Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

232

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.
 
Стандарт закрепляет за развивающей предметно-пространственной средой требования безопасности, доступности, полифункциональности, вариативности, трансформируемости и насыщенности содержанием. Последнее в обязательном порядке должно соответствовать положениям образовательной программы и возрастным особенностям дошкольников. 

Согласно положениям образовательной программы, пространство для осуществления образовательной деятельности следует оборудовать необходимыми средствами воспитания и обучения, включая технические, а также материалами (включая расходные спортивные, игровые, оздоровительные). 

Оформление пространство для осуществления образовательной деятельности, инвентарь, оборудование и материалы выполняют ключевые задачи:

  • обеспечение исследовательской, познавательной, игровой, творческой активности дошкольников, проведение экспериментов с материалами, доступными для малышей, например, водой и песком;
  • стимулирование двигательной активности, включая работу над мелкой и крупной моторикой рук, соревнования и подвижные игры;
  • поддержания психологической безопасности детей в детском саду, положительного эмоционального фона, стимулирования к самовыражению малышей.

Младенцы и младшие дошкольники требуют, чтобы образовательная среда предоставляла им возможность для игр, предметной, творческой деятельности и двигательной активности.

Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

Насыщенность образовательной среды – неоднозначный параметр, который подразумевает положительное влияние, стимулирование двигательной и творческой активности, саморазвития воспитанников, но при этом может провоцировать тревожность, напряженность, останавливать ребенка на пути к реализации личностного и интеллектуального потенциала вплоть до подрыва психологической безопасности детей в детском саду. Следовательно, насыщенность среды выполняет не только стимулирующую, но и сдерживающую развитие функцию.  

Объективная насыщенность и напряженность образовательной среды, психологическая безопасность детей в детском саду пропорциональны сложности и напряженности программы, которая реализуется в детском саду.  Положения Стандарта подразумевают, что образовательные программы могут быть реализованы структурными подразделениями ДОО, включая парциальные образовательные программы, которые призваны развивать дошкольников в различных образовательных областях, культурных практиках, видах деятельности. Парциальные и основная образовательные программы могут изменять содержание процесса образования, видоизменяя напряженность и насыщенность образовательной среды, которые трансформируются в контексте психических возможностей, возраста и индивидуальности дошколят.

Эмоциональное благополучие воспитанников, внимание к индивидуальным потребностям детей, упор на гуманистическое взаимодействие определены пунктами ФГОС дошкольного образования. Одним из ключевых положений Стандарта образовательной среды является психологическая безопасность детей в детском саду.

Обеспечение психологической безопасности детей в детском саду

Психологическая безопасность детей и их достигается за счет создания доброжелательной и положительной обстановки, в которой малыши чувствуют себя комфортно и спокойной.  
Отношения в социуме в качестве элемента образовательной среды базируются на взаимодействии посредством признания свобод и прав ребенка, сопереживания, обсуждения, сотрудничества, стимулирующей системы требований и мягкой системы ограничений. Подобная система социальных отношений позволит дошкольнику чувствовать себя психологически защищенным, принимать и развивать собственную индивидуальность, ощущать уверенность в справедливости мира. В общении с педагогами, воспитателями и их помощниками в условиях образовательного пространства достигается положительный эмоциональный фон и психологический комфорт, которые характеризуются рядом черт:

  • табу на необоснованные запреты;
  • четкая и продуманная система правил и принципов взаимодействия;
  • табу на психологическое воздействие со стороны взрослых;
  • субъектное личностное отношение к дошкольнику;
  • предоставление малышу путей для самовыражения, проявления самостоятельности, инициативности, включая в принятии решений соответственно возрасту;
  • предоставление выбора форм активности и деятельности, занятий по интересам;
  • возможности доводить дело до конца, реализовать цели, замыслы без спешки, преград для завершения намерений;
  • общение с малышом на различные темы, которые в позитивной доверительной открытой манере позволит информировать его о различных сторонах жизни согласно возрастным особенностям понимания;
  • стимулирование активности дошкольника, регуляция и поддержка самостоятельности детей со стороны взрослых;
  • адаптивные ритуалы, которые вмонтированы в повседневное взаимодействие со средой;
  • удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

Отсутствие психологической безопасности детей, чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта может быть спровоцировано рядом причин:

  • сверхсильная стимуляция;
  • принятие за него решений и выполнение за него действий;
  • манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
  • ограничение детской инициативы и активности;
  • неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении;
  • формирование у малыша неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман;
  • использование неадекватной системы поощрений и наказаний;
  • непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
  • непредсказуемость шума (неожиданные непонятные шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
  • непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

Достигнуть психологической безопасности детей в условиях образовательной среды можно построением границы между «Я» и «не-Я» сперва посредством материального обустройства (например, наличием уголка уединения, персонального шкафчика, столика для рисования), а после социальным общением, которое дает направление правил общения. Следовательно, окружение позволяет выделить индивида, а ему – проявлять индивидуальность в рамках условия для самовыражения, формируя у малышей взаимоуважение к границам личности, освоение социальных норм и границ, которые задаются обществом. Спонтанные реакции дошкольника ограничиваются процессом социализации, при этом он чувствует свободу в рамках выделенных границ.  
Чтобы обеспечить психологическую безопасность детей дошкольник в образовательной среде должен чувствовать себя успешным, ощущать результативность действий, которая дает положительное представление о себе и социуме, что стимулирует активность и расширяет границы личности ребенка. Негативные социальные переживаниям делают картину «Я» проще, формируя отрицательное отношение к окружающей среде.

Личное пространство строится, базируясь на объективном влиянии, которое оказывает среда, и субъективных возможностей к преобразованию. Личное пространство среды позволяет приобрести опыт самостоятельности и независимости, отделения предметов и людей, осознания индивидуальности, психологической безопасности детей.   

Ключевые характеристики психологической безопасности детей в детском саду

Телесный комфорт, территориальность, возможность реализовывать временные и вкусовые предпочтения, личные вещи, безопасность являются основными психологическими чертами среды в роли личного пространства. Доктор психологических наук С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что окружающая дошкольника среда должна дать ему ощущение места, пространства ДОО как безопасного своего. Это, как и характеристику на психолога ДОУ, следует тщательнее проанализировать.

Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого малыша (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и т. д.). Правильно организованная с точки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, использовать концепцию информационной безопасности детей, предоставляет возможность психологической релаксации.

Персонифицированные шкафчики, столы, кровати повышают чувство привязанности воспитанника к окружающему пространству, дают возможность выделить персональную территорию, это обеспечивает психологическую безопасность детей. Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка. Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и доверительности тех отношений, в которые дошкольник вступает.

Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством окружения для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный источник информации, а организация окружения как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно), но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника и психологическую безопасность детей.

Насыщенность образовательной среды и психологическая безопасность детей

Персональные вещи являются важным критерием личностного восприятия окружающей среды, поскольку выступают в роли своеобразных маркеров личности, посредством которых человек презентует окружающим свое «Я». Это неотъемлемый атрибут психологической безопасности детей, который дает много информации о малыше. С их помощью ребенок строит отношения с другими людьми, поддерживает чувство собственной безопасности, реализует свое «Я» и использует вещи в качестве маркеров личной территории.

Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам окружения относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом).

Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в окружении, где:

  • допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
  • стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.

Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.
Первичное жизненное пространство, среда обитания становятся основой личности, формирования представлений о себе. Личность идентифицируется с определенным местом, которое ощущается как «свое». Восприятие окружения влияет и на представления о себе и мире, которые реализуются в определенных моделях поведения. Так, дети, растущие в многолюдном ограниченном пространстве (коммунальной квартире или перенаселенном доме), чаще проявляют агрессию, а дети, располагающие определенной «территорией» (персональным столом, уголком, своей комнатой), демонстрируют более высокий уровень самосознания, эмоционального благополучия и коммуникативной компетентности.

Постоянные отношения с близкой средой представлены в личности как «идентификация с местом», осознание своей принадлежности к определенному ограниченному пространству, с которым устанавливаются эмоциональные связи. Окружение становится компонентом идентичности («земляк», «из нашего города», «из наших краев») и той призмой, через которую воспринимается мир, что благоприятно сказывается на психологической безопасности детей.

Оказываемое окружающим миром влияние – основа формирования патриотизма, этнокультурной идентичности. Категоризация основных параметров окружения как места жизнедеятельности, ее репрезентация предметами и символами позволяют сконструировать образовательную среду, формирующую патриотические чувства, представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Идентификация с определенным типом среды становится компонентом идентичности.

Развиваясь в определенной «жизненной среде», малыш адаптируется к ней через процессы приспособления и преобразования (ассимиляции и аккомодации). Представления дошкольника об окружающем мире и о себе в нем становятся одной из задач конструирования образовательной области, направленной на формирование позитивной, возрастно-нормативной идентичности и психологической безопасности детей.

Представления об окружающем мире в самом широком смысле слова, моделируемые образовательной средой, определяют формирование такого компонента представлений о себе, как «средовая идентичность», что гарантирует психологическую безопасность детей.

Одной из технологий формирования «средовой идентичности» может быть создание «места поведения», то есть объективных, ограниченных во времени и пространстве ситуаций, которым свойственен определенный набор действий и моделей поведения. Подобные ситуации могут быть связаны с различными поведенческими моделями пребывания детей в общественных местах, выполнением социальных норм и правил и т. п. Существуют типичные нормы поведения, системы отношений и взаимные ожидания, предсказуемо связанные с конкретной территорией и временем. Такие «места поведения» помогают ориентироваться в социальном мире.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль