу над мелкой и крупной моторикой рук, соревнования и подвижные игры;
  • поддержания психологической безопасности детей в детском саду, положительного эмоционального фона, стимулирования к самовыражению малышей.

Младенцы и младшие дошкольники требуют, чтобы образовательная среда предоставляла им возможность для игр, предметной, творческой деятельности и двигательной активности.

Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

Насыщенность образовательной среды – неоднозначный параметр, который подразумевает положительное влияние, стимулирование двигательной и творческой активности, саморазвития воспитанников, но при этом может провоцировать тревожность, напряженность, останавливать ребенка на пути к реализации личностного и интеллектуального потенциала вплоть до подрыва психологической безопасности детей в детском саду. Следовательно, насыщенность среды выполняет не только стимулирующую, но и сдерживающую развитие функцию.  

Объективная насыщенность и напряженность образовательной среды, психологическая безопасность детей в детском саду пропорциональны сложности и напряженности программы, которая реализуется в детском саду.  Положения Стандарта подразумевают, что образовательные программы могут быть реализованы структурными подразделениями ДОО, включая парциальные образовательные программы, которые призваны развивать дошкольников в различных образовательных областях, культурных практиках, видах деятельности. Парциальные и основная образовательные программы могут изменять содержание процесса образования, видоизменяя напряженность и насыщенность образовательной среды, которые трансформируются в контексте психических возможностей, возраста и индивидуальности дошколят.

Эмоциональное благополучие воспитанников, внимание к индивидуальным потребностям детей, упор на гуманистическое взаимодействие определены пунктами ФГОС дошкольного образования. Одним из ключевых положений Стандарта образовательной среды является психологическая безопасность детей в детском саду.

Обеспечение психологической безопасности детей в детском саду

Психологическая безопасность детей и их достигается за счет создания доброжелательной и положительной обстановки, в которой малыши чувствуют себя комфортно и спокойной.  
Отношения в социуме в качестве элемента образовательной среды базируются на взаимодействии посредством признания свобод и прав ребенка, сопереживания, обсуждения, сотрудничества, стимулирующей системы требований и мягкой системы ограничений. Подобная система социальных отношений позволит дошкольнику чувствовать себя психологически защищенным, принимать и развивать собственную индивидуальность, ощущать уверенность в справедливости мира. В общении с педагогами, воспитателями и их помощниками в условиях образовательного пространства достигается положительный эмоциональный фон и психологический комфорт, которые характеризуются рядом черт:

  • табу на необоснованные запреты;
  • четкая и продуманная система правил и принципов взаимодействия;
  • табу на психологическое воздействие со стороны взрослых;
  • субъектное личностное отношение к дошкольнику;
  • предоставление малышу путей для самовыражения, проявления самостоятельности, инициативности, включая в принятии решений соответственно возрасту;
  • предоставление выбора форм активности и деятельности, занятий по интересам;
  • возможности доводить дело до конца, реализовать цели, замыслы без спешки, преград для завершения намерений;
  • общение с малышом на различные темы, которые в позитивной доверительной открытой манере позволит информировать его о различных сторонах жизни согласно возрастным особенностям понимания;
  • стимулирование активности дошкольника, регуляция и поддержка самостоятельности детей со стороны взрослых;
  • адаптивные ритуалы, которые вмонтированы в повседневное взаимодействие со средой;
  • удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

Отсутствие психологической безопасности детей, чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта может быть спровоцировано рядом причин:

  • сверхсильная стимуляция;
  • принятие за него решений и выполнение за него действий;
  • манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
  • ограничение детской инициативы и активности;
  • неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении;
  • формирование у малыша неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман;
  • использование неадекватной системы поощрений и наказаний;
  • непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
  • непредсказуемость шума (неожиданные непонятные шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
  • непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

Достигнуть психологической безопасности детей в условиях образовательной среды можно построением границы между «Я» и «не-Я» сперва посредством материального обустройства (например, наличием уголка уединения, персонального шкафчика, столика для рисования), а после социальным общением, которое дает направление правил общения. Следовательно, окружение позволяет выделить индивида, а ему – проявлять индивидуальность в рамках условия для самовыражения, формируя у малышей взаимоуважение к границам личности, освоение социальных норм и границ, которые задаются обществом. Спонтанные реакции дошкольника ограничиваются процессом социализации, при этом он чувствует свободу в рамках выделенных границ.  
Чтобы обеспечить психологическую безопасность детей дошкольник в образовательной среде должен чувствовать себя успешным, ощущать результативность действий, которая дает положительное представление о себе и социуме, что стимулирует активность и расширяет границы личности ребенка. Негативные социальные переживаниям делают картину «Я» проще, формируя отрицательное отношение к окружающей среде.

Личное пространство строится, базируясь на объективном влиянии, которое оказывает среда, и субъективных возможностей к преобразованию. Личное пространство среды позволяет приобрести опыт самостоятельности и независимости, отделения предметов и людей, осознания индивидуальности, психологической безопасности детей.   

Ключевые характеристики психологической безопасности детей в детском саду

Телесный комфорт, территориальность, возможность реализовывать временные и вкусовые предпочтения, личные вещи, безопасность являются основными психологическими чертами среды в роли личного пространства. Доктор психологических наук С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что окружающая дошкольника среда должна дать ему ощущение места, пространства ДОО как безопасного своего. Это, как и характеристику на психолога ДОУ, следует тщательнее проанализировать.

Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого малыша (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и т. д.). Правильно организованная с точки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, использовать концепцию информационной безопасности детей, предоставляет возможность психологической релаксации.

Персонифицированные шкафчики, столы, кровати повышают чувство привязанности воспитанника к окружающему пространству, дают возможность выделить персональную территорию, это обеспечивает психологическую безопасность детей. Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка. Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и доверительности тех отношений, в которые дошкольник вступает.

Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством окружения для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный источник информации, а организация окружения как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно), но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника и психологическую безопасность детей.

Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

Персональные вещи являются важным критерием личностного восприятия окружающей среды, поскольку выступают в роли своеобразных маркеров личности, посредством которых человек презентует окружающим свое «Я». Это неотъемлемый атрибут психологической безопасности детей, который дает много информации о малыше. С их помощью ребенок строит отношения с другими людьми, поддерживает чувство собственной безопасности, реализует свое «Я» и использует вещи в качестве маркеров личной территории.

Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам окружения относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом).

Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в окружении, где:

  • допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
  • стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.

Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.
Первичное жизненное пространство, среда обитания становятся основой личности, формирования представлений о себе. Личность идентифицируется с определенным местом, которое ощущается как «свое». Восприятие окружения влияет и на представления о себе и мире, которые реализуются в определенных моделях поведения. Так, дети, растущие в многолюдном ограниченном пространстве (коммунальной квартире или перенаселенном доме), чаще проявляют агрессию, а дети, располагающие определенной «территорией» (персональным столом, уголком, своей комнатой), демонстрируют более высокий уровень самосознания, эмоционального благополучия и коммуникативной компетентности.

Постоянные отношения с близкой средой представлены в личности как «идентификация с местом», осознание своей принадлежности к определенному ограниченному пространству, с которым устанавливаются эмоциональные связи. Окружение становится компонентом идентичности («земляк», «из нашего города», «из наших краев») и той призмой, через которую воспринимается мир, что благоприятно сказывается на психологической безопасности детей.

Оказываемое окружающим миром влияние – основа формирования патриотизма, этнокультурной идентичности. Категоризация основных параметров окружения как места жизнедеятельности, ее репрезентация предметами и символами позволяют сконструировать образовательную среду, формирующую патриотические чувства, представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Идентификация с определенным типом среды становится компонентом идентичности.

Развиваясь в определенной «жизненной среде», малыш адаптируется к ней через процессы приспособления и преобразования (ассимиляции и аккомодации). Представления дошкольника об окружающем мире и о себе в нем становятся одной из задач конструирования образовательной области, направленной на формирование позитивной, возрастно-нормативной идентичности и психологической безопасности детей.

Представления об окружающем мире в самом широком смысле слова, моделируемые образовательной средой, определяют формирование такого компонента представлений о себе, как «средовая идентичность», что гарантирует психологическую безопасность детей.

Одной из технологий формирования «средовой идентичности» может быть создание «места поведения», то есть объективных, ограниченных во времени и пространстве ситуаций, которым свойственен определенный набор действий и моделей поведения. Подобные ситуации могут быть связаны с различными поведенческими моделями пребывания детей в общественных местах, выполнением социальных норм и правил и т. п. Существуют типичные нормы поведения, системы отношений и взаимные ожидания, предсказуемо связанные с конкретной территорией и временем. Такие «места поведения» помогают ориентироваться в социальном мире.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль