Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде

118

Т.П. Авдулова, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета

Существует ряд психологических моделей образовательной среды, отражающих процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОО. Рассмотрим некоторые из них.

Психологические модели образовательной среды

В контексте эколого-личностной психологической модели образовательной среды, предложенной В.А. Ясвиным, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности в соответствии с социальным образцом, которая реализуется через пространственно-предметное и социальное окружение. Согласно эколого-личностной психологической модели образовательной среды, возможности должны согласовываться с потребностями личности, которые имеют объективные физические и социальные характеристики.

Предлагаемый автором анализ образовательной среды по двум полярным осям «свобода – зависимость» и «активность – пассивность»* позволяет моделировать пространство отношений посредством ряда характеристик:

  • сознательный выбор интересов и ценностей образовательной среды (интересы личности или общества);
  • преимущественная форма воспитания (индивидуальная или коллективная);
  • отношение к свободному творчеству детей (поддерживается – ограничивается);
  • определяющее взаимодействие (воспитатель подстраивается под ребенка или наоборот).

* См. с. 22. – Примеч. ред.

Разнонаправленность осей и вариативный выбор психологической модели образовательной среды позволяет выделить четыре типа среды в рамках эколого- личностной модели: творческая, карьерная, догматическая и безмятежная.

Компоненты психологической модели образовательной среды

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной средеРазвивающими компонентами психологической модели образовательной среды являются пространственно-предметный, социальный и психодидактический. Пространственно-предметный компонент (помещения, территория, функциональные зоны, предметы) подчиняется требованиям управляемости, гибкости, сложности, многоуровневой организованности и системности, символизма (как передачи определенных смыслов через предметную среду) и индивидуализации.

Социальный компонент психологической модели образовательной среды обеспечивает взаимодействие, понимание и удовлетворенность участников образовательных отношений отношениями, которые возникают в образовательной среде. Эти отношения складываются на основе ролевых функций, межличностных связей, уважения, симпатии. Психодидактический компонент, реализующий методы и технологии воспитания и обучения, ориентирован на физиологические и возрастно-психологические особенности развития детей.

Взаимодействие среды обитания и личности направлено на удовлетворение потребностей (прежде всего, социогенных) и реализацию потенциала ребенка в экологической психологической модели образовательной среды. К социогенным потребностям, важным для дошкольного возраста, относятся (Е.А. Климов):

  • потребность усвоения ценностей, мировоззрения, социальных и моральных норм и правил;
  • удовлетворять предпочтения в одежде, пище, предметах быта;
  • потребность в социальном признании;
  • познании и преобразовании окружающего мира;
  • повышении и поддержке самооценки;
  • безусловном принятии, близких отношениях;
  • эстетическом оформлении среды;
  • повышении уровня компетентности.

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной средеОснованием эко психологической модели образовательной среды является отношение к обучению в системе «человек – окружающая среда», где образовательная среда понимается как система психолого-педагогических условий и влияний, направленных на раскрытие способностей, интересов и развитие проявившихся способностей личности на основе индивидуализации и возрастной социализации.

Экопсихологический подход, развиваемый В.И. Пановым, направлен на создание условий для социализации и индивидуализации детей в соответствии с возрастом; развития субъектности и субъектной позиции в деятельности; включения детей в различные виды совместной деятельности со взрослыми и друг с другом; развития актуальных способностей детей посредством создания зоны ближайшего развития; проявления творческих сторон психики.

Согласно данной психологической модели образовательной среды образовательные технологии должны отвечать условию экологичности, то есть природосообразности и соответствия физиологическим, психологическим, социальным закономерностям возрастного развития детей. Таким образом, образовательная среда должна соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям развития, а также требованиям социализации. Социализация определяется в том числе с точки зрения социального заказа на результат деятельности ДОО.

Для создания развивающей образовательной среды необходимо обеспечить переход от репродуктивных форм педагогической деятельности, организованной по принципу трансляции (пассивного восприятия) знаний, к усвоению знаний в совместной деятельности и актуализации творческого потенциала детей.

Коммуникативно-ориентированная психологическая модель образовательной среды, разработанная и проанализированная В.В. Рубцовым, представляет собой форму сотрудничества всех субъектов образовательной среды, порождающую новые виды общности между детьми и педагогами. Эти общности – способ передачи норм, правил, ценностей общения и взаимодействия педагога с детьми. Способы жизнедеятельности усваиваются через знания – умения – навыки, особую ценность представляет коммуникативная компетентность личности. Коммуникативно-ориентированная модель реализуется в совместной деятельности ребенка и взрослого или детей друг с другом и направлена на решение возрастных задач развития.

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной средеДалеко не все формы совместной деятельности обладают развивающим потенциалом. Необходимо проводить исследование влияния различных форм совместной деятельности на развитие детей разного возраста применительно к разным задачам развития. Согласно данному подходу в совместной деятельности сверстников их мыслительные способности проявляют качественно новые характеристики.

Развивающий потенциал коммуникативно-ориентированной психологической модели образовательной среды состоит в том, что определенные знания передаются ребенку не сами по себе, а в контексте коммуникативной общности субъектов образовательного процесса. психологическая модель образовательной среды нацелена на создание условий решения возрастных задач развития. Важными компонентами образовательной среды коммуникативно-ориентированного типа являются психологический климат в ДОО, социально-психологическая структура коллектива и психологическое благополучие детей.

Знание данных подходов может быть полезно педагогам при конструировании развивающей предметно-пространственной среды, осуществлении педагогического взаимодействия, а также разработке положений образовательной программы (части, формируемой участниками образовательных отношений).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль