Регулирование заработной платы работников дошкольных организаций

1273

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. утверждены Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее – Рекомендации). 

Согласно ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений создается на федеральном уровне и состоит из представителей профсоюзных организаций и Правительства РФ. 
Ежегодно комиссия принимает новые документы, в т. ч. решения, однако они не имеют силы нормативных правовых актов. Иными словами, органы государственной власти и местного самоуправления должны их учитывать в своей работе, но не обязаны исполнять. 

Порядок учета мнения органа профсоюза в таких случаях установлен статьями 372 и 373 ТК РФ и по сути представляет собой процедуру оценки, принятия или обоснованного непринятия (отклонения) соответствующих рекомендаций или предложений. При этом сама по себе процедура учета является обязательной, поскольку предписана законом. 

То, что положения Рекомендации относительно начисления заработной платы работникам детского сада являются лишь рекомендуемыми для исполнения, подтверждает и сам текст документа. 

Согласно пп. 2, 3 Рекомендаций они должны учитываться: 

  • Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений; 
  • трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений при подготовке рекомендаций о порядке выплаты оплаты труда педработников.

Тем не менее содержащиеся в Рекомендациях положения имеют важное значение для обеспечения стандартных подходов к регулированию зарплаты педработников детского сада. Собственно, они разработаны и приняты Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений именно в этих целях. 

Согласно норме, закрепленной в ч. 2 ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда, в том числе компенсационных и стимулирующих оплат и надбавок, устанавливаются коллективными договорами, внутренними локальными актами дошкольной образовательной организации. 

Аналогичная норма содержится в ст. 144 ТК РФ, специально посвященной системам оплаты заработной платы работникам детского сада. Согласно ч. 1 данной статьи системы зарплата сотрудникам детского сада устанавливается: 

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, локальными актами в соответствии с актуальным законодательством РФ; 
  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; 
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, локальными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 

При этом Правительство РФ может устанавливать базовые оклады и базовые ставки заработной платы работникам детского сада по профессиональным квалификационным группам, которые являются минимальными окладами (ставками). 

Из содержания статей 135 и 144 ТК РФ следует, что система оплаты заработной платы работников детского сада в конкретном учреждении может быть установлена только самим учреждением в коллективном договоре либо в локальном акте, принятом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Кроме коллективного договора и локальных актов в обеих статьях (135 и 144 ТК РФ) упоминаются «соглашения», которыми также могут устанавливаться системы оплаты труда сотрудников сферы образования. В связи с этим перечень правовых документов, определяющих системы оплаты труда, нуждается в пояснении. Думается, что соглашение – это самый малоприемлемый правовой инструмент для установления систем оплаты труда, т. к. по логике его определения в ТК РФ оно должно распространяться на тот или иной круг учреждений, т. е. быть единым для всех. В части 1 ст. 45 ТК РФ соглашение определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в сфере образования и регулирующие связанные с ними экономические отношения. Исходя из этого определения соглашение имеет право заключать не работодатель – образовательная организация, а полномочный представитель работодателей, каковым в случае, например, с муниципальными образовательными организациями является вышестоящий орган управления образованием. При этом соглашение должно приниматься как минимум на территориальном уровне. 

Соответственно в условиях государственной политики совершенствования системы оплаты заработной платы работников детского сада установление соглашением конкретной системы оплаты труда для сотрудников подведомственных образовательных организаций вряд ли приемлемо хотя бы в силу того, что в нем не могут быть учтены разнообразные условия труда в разных организациях. Между тем в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда), а также в рассматриваемых Рекомендациях предусматриваются положения, которые могут быть реализованы только в конкретных условиях организации труда конкретной образовательной организации: 

  • создание условий для оплаты зарплаты сотрудников ДОО в зависимости от результатов и качества их работы; 
  • повышение оплаты заработной платы работников дошкольных организаций, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда; 
  • самостоятельное формирование фонда оплаты заработной платы работникам дошкольных организаций на календарный год за счет средств бюджетных субсидий на выполнение государственного или муниципального задания (для казенных организаций за счет средств лимитов бюджетных обязательств); 
  • нормирование труда, определяемое работодателем (государственной или муниципальной организацией) на основе типовых норм труда; 
  • разработка измеримых критериев и показателей эффективности труда для каждого работника. 

Эти и многие другие вопросы не могут быть решены в централизованном порядке. Такой вывод подтверждается положением п. 35 Рекомендаций, согласно которому при применении систем оплаты труда работникам детского сада необходимо формировать в положении об оплате труда, разрабатываемом в дошкольной образовательной организации. 
Применение коллективного договора для установления системы оплаты заработной платы работникам детских садов также представляется недостаточно гибким правовым механизмом. 
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. К сожалению, разработка и принятие коллективного договора представляет собой достаточно сложную процедуру, включая регистрацию в государственных органах труда. Кроме того, ТК РФ содержит четкие требования к его структуре и содержанию. 

Установление заработной платы работникам детского сада через принятие локальных нормативных актов

Оптимальным вариантом документа, которым может устанавливаться система оплаты заработной платы работникам детского сада, является локальный нормативный акт (положение об оплате труда), утвержденный руководителем организации с учетом мнения профкома (при его наличии). Такой вариант установления и (или) изменения условий оплаты труда, конкретных показателей для каждого работника наименее затратен в организационном плане, поскольку действующее законодательство (статьи 8 и 74 ТК РФ) требует для принятия локального нормативного акта лишь письменного уведомления работников, которых он касается, не позднее чем за два месяца до введения изменений, согласия работников на продолжение работы в новых условиях, а также предварительного (до утверждения) запроса мнения представительного органа работников (т. е. профкома организации). 

Рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников детских садов принимаются каждый год. Документ этого года содержит ряд новаций. Назовем некоторые из них. 

Согласно пп. 13, 14 в дополнительном соглашении к трудовому договору с работником детского сада:

  • фиксированный размер должностного оклада, ставки зарплаты, установленной ему за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда; 
  • размеры выплат компенсационного характера в случае выполнения им работ в следующих условиях: 
  • на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; 
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); 
  • на работах в местностях с особыми климатическими условиями; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречивание и рассекречивание, а также за работу с шифрами. 

В подпункте «е» п. 35 Рекомендаций об оплате заработной платы работникам дошкольных организаций подчеркивается необходимость внесения изменений в трудовые договоры в случаях изменения размеров заработной платы работникам детского сада. 

При заключении трудовых договоров с сотрудниками в соответствии с п. 36 Рекомендаций следует использовать примерную форму трудового договора, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, а также рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственной (муниципальной) организации при введении эффективного контракта, утв. приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н. Рекомендации также содержат требования к положению об оплате заработной платы работников дошкольных организаций: согласно п. 12 в данном локальном нормативном акте не допускается использование терминологии «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников организаций по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета. 

Рекомендации фактически запрещают вводить в образовательных организациях оплату заработной платы работникам дошкольных организаций на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы тем педагогическим работникам, для которых установлены нормы преподавательской либо педагогической нагрузки в неделю (год) за ставку заработной платы. 
На данный момент около половины субъектов РФ применяют окладную систему оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой, руководствуясь нормами ТК РФ вместо норм ведомственных подзаконных актов. Почасовая оплата (т. е. ставка за число часов в неделю или год) не согласуется с ТК РФ, нуждается в отмене либо приведении в соответствие с законом. Разработки окладной системы оплаты труда в настоящее время ведет Минобрнауки России. 

При оценке эффективности работы различных категорий работников подп. «д» п. 35 Рекомендаций предусматривается применение демократических процедур для принятия решения об установлении работникам выплат стимулирующего характера, в частности путем создания комиссии с участием представительного органа работников.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Единые рекомендации по установлению оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений(извлечения).docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль