Речевые нарушения у детей и их коррекция в ходе познавательно- двигательных мероприятий

132

Л.А. Моисеенко, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 6» с. Тасеево Красноярского края

Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно общаться, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

В свою очередь, речевые нарушения у детей в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Построение качественной и эффективной коррекционно-развивающей работы является первостепенной задачей учителя-логопеда. Однако, для того чтобы добиться стойкости результатов работы по преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть объединены усилия всех участников образовательных отношений. Решением данной задачи является комплексный подход, предусматривающий преемственность в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и других специалистов, а также участие родителей.

Комплексные мероприятия для решения речевых нарушений у детей

Так, многолетний опыт работы автора данной статьи показал, что эффективной формой взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является организация познавательно-двигательных мероприятий под общим названием «Ловкий грамотей» с целью создания оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции эмоциональной сферы детей и, как следствие, их дальнейшей социализации в обществе.

Этапы «Ловкого грамотея» для решения речевых нарушений у детей

Данная форма взаимодействия позволяет решать четыре блока задач.

1-й блок – создание единого коррекционно-образовательного пространства, которое предполагает:

  • сотрудничество педагогов и родителей, совместное принятие общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;
  • определение единых требований к ребенку в ДОО и дома;
  • согласование путей решения проблем формирования у детей грамотной речи;
  • обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи;
  • ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими технологиями и методиками.

Специфика сопровождения воспитанников в ДОО заключается в том, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для их благоприятного развития и коррекции имеющихся у них нарушений речи. Модель такого взаимодействия в рамках коррекционно-развивающей работы представлена на рисунке.

Работая в команде, каждый специалист решает четко определенные задачи в рамках своей деятельности. Так, старший воспитатель совместно с заведующим ДОО координирует работу специалистов и их взаимодействие, осуществляет организационный контроль, проводит анализ эффективности коррекционно-развивающей работы. Его роль в системе управления ДОО является ведущей при формировании педагогического коллектива единомышленников, способных внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей.

Организация познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» способствует созданию единой сплоченной команды педагогов, специалистов и родителей, координации их действий, стимулирует логопедизацию режимных моментов, непосредственно образовательной деятельности и семейной среды.

Проведению таких мероприятий предшествует предварительная работа под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, содержание которой представлено в приложении 1.

2-й блок – организация коррекционно-развивающей образовательной среды, которая предусматривает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие воспитанников. С этой целью используются различные пособия для развития ручного праксиса (шнуровка «Яблоки на дереве»), фонематического слуха (пособие «Звуковое дерево»), зрительно-моторной координации (коврик «Дорожка следопыта: пяточка – ступня – носок»), уточнения словаря антонимов (большие картонные блоки «Парные кубики»).

Для развития зрительной памяти и процессов обобщения в специально организованной и самостоятельной игровой деятельности детей используется дидактическая накидка на ширму, служащая перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются воспитателем в течение дня с помощью специально подобранных картинок. Педагог ставит их в прозрачные карманы и периодически привлекает к ним внимание дошкольников, стимулируя проговаривание закрепляемого звука.

Также эти картинки выставляются для определения воспитанниками наличия того или иного звука в названии предмета и закрепления обобщающих понятий («овощи», «фрукты», «животные», «игрушки» и т. д.).

По рекомендации специалистов и педагогов родители также организуют дома уголки для детей, стимулирующие развитие речи и мелкой моторики.

Для достижения желаемого коррекционно-логопедического и спортивно-оздоровительного эффекта в коррекционно-развивающей работе важно учитывать принцип опоры на разные виды анализаторов. Поэтому в ходе мероприятий «Ловкий грамотей» используются мультимедийные средства обучения, которые позволяют дошкольникам выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализаторы. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из разных материалов.

3-й блок – многоаспектное воздействие, направленное на речевые и неречевые психические процессы, активизацию познавательной деятельности воспитанников, успешная коррекция речевых нарушений в ходе проведения познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

4-й блок – развитие речи посредством разных видов и форм движений.

Как отмечают ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова, умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной, развитие движений оказывает влияние на развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Сложности при решении речевых нарушений у детей

Овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, быстрой и адекватной двигательной реакции на изменение ситуации.

Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством М.М. Кольцовой. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

У дошкольников со сложными видами речевых нарушений отмечаются недостатки психомоторного развития. Их моторика характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т. е. координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики.

Наибольшие трудности для детей представляет выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Типичным является недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими умениями и навыками самообслуживания. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности.

Учитывая это, необходима организация систематической работы по развитию грамотной речи посредством различных форм и видов движений.

Практика показывает, что пальчиковой гимнастики, проводимой только на одних логопедических занятиях, недостаточно для решения коррекционных задач. Мероприятия «Ловкий грамотей», в свою очередь, посредством специально организованной познавательно-двигательной активности воспитанников способствуют более эффективной коррекции нарушений речи, профилактике нарушений письма.

Кроме того, данные мероприятия являются формой промежуточного или итогового отчета об эффективности взаимодействия педагогов, специалистов ДОО и родителей, а также демонстрации уровня индивидуального развития детей.

В ходе их проведения можно проследить, насколько слаженной была работа учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и других специалистов в течение всего коррекционного периода, какова степень заинтересованности и участия родителей в данном процессе.

Результаты «Ловкого грамотея» в решении речевых нарушений у детей

Как правило, после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты при выполнении заданий речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и двигательных упражнений, демонстрируя быстрые, точные, согласованные и координированные действия.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» наглядно демонстрирует эффективное взаимодействие всех специалистов ДОО и родителей, обеспечивающее комплексное сопровождение детей, имеющих нарушения речи. Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов воспитанников дает основание полагать, что такое взаимодействие приводит к положительным результатам за счет грамотной координации деятельности всех участников коррекционно-развивающей работы и новизны выбранной формы.

В качестве примера в приложении 2 представлен сценарий познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей».

Приложение 1

Содержание предварительной работы по подготовке к познавательно-двигательным мероприятиям «Ловкий грамотей»

Речевые нарушения у детей и их коррекция в ходе познавательно- двигательных мероприятий

Речевые нарушения у детей и их коррекция в ходе познавательно- двигательных мероприятий

Речевые нарушения у детей и их коррекция в ходе познавательно- двигательных мероприятий

Приложение 2

Сценарий познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей»

Цели: расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, специалистов и медиков по преодолению, предупреждению недостатков в речевом, психическом и физическом развитии детей.

Предварительная работа:

  • тренировка в угадывании букв на ощупь;
  • подборе слов противоположного значения;
  • составлении коротких слов с помощью «Азбуки телодвижений»;
  • катании на роликовой доске, шнуровании, хождении по коврику «Дорожка следопытов: пяточка – ступня – носок».

Оборудование: флажки, обруч (4 шт.), воротики для подлезания, картонные кубики, «звуковое дерево» из фанеры, роликовые доски (2 шт.), фитбол (2 шт.), магнитная доска (2 шт.), диск с классической музыкой для детей.

Действующие лица:

Взрослые:

  • Ловкий
  • Грамотей
  • Воспитанники старшей и подготовительной групп и их родители

Ход мероприятия:

(Зал украшен эмблемой соревнований и девизом «Всех сильней и умней будет ловкий грамотей». Участники мероприятия делятся на две команды «Ловкие» и «Грамотеи» с одинаковым количеством детей и родителей. Выходят Ловкий и Грамотей.)

Грамотей:         Праздник «Ловкий грамотей»,

Начинайся поскорей!

Светом улыбки, призывом добра

Встречает его вся детвора!

Ловкий: Здоровье, ум и ловкость –

Вот спорта пламенный завет!

Покажем нашу дружбу, смелость,

Веселым стартам шлем привет!

Грамотей: Приветствуем всех участников и гостей, которые собрались в нашем зале. Сегодня у нас необычная встреча, т. к. принять участие в мероприятии пришли дети, их родители и педагоги. Начинается веселое соревнование – познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей»!

Ловкий: Приглашаю детей старшей группы. Они расскажут нам, почему нужно развивать свой ум, речь и движения.

1-й ребенок: Каждый ребенок знает с пеленок, что очень важно обладать хорошей памятью, чтобы хорошо учиться и быстро развиваться.

2-й ребенок:    Будете пальчики свои развивать,

Начнете звуки четко повторять.

3-й ребенок:    Тот, кто делает зарядку, буквы пишет все в тетрадке.

Слово произносит смело, кто бросает мяч умело.

Дети (вместе): Нужно быть активными, умными, спортивными,

Ведь это помогает речь тренировать.

Нам умным, и сильным, и ловким

Со спортом всегда по пути!

Ребят не страшат тренировки,

Пусть сердце стучится в груди.

Нам умным, и сильным, и ловким

Быть надо всегда впереди!

Ловкий: Сегодня участники соревнований должны применить все свои знания и сноровку, чтобы выполнить задания как можно лучше и быстрее. А мы определим сильнейших.

Грамотей: Спешим вас обрадовать, что проигравших в этих соревнованиях не будет. Все получат заряд бодрости, веселья, положительных эмоций, а значит, и здоровья! Итак, начинаем! Наш девиз...

Дети (вместе): Всех сильней и умней будет ловкий грамотей!

Ловкий: Объявляю первый конкурс: полоса препятствий «Повесь яблоко».

Полоса препятствий «Повесь яблоко»

По сигналу участники каждой команды по очереди пробегают через два обруча. Спортивные снаряды с обеих сторон держат родители. Далее каждый ребенок берет яблочко с прорезями и на указанном месте пришнуровывает его к дереву. При этом необходимо соблюдать последовательность цвета: зеленый, желтый т. д. Побеждает команда, участники которой быстрее и без ошибок выполнят задание.

Конкурс-игра «Парные кубики»

Участники команд по очереди доезжают на роликовой доске до указанного места, берут из обруча по одному кубику. Затем выкладывают их на отведенном участке с парными картинками-противоположностями: собрать – разобрать, сладкий – горький, веселый – грустный и т. д. После выполнения задания возвращаются назад, проходя по коврику «Дорожка следопытов: пяточка – ступня – носок». Побеждает команда, участники которой быстрее и без ошибок выполнят задание.

(Жюри оглашает результаты двух первых соревнований, команды отдыхают.)

Ловкий (выходит с завязанными платком глазами, выставив вперед руки):

Сейчас угадаю. (Ощупывает Грамотея.) Это же Грамотей!

Грамотей:         Ты что делаешь, Ловкач?

Ловкий:              Вспомнил забавную детскую игру «Жмурки».

Грамотей:         Хорошая игра! А давай нашим ребятам предложим с закрытыми глазами угадать буквы?

Ловкий: Давай!

Конкурс-игра «Чуткие пальчики»

Участники каждой команды по очереди подходят к столу, стоящему в центре зала. Затем с завязанными глазами угадывают на ощупь буквы по контуру. Побеждает команда, набравшая большее количество правильных ответов.

Конкурс «Фотографы»

Участники каждой команды по очереди доезжают на роликовой доске до магнитной доски, затем напротив каждой фигуры в правой части листочка рисуют такую же фигуру и возвращаются назад. Побеждает команда, участники которой быстрее и без ошибок выполнят задание. Оценивается количество правильно воспроизведенных фигур.

(Жюри подводит промежуточный итог мероприятия. В это время дети и родители из старшей группы исполняют логоритмический танец «Как котята», муз. Е. Железновой.)

Ловкий:              Буквы-позы всем помогут

Гибкость мышц развить немного.

Грамотей:         Нам полезно, без сомнения,

Все, что связано с движением.

Поиграем-ка, ребятки,

В нашу «Азбуку-зарядку»!

Конкурс «Видеопослание»

На мультимедийном экране воспроизводится заранее записанное видеопослание от воспитателей, в котором они просят детей прочитать короткие слова, составленные с помощью «Азбуки телодвижений». Побеждает команда, участники которой разгадают большее количество слов-телодвижений.

Конкурс «Поговорки» (для родителей)

Родители по очереди называют поговорки, связанные с тематикой мероприятия, например:

  • Что силой не сделаешь, то сделаешь словом.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Каков ум, такова и речь.
  • Слово – полководец человечьей силы.
  • Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Ловкий:              Чтобы проворным стать атлетом,

Проведем мы эстафету.

Грамотей: Будем вместе мы играть:

Бегать, прыгать и скакать.

Чтобы было веселее,

Мяч возьмем мы поскорее!

Ловкий:              Чтобы прыгать научиться,

Фитбол нам пригодится.

Будем прыгать высоко,

Как кузнечики – легко!

Конкурс-эстафета «Звуковое дерево»

Участники каждой команды по очереди прыгают на фитболе до корзины, выбирают картинку-листочек, содержащую звук [Л] или [Р] для команды «Ловкие» или «Грамотеи» соответственно. Далее подбегают к «звуковому дереву», вешают на него картинку-листочек. Затем возвращаются и передают фитбол следующему участнику. Побеждает команда, участники которой правильно выберут большее количество картинок-листочков.

Ловкий и Грамотей:

Дорогие участники, вы проявили ум, ловкость, грамотность и прошли все испытания. Давайте же узнаем, кто стал победителем, а болельщиков просим поддержать команды аплодисментами!

(Жюри оглашает результаты мероприятия, ведущие награждают участников команд под музыкальное сопровождение (Церемония награждения Олимпийских игр «Сочи–2014», муз. М. Бобкова).)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль