Краеведение в детском саду

132

Надежда Маленькая, зав. центром развития ребенка – детским садом первой категории № 9 «Казачок» хутора Лозного Цимлянского района Ростовской области

В каждой дошкольной образовательной организации решается задача по приобщению детей к национальной культуре, воспитанию патриотизма, чему в особенности способствует казачье воспитание детей. Одна из форм ознакомления воспитанников с родным краем – экскурсии и занятия в краеведческих или этнографических комнатах, мини-музеях, оформленных в детских садах. В данной статье я расскажу, как организовать комнату казачьего быта в детском саду в одном из помещений учреждения.

Наш детский сад рассчитан на шесть групп, но в настоящее время функционируют только четыре. Свободные помещения используются для организации предметно-развивающей среды: размещения комнаты казачьего быта в детском саду, лаборатории «Почемучка», мини-планетария.

Идея создания комнаты казачьего быта в детском саду появилась у меня еще в 2009 г. Оформление такой краеведческой комнаты оказалось довольно трудоемким процессом, который состоял из нескольких этапов.

Этапы создания комнаты краеведения детском саду

Я понимала, что успешная реализация проекта будет зависеть от заинтересованности педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому на первом этапе были проведены педагогический совет и родительские собрания, на которых администрация учреждения постаралась увлечь родителей и педагогов идеей создания комнаты казачьего быта в детском саду.

Также проводились индивидуальные беседы с родителями. Речь шла о том, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре должен заключаться не только в помощи по созданию, но и в организации работы комнаты казачьего быта в детском саду.

Второй этап предусматривал разработку нормативной правовой базы и выбор помещения для оформления комнаты казачьего быта в детском саду. В связи с этим мной был издан приказ об организации комнаты казачьего быта в детском саду (приложение 1), назначен ответственный за обеспечение ее работы и дано поручение подготовить соответствующее положение (приложение 2).

При выборе помещения мы ориентировались на количество будущих посетителей и экспонатов. Комнату казачьего быта в детском саду решено было разместить в отдельном помещении на первом этаже детского сада.

Третий этап – оформление комнаты казачьего быта в детском саду, сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

К сбору выставочного материала мы привлекли родителей, педагогов  и жителей хутора. Они приносили предметы народного быта и трудовой деятельности, утварь, элементы казачьего костюма, фольклорные произведения. Некоторые находки появлялись случайно, например, в старых сельских домах находили старую прялку или настоящую колыбель. При необходимости мы реставрировали предметы, прежде чем включить их в экспозицию.

Для каждого экспоната составлялась карточка с указанием даты приобретения, имени дарителя, кратким описанием назначения предмета. Затем все экспонаты были внесены в каталог (приложение 3).

При оформлении интерьера комнаты казачьего быта в детском саду мы придерживались следующих принципов:

  • соблюдение правил безопасности (укрепление демонстрационных стендов, стеллажей, витрин, экспонатов, обеспечение свободного доступа к ним) и санитарно-гигиенических норм;
  • наличие детской мебели для проведения игр и занятий с воспитанниками;
  • учет эстетических норм в оформлении комнаты.

В отношении экспонатов комнаты казачьего быта в детском саду должны соблюдаться следующие условия:

  • систематическое пополнение музейного фонда новыми экспонатами;
  • бережное отношение к экспонатам;
  • грамотное ведение каталога.

На четвертом этапе мы приступили к планированию педагогической и культурно-просветительской работы с воспитанниками и их родителями с использованием предметно-развивающей среды комнаты казачьего быта в детском саду.

Для этого был составлен перспективный тематический план работы в краеведческой комнате, включающий занятия с детьми, мероприятия для родителей и педагогов, а также проведение различных конкурсов и выставок.

График работы краеведческой комнаты составлялся с учетом режима дня воспитанников. Также были определены темы и содержания экскурсий, занятий для ознакомления детей с экспонатами. В зависимости от темы экскурсии роль экскурсовода выполняют педагоги, старшие дошкольники или родители воспитанников.

После окончания всех подготовительных и организационных работ состоялось торжественное открытие комнаты казачьего быта в детском саду. На церемонию были приглашены работники детского сада, воспитанники и их родители, представители общественности.

Работа с детьми и взаимодействие с родителями на уроках краеведения в детском саду

Для повышения эффективности работы с детьми перед каждой экскурсией или занятием мы подготавливаем их к восприятию новых слов, информации о незнакомых им обрядах и обычаях. Содержание занятия должно соответствовать возрасту детей. Правильно подобранный материал легче запоминается, стимулирует интерес дошкольников.

В комнате казачьего быта в детском саду дети могут обращаться к картам Ростовской области, Цимлянского района, хутора Лозного; рисовать; рассматривать экспонаты, книги и иллюстрации; создавать коллажи и макеты; играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры; петь и танцевать. Условия, созданные в комнате казачьего быта в детском саду, помогают реализовать образовательную программу дошкольного образования с учетом регионального компонента за счет ознакомления детей с местным диалектом (говором донских казаков), народными сказками, музыкой, изобразительным искусством казаков. Представленные материалы позволяют приобщать детей к истокам донской культуры и традициям народов, проживающих в нашей местности.

Для лучшего закрепления знаний, полученных в комнате казачьего быта в детском саду, проводятся интегрированные занятия по разделам реализуемой образовательной программы дошкольного образования. То есть детям предоставляется возможность использовать новые знания на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, изучению окружающего мира.

В комнате казачьего быта в детском саду в детском саду проводятся различные мероприятия для воспитанников и их родителей:

  • праздники, развлечения, викторины, КВН, чаепития;
  • встречи с местными писателями, поэтами, художниками, композиторами;
  • выставки детских изобразительных работ, поделок;
  • конкурс «Юный экскурсовод»;
  • театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов комнаты – предметов быта и одежды казаков.

Сотрудничество с социумом касательно краеведения в детском саду

В комнате казачьего быта в детском саду часто проходят выставки работ и поделок жителей хутора (картин из бисера или вышитых крестиком, швейных, вязаных изделий, выполненных в технике плетения и др.), родительские собрания, районные методические объединения по нравственно-патриотическому воспитанию, встречи с учителями средней общеобразовательной школы.

Наш детский сад посещают дети казачьего атамана, который принимает активное участие в совместных мероприятиях. Его семья внесла вклад в экспозицию комнаты казачьего быта в детском саду: подарила шитье с вышивками (всего 11 предметов). В 2013 г. об атамане был снят документальный фильм «Российское казачество», в съемках которого принимал участие наш детский сад.

Опыт открытия комнаты казачьего быта в детском саду был представлен на Всероссийском научно-практическом семинаре «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах: опыт, проблемы, перспективы» в рамках доклада по теме «Организация развивающей среды детского сада с учетом национально-региональных особенностей».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль