Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячом

427

Игры с мячом в детском саду – важнейшая составляющая полноценного детства. Однако в настоящее время дети все реже берут мяч на прогулку или на игровую площадку. Между тем переоценить значимость игр, упражнений с использованием такого спортивного инвентаря для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития дошкольника невозможно.

С.С. Прищепа, канд. пед. наук, доц. кафедры управления дошкольным образованием института педагогики и психологии образования МГПУ, научный руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы

Н.А. Атрощенко, старший воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы

О.А. Малыхина, инструктор по физической культуре дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 289 г. Москвы

Система дошкольного образования претерпевает существенные изменения, связанные с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования).

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования (образовательные области), в том числе физическое развитие.

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячомВ содержании данной образовательной области внимание акцентируется на приобретении дошкольником опыта выполнения упражнений, направленных на развитие координации движения, крупной и мелкой моторики рук. Для решения этих задач в процессе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации особое внимание должно уделяться обучению воспитанников играм с мячиком в детском саду. Одним из первых основных движений у малыша, отмечает Э.Я. Степаненкова, являются схватывание, хватание, бросание, которые позднее перерастают в манипуляции с инвентарем: метание и ловлю. В круглом предмете малыш находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя как целого и замкнутого в себе единства. Именно шар является первым средством (даром), с помощью которого, по мнению Ф. Фребеля, устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

Значение игр с мячом в детском саду

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячом

Ряд великих ученых, педагогов прошлого века изучали роль и значение физических упражнений в жизни ребенка-дошкольника. Так, содержание, организация и методы обучения детей старшего дошкольного возраста бросанию, ловле, метанию были разработаны и обоснованы Е.Г. Леви-Гориневской, А.И. Быковой, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой. Методика и система обучения детей спортивным играм с мячом предложены Э.И. Адашкявичене. Результаты исследований* свидетельствуют о том, что движения и действия с инвентарем, выполняемые в баскетболе, футболе, волейболе, имеют много общих элементов, что позволяет их рассматривать как систему движений – «школу  мяча».

* Э.И. Адашкявичене, 1983; Г.Л. Драндров, 2004; М.Н. Чапурин, 2006. – Примеч. авт.

Упражнения оказывают большое влияние на психофизическое развитие дошкольников:

  • развивают ориентировку в пространстве;
  • регулируют силу и точность броска;
  • развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции, ритмичность, согласованность движений;
  • нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно и для малоподвижных, и для гипервозбудимых детей.

Эти упражнения развивают мелкие и крупные мышцы, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. При ловле и бросании ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

«Школа мяча» - игры в детском саду

В дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 2891 освоению детьми «школы мяча» отводится ведущее место в физкультурно-оздоровительной работе. С учетом этого к основным направлениям деятельности инструктора по обучению дошкольников действиям с мячом относятся:

  • сравнительная диагностика уровня освоения дошкольниками движений с инвентарем (на начало и конец учебного года);
  • планирование содержания работы с детьми и разработка тематической программы по разделу «школа мяча», технологическое обеспечение процесса обучения двигательным действиям в рамках физического воспитания детей дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды для самостоятельного выполнения воспитанниками двигательных действий;
  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • подготовка воспитанников к участию в районных и городских конкурсах.

* ГБОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 474» СВАО г. Москвы до объединения в образовательный комплекс. – Примеч. авт.

В начале учебного года инструктор по физической культуре проводит в каждой возрастной группе диагностику уровня двигательных умений и навыков с инвентарем, которая позволяет:

  • определить технику владения инвентарем;
  • подобрать индивидуальную нагрузку, физические упражнения;
  • развивать у детей интерес к физическим упражнениям;
  • определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия с воспитанниками и их родителями;
  • учесть недостатки в работе.

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячом

Так, результаты выполненной в ДОО диагностики свидетельствуют о том, что большинство воспитанников имеют низкий уровень двигательных умений. Исходя из этого планируется соответствующее содержание работы с детьми, разрабатывается тематическая программа по разделу «школа мяча» с опорой на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), дополнительную образовательную программу «Играйте на здоровье» (автор Л.Н. Волошина), методику обучения детей спортивным играм с круглым инвентарем, разработанную Э.И. Адашкявичене.

Обучение двигательным действиям с круглым инвентарем в рамках физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования в трех направлениях: в непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; во взаимодействии с семьями воспитанников.

Польза игр с мячом в детском саду

Формирование школы мяча подразумевает под собой процесс, направленный на овладение детьми знаниями о таком инвентаре, способами выполнения упражнений с ним и формирование двигательных действий в рамках физкультурных занятий.

Образовательные возможности занятий по физической культуре впервые обосновала М. Голощекина, которая и определила объем знаний для дошкольников. По ее мнению, развивающий эффект процесса обучения зависит от содержания предлагаемых дошкольникам знаний. Категория знаний по физической культуре и спорту, этапы освоения их детьми дошкольного возраста были определены Н. Полтавцевой.

Часто старшие дошкольники не знают названий упражнений, не могут рассказать о способе их выполнения, объяснить технику движения. Как отметила Н. Полтавцева, в первую очередь это связано с тем, что при реализации современных образовательных программ и технологий чаще всего дети обучаются двигательным действиям на основе показа, что приводит к механическому усвоению физических упражнений. При этом воспитанники не осознают значимости требований педагога, поэтому даже у старших дошкольников отсутствует стремление к точному соблюдению его указаний.

Инструктору по физической культуре и воспитателям следует уделять внимание формированию у воспитанников осознанного отношения к физическим упражнениям, не менее важно знакомить их:

  • с историей возникновения мяча на Руси («Из чего делали мяч в старину?», «В какие игры играли с ним?»);
  • назначением такого предмета: «Какой мячик?» (круглый, яркий, резиновый); «На что он похож ?» (на яблоко, арбуз…); «Как можно с ним играть?» (подбрасывать, ловить, отбивать, прокатывать и т. д.);
  • техникой и способами метания, бросания: «Как можно метать?» (вдаль, в цель), «Как можно метать в цель?» (от груди, от плеча, от головы и т. д.), «Как можно бросать мяч?» (сбоку, сверху, из-за головы), «Что нужно сделать, чтобы бросить мячик в корзину?» (приготовиться, бросить), «Что нужно для того, чтобы дальше бросить мяч?» (нужно правильно выполнить замах);
  • специальной терминологией: названиями упражнений (например, наклоны с мячом), основных движений (бросание, метание);
  • названиями подвижных игр и разновидностями спортивных игр («Какие подвижные игры с мячом ты знаешь?»; «Какие ты знаешь спортивные игры с мячиком?» (футбол, волейбол, теннис и т. д.).

Двигательные действия формируются у воспитанников инструктором по физической культуре на физкультурных занятиях разных видов. Так, в ДОО организуются традиционные занятия, в процессе которых дети обучаются технике движения с круглым объектом, тренировочные, игровые и сюжетные занятия, в ходе которых двигательные умения дошкольников закрепляются.

Выбор инвентаря для игр с мячом в детском саду

В работе с детьми младшего дошкольного возраста важно делать акцент на ознакомлении их с формой, объемом, свойствами резинового мячика, обучении игре с ним. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, малыш должен научиться брать, держать и переносить мячик двумя руками и одной рукой (большие предметы дошкольники берут и несут двумя руками, маленькие – одной). Воспитанники младшей группы учатся прокатывать и бросать инвентарь. Главное – обеспечить малышам возможность произвольно упражняться в действиях, для того чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать предмет, брать, класть, переносить).

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячомВ работе с детьми старшего дошкольного возраста обращается внимание на развитие координационных способностей, приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель дети старшего дошкольного возраста выполняют правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства.

На базе освоенных движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами. Упражнения с предметами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка накануне обучения в школе. Кроме того, игровые упражнения с мячиком развивают у дошкольников навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Эффективность игр с мячом в детском саду

Эффективность процесса обучения детей зависит от умения педагога регулировать физические нагрузки и применять педагогические методы и приемы. Традиционно различают следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования творчества.

Так, с целью обучения движению с круглым инвентарем в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста инструктор по физической культуре использует игровой метод (имитацию, подражание).

В работе со старшими дошкольниками применяются такие педагогические методы и приемы, как:

  • словесные методы: вопросы, объяснение, пояснение, команды, распоряжения, сигналы, словесная инструкция, считалки;
  • наглядные: схематическое изображение движения, упражнения;
  • практические, среди которых:
  • игровой, направленный на раскрепощение детей, развитие выразительности движения;
  • игровые задания, направленные на освоение общеразвивающих упражнений («Повтори-ка», «Придумай и назови фигуру» и т. д.);
  • соревновательный, направленный на закрепление и совершенствование двигательных действий;
  • метод творческих заданий, способствующий развитию двигательного творчества, воображения (например, придумать упражнение с инвентарем из определенного исходного положения, предложить новое правило в подвижной игре и т. д.);
  • метод проблемного обучения (игровое экспериментирование), способствующий развитию познавательной активности детей (например, какой предмет (резиновый или набивной, малого диаметра или большого) прокатиться дальше, если его бросить).

Закрепляются двигательные действия в процессе утренней гимнастики, подвижных и спортивных игр на прогулке, физкультурных досугов и спортивных праздников. В работе с младшими дошкольниками в ходе утренней гимнастики используются мячи большого диаметра для выполнения общеразвивающих упражнений, проводятся подвижные игры («Мяч в кругу», «Попади в воротики», «Подбрось повыше»).

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются комплекс утренней гимнастики в паре, подвижные игры («Шмель», «Мяч среднему»), спортивные игры для детей в детском саду (баскетбол, футбол), упражнения с элементами соревнований («Чей мячик быстрее», «Бросай мяч»).

В дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 289 на протяжении нескольких лет в рамках экспериментальной и инновационной работы апробируются современные технологии сотрудничества с семьей по проблеме психофизического благополучия ребенка в семье. Для этого практикуются разные формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Обучение детей дошкольного возраста упражнениям с мячомС целью педагогического просвещения родителей в ДОО состоялся круглый стол на тему «Роль и значение мяча в психофизическом развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению», оформлен информационный буклет «Советы для родителей по развитию “школы мяча” в условиях семьи».

В рамках недели открытых дверей проводятся физкультурные занятия по теме «Школа мяча», на которых родители знакомятся с условиями физического воспитания в ДОО, узнают об уровне физической подготовленности своих детей.

С целью вовлечения родителей в совместную с дошкольником двигательно-игровую и творческую деятельность проводятся физкультурный досуг «Незнайка, мяч и дорожная азбука», конкурс семейных фотографий «О мяч, ты мир!». Так, образовательный проект «Каким был мяч?» предоставил воспитанникам совместно с родителями возможность узнать историю появления такого предмета. Совместными усилиями педагогов, родителей и детей был создан мини-музей «Мяч в жизни ребенка».

Самостоятельное выполнение игр с мячом в детском саду

Важную роль в повышении эффективности освоения физических упражнений играет спортивно-игровая предметно-развивающая среда для самостоятельного выполнения дошкольниками двигательных действий. Также необходимо учитывать психолого-педагогические, гигиенические требования, предъявляемые к мячам*, использовать в работе с воспитанниками инветарь разного диаметра, из разного материала (резиновые, кожаные, пластмассовые, из ткани), гладкие и шероховатые.

* Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – Примеч. авт.

Второй год дошкольное отделение ГБОУ СОШ № 289 является стажировочной площадкой в номинации «Здоровьеформирующие технологии в ДОО» г. Москвы. Накопленный опыт взаимодействия с семьями воспитанников транслируется педагогам в процессе их стажировки. В ходе разных методических мероприятий они повышают свое профессиональное мастерство, осваивают технику выполнения физических упражнений со спортивным инвентарем в детско-взрослой паре. В качестве примера в приложении представлен примерный комплекс упражнений, который был предложен педагогам в рамках мастер-класса – одной из форм стажировки.

Важным направлением деятельности инструктора по физической культуре является подготовка воспитанников к участию в районных и городских конкурсах. Так, о результатах спланированной и профессионально организованной деятельности педагога по обучению действиям с мячом можно судить по успехам дошкольников: первое место в спортивных соревнованиях «Школа мяча» среди ДОО СВАО г. Москвы (ноябрь, 2013), первое место в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья» (декабрь, 2013), первое место в спортивных соревнованиях «Веселые старты» среди ДОО СВАО г. Москвы (январь, 2014).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль