Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячом

298

Игры с мячом в детском саду – важнейшая составляющая полноценного детства. Однако в настоящее время дети все реже берут мяч на прогулку или на игровую площадку. Между тем переоценить значимость игр, упражнений с использованием такого спортивного инвентаря для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития дошкольника невозможно.

С.С. Прищепа, канд. пед. наук, доц. кафедры управления дошкольным образованием института педагогики и психологии образования МГПУ, научный руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы

Н.А. Атрощенко, старший воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы

О.А. Малыхина, инструктор по физической культуре дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы

Система дошкольного образования претерпевает существенные изменения, связанные с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования).

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования (образовательные области), в том числе физическое развитие.

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячомВ содержании данной образовательной области внимание акцентируется на приобретении дошкольником опыта выполнения упражнений, направленных на развитие координации движения, крупной и мелкой моторики рук. Для решения этих задач в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации особое внимание должно уделяться обучению воспитанников играм с мячиком в детском саду. Одним из первых основных движений у малыша, отмечает Э.Я. Степаненкова, являются схватывание, хватание, бросание, которые позднее перерастают в манипуляции с инвентарем: метание и ловлю. В круглом предмете малыш находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя как целого и замкнутого в себе единства. Именно шар является первым средством (даром), с помощью которого, по мнению Ф. Фребеля, устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

Значение игр с мячом в детском саду

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячом

Ряд великих ученых, педагогов прошлого века изучали роль и значение физических упражнений в жизни ребенка-дошкольника. Так, содержание, организация и методы обучения детей старшего дошкольного возраста бросанию, ловле, метанию были разработаны и обоснованы Е.Г. Леви-Гориневской, А.И. Быковой, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой. Методика и система обучения детей спортивным играм с мячом предложены Э.И. Адашкявичене. Результаты исследований* свидетельствуют о том, что движения и действия с инвентарем, выполняемые в баскетболе, футболе, волейболе, имеют много общих элементов, что позволяет их рассматривать как систему движений – «школу  мяча».

* Э.И. Адашкявичене, 1983; Г.Л. Драндров, 2004; М.Н. Чапурин, 2006. – Примеч. авт.

Упражнения оказывают большое влияние на психофизическое развитие дошкольников:

  • развивают ориентировку в пространстве;
  • регулируют силу и точность броска;
  • развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции, ритмичность, согласованность движений;
  • нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно и для малоподвижных, и для гипервозбудимых детей.

Эти упражнения развивают мелкие и крупные мышцы, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. При ловле и бросании ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

«Школа мяча» - игры в детском саду

В дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 2891 освоению детьми «школы мяча» отводится ведущее место в физкультурно-оздоровительной работе. С учетом этого к основным направлениям деятельности инструктора по обучению дошкольников действиям с мячом относятся:

  • сравнительная диагностика уровня освоения дошкольниками движений с инвентарем (на начало и конец учебного года);
  • планирование содержания работы с детьми и разработка тематической программы по разделу «школа мяча», технологическое обеспечение процесса обучения двигательным действиям в рамках физического воспитания детей дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды для самостоятельного выполнения воспитанниками двигательных действий;
  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • подготовка воспитанников к участию в районных и городских конкурсах.

* ГБОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 474» СВАО г. Москвы до объединения в образовательный комплекс. – Примеч. авт.

В начале учебного года инструктор по физической культуре проводит в каждой возрастной группе диагностику уровня двигательных умений и навыков с инвентарем, которая позволяет:

  • определить технику владения инвентарем;
  • подобрать индивидуальную нагрузку, физические упражнения;
  • развивать у детей интерес к физическим упражнениям;
  • определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия с воспитанниками и их родителями;
  • учесть недостатки в работе.

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячом

Так, результаты выполненной в ДОО диагностики свидетельствуют о том, что большинство воспитанников имеют низкий уровень двигательных умений. Исходя из этого планируется соответствующее содержание работы с детьми, разрабатывается тематическая программа по разделу «школа мяча» с опорой на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), дополнительную образовательную программу «Играйте на здоровье» (автор Л.Н. Волошина), методику обучения детей спортивным играм с круглым инвентарем, разработанную Э.И. Адашкявичене.

Обучение двигательным действиям с круглым инвентарем в рамках физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования в трех направлениях: в непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; во взаимодействии с семьями воспитанников.

Польза игр с мячом в детском саду

Формирование школы мяча подразумевает под собой процесс, направленный на овладение детьми знаниями о таком инвентаре, способами выполнения упражнений с ним и формирование двигательных действий в рамках физкультурных занятий.

Образовательные возможности занятий по физической культуре впервые обосновала М. Голощекина, которая и определила объем знаний для дошкольников. По ее мнению, развивающий эффект процесса обучения зависит от содержания предлагаемых дошкольникам знаний. Категория знаний по физической культуре и спорту, этапы освоения их детьми дошкольного возраста были определены Н. Полтавцевой.

Часто старшие дошкольники не знают названий упражнений, не могут рассказать о способе их выполнения, объяснить технику движения. Как отметила Н. Полтавцева, в первую очередь это связано с тем, что при реализации современных образовательных программ и технологий чаще всего дети обучаются двигательным действиям на основе показа, что приводит к механическому усвоению физических упражнений. При этом воспитанники не осознают значимости требований педагога, поэтому даже у старших дошкольников отсутствует стремление к точному соблюдению его указаний.

Инструктору по физической культуре и воспитателям следует уделять внимание формированию у воспитанников осознанного отношения к физическим упражнениям, не менее важно знакомить их:

  • с историей возникновения мяча на Руси («Из чего делали мяч в старину?», «В какие игры играли с ним?»);
  • назначением такого предмета: «Какой мячик?» (круглый, яркий, резиновый); «На что он похож ?» (на яблоко, арбуз…); «Как можно с ним играть?» (подбрасывать, ловить, отбивать, прокатывать и т. д.);
  • техникой и способами метания, бросания: «Как можно метать?» (вдаль, в цель), «Как можно метать в цель?» (от груди, от плеча, от головы и т. д.), «Как можно бросать мяч?» (сбоку, сверху, из-за головы), «Что нужно сделать, чтобы бросить мячик в корзину?» (приготовиться, бросить), «Что нужно для того, чтобы дальше бросить мяч?» (нужно правильно выполнить замах);
  • специальной терминологией: названиями упражнений (например, наклоны с мячом), основных движений (бросание, метание);
  • названиями подвижных игр и разновидностями спортивных игр («Какие подвижные игры с мячом ты знаешь?»; «Какие ты знаешь спортивные игры с мячиком?» (футбол, волейбол, теннис и т. д.).

Двигательные действия формируются у воспитанников инструктором по физической культуре на физкультурных занятиях разных видов. Так, в ДОО организуются традиционные занятия, в процессе которых дети обучаются технике движения с круглым объектом, тренировочные, игровые и сюжетные занятия, в ходе которых двигательные умения дошкольников закрепляются.

Выбор инвентаря для игр с мячом в детском саду

В работе с детьми младшего дошкольного возраста важно делать акцент на ознакомлении их с формой, объемом, свойствами резинового мячика, обучении игре с ним. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, малыш должен научиться брать, держать и переносить мячик двумя руками и одной рукой (большие предметы дошкольники берут и несут двумя руками, маленькие – одной). Воспитанники младшей группы учатся прокатывать и бросать инвентарь. Главное – обеспечить малышам возможность произвольно упражняться в действиях, для того чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать предмет, брать, класть, переносить).

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячомВ работе с детьми старшего дошкольного возраста обращается внимание на развитие координационных способностей, приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель дети старшего дошкольного возраста выполняют правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства.

На базе освоенных движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами. Упражнения с предметами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка накануне обучения в школе. Кроме того, игровые упражнения с мячиком развивают у дошкольников навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Эффективность игр с мячом в детском саду

Эффективность процесса обучения детей зависит от умения педагога регулировать физические нагрузки и применять педагогические методы и приемы. Традиционно различают следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования творчества.

Так, с целью обучения движению с круглым инвентарем в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста инструктор по физической культуре использует игровой метод (имитацию, подражание).

В работе со старшими дошкольниками применяются такие педагогические методы и приемы, как:

  • словесные методы: вопросы, объяснение, пояснение, команды, распоряжения, сигналы, словесная инструкция, считалки;
  • наглядные: схематическое изображение движения, упражнения;
  • практические, среди которых:
  • игровой, направленный на раскрепощение детей, развитие выразительности движения;
  • игровые задания, направленные на освоение общеразвивающих упражнений («Повтори-ка», «Придумай и назови фигуру» и т. д.);
  • соревновательный, направленный на закрепление и совершенствование двигательных действий;
  • метод творческих заданий, способствующий развитию двигательного творчества, воображения (например, придумать упражнение с инвентарем из определенного исходного положения, предложить новое правило в подвижной игре и т. д.);
  • метод проблемного обучения (игровое экспериментирование), способствующий развитию познавательной активности детей (например, какой предмет (резиновый или набивной, малого диаметра или большого) прокатиться дальше, если его бросить).

Закрепляются двигательные действия в процессе утренней гимнастики, подвижных и спортивных игр на прогулке, физкультурных досугов и спортивных праздников. В работе с младшими дошкольниками в ходе утренней гимнастики используются мячи большого диаметра для выполнения общеразвивающих упражнений, проводятся подвижные игры («Мяч в кругу», «Попади в воротики», «Подбрось повыше»).

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются комплекс утренней гимнастики в паре, подвижные игры («Шмель», «Мяч среднему»), спортивные игры для детей в детском саду (баскетбол, футбол), упражнения с элементами соревнований («Чей мячик быстрее», «Бросай мяч»).

В дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 289 на протяжении нескольких лет в рамках экспериментальной и инновационной работы апробируются современные технологии сотрудничества с семьей по проблеме психофизического благополучия ребенка в семье. Для этого практикуются разные формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячомС целью педагогического просвещения родителей в ДОО состоялся круглый стол на тему «Роль и значение мяча в психофизическом развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению», оформлен информационный буклет «Советы для родителей по развитию “школы мяча” в условиях семьи».

В рамках недели открытых дверей проводятся физкультурные занятия по теме «Школа мяча», на которых родители знакомятся с условиями физического воспитания в ДОО, узнают об уровне физической подготовленности своих детей.

С целью вовлечения родителей в совместную с дошкольником двигательно-игровую и творческую деятельность проводятся физкультурный досуг «Незнайка, мяч и дорожная азбука», конкурс семейных фотографий «О мяч, ты мир!». Так, образовательный проект «Каким был мяч?» предоставил воспитанникам совместно с родителями возможность узнать историю появления такого предмета. Совместными усилиями педагогов, родителей и детей был создан мини-музей «Мяч в жизни ребенка».

Самостоятельное выполнение игр с мячом в детском саду

Важную роль в повышении эффективности освоения физических упражнений играет спортивно-игровая предметно-развивающая среда для самостоятельного выполнения дошкольниками двигательных действий. Также необходимо учитывать психолого-педагогические, гигиенические требования, предъявляемые к мячам*, использовать в работе с воспитанниками инветарь разного диаметра, из разного материала (резиновые, кожаные, пластмассовые, из ткани), гладкие и шероховатые.

* Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – Примеч. авт.

Второй год дошкольное отделение ГБОУ СОШ № 289 является стажировочной площадкой в номинации «Здоровьеформирующие технологии в ДОО» г. Москвы. Накопленный опыт взаимодействия с семьями воспитанников транслируется педагогам в процессе их стажировки. В ходе разных методических мероприятий они повышают свое профессиональное мастерство, осваивают технику выполнения физических упражнений со спортивным инвентарем в детско-взрослой паре. В качестве примера в приложении представлен примерный комплекс упражнений, который был предложен педагогам в рамках мастер-класса – одной из форм стажировки.

Важным направлением деятельности инструктора по физической культуре является подготовка воспитанников к участию в районных и городских конкурсах. Так, о результатах спланированной и профессионально организованной деятельности педагога по обучению действиям с мячом можно судить по успехам дошкольников: первое место в спортивных соревнованиях «Школа мяча» среди ДОО СВАО г. Москвы (ноябрь, 2013), первое место в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья» (декабрь, 2013), первое место в спортивных соревнованиях «Веселые старты» среди ДОО СВАО г. Москвы (январь, 2014).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль