Современный руководитель дошкольного учреждения: какой он?

160

В детских садах редко можно встретить мужчин-воспитателей, а еще реже – мужчин-руководителей. О том, каким должен быть современный руководитель дошкольного учреждения, о трудностях работы с детьми-инвалидами рассказывает заведующий детским садом компенсирующего вида № 6 г. Салавата Республики Башкортостан Юлай Бикмухаметов.

Современный руководитель дошкольного учреждения: какой он?

Благая идея меняет мечты: от медицины до руководителя дошкольного учреждения

– Юлай Раисович, как Вы стали заведующим детским садом?

– Работа в сфере образования не была моей мечтой, я хотел посвятить себя медицине. После окончания медицинского училища я пошел учиться в Уральскую государственную академию физической культуры по специальности «Адаптивная физическая культура».

Окончив обучение, стал инструктором-методистом по лечебной физкультуре и массажу в центре реабилитации для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем на базе средней общеобразовательной школы № 15 г. Салавата. С тех пор вот уже более десяти лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2002 году я познакомился с замечательной женщиной, основателем и руководителем первого в городе детского сада компенсирующего вида Лидией Алексеевной Поздеевой. Помощь воспитанникам с диагнозом «детский церебральный паралич» и нарушениями опорно-двигательного аппарата для нее была делом всей жизни, она и меня увлекла идеей реабилитации таких детей.

После получения диплома по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» в Башкирском институте развития образования я с 2008 года руковожу детским садом компенсирующего вида № 6 г. Салавата.

Работа руководителя дошкольного учреждения с необычными детьми

– Что самое важное в воспитании и обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

– Цель нашей работы – воспитание ребенка-инвалида личностью, готовой к самостоятельной успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья год от года не уменьшается. Наш детский сад посещают 30 дошкольников, из которых 23 – дети-инвалиды. Все воспитанники имеют задержку моторного развития, поражение верхних и нижних конечностей, 10 детей не могут самостоятельно передвигаться. У всех малышей сада задержка речевого развития, а у 26 из них – психического.

Для коррекционно-реабилитационной работы с детьми, страдающими ДЦП, в нашем детском саду созданы специальные условия. Зал лечебной физкультуры оборудован мягкими модулями различных размеров и форм, матами и сухими бассейнами, сборными мягкими домиками, спортивными брусьями, тренажерами; в группах установлена детская игровая и мягкая модульная мебель, имеются ходунки и костыли различных видов; в туалетных комнатах предусмотрены специальные подставки для раковин и унитазов.

Однако одним из наиболее важных условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья я считаю необходимость принятия их обществом. Выполнение этого условия, наверное, самое сложное в нашей работе.

Уникальные проекты руководителя дошкольного учреждения для детей-инвалидов

– Какие проекты реализуются в вашем детском саду для детей-инвалидов, какие методики применяются?

– Я убежден, что нельзя заставить педагога творчески относиться к делу. Он должен испытывать потребность в поиске новых идей. К счастью, наш коллектив состоит именно из таких педагогов.

Так, музыкальный руководитель нашего детского сада ведет проект «Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». С помощью музыкотерапии можно успокоить или настроить, активизировать, заинтересовать ребенка, установить контакт между ним и взрослым. Этот метод помогает развить коммуникативные и творческие навыки воспитанника, занять его увлекательным делом: музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку.

Учитель-дефектолог применяет в коррекционной работе мультимедийные презентации, которые позволяют расширить и конкретизировать представление об окружающем мире у детей, лишенных возможности свободно перемещаться в пространстве. Их впечатления становятся более яркими и запоминающимися, появляется мотивация к обучению, что способствует повышению эффективности коррекционного процесса.

Работая инструктором-методистом по лечебной физкультуре, я предложил методику для работы с детьми в возрасте от двух до семи лет, имеющими диагноз «детский церебральный паралич». Она помогает оценить, насколько успешно наши воспитанники выполняют физические упражнения. Отмечу, что нормативов у нас нет, потому что подход к оценка каждого ребенка сугубо индивидуален.

Кроме того, в нашем детском саду организована творческая группа «Взаимодействие специалистов образовательных учреждений в коррекционной работе». Группа объединила учителей-логопедов, учителей-дефектологов нескольких детских садов и школ. Благодаря такой форме работы педагоги могут обсуждать свои творческие идеи и защищать их перед коллегами.

– Как Вы относитесь к новому закону об образовании?

– Как руководитель образовательного учреждения я, конечно, рад, что принят новый закон об образовании. Этот документ охватывает все аспекты образовательной системы, регулирует как управленческие и финансово-экономические отношения, так и содержание образования, подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

С радостью отмечу, что наконец-то дошкольное образование признано одним из уровней общего образования. В связи с этим жду положительных изменений в системе дошкольного образования.

Харизматический руководитель дошкольного учреждения

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать заведующий детским садом?

– Заведующий детским садом, как и директор школы, – это публичный человек, к его личным качествам предъявляются высокие требования. Думаю, что в первую очередь он должен быть харизматической личностью с большой буквы, примером для коллег. Очень часто именно от качеств руководителя зависит работоспособность подчиненных, а соответственно и успех дела.

Сегодня к профессиональной компетенции заведующего детским садом предъявляются серьезные требования. Современный руководитель должен знать законодательство, экономику и финансы, психологию малых групп, менеджмент качества. Он должен уметь работать с бюджетом, привлекать дополнительные средства.

– Легко ли управлять женским коллективом?

– На мой взгляд, не важно, женский коллектив или мужской. Как говорила главная героиня фильма «Москва слезам не верит»: «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения». Но, безусловно, всегда нужно помнить о том, что твои коллеги – женщины.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль