Организация и проведение Пушкинского бала в детском саду

377

Ежегодно Россия отмечает празднование дня рождения А.С. Пушкина – великого русского поэта. Его сказки и стихи вырастили и пробудили интерес к чтению у множества поколений и сегодня вокруг его трудов строятся все рабочие программы школ по литературе. Его творчество является достоянием всего мира. Перенестись во времена Пушкина, ближе познакомиться с героями его произведений поможет проведение соответствующих тематических мероприятий в детском саду. Пушкинский бал – это место, где кружат голову роскошные платья дам, лоск галантных кавалеров и звучит волшебная музыка…

Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный 
Теплом душистых опахал…

А.С. Пушкин

Организация и проведение Пушкинского бала в детском саду

Тематические мероприятия в детском саду помогут ознакомить детей с классикой

Чтение художественной литературы способствует формированию у детей целостной картины мира, интеллектуальных и личностных качеств, развитию художественно-творческих способностей. Бесценным богатством является наше русское литературное наследие. По словам В. Корнилова, «…в русской поэзии запечателен не только наш язык, но и наша история, наша культура, особенность и неповторимость России».

Давно известно, что отточенный язык А.С. Пушкина – лучшее средство для работы над риторикой и культурой речи детей. Мир, который открывается для них со страниц литературных произведений великого поэта, развивает воображение и интеллект, погружает в атмосферу творчества, способствует решению задач музыкального воспитания, побуждает за думаться над нравственным смыслом тех или иных поступков и решений любимых персонажей, вдохновляет детей на самостоятельную деятельность, способствует раскрытию актерского потенциала ребенка. Сегодня поэзия А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения.

Знакомство с произведениями великого поэта начинается в самом раннем возрасте. Благодаря легкости стиха, яркой и понятной образности его творчество доступно дошкольникам.

Пушкинские сказки и стихи приобщают маленького читателя к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
К сожалению, образы классической русской поэзии, литературный язык сегодня мало окружают современных детей. Для решения этой проблемы педагоги структурного подразделения дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1173 реализовали идею проведения Пушкинского бала (проект «О, вы, поэзии прелестной благословенные мечты!», посвященный творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина) для воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей. В рамках подготовки к тематическому мероприятию в детском саду дошкольники читают произведения А.С. Пушкина и других писателей того времени о том, как проходили балы, учатся танцевать (вальс, польку, полонез), приглашать на танец, поддерживать разговор, держаться в обществе и т. д.

Цели проведения Пушкинского бала в ДОУ

Основные цели проекта:

  • воспитание у детей чувства гордости за свою страну, народ, создавший великую культуру;
  • расширение кругозора дошкольников, осознанное знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала;
  •  создание необычной атмосферы, в которой каждый участник является и актером, и зрителем одновременно;
  •  эстетическое воздействие на эмоции дошкольников посредством использования разных видов искусства; развитие речи и творческих способностей посредством участия в танцах, театральных постановках.

Исходя из целей, были сформулированы задачи для всех участников проекта:

  • для педагогов:

– оформление книжной выставки по сказкам А.С. Пушкина;
– выставки детско-родительских рисунков на темы «Пейзажная лирика А.С. Пушкина», «Сказки А.С. Пушкина»;
– проведение тематических занятий и бесед с детьми;
– экскурсии в библиотеку;
– литературной викторины по произведениям А.С. Пушкина;
– формирование у дошкольников интереса к проектной деятельности;

  • для детей:

– знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
– классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
– обогащение, расширение и активизация словарного запаса;
– воспитание культуры речи;
– развитие коммуникабельности, умений общаться со взрослыми в разных ситуациях, применять знания в беседе, формулировать связные высказывания, рассуждать;
– накопление эстетического опыта в процессе чтения и обсуждения литературных произведений;
– развитие образного мышления, фантазии, творческих способностей;
– умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
– формирование навыков сотрудничества;
– воспитание чувств дружбы и коллективизма;

  • для родителей:

– создание условий для активного участия родителей в жизни детей в ДОО, формирование предметно-развивающей среды для совместного творчества;
– создание благоприятных условий для развития дошкольников в семье;
– развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
– формирование интереса и желания участвовать в организации и проведении тематических мероприятий в детском саду.

Пушкинский бал в детском саду организуется ежегодно, на протяжении пяти лет. Подготовка к каждому из тематических мероприятий в детском саду осуществляется поэтапно и занимает шесть месяцев. Для обеспечения эффективности работы совместно с родителями подготовительных групп создается творческая группа, которая оказывает помощь в подборе и подготовке материалов.
На основе накопленного опыта педагогами ДОО был разработан алгоритм планирования и организации Пушкинского бала, который предусматривает четыре этапа.

Этапы проведения Пушкинского бала в ДОУ

Организация и проведение Пушкинского бала в детском саду

Целью первого, подготовительного, этапа является формирование устойчивого интереса к предлагаемой тематике. Творческая группа проводит опрос среди родителей и детей о том, какие книги они читают дома, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С. Пушкина.

Так, опрос родителей показал, что 80% семей читают книги, и у них есть детская библиотека. Особой популярностью у детей пользуются сказки русского поэта. Также на данном этапе организуется круглый стол, в ходе которого педагоги совместно с родителями обсуждают тему предстоящего проекта с учетом задач основной образовательной программы дошкольного образования, по которой работает ДОО, и интересов детей, определяют продолжительность проекта, необходимые для его реализации средства, перечень методической, художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала.

На втором, организационном, этапе планируется предстоящая деятельность, начинается разработка сценария Пушкинского бала на основе принципа интеграции разных видов детской деятельности. В рамках воспитательно-образовательной работы педагоги организуют с детьми увлекательное путешествие по страницам творчества великого поэта. Каждый месяц в подготовительных группах проходит под своим названием.

Так, в октябре под лозунгом «Здравствуй, Пушкин!» педагоги знакомили воспитанников с жизнью и творчеством поэта, его семьей. Дошкольники с интересом слушали о дружбе Александра Пушкина с сестрой, о его любви к бабушке Марье Алексеевне и няне Арине Родионовне. Воодушевившись этой темой, родители организовали с детьми экскурсию в Псков по пушкинским местам, провели презентацию «Мода пушкинских времен». По итогам месяца педагоги и дети оформили творческие папки.

Целями работы в ноябре, который проходил под лозунгом «Волшебные сказки А.С. Пушкина», стали развитие у дошкольников читательского интереса, умения оценивать поступки героев произведений, активизация разговорной речи, пробуждение желания прочитать сказки дома с родителями еще раз и обсудить их.

В этом месяце были организованы:

  • цикл познавательных занятий на тему «Пушкин с нами» по сказкам поэта в детской районной библиотеке;
  • постоянно действующая выставка книг детской художественной литературы по творчеству А.С. Пушкина, которыми могли воспользоваться педагоги, воспитанники и их родители;
  • мультсалон «Сказки А.С. Пушкина» (показ мульти пликационных фильмов «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотой рыбке» и т. д.);
  • мультимедийная презентация на тему «Художники- иллюстраторы пушкинских сказок» (знакомство воспитанников с жизнью и творчеством Т.А. Мавриной, М.А. Врубеля, И.Я. Билибина);
  • конкурс детских рисунков по мотивам сказок А.С. Пушкина;
  • интервьюирование детей «Что бы ты попросил у золотой рыбки?»;
  • литературная викторина «Знаем ли мы сказки А.С. Пушкина?»;
  • игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.

Итогом работы стало создание мини-музея «Герои волшебных сказок», экспонаты для которого были сделаны совместно педагогами, воспитанниками и родителями в разных техниках («Кот ученый», «Лебедь» (оригами), «Белка» (работа с тка- нью), «Ступа с Бабою Ягой» (нетрадиционная техника рисования), «Богатыри» (работа с тканью, бумагой) и т. д.).

Мероприятия в декабре под названием «Времена года» предусматривали знакомство детей с лучшими образцами русской поэзии и пробуждение интереса к стихам, приобщение к поэтической образности. Воспитанники разучивали стихотворения А.С. Пушкина о каждом времени года и в рисунках отражали их содержание («Осенний лес», «Зимнее утро…», «Вот Север тучи нагоняя…» и т. д.), совместно с родителями составляли словарь «красивых слов», услышанных в произведениях, и картотеки стихов поэта. В конце месяца состоялся конкурс чтецов, на котором дошкольники читали наизусть стихотворения А.С. Пушкина.

Январь получил название «Музыкальная гостиная». Музыкальным руководителем были организованы встречи, на которых дети и родители слушали лучшие произведения русских композиторов, написанные на произведения А.С. Пушкина, демонстрировали свои умения и творческие способности: пели русские народные песни, играли на музыкальных инструментах, в игры-импровизации, разучивали танцы пушкинской эпохи (вальс, полонез, мазурку и др.).

Третий, заключительный, этап подготовки к проведению Пушкинского бала предусматривает доработку сценария тематического мероприятия в детском саду, постановку и совершенствование музыкальных и танцевальных номеров с участием детей, родителей и педагогов, изготовление костюмов и декораций для театрализованного представления (бала).
Итогом всей работы является презентация Пушкинского бала. На тематическое мероприятие в детском саду, которое состоит из двух частей, приглашаются гости: родители, воспитатели и дети других групп. Первую часть бала открывает Кот Ученый, с которым воспитанники путешествуют по сказкам А.С. Пушкина. Вторая часть – это традиционный вернисаж картин на темы «Времена года», «Сказки Пушкина».

Все активно участвуют в этом действе: читают стихи, танцуют. Девочки в пышных бальных платьях, с красивыми прическами, веерами, мальчики в черных костюмах, белых рубашках с бабочкой или жабо. Музыка, восторженные лица, вернисаж и сама атмосфера бала – все это представляет собой грандиозное по красоте и содержанию зрелище, которое не оставляет равнодушным никого.

В качестве примера в приложении представлен сценарий бала «О, вы, поэзии прелестной благословенные мечты!», посвященного творчеству А.С. Пушкина. Данный проект был представлен на городской творческой мастерской музыкальных руководителей и старших воспитателей и получил заслуженное признание.

Пушкинский бал стал традицией в ДОО. Из года в год воспитанники подготовительных групп и их родители проходят этот путь и не перестают обращаться к литературным шедеврам великого поэта, чье творчество вдохновляет на создание новых культурных шедевров писателей, художников, композиторов. Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию взаимодействия семей воспитанников и педагогического коллектива, а также подвигает участников образовательных отношений к новым творческим проектам и открытиям.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль