Медицинский контроль в ДОУ при проведении занятий физической культурой

987

Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных организациях должно не только обеспечивать своевременное формирование основных физических качеств и умений, но и способствовать положительной динамике состояния здоровья, повышению сопротивляемости детского организма различным заболеваниям, физической и умственной работоспособности. Эффективность физического воспитания напрямую зависит от его правильной организации и контроля.

Направления медицинского контроля в ДОУ

Медицинский контроль в ДОУ регулирует организацию физического воспитания дошкольников, это входит в обязанности медицинских работников и педагогов детского сада и предусматривает ряд направлений:

1. Наблюдение за состоянием здоровья и развитием воспитанников в динамике образовательного процесса.

2. Соблюдение гигиенических требований к организации физического воспитания:

  • создание условий для занятий физкультурой (включая обеспечение современным физкультурным оборудованием и инвентарем);
  • регулярный контроль санитарно-гигиенического состояния спортивного зала и физкультурной площадки детского сада, а также одежды и обуви воспитанников, занимающихся физической культурой.

 3. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных видов занятий физической культурой и их воздействием на организм малыша.

4. Медицинский контроль в ДОУ закаливающих процедур.

5. Профилактика травматизма.

 6. Обучение воспитанников гигиеническим навыкам здорового образа жизни, формирование у малышей мотивации к регулярным занятиям физической культурой.

Особенности состояния здоровья дошкольников согласно медицинскому контролю в ДОУ

В последнее десятилетие наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста. Среди функциональных отклонений и хронических заболеваний дошкольников наиболее распространенными являются нарушения костно-мышечной системы и органов дыхания, чаще всего диагностируются нарушения формирования свода стопы (уплощение и плоскостопие).

Увеличилось количество воспитанников с нарушением осанки во фронтальной плоскости, вплоть до сколиотической, что, скорее всего, связано с длительными статическими нагрузками, характерными для большинства воспитанников при подготовке к школьному обучению. По-прежнему актуальна проблема оздоровления часто болеющих детей. Острые респираторные инфекции могут способствовать формированию хронической патологии, возникновению отклонений в физическом и нервно-психическом развитии детей, а также привести к значительному снижению адаптационных возможностей организма.

Выявление нарушений осанки, сколиоза и диагностика плоскостопия при медицинском контроле в ДОУ

Медицинский контроль в ДОУ направлен на выявления у детей отклонений опорно- двигательного аппарата, для этого целесообразно использовать скрининг-диагностику. Необходимо учитывать характерные особенности костно-мышечной системы дошкольников:

  • небольшой наклон головы вперед;
  • незначительное смещение плечевого пояса вперед;
  • линия грудной клетки, плавно переходящая в линию живота;
  • выступающий живот (на 1–2 см); • слабо выраженные изгибы позвоночника.

В ходе медицинского контроля в ДОУ при обнаружении нарушений осанки у воспитанников, принимают во внимание и их возрастные особенности. Специалисты, чтобы определить наличие или отсутствие сколиоза, осматривают ребенка сзади и спереди с наклоном туловища вперед и обязательным сгибанием позвоночника. При этом наклонять туловище следует медленно, чтобы ноги были выпрямлены, а руки свободно свисали. Если в ходе медосмотра специалист предполагает подозрение на сколиоз, малыша необходимо немедленно отправить к ортопеду на консультацию.

Скрининг-тест по диагностике нарушений осанки во время медицинского осмотра в ДОУ предусматривает визуальный осмотр с определением:

  • положения головы;
  • симметричности надплечий, углов лопаток и треугольников талии;
  • выраженности изгибов позвоночника;
  • формы грудной клетки и нижних конечностей.

Для диагностики плоскостопия во время медицинского осмотра в ДОУ актуален метод плантографии, если предполагаются массовые обследования дошколят, тогда необходимо применить оценку плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца.

Она выполняется, основываясь на анализе положения линий, которые проведены по отпечаткам стоп. Первая из них проводится между серединой пятки со вторым межпальцевым промежутком, а вторая – между серединой пятни и серединой основания большого пальца. Специалист оценивает контур отпечатка стопы: в нормальной стопе он не должен перекрывать проведенные линии. Стопа считается уплощенной, если отпечаток расположен между линиями и при этом не перекрывает вторую из них. Стопа считается плоской, если отпечаток заходит и за вторую линию. Ортопед принимает детей с плоской и уплощенной стопой.

Медработникам необходимо следить за организацией двигательной активности детей: она должна включать оздоровительные игры и комплексы физупражнений, которые ориентированы на коррекцию проблем с плоскостопием и осанкой, являются профилактическими. Эффективность физвоспитания в ДОУ оценивается по наличию положительной динамики состояния опорно-двигательной системы у воспитанников.

Контроль физического развития детей во время медицинского осмотра в ДОУ

Чтобы в полной мере оценить уровень физического развития дошколят, важно принять во внимание не только антропометрические данные (вес и рост), но и физиометрические показатели. Базовая скрининг-программа на дошкольном этапе, результаты которой фиксируются в медицинской карте воспитанника (форма № 026/у-2000, утв. приказом Минздрава России от 03.07.2000 № 241), подразумевает вычисление мышечной силы левой и правой кисти, общего состояния костно-мышечной системы.

Проведение медико-педагогических наблюдений во время медицинского осмотра в ДОУ

Медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях как в помещении, так и на улице рекомендуется проводить в каждой возрастной группе детей не менее двух раз в течение учебного года во время медицинского осмотра в ДОУ. При наличии замечаний к организации занятия необходимо через одну-две недели повторно провести медико-педагогические наблюдения с обязательным участием старшего воспитателя. Принципы проведения занятий и интенсивность физнагрузок должна соответствовать функциональным возможностям и возрасту дошкольников, принимая по внимание их развитие и особенности состояния здоровья. В детских садах общеразвивающей направленности у воспитанников, отнесенных к основной медицинской группе для занятий физической культурой, тренирующий эффект физкультурных занятий обеспечивается при среднем уровне частоты сердечных сокращений.

Не допускается проводить тестирование физической подготовленности детей без разрешения медицинского персонала, можно только во время медицинского осмотра в ДОУ. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медсестра обязана своевременно предоставлять инструктору по физической культуре.

Медработнику важно следить за интенсивность физнагрузок согласно развитию и состоянию здоровья детей, вместе с воспитателем группы и инструктором по физкультуре оценивать самочувствие детей, уделяя внимание признакам утомления, которые дети проявляют внешне на медицинском осмотре в ДОУ.

Если малыш жалуется на плохое самочувствие, у него наблюдается покраснения кожи и одышка, кашель, повышенная потливость и прочие признаки средней степени утомляемости, физнагрузки следует снизить. Для этого инструктор исключает сложные упражнения, снижает скорость и частоту повторений, рекомендует ребенку релаксационные и дыхательные упражнения (табл. 2).

Наличие у воспитанника признаков сильного утомления свидетельствует о несоответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма и уровню физической подготовленности. Такому ребенку требуется дополнительное медицинское обследование после медицинского осмотра в ДОУ с последующими врачебными рекомендациями по индивидуальному подходу к организации его физического воспитания.

Дошколята, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие аномалии развития и функциональные нарушения, нуждаются в особом дозировании физнагрузок и индивидуальном подходе к организации занятий физической культурой. Воспитанники ДОУ, которые восстанавливаются после перенесенных острых заболеваний и травм, требуют дифференциации физнагрузок, аналогичный подход следует применять к детям с нервно-психическими и физическими отклонениями развития.

Важно не забывать о дозировании нагрузок, которые направлены на стимулирование силовой выносливости и скорости. Дети с отклонениями физического развития плохо переносят подобные скоростные и силовые нагрузки: у них проявляется негативная реакция кардиореспираторной системы.

Организация физкультурных занятий на улице после медицинского осмотра в ДОУ

Согласно п. 12.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, физкультурные занятия должны быть организованы не реже трех раз в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста одно из трех физкультурных занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Физкультурное занятие на открытом воздухе должно быть полноценным, не следует его заменять прогулкой.

 Можно выделить основные гигиенические требования к организации круглогодичных физкультурных занятий на открытом воздухе:

1. Физкультурные занятия на улице организуются для детей с 5-летнего возраста. Начинать такие занятия следует в теплое время года и проводить регулярно в течение учебно-воспитательного периода.

2. К занятиям на открытом воздухе не допускаются дети, имеющие противопоказания по состоянию здоровья.

3. Для проведения физкультурных занятий необходимо наличие физкультурной площадки, оборудованной в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

 4. Круглогодичные физкультурные занятия на открытом воздухе проводятся инструктором по физической культуре, владеющим методикой организации таких занятий для детей разных возрастных групп.

5. Занятия на улице проводятся при благоприятных метеоусловиях (в средней полосе России до -15 °С в безветренную погоду).

В дождливые, морозные, ветреные дни физкультурные занятия проводятся в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях как можно больше физкультурных занятий должно проводиться на открытом воздухе.

 6. На физкультурных занятиях дети должны быть одеты только в спортивную одежду и обувь. При этом спортивная одежда должна быть удобной, гигроскопичной, не стесняющей движений (нижнее белье – только из хлопчатобумажной ткани); обувь – непромокаемой, с застежкой-липучкой, нескользкой и с не очень жесткой подошвой (должна сгибаться, чтобы малыш мог бегать, прыгать, лазать).

 Зимняя обувь подбирается так, чтобы воспитанник мог надеть теплые носки. В помещениях детского сада необходимо обеспечить просушку и хранение одежды и обуви (в сушильных шкафах, специальных мешках и т. д.). В группах следует организовать переодевание детей, особое внимание уделять дошкольникам с выраженной потливостью.

 7. Двигательная активность детей на физкультурных занятиях должна быть достаточно высокой, особенно в холодное время года (моторная плотность занятия – не менее 80%). Следует избегать длительных объяснений заданий, выполнения упражнений в медленном темпе. Нельзя допускать «простаивания» детей в очереди на улице.

8. Особое внимание нужно уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя.

9. Необходимо стараться создавать радостное настроение у воспитанников на физкультурных занятиях, но при этом не допускать перевозбуждения детей (крик на улице в холодное время года может привести к простудным заболеваниям и обострению хронической патологии).

 10. Не следует заставлять воспитанника заниматься физкультурой, если он этого не хочет (возможно, он находится в продромальном периоде заболевания или плохо себя чувствует, но объяснить не может). Такого ребенка одевают как на обычную прогулку и выводят на улицу с воспитателем группы и другими детьми, освобожденными от физкультурных занятий.

Физическая нагрузка должна постепенно увеличиваться к основной части занятия, достигать максимума во время подвижной игры и постепенно снижаться в заключительной части.

Оценка физкультурно- оздоровительной работы при медицинском осмотре в ДОУ

В конце учебного года рекомендуется комплексно оценить на индивидуальном и групповом уровне эффективность физкультурно-оздоровительной работы по ряду показателей, которые проверяются при медицинском осмотре в ДОУ:

  • положительная динамика физического развития (каждого воспитанника и всех детей группы), в том числе состояния костно-мышечной системы;
  • положительная динамика нервно-психического развития (каждого воспитанника и всех детей группы);
  • расширение функциональных возможностей организма;
  • положительный эмоциональный настрой ребенка на физкультурные занятия и закаливающие мероприятия;
  • сформированность в соответствии с возрастом двигательных навыков и умений;
  • положительная динамика физической подготовленности;
  • повышение сопротивляемости организма заболеваниям



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль