Современный руководитель дошкольного учреждения: какой он?

224

В детских садах редко можно встретить мужчин-воспитателей, а еще реже – мужчин-руководителей. О том, каким должен быть современный руководитель дошкольного учреждения, о трудностях работы с детьми-инвалидами рассказывает заведующий детским садом компенсирующего вида № 6 г. Салавата Республики Башкортостан Юлай Бикмухаметов.

Современный руководитель дошкольного учреждения: какой он?

Благая идея меняет мечты: от медицины до руководителя дошкольного учреждения

– Юлай Раисович, как Вы стали заведующим детским садом?

– Работа в сфере образования не была моей мечтой, я хотел посвятить себя медицине. После окончания медицинского училища я пошел учиться в Уральскую государственную академию физической культуры по специальности «Адаптивная физическая культура».

Окончив обучение, стал инструктором-методистом по лечебной физкультуре и массажу в центре реабилитации для детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем на базе средней общеобразовательной школы № 15 г. Салавата. С тех пор вот уже более десяти лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2002 году я познакомился с замечательной женщиной, основателем и руководителем первого в городе детского сада компенсирующего вида Лидией Алексеевной Поздеевой. Помощь воспитанникам с диагнозом «детский церебральный паралич» и нарушениями опорно-двигательного аппарата для нее была делом всей жизни, она и меня увлекла идеей реабилитации таких детей.

После получения диплома по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» в Башкирском институте развития образования я с 2008 года руковожу детским садом компенсирующего вида № 6 г. Салавата.

Работа руководителя дошкольного учреждения с необычными детьми

– Что самое важное в воспитании и обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

– Цель нашей работы – воспитание ребенка-инвалида личностью, готовой к самостоятельной успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья год от года не уменьшается. Наш детский сад посещают 30 дошкольников, из которых 23 – дети-инвалиды. Все воспитанники имеют задержку моторного развития, поражение верхних и нижних конечностей, 10 детей не могут самостоятельно передвигаться. У всех малышей сада задержка речевого развития, а у 26 из них – психического.

Для коррекционно-реабилитационной работы с детьми, страдающими ДЦП, в нашем детском саду созданы специальные условия. Зал лечебной физкультуры оборудован мягкими модулями различных размеров и форм, матами и сухими бассейнами, сборными мягкими домиками, спортивными брусьями, тренажерами; в группах установлена детская игровая и мягкая модульная мебель, имеются ходунки и костыли различных видов; в туалетных комнатах предусмотрены специальные подставки для раковин и унитазов.

Однако одним из наиболее важных условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья я считаю необходимость принятия их обществом. Выполнение этого условия, наверное, самое сложное в нашей работе.

Уникальные проекты руководителя дошкольного учреждения для детей-инвалидов

– Какие проекты реализуются в вашем детском саду для детей-инвалидов, какие методики применяются?

– Я убежден, что нельзя заставить педагога творчески относиться к делу. Он должен испытывать потребность в поиске новых идей. К счастью, наш коллектив состоит именно из таких педагогов.

Так, музыкальный руководитель нашего детского сада ведет проект «Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». С помощью музыкотерапии можно успокоить или настроить, активизировать, заинтересовать ребенка, установить контакт между ним и взрослым. Этот метод помогает развить коммуникативные и творческие навыки воспитанника, занять его увлекательным делом: музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку.

Учитель-дефектолог применяет в коррекционной работе мультимедийные презентации, которые позволяют расширить и конкретизировать представление об окружающем мире у детей, лишенных возможности свободно перемещаться в пространстве. Их впечатления становятся более яркими и запоминающимися, появляется мотивация к обучению, что способствует повышению эффективности коррекционного процесса.

Работая инструктором-методистом по лечебной физкультуре, я предложил методику для работы с детьми в возрасте от двух до семи лет, имеющими диагноз «детский церебральный паралич». Она помогает оценить, насколько успешно наши воспитанники выполняют физические упражнения. Отмечу, что нормативов у нас нет, потому что подход к оценка каждого ребенка сугубо индивидуален.

Кроме того, в нашем детском саду организована творческая группа «Взаимодействие специалистов образовательных учреждений в коррекционной работе». Группа объединила учителей-логопедов, учителей-дефектологов нескольких детских садов и школ. Благодаря такой форме работы педагоги могут обсуждать свои творческие идеи и защищать их перед коллегами.

– Как Вы относитесь к новому закону об образовании?

– Как руководитель образовательного учреждения я, конечно, рад, что принят новый закон об образовании. Этот документ охватывает все аспекты образовательной системы, регулирует как управленческие и финансово-экономические отношения, так и содержание образования, подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

С радостью отмечу, что наконец-то дошкольное образование признано одним из уровней общего образования. В связи с этим жду положительных изменений в системе дошкольного образования.

Харизматический руководитель дошкольного учреждения

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать заведующий детским садом?

– Заведующий детским садом, как и директор школы, – это публичный человек, к его личным качествам предъявляются высокие требования. Думаю, что в первую очередь он должен быть харизматической личностью с большой буквы, примером для коллег. Очень часто именно от качеств руководителя зависит работоспособность подчиненных, а соответственно и успех дела.

Сегодня к профессиональной компетенции заведующего детским садом предъявляются серьезные требования. Современный руководитель должен знать законодательство, экономику и финансы, психологию малых групп, менеджмент качества. Он должен уметь работать с бюджетом, привлекать дополнительные средства.

– Легко ли управлять женским коллективом?

– На мой взгляд, не важно, женский коллектив или мужской. Как говорила главная героиня фильма «Москва слезам не верит»: «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения». Но, безусловно, всегда нужно помнить о том, что твои коллеги – женщины.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль