Организация центра здоровья в детском саду

176

Любовь Васильева, зав. детским садом комбинированного вида № 6 «Родничок» г. Оленегорска Мурманской области;

Елена Синицкая, зам. зав. по воспитательно-методической работе детского сада комбинированного вида № 6 «Родничок» г. Оленегорска Мурманской области

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС), и введение ФГОС дошкольного образования направлено на решение многих педагогических задач, одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет физическое развитие детей как приобретение опыта в следующих видах деятельности:

• двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

 • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

 • усвоение ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Приоритетными направлениями деятельности детского сада комбинированного вида № 6 «Родничок» г. Оленегорска Мурманской области (далее – Детский сад № 6) являются физическое развитие воспитанников и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную и коррекционную деятельность.

Создание центра здоровья в детском саду

В целях совершенствования работы по физическому развитию воспитанников в Детском саду № 6 функционирует центр здоровья, созданный в рамках реализации в Мурманской области федерального проекта «Россия: мы должны жить долго» (приказ министерства образования и науки Мурманской области от 14.06.2011 № 1177 «О реализации проекта “Россия: мы должны жить долго” – создание в образовательных учреждениях Мурманской области центров и кабинетов здоровья»). Деятельность центра здоровья ведется в соответствии:

• с методическими рекомендациями по организации деятельности центров здоровья образовательных учреждений Мурманской области, утв. приказом министерства образования и науки Мурманской области от 20.06.2011 № 1257 (приложение 1).

• с положением о создании центра здоровья;

• планом работы центра здоровья (приложение 2);

Оздоровительная работа центра здоровья строится на основе требований ФГОС, современных здоровьесберегающих технологий и комплексного оздоровительно-профилактического плана Детского сада № 6.

В центре здоровья установлено профилактическое, оздоровительное и коррекционное оборудование: кислородные коктейлеры, лампы для свето- теплолечения, кварцевая лампа, компрессорные ингаляторы, ультразвуковые и паровые ингаляторы, гидромассажеры.

Для воспитанников и их родителей на базе центра здоровья реализуются проекты «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровым я хочу», «Зимняя олимпиада», «Азбука здоровья», «Организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семье». Все проекты направлены на формирование у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью и взаимосвязаны.

Модернизация занятий физической культурой в условиях введения ФГОС дошкольного образования

В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3) здоровьесберегающая инфраструктура Детского сада № 6 трансформируема, полифункциональна, безопасна, доступна для детей и насыщена современным спортивным и оздоровительным оборудованием, таким как:

• балансиры простые и с лабиринтом;

 • батуты;

• кольцебросы;

• дорожки равновесия и тактильные дорожки;

 • массажные мячи, диски, ролики, кочки, массажные кольца с тремя степенями жесткости;

• тоннели, боулинг;

• детский спортивный комплекс и различные виды детских тренажеров;

 • тренажеры «медузы» для координации движений рук и развития чувствительности пальцев, тачболы, бильбоке.

В детском саду оборудованы тренажерный зал, футбольная площадка на летний период года и хоккейная – на зимний, площадка для скандинавской ходьбы и лыжных занятий.

 В нашем учреждении успешно апробируется программа интегративного курса физического воспитания и оздоровления дошкольников подготовительной группы на основе футбола (под общ. ред. Н.С. Федченко). Футбол – всеми любимая и доступная в любом возрасте игра, для организации и проведения которой необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. Кроме того, футбол – отличное средство популяризации физической культуры и спорта. В связи с этим задачами программы интегративного курса физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола являются:

• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольника;

• формирование у детей интереса к занятиям физической культурой в детском саду с элементами футбола;

 • гармоничное физическое развитие посредством организации занятий с использованием приемов (элементов) техники владения футбольным мячом

Для выполнения программы воспитателями подготовительной группы совместно с инструктором по физической культуре разработан перспективный план ее реализации, конспекты занятий с детьми, серия консультаций для родителей. Приобретено необходимое оборудование: ворота, футбольные мячи, конусы.

Закаливание и оздоровление дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Су-джок терапия – одно из направлений восточной медицины, разработанное в Южной Корее. В переводе с корейского языка «су» – «кисть», «джок» – «стопа». Массажеры суджок используются для логопедической коррекции речевых нарушений у дошкольников. За счет воздействия на биологически активные точки кистей рук с помощью такого массажера стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Целенаправленное массирование пальцев и ладоней ребенка оказывает благотворное влияние на мелкую моторику, способствует развитию речи.

навыков, воспитания у дошкольников потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями важно с раннего возраста приучать их к занятиям на свежем воздухе. В группах для детей в возрасте от года до двух лет введена дополнительная игровая деятельность в помещении при открытых фрамугах (в зимний период) или окнах (в весенне-осенний период). Так как температура воздуха в помещении снижается до 14–15 °С, детей одевают в шерстяные костюмы, шапочки и теплые ботинки.

Примерно за 15 мин. до следующего режимного момента фрамуги закрывают, чтобы восстановить температуру воздуха до нормальной (21–22 °С). В целях оздоровления воспитанников педагоги разработали и успешно внедряют комплексы дыхательных упражнений на основе авторских методик с использованием разнообразных дыхательных тренажеров.

В дошкольных группах активно вводятся новые формы закаливания:

 • психокоррекционные (двигательно-расслабляющая, психомышечная и сенсомоторная релаксация, ароматерапия);

 • нетрадиционные виды самомассажа (с использованием перьев, массажеров су-джок (колец), массажных мячей, а также раздражение рецепторов кожи головы специальными массажерами);

• мокрое обтирание после сна массажными варежками и растирание сухими полотенцами, криотерапия (закаливание льдом). Поднимающие настроение и тонизирующие мышцы утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и привычными в нашем детском саду.

В группах старшего дошкольного возраста постепенно внедряется скандинавская ходьба – современный вид оздоровительной ходьбы как наиболее простой, доступный и при этом самый действенный. В практику оздоровительной работы введен лечебно-профилактический вокал как уникальное средство массажа внутренних органов.

Скандинавская ходьба – вид физических упражнений, представляющих собой ходьбу на свежем воздухе с парой модифицированных лыжных палок. В конце 1990-х гг. она стала популярна во всем мире. Скандинавская ходьба:
• активизирует около 90% мышц тела;
• применяется для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата благодаря тренировке мышц плечевого пояса, спины, шеи, брюшного пресса при одновременной разгрузке позвоночника и суставов;
 • эффективно тренирует сердечно-сосудистую систему (пульс на 10–15 ударов в минуту выше по сравнению с обычной ходьбой);
• способствует тренировке и активной вентиляции легких, обеспечивая организм кислородом; • полезна детям с ослабленным иммунитетом.

Вокалом с детьми занимаются музыкальный руководитель и воспитатели в рамках совместной деятельности. Трудно переоценить влияние таких занятий на здоровье ребенка, ведь при пении только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% – внутрь, в организм, заставляя более интенсивно работать все органы.

Формирование культуры здорового питания в условиях введения ФГОС дошкольного образования

В соответствии с п. 14.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 при приготовлении блюд в дошкольных образовательных организациях должны соблюдаться щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару и в пароконвектомате. При приготовлении блюд не применяется жарка.

Организация сбалансированного и полноценного питания дошкольников – одна из основных задач физического развития, которая решается с соблюдением СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

 Медицинский персонал Детского сада № 6 контролирует качество организации питания: правильность хранения и соблюдение сроков реализации продуктов, закладку и кулинарную обработку продуктов, витаминизацию блюд. Приготовление блюд осуществляется на основе технологических карт в соответствии с щадящими технологиями – применяются только варка, тушение и запекание. В примерном меню соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности с учетом возраста воспитанников. Из рациона исключаются продукты с раздражающими свойствами, используются йодированная соль, фиточаи, витаминные напитки, сиропы шиповника и черники.

В ежедневное меню входят паста из репчатого лука, чесночная паста, дрожжевые напитки. В целях формирования у воспитанников привычки к здоровому питанию в нашем детском саду успешно апробирована и реализуется программа «Разговор о правильном питании» (авторы М.М. Безруких и Т.А. Филиппова). В рамках программы с целью индивидуализации образовательного процесса разработаны и реализуются проекты различной тематики «Каша – пища наша», «Пейте, дети, молоко», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Плох обед, когда хлеба нет» и т. д.

Организация питьевого режима в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Потребность детей в необходимых микроэлементах можно восполнить за счет организации питьевого режима. В Детском саду № 6 проведена и проводится большая работа по обеспечению питьевого режима, которая предусматривает:

• обеспечение детей питьевой водой высшей категории с учетом дефицита биогенных элементов (кальция, магния, фтора, йода);

 • использование для приготовления пищи питьевой воды;

 • оборудование пищеблока системой очистки воды;

 • использование бутилированной воды необходимого состава при приготовлении быстрорастворимых витаминизированных напитков.

 Питьевая вода доступна ребенку в течение всего времени его пребывания в детском саду. В летний период, когда дошкольники большую часть времени проводят на улице, им обеспечивается доступ к питьевой воде на территории детского сада. Ориентировочные объемы потребления ребенком воды зависят от времени года, двигательной активности и составляют в среднем 80 мл на 1 кг веса. Дошкольникам, которые находятся в детском саду в режиме полного дня, обеспечивается восполнение не менее 70% суточной потребности в воде. При обеспечении питьевого режима используется расфасованная в емкости (бутилированная) питьевая вода, отвечающая требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости.

 Контроль качества», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.03.2002 № 12. Вода, которую получают дети, в соответствии с п. 3.3 указанных санитарных правил высшей категории по показателям свойств, безвредности химического состава и физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава. Температура питьевой воды для воспитанников составляет 18–20 °С. Для питья используются одноразовые стаканы. При этом чистые и использованные стаканы ставятся на разные промаркированные подносы.

Результаты оздоровительной работы в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Созданная в Детском саду № 6 система сохранения и укрепления здоровья дошкольников позволяет качественно решать задачу воспитания физически развитой, социально активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности дает хорошие результаты развития крупной и мелкой моторики, двигательной активности. К моменту завершения этапа дошкольного образования дети подвижны, выносливы, владеют основными физкультурно-спортивными навыками, могут контролировать и управлять своими движениями. Проводимая оздоровительная работа является необходимой предпосылкой для перехода детей на следующий уровень образования и успешной социальной адаптации наших воспитанников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль