Организация и проведение Пушкинского бала в детском саду

259

Ежегодно Россия отмечает празднование дня рождения А.С. Пушкина – великого русского поэта. Его сказки и стихи вырастили и пробудили интерес к чтению у множества поколений и сегодня вокруг его трудов строятся все рабочие программы школ по литературе. Его творчество является достоянием всего мира. Перенестись во времена Пушкина, ближе познакомиться с героями его произведений поможет проведение соответствующих тематических мероприятий в детском саду. Пушкинский бал – это место, где кружат голову роскошные платья дам, лоск галантных кавалеров и звучит волшебная музыка…

Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный 
Теплом душистых опахал…

А.С. Пушкин

Организация и проведение Пушкинского бала в детском саду

Тематические мероприятия в детском саду помогут ознакомить детей с классикой

Чтение художественной литературы способствует формированию у детей целостной картины мира, интеллектуальных и личностных качеств, развитию художественно-творческих способностей. Бесценным богатством является наше русское литературное наследие. По словам В. Корнилова, «…в русской поэзии запечателен не только наш язык, но и наша история, наша культура, особенность и неповторимость России».

Давно известно, что отточенный язык А.С. Пушкина – лучшее средство для работы над риторикой и культурой речи детей. Мир, который открывается для них со страниц литературных произведений великого поэта, развивает воображение и интеллект, погружает в атмосферу творчества, способствует решению задач музыкального воспитания, побуждает за думаться над нравственным смыслом тех или иных поступков и решений любимых персонажей, вдохновляет детей на самостоятельную деятельность, способствует раскрытию актерского потенциала ребенка. Сегодня поэзия А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения.

Знакомство с произведениями великого поэта начинается в самом раннем возрасте. Благодаря легкости стиха, яркой и понятной образности его творчество доступно дошкольникам.

Пушкинские сказки и стихи приобщают маленького читателя к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
К сожалению, образы классической русской поэзии, литературный язык сегодня мало окружают современных детей. Для решения этой проблемы педагоги структурного подразделения дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1173 реализовали идею проведения Пушкинского бала (проект «О, вы, поэзии прелестной благословенные мечты!», посвященный творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина) для воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей. В рамках подготовки к тематическому мероприятию в детском саду дошкольники читают произведения А.С. Пушкина и других писателей того времени о том, как проходили балы, учатся танцевать (вальс, польку, полонез), приглашать на танец, поддерживать разговор, держаться в обществе и т. д.

Цели проведения Пушкинского бала в ДОУ

Основные цели проекта:

  • воспитание у детей чувства гордости за свою страну, народ, создавший великую культуру;
  • расширение кругозора дошкольников, осознанное знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала;
  •  создание необычной атмосферы, в которой каждый участник является и актером, и зрителем одновременно;
  •  эстетическое воздействие на эмоции дошкольников посредством использования разных видов искусства; развитие речи и творческих способностей посредством участия в танцах, театральных постановках.

Исходя из целей, были сформулированы задачи для всех участников проекта:

  • для педагогов:

– оформление книжной выставки по сказкам А.С. Пушкина;
– выставки детско-родительских рисунков на темы «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина»;
– проведение тематических занятий и бесед с детьми;
– экскурсии в библиотеку;
– литературной викторины по произведениям А.С. Пушкина;
– формирование у дошкольников интереса к проектной деятельности;

  • для детей:

– знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
– классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
– обогащение, расширение и активизация словарного запаса;
– воспитание культуры речи;
– развитие коммуникабельности, умений общаться со взрослыми в разных ситуациях, применять знания в беседе, формулировать связные высказывания, рассуждать;
– накопление эстетического опыта в процессе чтения и обсуждения литературных произведений;
– развитие образного мышления, фантазии, творческих способностей;
– умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
– формирование навыков сотрудничества;
– воспитание чувств дружбы и коллективизма;

  • для родителей:

– создание условий для активного участия родителей в жизни детей в ДОО, формирование предметно-развивающей среды для совместного творчества;
– создание благоприятных условий для развития дошкольников в семье;
– развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
– формирование интереса и желания участвовать в организации и проведении тематических мероприятий в детском саду.

Пушкинский бал в детском саду организуется ежегодно, на протяжении пяти лет. Подготовка к каждому из тематических мероприятий в детском саду осуществляется поэтапно и занимает шесть месяцев. Для обеспечения эффективности работы совместно с родителями подготовительных групп создается творческая группа, которая оказывает помощь в подборе и подготовке материалов.
На основе накопленного опыта педагогами ДОО был разработан алгоритм планирования и организации Пушкинского бала, который предусматривает четыре этапа.

Этапы проведения Пушкинского бала в ДОУ

Организация и проведение Пушкинского бала в детском саду

Целью первого, подготовительного, этапа является формирование устойчивого интереса к предлагаемой тематике. Творческая группа проводит опрос среди родителей и детей о том, какие книги они читают дома, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С. Пушкина.

Так, опрос родителей показал, что 80% семей читают книги, и у них есть детская библиотека. Особой популярностью у детей пользуются сказки русского поэта. Также на данном этапе организуется круглый стол, в ходе которого педагоги совместно с родителями обсуждают тему предстоящего проекта с учетом задач основной образовательной программы дошкольного образования, по которой работает ДОО, и интересов детей, определяют продолжительность проекта, необходимые для его реализации средства, перечень методической, художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала.

На втором, организационном, этапе планируется предстоящая деятельность, начинается разработка сценария Пушкинского бала на основе принципа интеграции разных видов детской деятельности. В рамках воспитательно-образовательной работы педагоги организуют с детьми увлекательное путешествие по страницам творчества великого поэта. Каждый месяц в подготовительных группах проходит под своим названием.

Так, в октябре под лозунгом «Здравствуй, Пушкин!» педагоги знакомили воспитанников с жизнью и творчеством поэта, его семьей. Дошкольники с интересом слушали о дружбе Александра Пушкина с сестрой, о его любви к бабушке Марье Алексеевне и няне Арине Родионовне. Воодушевившись этой темой, родители организовали с детьми экскурсию в Псков по пушкинским местам, провели презентацию «Мода пушкинских времен». По итогам месяца педагоги и дети оформили творческие папки.

Целями работы в ноябре, который проходил под лозунгом «Волшебные сказки А.С. Пушкина», стали развитие у дошкольников читательского интереса, умения оценивать поступки героев произведений, активизация разговорной речи, пробуждение желания прочитать сказки дома с родителями еще раз и обсудить их.

В этом месяце были организованы:

  • цикл познавательных занятий на тему «Пушкин с нами» по сказкам поэта в детской районной библиотеке;
  • постоянно действующая выставка книг детской художественной литературы по творчеству А.С. Пушкина, которыми могли воспользоваться педагоги, воспитанники и их родители;
  • мультсалон «Сказки А.С. Пушкина» (показ мульти пликационных фильмов «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотой рыбке» и т. д.);
  • мультимедийная презентация на тему «Художники- иллюстраторы пушкинских сказок» (знакомство воспитанников с жизнью и творчеством Т.А. Мавриной, М.А. Врубеля, И.Я. Билибина);
  • конкурс детских рисунков по мотивам сказок А.С. Пушкина;
  • интервьюирование детей «Что бы ты попросил у золотой рыбки?»;
  • литературная викторина «Знаем ли мы сказки А.С. Пушкина?»;
  • игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.

Итогом работы стало создание мини-музея «Герои волшебных сказок», экспонаты для которого были сделаны совместно педагогами, воспитанниками и родителями в разных техниках («Кот ученый», «Лебедь» (оригами), «Белка» (работа с тка- нью), «Ступа с Бабою Ягой» (нетрадиционная техника рисования), «Богатыри» (работа с тканью, бумагой) и т. д.).

Мероприятия в декабре под названием «Времена года» предусматривали знакомство детей с лучшими образцами русской поэзии и пробуждение интереса к стихам, приобщение к поэтической образности. Воспитанники разучивали стихотворения А.С. Пушкина о каждом времени года и в рисунках отражали их содержание («Осенний лес», «Зимнее утро…», «Вот Север тучи нагоняя…» и т. д.), совместно с родителями составляли словарь «красивых слов», услышанных в произведениях, и картотеки стихов поэта. В конце месяца состоялся конкурс чтецов, на котором дошкольники читали наизусть стихотворения А.С. Пушкина.

Январь получил название «Музыкальная гостиная». Музыкальным руководителем были организованы встречи, на которых дети и родители слушали лучшие произведения русских композиторов, написанные на произведения А.С. Пушкина, демонстрировали свои умения и творческие способности: пели русские народные песни, играли на музыкальных инструментах, в игры-импровизации, разучивали танцы пушкинской эпохи (вальс, полонез, мазурку и др.).

Третий, заключительный, этап подготовки к проведению Пушкинского бала предусматривает доработку сценария тематического мероприятия в детском саду, постановку и совершенствование музыкальных и танцевальных номеров с участием детей, родителей и педагогов, изготовление костюмов и декораций для театрализованного представления (бала).
Итогом всей работы является презентация Пушкинского бала. На тематическое мероприятие в детском саду, которое состоит из двух частей, приглашаются гости: родители, воспитатели и дети других групп. Первую часть бала открывает Кот Ученый, с которым воспитанники путешествуют по сказкам А.С. Пушкина. Вторая часть – это традиционный вернисаж картин на темы «Времена года», «Сказки Пушкина».

Все активно участвуют в этом действе: читают стихи, танцуют. Девочки в пышных бальных платьях, с красивыми прическами, веерами, мальчики в черных костюмах, белых рубашках с бабочкой или жабо. Музыка, восторженные лица, вернисаж и сама атмосфера бала – все это представляет собой грандиозное по красоте и содержанию зрелище, которое не оставляет равнодушным никого.

В качестве примера в приложении представлен сценарий бала «О, вы, поэзии прелестной благословенные мечты!», посвященного творчеству А.С. Пушкина. Данный проект был представлен на городской творческой мастерской музыкальных руководителей и старших воспитателей и получил заслуженное признание.

Пушкинский бал стал традицией в ДОО. Из года в год воспитанники подготовительных групп и их родители проходят этот путь и не перестают обращаться к литературным шедеврам великого поэта, чье творчество вдохновляет на создание новых культурных шедевров писателей, художников, композиторов. Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию взаимодействия семей воспитанников и педагогического коллектива, а также подвигает участников образовательных отношений к новым творческим проектам и открытиям.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль