text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде

  • 7 августа 2014
  • 248

Т.П. Авдулова, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета

Существует ряд психологических моделей образовательной среды, отражающих процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОО. Рассмотрим некоторые из них.

Психологические модели образовательной среды

В контексте эколого-личностной психологической модели образовательной среды, предложенной В.А. Ясвиным, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности в соответствии с социальным образцом, которая реализуется через пространственно-предметное и социальное окружение. Согласно эколого-личностной психологической модели образовательной среды, возможности должны согласовываться с потребностями личности, которые имеют объективные физические и социальные характеристики.

Предлагаемый автором анализ образовательной среды по двум полярным осям «свобода – зависимость» и «активность – пассивность»* позволяет моделировать пространство отношений посредством ряда характеристик:

  • сознательный выбор интересов и ценностей образовательной среды (интересы личности или общества);
  • преимущественная форма воспитания (индивидуальная или коллективная);
  • отношение к свободному творчеству детей (поддерживается – ограничивается);
  • определяющее взаимодействие (воспитатель подстраивается под ребенка или наоборот).

* См. с. 22. – Примеч. ред.

Разнонаправленность осей и вариативный выбор психологической модели образовательной среды позволяет выделить четыре типа среды в рамках эколого- личностной модели: творческая, карьерная, догматическая и безмятежная.

Компоненты психологической модели образовательной среды

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной средеРазвивающими компонентами психологической модели образовательной среды являются пространственно-предметный, социальный и психодидактический. Пространственно-предметный компонент (помещения, территория, функциональные зоны, предметы) подчиняется требованиям управляемости, гибкости, сложности, многоуровневой организованности и системности, символизма (как передачи определенных смыслов через предметную среду) и индивидуализации.

Социальный компонент психологической модели образовательной среды обеспечивает взаимодействие, понимание и удовлетворенность участников образовательных отношений отношениями, которые возникают в образовательной среде. Эти отношения складываются на основе ролевых функций, межличностных связей, уважения, симпатии. Психодидактический компонент, реализующий методы и технологии воспитания и обучения, ориентирован на физиологические и возрастно-психологические особенности развития детей.

Взаимодействие среды обитания и личности направлено на удовлетворение потребностей (прежде всего, социогенных) и реализацию потенциала ребенка в экологической психологической модели образовательной среды. К социогенным потребностям, важным для дошкольного возраста, относятся (Е.А. Климов):

  • потребность усвоения ценностей, мировоззрения, социальных и моральных норм и правил;
  • удовлетворять предпочтения в одежде, пище, предметах быта;
  • потребность в социальном признании;
  • познании и преобразовании окружающего мира;
  • повышении и поддержке самооценки;
  • безусловном принятии, близких отношениях;
  • эстетическом оформлении среды;
  • повышении уровня компетентности.

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной средеОснованием эко психологической модели образовательной среды является отношение к обучению в системе «человек – окружающая среда», где образовательная среда понимается как система психолого-педагогических условий и влияний, направленных на раскрытие способностей, интересов и развитие проявившихся способностей личности на основе индивидуализации и возрастной социализации.

Экопсихологический подход, развиваемый В.И. Пановым, направлен на создание условий для социализации и индивидуализации детей в соответствии с возрастом; развития субъектности и субъектной позиции в деятельности; включения детей в различные виды совместной деятельности со взрослыми и друг с другом; развития актуальных способностей детей посредством создания зоны ближайшего развития; проявления творческих сторон психики.

Согласно данной психологической модели образовательной среды образовательные технологии должны отвечать условию экологичности, то есть природосообразности и соответствия физиологическим, психологическим, социальным закономерностям возрастного развития детей. Таким образом, образовательная среда должна соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям развития, а также требованиям социализации. Социализация определяется в том числе с точки зрения социального заказа на результат деятельности ДОО.

Для создания развивающей образовательной среды необходимо обеспечить переход от репродуктивных форм педагогической деятельности, организованной по принципу трансляции (пассивного восприятия) знаний, к усвоению знаний в совместной деятельности и актуализации творческого потенциала детей.

Коммуникативно-ориентированная психологическая модель образовательной среды, разработанная и проанализированная В.В. Рубцовым, представляет собой форму сотрудничества всех субъектов образовательной среды, порождающую новые виды общности между детьми и педагогами. Эти общности – способ передачи норм, правил, ценностей общения и взаимодействия педагога с детьми. Способы жизнедеятельности усваиваются через знания – умения – навыки, особую ценность представляет коммуникативная компетентность личности. Коммуникативно-ориентированная модель реализуется в совместной деятельности ребенка и взрослого или детей друг с другом и направлена на решение возрастных задач развития.

Психологические модели построения взаимодействия в образовательной средеДалеко не все формы совместной деятельности обладают развивающим потенциалом. Необходимо проводить исследование влияния различных форм совместной деятельности на развитие детей разного возраста применительно к разным задачам развития. Согласно данному подходу в совместной деятельности сверстников их мыслительные способности проявляют качественно новые характеристики.

Развивающий потенциал коммуникативно-ориентированной психологической модели образовательной среды состоит в том, что определенные знания передаются ребенку не сами по себе, а в контексте коммуникативной общности субъектов образовательного процесса. психологическая модель образовательной среды нацелена на создание условий решения возрастных задач развития. Важными компонентами образовательной среды коммуникативно-ориентированного типа являются психологический климат в ДОО, социально-психологическая структура коллектива и психологическое благополучие детей.

Знание данных подходов может быть полезно педагогам при конструировании развивающей предметно-пространственной среды, осуществлении педагогического взаимодействия, а также разработке положений образовательной программы (части, формируемой участниками образовательных отношений).

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.