Организация центра здоровья в детском саду

242

Любовь Васильева, зав. детским садом комбинированного вида № 6 «Родничок» г. Оленегорска Мурманской области;

Елена Синицкая, зам. зав. по воспитательно-методической работе детского сада комбинированного вида № 6 «Родничок» г. Оленегорска Мурманской области

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС), и введение ФГОС дошкольного образования направлено на решение многих педагогических задач, одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет физическое развитие детей как приобретение опыта в следующих видах деятельности:

• двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

 • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

 • усвоение ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Приоритетными направлениями деятельности детского сада комбинированного вида № 6 «Родничок» г. Оленегорска Мурманской области (далее – Детский сад № 6) являются физическое развитие воспитанников и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную и коррекционную деятельность.

Создание центра здоровья в детском саду

В целях совершенствования работы по физическому развитию воспитанников в Детском саду № 6 функционирует центр здоровья, созданный в рамках реализации в Мурманской области федерального проекта «Россия: мы должны жить долго» (приказ министерства образования и науки Мурманской области от 14.06.2011 № 1177 «О реализации проекта “Россия: мы должны жить долго” – создание в образовательных учреждениях Мурманской области центров и кабинетов здоровья»). Деятельность центра здоровья ведется в соответствии:

• с методическими рекомендациями по организации деятельности центров здоровья образовательных учреждений Мурманской области, утв. приказом министерства образования и науки Мурманской области от 20.06.2011 № 1257 (приложение 1).

• с положением о создании центра здоровья;

• планом работы центра здоровья (приложение 2);

Оздоровительная работа центра здоровья строится на основе требований ФГОС, современных здоровьесберегающих технологий и комплексного оздоровительно-профилактического плана Детского сада № 6.

В центре здоровья установлено профилактическое, оздоровительное и коррекционное оборудование: кислородные коктейлеры, лампы для свето- теплолечения, кварцевая лампа, компрессорные ингаляторы, ультразвуковые и паровые ингаляторы, гидромассажеры.

Для воспитанников и их родителей на базе центра здоровья реализуются проекты «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровым я хочу», «Зимняя олимпиада», «Азбука здоровья», «Организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семье». Все проекты направлены на формирование у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью и взаимосвязаны.

Модернизация занятий физической культурой в условиях введения ФГОС дошкольного образования

В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3) здоровьесберегающая инфраструктура Детского сада № 6 трансформируема, полифункциональна, безопасна, доступна для детей и насыщена современным спортивным и оздоровительным оборудованием, таким как:

• балансиры простые и с лабиринтом;

 • батуты;

• кольцебросы;

• дорожки равновесия и тактильные дорожки;

 • массажные мячи, диски, ролики, кочки, массажные кольца с тремя степенями жесткости;

• тоннели, боулинг;

• детский спортивный комплекс и различные виды детских тренажеров;

 • тренажеры «медузы» для координации движений рук и развития чувствительности пальцев, тачболы, бильбоке.

В детском саду оборудованы тренажерный зал, футбольная площадка на летний период года и хоккейная – на зимний, площадка для скандинавской ходьбы и лыжных занятий.

 В нашем учреждении успешно апробируется программа интегративного курса физического воспитания и оздоровления дошкольников подготовительной группы на основе футбола (под общ. ред. Н.С. Федченко). Футбол – всеми любимая и доступная в любом возрасте игра, для организации и проведения которой необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. Кроме того, футбол – отличное средство популяризации физической культуры и спорта. В связи с этим задачами программы интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола являются:

• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольника;

• формирование у детей интереса к занятиям физической культурой в детском саду с элементами футбола;

 • гармоничное физическое развитие посредством организации занятий с использованием приемов (элементов) техники владения футбольным мячом

Для выполнения программы воспитателями подготовительной группы совместно с инструктором по физической культуре разработан перспективный план ее реализации, конспекты занятий с детьми, серия консультаций для родителей. Приобретено необходимое оборудование: ворота, футбольные мячи, конусы.

Закаливание и оздоровление дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Су-джок терапия – одно из направлений восточной медицины, разработанное в Южной Корее. В переводе с корейского языка «су» – «кисть», «джок» – «стопа». Массажеры суджок используются для логопедической коррекции речевых нарушений у дошкольников. За счет воздействия на биологически активные точки кистей рук с помощью такого массажера стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Целенаправленное массирование пальцев и ладоней ребенка оказывает благотворное влияние на мелкую моторику, способствует развитию речи.

навыков, воспитания у дошкольников потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями важно с раннего возраста приучать их к занятиям на свежем воздухе. В группах для детей в возрасте от года до двух лет введена дополнительная игровая деятельность в помещении при открытых фрамугах (в зимний период) или окнах (в весенне-осенний период). Так как температура воздуха в помещении снижается до 14–15 °С, детей одевают в шерстяные костюмы, шапочки и теплые ботинки.

Примерно за 15 мин. до следующего режимного момента фрамуги закрывают, чтобы восстановить температуру воздуха до нормальной (21–22 °С). В целях оздоровления воспитанников педагоги разработали и успешно внедряют комплексы дыхательных упражнений на основе авторских методик с использованием разнообразных дыхательных тренажеров.

В дошкольных группах активно вводятся новые формы закаливания:

 • психокоррекционные (двигательно-расслабляющая, психомышечная и сенсомоторная релаксация, ароматерапия);

 • нетрадиционные виды самомассажа (с использованием перьев, массажеров су-джок (колец), массажных мячей, а также раздражение рецепторов кожи головы специальными массажерами);

• мокрое обтирание после сна массажными варежками и растирание сухими полотенцами, криотерапия (закаливание льдом). Поднимающие настроение и тонизирующие мышцы утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и привычными в нашем детском саду.

В группах старшего дошкольного возраста постепенно внедряется скандинавская ходьба – современный вид оздоровительной ходьбы как наиболее простой, доступный и при этом самый действенный. В практику оздоровительной работы введен лечебно-профилактический вокал как уникальное средство массажа внутренних органов.

Скандинавская ходьба – вид физических упражнений, представляющих собой ходьбу на свежем воздухе с парой модифицированных лыжных палок. В конце 1990-х гг. она стала популярна во всем мире. Скандинавская ходьба:
• активизирует около 90% мышц тела;
• применяется для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата благодаря тренировке мышц плечевого пояса, спины, шеи, брюшного пресса при одновременной разгрузке позвоночника и суставов;
 • эффективно тренирует сердечно-сосудистую систему (пульс на 10–15 ударов в минуту выше по сравнению с обычной ходьбой);
• способствует тренировке и активной вентиляции легких, обеспечивая организм кислородом; • полезна детям с ослабленным иммунитетом.

Вокалом с детьми занимаются музыкальный руководитель и воспитатели в рамках совместной деятельности. Трудно переоценить влияние таких занятий на здоровье ребенка, ведь при пении только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% – внутрь, в организм, заставляя более интенсивно работать все органы.

Формирование культуры здорового питания в условиях введения ФГОС дошкольного образования

В соответствии с п. 14.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 при приготовлении блюд в дошкольных образовательных организациях должны соблюдаться щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару и в пароконвектомате. При приготовлении блюд не применяется жарка.

Организация сбалансированного и полноценного питания дошкольников – одна из основных задач физического развития, которая решается с соблюдением СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

 Медицинский персонал Детского сада № 6 контролирует качество организации питания: правильность хранения и соблюдение сроков реализации продуктов, закладку и кулинарную обработку продуктов, витаминизацию блюд. Приготовление блюд осуществляется на основе технологических карт в соответствии с щадящими технологиями – применяются только варка, тушение и запекание. В примерном меню соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности с учетом возраста воспитанников. Из рациона исключаются продукты с раздражающими свойствами, используются йодированная соль, фиточаи, витаминные напитки, сиропы шиповника и черники.

В ежедневное меню входят паста из репчатого лука, чесночная паста, дрожжевые напитки. В целях формирования у воспитанников привычки к здоровому питанию в нашем детском саду успешно апробирована и реализуется программа «Разговор о правильном питании» (авторы М.М. Безруких и Т.А. Филиппова). В рамках программы с целью индивидуализации образовательного процесса разработаны и реализуются проекты различной тематики «Каша – пища наша», «Пейте, дети, молоко», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Плох обед, когда хлеба нет» и т. д.

Организация питьевого режима в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Потребность детей в необходимых микроэлементах можно восполнить за счет организации питьевого режима. В Детском саду № 6 проведена и проводится большая работа по обеспечению питьевого режима, которая предусматривает:

• обеспечение детей питьевой водой высшей категории с учетом дефицита биогенных элементов (кальция, магния, фтора, йода);

 • использование для приготовления пищи питьевой воды;

 • оборудование пищеблока системой очистки воды;

 • использование бутилированной воды необходимого состава при приготовлении быстрорастворимых витаминизированных напитков.

 Питьевая вода доступна ребенку в течение всего времени его пребывания в детском саду. В летний период, когда дошкольники большую часть времени проводят на улице, им обеспечивается доступ к питьевой воде на территории детского сада. Ориентировочные объемы потребления ребенком воды зависят от времени года, двигательной активности и составляют в среднем 80 мл на 1 кг веса. Дошкольникам, которые находятся в детском саду в режиме полного дня, обеспечивается восполнение не менее 70% суточной потребности в воде. При обеспечении питьевого режима используется расфасованная в емкости (бутилированная) питьевая вода, отвечающая требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости.

 Контроль качества», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.03.2002 № 12. Вода, которую получают дети, в соответствии с п. 3.3 указанных санитарных правил высшей категории по показателям свойств, безвредности химического состава и физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава. Температура питьевой воды для воспитанников составляет 18–20 °С. Для питья используются одноразовые стаканы. При этом чистые и использованные стаканы ставятся на разные промаркированные подносы.

Результаты оздоровительной работы в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Созданная в Детском саду № 6 система сохранения и укрепления здоровья дошкольников позволяет качественно решать задачу воспитания физически развитой, социально активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности дает хорошие результаты развития крупной и мелкой моторики, двигательной активности. К моменту завершения этапа дошкольного образования дети подвижны, выносливы, владеют основными физкультурно-спортивными навыками, могут контролировать и управлять своими движениями. Проводимая оздоровительная работа является необходимой предпосылкой для перехода детей на следующий уровень образования и успешной социальной адаптации наших воспитанников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль