Коммуникативная игра с детьми: «Карусель детских вопросов»

256

Е.Н. Морсакова, старший воспитатель структурного подразделения № 2 дошкольного отделения ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1262 имени А.Н. Островского г. Москвы

Е.Л. Цветова, воспитатель структурного подразделения № 2 дошкольного отделения ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1262 имени А.Н. Островского г. Москвы

Умение задавать вопросы – одно из базовых умений, которое помогает в решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми. Развитию этого умения следует уделять особое внимание уже в дошкольном возрасте, когда дети активно познают окружающий мир, осваивают способы получения информации, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Коммуникативная игра детей дошкольного возраста, наполненная новым и интересным содержанием, поможет научить детей четко и правильно формулировать свои мысли, развить способность слушать и слышать собеседника, развивать коммуникативную культуру, ввиду чего использование таких игр предусмотрено даже ФГОС ДО.

Коммуникативные игры детей дошкольного возраста – одно из требований ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), к целевым ориентирам на этапе завершения ребенком дошкольного образования относятся любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям, начальные знания о себе, природном и социальном мире, в котором он живет, знание произведений детской литературы, элементарные представления в области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способность к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности и др. На достижение указанных целевых ориентиров должна быть направлена работа педагогов с воспитанниками при подготовке их к переходу на следующий уровень образования – обучение в школе.

При этом важно помнить основные принципы ФГОС дошкольного образования, а именно: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности с целью амплификации (обогащения) детского развития, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и др.взрослых и детей в процессе их развития и взаимодействия с окружающим миром должно обеспечиваться преимущественно в ходе ведущей детской деятельности – игры. Именно в игре проявляются инициативность и самостоятельность дошкольников, формируется уверенность в себе, открытость внешнему миру, чувство собственного достоинства, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам в условных (игровых) и реальных ситуациях. Каждый ребенок по своей природе любопытен и любознателен. Исследуя окружающий мир, он задает интересующие его вопросы.

При этом вопросы, которые задавали своим родителям маленькие почемучки, в старшем дошкольном возрасте становятся более осознанными, конкретными, но количество их не уменьшается. В этот период педагогам важно поддержать и развить познавательную инициативу и социальную активность детей. С целью развития игровой деятельности и активизации коммуникативных навыков воспитанников педагогами структурного подразделения № 2 дошкольного отделения ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1262 имени А.Н. Островского г. Москвы была придумана коммуникативная, сюжетно-ролевая игра «Карусель детских вопросов», аналог телепередачи «Сто вопросов к взрослому». Дети старшего дошкольного возраста, имеющие определенный социальный опыт, в какой-то момент начинают задумываться о том, кем станут, когда вырастут. И у них возникает множество вопросов. В процессе реализации детско-родительского проекта «Кем быть?» у педагогов родилась идея – ознакомить воспитанников с профессиями родителей, которые, в свою очередь, выразили готовность поддержать эту инициативу. Второй целью игры стало формирование у дошкольников представлений о временной перспективе личности, об изменении социальной позиции человека по мере взросления.

Задачи коммуникативной игры с детьми «Карусель детских вопросов»

На основе вышеописанных целей были сформулированы следующие задачи:

  • развитие свободного общения детей со сверстниками и взрослыми;
  •  формирование умения формулировать и зад вать вопросы;
  •  углубление представлений воспитанников о себе в прошлом (был маленьким), настоящем (расту) и будущем (буду взрослым) (в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
  •  воспитание информационной культуры. Роли детей в игре «Карусель детских вопросов» – журналисты, которые задают вопросы взрослому о его профессии, о пути, который пришлось пройти, чтобы овладеть ею. Игра проводилась в несколько этапов: «Придумываем вопросы для взрослых», «Первое интервью», «Берем интервью у родителей» и «Свободный микрофон». Остановимся подробнее на каждом из этапов.

Этапы коммуникативной игры детей дошкольного возраста «Карусель детских вопросов»

Коммуникативная игра с детьми: «Карусель детских вопросов»Так, на этапе «Придумываем вопросы для взрослых» воспитатель предложил детям ответить на вопросы «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?». В ответ дошкольники называли множество профессий, после чего следовал диалог:

Воспитатель: Вы назвали так много профессий! Где мы можем узнать о них подробнее?

Дети: в Интернете!
Воспитатель: Современный ответ. А если Интернета нет?

Дети: Прочтитать в книге.

Воспитатель: Отлично! Но ведь вы еще не умеете читать! Как быть?

Дети: Можно попросить родителей, и они нам прочитают.

Воспитатель: Можно. Но ведь ваши родители каждый день ходят на работу. У каждого из них своя профессия. Вам интересно узнать, кем они работают? Как об этом узнать?

Дети: Надо у них спросить.

Воспитатель: Я предлагаю вам взять у них интервью. Это разговор между людьми, когда один задает вопросы собеседнику и получает на них ответы. Подумайте, о чем вам хотелось бы спросить родителей? Давайте придумаем вопросы, я буду их записывать.

Воспитанники предлагали следующие вопросы: «Кем ты работаешь? Тебе нравится твоя работа? У тебя строгий начальник? С каким настроением ты ходишь на работу? Почему ты выбрал эту профессию? Что ты делаешь на работе? А люди у тебя на работе хорошие?» и т. д. После этого детям предстояло взять первое пробное интервью.

«Первое интервью» – второй этап игры. Воспитанники выступали в роли журналистов конкретных СМИ. С помощью педагога они выбрали, какие известные телеканалы и печатные издания им хотелось бы представлять. Затем было принято общее решение: первое интервью взять у старшего воспитателя ДОО. Взрослый, включенный в эту игру, с удовольствием ответил на следующие вопросы воспитанников: «Где вы учились своей профессии? Кем хотели быть, когда были маленькими? А кем вас хотели видеть ваши родители?» и т. д.

На следующем этапе – «Берем интервью у родителей» – апробированные в первом интервью вопросы были адресованы мамам, папам и переданы в семьи в письменной форме. Взятые интервью были оформлены в альбомы. В течение учебного года дошкольники приносили и презентовали их в группе. По инициативе детей и воспитателя каждая презентация проходила в формате интервью. В результате воспитанники познакомились с такими профессиями, как учитель, редактор журнала, писатель, ученый, финансист, менеджер по персоналу, менеджер отдела доставки, инженер пожарной лаборатории, инженер-железнодорожник, инженер компании грузовых перевозок, инструктор по парапланеризму, радиоведущий. Интервью были представлены не только в форме альбомов. По инициативе родителей было записано домашнее видеоинтервью, состоялся также телемост с ведущим одной из известных радиостанций.

Итоговый этап – «Свободный микрофон». Организованная в рамках игры площадка «Свободный микрофон» предоставила и взрослым, и детям возможность общения в неформальной обстановке на тему «Кем быть?».

Развитие сюжета коммуникативной игры с детьми «Карусель детских вопросов»

Коммуникативная игра с детьми: «Карусель детских вопросов»Предложенный сюжет игры «Карусель детских вопросов» получил логическое продолжение по инициативе воспитанников, которые решили попробовать свои силы в организации видеорепортажа. Социальным заказом заведующего ДОО, адресованным детско-взрослому коллективу подготовительной группы, стала подготовка юбилейного видеорепортажа к 30-летию открытия детского сада.

 Выбор темы, составление сценарного плана, подбор участников (режиссер, корреспонденты, интервьюируемые, оператор), определение места съемки – новые актуальные направления развития сюжета игры «Карусель детских вопросов». Воображаемая игровая ситуация стала реальной, дети и взрослые включились в нее на равных, выстраивая партнерские отношения ради общего результата. Премьерный показ видеоролика состоялся 27 сентября в День воспитателя и всех дошкольных работников, который совпал с юбилейными торжествами. Видеорепортаж удостоился высокой оценки всех, кто принимал участие в работе над сюжетом, в том числе опосредованно. Но и на этом игра не закончилась, а продолжилась в новом качестве. Темы Игр XXII Олимпиады в Москве (1980 г.) и XXII Олимпийских зимних игр в Сочи (2014 г.) – новое содержание, которое органично вписалось в зарекомендовавшую себя форму – игру «Карусель детских вопросов».

Подводя итоги, можно сделать вывод, что игровой проект «Карусель детских вопросов» – вид деятельности, в котором все участники образовательных отношений находятся в едином познавательно-эмоциональном пространстве, организованном на условиях сотворчества. Несомненно, жизненная позиция окружающих детей взрослых, позитивное отношение педагогов и родителей к происходящему, их открытость миру стимулируют развитие познавательных и коммуникативных способностей детей.

Игра с продолжением – это самостоятельная и свободная детская деятельность, которая предполагает создание воображаемой ситуации, одновременное существование ребенка в реальном и формируемом с его участием пространстве. Отношения в социуме регламентированы общепринятыми нормами, и ребенок, проживая их в игре, пропуская через себя, адаптируется к установленным правилам и следует им в повседневной жизни. Можно с уверенностью сказать, что чем больше дошкольнику предоставляется возможностей для самовыражения, проявления своей индивидуальности, тем успешнее он будет во взрослой жизни.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль