Взрослый подход к детскому спорту: спортивные игры для детей

310

Развитие физической культуры и спорта в дошкольных образовательных организациях является одним из основных направлений государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг., цель которого – увеличение числа детей в возрасте от пяти лет, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах для их оздоровления и развития в духе здорового образа жизни. О том, как правильно выбрать вид спорта и организовать занятия физической культурой в детском саду, какие выбрать спортивные игры для детей в детском саду, как организовывать спортивные прогулки и праздники рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета Марина Борисова.

Спортивные игры для детей в детском саду

Марина Михайловна, какими видами спорта можно заниматься детям дошкольного возраста?

М.Б.: Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям. В примерных образовательных программах дошкольного образования определен перечень игр с элементами спорта: городки, баскетбол, футбол, настольный теннис, которые проводятся по упрощенным правилам.

Как Вы относитесь к экстремальным видам спорта, таким как скалолазание, верховая езда, боевые единоборства? Уместны ли они в детском саду?

М.Б.: Многие дети восхищаются экстремальными видами спорта, но мало кто из родителей решается их в такой спорт отдать. В первую очередь из-за травмоопасности. Поэтому, несмотря на большую популярность, экстремальные виды спорта не практикуются в детских садах и школах. Сегодня ведется немало дискуссий о том, какие виды спорта можно назвать экстремальными. На мой взгляд, скалолазание, верховая езда и боевые единоборства не относятся к экстремальным видам спорта. Ведь они не только не опасны, но и полезны детям.

Выбираем спортивные игры для детей в детском саду

Как правильно выбрать вид спорта для дошкольника?

М.Б.: Выбирая спорт для ребенка, родителям необходимо ориентироваться на его возраст и медицинские показания. Так, например, детям с ослабленным иммунитетом, часто болеющим простудными заболеваниями, рекомендуется заниматься фигурным катанием, хоккеем, плаванием, горными лыжами, парусным спортом, греблей.

Для исправления осанки и укрепления опорно- двигательного аппарата ребенку нужно посещать занятия плаванием, волейболом, художественной гимнастикой или фигурным катанием, а также конноспортивную секцию.

При плоскостопии полезны художественная и спортивная гимнастика, хоккей. Всем детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата рекомендована верховая езда, поскольку она позволяет задействовать группы мышц, которые не используются при ходьбе. Вообще верховая езда – это замечательный вид спорта, так как имеет минимум противопоказаний (близорукость, аллергия на перхоть лошади) и при этом оказывает благоприятное воздействие на организм: нормализует деятельность нервной и пищеварительной систем, снижает судорожную готовность (особенность головного мозга реагировать судорогами на сильный раздражитель), уровень сахара в крови у диабетиков, помогает детям держать осанку, преодолевать страх.

Если у ребенка слабый вестибулярный аппарат, то ему также полезны фигурное катание, художественная гимнастика, горные лыжи и многие виды единоборств. Для укрепления нервной системы помимо горных лыж и верховой езды рекомендуются занятия детской йогой и плаванием. При астме детям противопоказаны многие виды спорта, особенно те, при которых возникает взаимодействие с причинным аллергеном.

 Однако им можно заниматься ушу или плаванием. Универсальные виды спорта, такие как плавание, прыжки в воду, легкая атлетика, безопасное фехтование (спочан), велоспорт, гребля, конькобежный спорт и катание на лыжах, отлично развивают дыхательную систему и полезны для сердца.

При выборе вида спорта необходимо также ориентироваться на темперамент и предпочтения ребенка. Ведь если он хотел плавать, а вы повели его на танцы, толку от таких занятий будет мало.

Безопасное фехтование как вид спортивной игры для детей в детском саду

Вы упомянули безопасное фехтование (спочан). Расскажите подробнее об этом виде спорта.

М.Б.: Сегодня на дополнительных занятиях с дошкольниками внедряются различные формы двигательной активности, которые привлекательны для детей и при этом способствуют сохранению их здоровья.

Одной из таких форм, применяемых в системе дополнительного образования, является безопасное фехтование или спочан. Этот вид восточных единоборств возник в Японии на основе самурайского поединка. Фехтование ведется на безопасных аналогах холодного оружия: коротких и длинных кинжалах, двуручных и парных мечах, шестах, алебардах и копьях. Спортивное оружие состоит из ударной части, в которую закачан воздух, и рукоятки.

Хотя сами мечи совершенно неопасны, дети занимаются в шлемах с маской, на одну руку надевается специальная защита.

 Спочан – единственный вид восточных единоборств, в котором с любого возраста и при любом уровне подготовки можно принимать участие в соревнованиях различного уровня – от районных турниров до чемпионата мира. Противопоказаниями к занятиям безопасным фехтованием являются: нарушения зрения, кожные заболевания, болезни суставов, врожденные и приобретенные пороки сердца, нестабильность шейных позвонков, хронические заболевания дыхательных путей.

Использование основных элементов спочана в работе с дошкольниками способствует привлечению их к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, что оказывает благоприятное влияние на процесс оздоровления и физического развития.

Совместно с российским отделением международной ассоциации спорта чанбара нами разработана программа по обучению дошкольников основным элементам безопасного фехтования.

Фитнес – спортивная игра для детей в детском саду

Сегодня в дошкольных образовательных организациях вводятся занятия детским фитнесом. В чем его отличие от взрослого фитнеса?

М.Б.: Появившись сравнительно недавно, детский фитнес уже стал очень популярным. Среди особенностей фитнес-технологий, разработанных для детей, стоит отметить их доступность, эффективность, эмоциональность, следование моде на те или иные виды двигательной активности. Содержание любого из направлений детского фитнеса основано на простых общеразвивающих упражнениях, для которых не требуется специального оборудования, за исключением упражнений на тренажерах, степах и фитболах.

Фитбол – это цветной гимнастический мяч. Занятия на нем способствуют развитию сноровки, координации и равновесия, создают хороший мышечный корсет и главное – формируют правильную осанку у детей.

Степ – это специальная платформа, регулирующаяся по высоте. Степ-аэробика также помогает формировать осанку, обучает детей умению ритмически согласованно выполнять простые движения, развивает эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние. Специалисты, наконец, осознали, что фитнес для детей имеет свои особенности и не копирует занятия для взрослых. Занятия детским фитнесом должны быть планомерными, чтобы обеспечивать целостность педагогического процесса, должны нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать детей, способствовать их оздоровлению. Всего этого невозможно добиться без научно обоснованной системы занятий и квалифицированных педагогов.

С чего нужно начинать, открывая в детском саду спортивную секцию?

М.Б.: При организации спортивной секции детскому саду следует руководствоваться законом об образовании, СанПиН, а также документами, регламентирующими организацию дополнительного образования: порядком организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, правилами оказания платных образовательных услуг, примерными требованиями к программам дополнительного образования.

Для успешного и безопасного обучения детей в спортивной секции прежде всего требуется наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности и дополнительного образования.

Чтобы решить, какую спортивную секцию открыть, нужно провести опрос родителей воспитанников (можно в форме анкетирования). Это позволит определить количество детей, которые будут посещать секцию, и их возрастную категорию.

Также для организации деятельности секции нужно разработать локальные акты: договор с инструктором по физической культуре или тренером, штатное расписание, должностные инструкции для персонала, сметы расходов на организацию занятий.

Затем руководитель детского сада издает приказ и утверждает положение об организации дополнительных образовательных услуг, заключает с родителями договоры на оказание дополнительных услуг. Кроме того, до начала занятий необходимо утвердить программу дополнительного образования, составить расписание занятий и, конечно же, создать соответствующие материально-технические условия.

Повышение квалификации – залог успеха для проведения спортивных игр для детей в детском саду

Марина Михайловна, Вы преподаете методику физического воспитания и ведете курсы повышения квалификации для инструкторов по физической культуре. Расскажите, с какими трудностями они сталкиваются в своей работе?

М.Б.: На мой взгляд, многие проблемы возникают потому, что специалисты по физической культуре недостаточно хорошо владеют нормативной правовой базой. А ведь им необходимо знать требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, государственные стандарты по эксплуатации спортивного оборудования, строительные нормы по открытым физкультурно-спортивным сооружениям, инструкции по охране труда и свои должностные инструкции, не говоря уже о законе об образовании, СанПиН и ФГОС. Трудности в организации физкультурных занятий связаны с тем, что сегодня многие дети дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, а инструкторам по физической культуре нужно рассчитывать нагрузку в соответствии с физической подготовленностью каждого ребенка.

Медицинские работники детских садов не всегда прописывают рекомендации по нормированию нагрузки на физкультурных занятиях в листках здоровья детей, поэтому инструкторы испытывают сложности с подбором упражнений. Кроме того, во многих дошкольных образовательных организациях не созданы условия для проведения занятий на воздухе: либо физкультурная площадка не соответствует техническим требованиям, либо на ней недостаточно спортивного оборудования. Это исключает возможность проведения третьего физкультурного занятия для детей.

Еще одна трудность, по моему мнению, состоит в том, что до сих пор не определен перечень требований к оформлению документации инструктора по физической культуре. По этой причине сложно составить циклограмму рабочего времени специалиста.

Каковы основные направления повышения квалификации инструкторов по физической культуре?

М.Б.: В институте дополнительного образования МГПУ мы обучаем инструкторов по физической культуре по двум направлениям: первое – организация работы по методике физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, второе – использование фитнес- технологий на физкультурных занятиях. В рамках первого направления мы рассказываем слушателям о том, как правильно организовать физическое воспитание дошкольников, обеспечить их безопасность во время физкультурно-оздоровительной работы, проводить профилактические мероприятия для детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья, и многом другом.

Инструкторы по физической культуре знакомятся с нормативными документами по физическому воспитанию детей как в дошкольном образовании, так и в рамках системы дополнительного образования; документами по обеспечению безопасности и организации контроля в системе физического воспитания дошкольников.

Целью второго направления является изучение слушателями теоретических основ детского фитнеса, обучение их умениям и навыкам, необходимым для применения фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Инструкторы по физической культуре изучают характеристику и классификации направлений фитнес-программ для дошкольников, специфические особенности занятий детским фитнесом, закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств детей.

Они учатся составлять программу по детскому фитнесу в рамках дополнительного образования, а также организовывать занятия по основным направлениям фитнес-программ с детьми дошкольного возраста: фитбол-гимнастике, степ-аэробике, ритмической гимнастике, образно-игровой гимнастике, детской и танцевальной аэробике, элементам восточных единоборств.

Как Вы считаете, возвращение норм ГТО скажется на требованиях к физической подготовленности дошкольников?

М.Б.: Нормативы физической подготовки ГТО разрабатывались не для дошкольников, однако они предусматривают выполнение заданий детьми с шести лет. Ребенок в этом возрасте может быть как учеником школы, так и воспитанником детского сада. В связи с этим нормативы ГТО распространяются на детей шести лет, посещающих среднюю общеобразовательную школу.

Будем надеяться, что введение норм ГТО мотивирует родителей активнее приобщать детей к занятиям в спортивных секциях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль