Знания педагога – залог здоровья детей: педагогическое сопровождение детей в ДОУ

114

Педагогическое сопровождение детей в ДОУ

Необходимым условием успешного физического развития ребенка является сопровождение его взрослым. Причем это должен быть специалист высокой квалификации, обладающий знаниями в различных областях науки: дошкольной педагогики, теории и методики физической культуры, детской психологии, медицины и т. д.

Однако исследования, проведенные специалистами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (далее – РГПУ им. Герцена), свидетельствуют о том, что во многих дошкольных образовательных организациях низкий уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах оздоровления и физической культуры.

 Интенсивная оздоровительная деятельность в детских садах, обусловленная заботой о состоянии здоровья воспитанников, не сопровождается целенаправленным формированием у педагогических работников знаний об особенностях ведения такой деятельности. Новая информация (преимущественно рекламного характера) об отдельных оздоровительных методиках воспринимается на бытовом уровне и не подвергается критическому анализу.

Педагогическое сопровождение детей в ДОУ при организации физкультурно-оздоровительной работы

Новые технологии зачастую внедряются без соответствующего физиолого-гигиенического обоснования, учета возрастных особенностей развития и адаптивных возможностей дошкольников. В результате в детском саду могут одновременно использоваться несвязанные между собой методики и направления: корригирующая и оздоровительная гимнастика, массаж, физио- и фитотерапия, оздоровительное плавание и др. При этом любой экспериментальный двигательный режим педагоги воспринимают как здоровьесберегающий и прогрессивный.

Большинство заведующих правильно организуют физическое воспитание и оздоровление дошкольников. Тем не менее нередко в детских садах можно наблюдать неэффективную оздоровительную работу, а иногда и приносящую вред воспитанникам. Как показывают исследования, проводимые РГПУ им. Герцена, это связано с мотивацией заведующих детскими садами при внедрении инноваций. В зависимости от мотивов выделим четыре типа руководителей.

Первый тип. Руководители, которые действительно хотят, чтобы воспитанники были здоровы, интересуются новыми технологиями, но не осознают возможных негативных последствий их внедрения в образовательный процесс.

Второй тип. Руководители не интересуются оздоровительным процессом, но знают, что здоровье детей – приоритетная задача, о которой заявлено на всех уровнях: от районного совещания до выступления президента. Для того чтобы не выбиваться из общей массы, они активно внедряют опыт коллег, не задумываясь о целесообразности его использования в конкретном детском саду.

Третий тип. Руководители, желающие выделиться и продемонстрировать свою прогрессивность и инновационность, стремятся использовать модные или, наоборот, редкие методики, зачастую непроверенные экспериментально. Традиционные технологии оздоровления кажутся им неинтересными, так как занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры и прочее предусмотрены во всех детских садах.

 Четвертый тип. Руководители понимают ценность традиционных методик оздоровления, но, подстраиваясь под запросы родителей и требования учредителя, отдают предпочтение экзотическим методикам. Умело рекламируя необычные оздоровительные услуги своего детского сада, они добиваются профессиональных успехов, например введения новых ставок, дополнительного финансирования деятельности детского сада и т. п. Таким образом, правильно организованная и эффективная оздоровительная работа – следствие высокого уровня компетентности заведующего, для которого приоритетной задачей деятельности дошкольной организации является достижение реального оздоровительного эффекта в работе с детьми.

Необходимость повышения квалификации педагогов для улучшения качества педагогического сопровождения детей в ДОУ

Основной задачей инструктора по физической культуре сегодня является изучение физкультурно-оздоровительных методик, которые предлагаются различными авторами и организациями, и определение целесообразности их применения в своем детском саду. Данная задача усложняется по мере появления множества технологий, которые в детском саду могут использоваться с большой осторожностью. В частности, к ним относятся методики:

• изначально разработанные для взрослых без соответствующей адаптации к особенностям детей дошкольного возраста;

 • требующие значительных временных затрат, что нарушает режим дня детей, сокращает время, отведенное на игру, прогулку и сон;

 • требующие использования дорогостоящей аппаратуры и привлечения специально обученного персонала, что превращает детский сад из образовательной организации в лечебную;

• не проверенные экспериментально, поэтому связанные с риском для здоровья детей;

Новая разрекламированная технология зачастую настолько нравится педагогам, что они стараются сразу же применить ее в своем детском саду. Однако грамотное построение оздоровительной работы предполагает анализ качества новых технологий, который следует проводить до их внедрения в образовательный процесс.

• оказывающие специфическое воздействие и не решающие конкретные задачи, связанные с улучшением состояния здоровья ребенка. В сложившейся ситуации инструктор по физической культуре может грамотно использовать новые технологии физического совершенствования и оздоровления дошкольников только при условии постоянного повышения уровня профессиональной квалификации.

Источники информации об инновационных технологиях в педагогическом сопровождении детей в ДОУ

Исследования РГПУ им. Герцена показали, что для инструктора по физической культуре детского сада основными источниками информации об инновационных технологиях являются совещания, конференции, открытые мероприятия, методическая литература, общение с коллегами. Самую актуальную и научно обоснованную информацию инструкторы по физической культуре могут получить на курсах повышения квалификации.

 Однако специфика данной формы в том, что большинство педагогов, занимающих должность инструктора по физической культуре в детском саду, раньше работали воспитателями, учителями физической культуры или тренерами детских спортивных школ.

Следовательно, в зависимости от базового образования специалисты нуждаются в разных знаниях. Так, выпускники педагогических колледжей и дошкольных факультетов вузов испытывают потребность в медицинских знаниях, а не в сведениях в области дошкольной педагогики. Педагогам с физкультурным образованием, наоборот, нужны знания преимущественно в области детской психологии и дошкольной педагогики. Потребность в тех или иных знаниях зависит не только от образования, но и от стажа работы. Например, начинающие педагоги в большей мере нуждаются в информации об особенностях детской психологии. По мере накопления опыта они начинают интересоваться вопросами из области медицины.

 Потребность в подобных знаниях сохраняется и даже возрастает у большинства инструкторов по физической культуре, имеющих стаж работы от двух до пяти лет. С учетом этих тенденций трудно подобрать однородный по опыту, возрасту и образованию состав слушателей курсов повышения квалификации. Поэтому часть информации, предлагаемой на курсах, носит общий характер, что отрицательно сказывается на интересе слушателей, и в конченом итоге может привести к снижению результативности процесса обучения.

Основные направления повышения квалификации специалистов для улучшения качества педагогического сопровождения детей в ДОУ

Для того чтобы выяснить, какая информация необходима слушателям курсов повышения квалификации, специалистами РГПУ им. Герцена был проведен опрос инструкторов по физической культуре. На основании его результатов были выявлены следующие наиболее актуальные вопросы совершенствования физкультурно-оздоровительной работы:

• в традиционные занятия включаются новые педагогические и оздоровительные методики;

 • на занятиях используется нестандартное оборудование;

 • процесс физического совершенствования детей становится личностно ориентированным

  1. Содержание занятий физической культурой с дошкольниками. Для педагогов всегда важно определить, чем лучше заниматься с детьми, какие средства оказывают наиболее эффективное влияние на укрепление их здоровья и повышение уровня физической подготовленности. Решение этой задачи зависит от целей образовательных программ, возможностей учреждения, а также от индивидуальных и групповых особенностей физического развития и физической подготовленности детей. Поэтому содержание физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста меняется по нескольким направлениям:
  • в традиционные занятия включаются новые педагогические и оздоровительные методики;
  • на занятиях используется нестандартное оборудование;
  • процесс физического совершенствования детей становится личностно ориентированным.
  1. Ограничения для занятий физической культурой. Следует помнить, что физическое упражнение – как лекарство: в малых дозах не даст эффекта, а в избытке может нанести непоправимый вред. Поэтому при использовании на занятиях с детьми той или иной оздоровительной технологии не следует забывать о запрещенных и ограниченных в применении упражнениях. Ограничения могут быть связаны:
    • с особенностями выполнения упражнений (например, запрещается резкое выполнение движений, особенно в шейном и поясничном отделах позвоночника);
    • требованиями к точному соблюдению исходных положений, амплитуды и времени выполнения упражнений;
    • необходимостью использования специального инвентаря (например, гимнастических матов определенной толщины и упругости) и спортивной обуви и т. д.
  2.  Определение объема физической нагрузки для каждого ребенка. Занятия физической культурой в дошкольной образовательной организации должны строиться с учетом уровня физического развития детей. Для его определения используются результаты исследования реакции организма дошкольников на различные физические нагрузки. Работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем в ходе выполнения упражнений различной интенсивности изучается и фиксируется с помощью мониторов сердечного ритма.

  1. Проведение занятий адаптивной физической культурой с дошкольниками. Многие детские сады имеют специальные группы для детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии. Организация физкультурно-оздоровительной работы в таких группах имеет свои особенности, а специфика деятельности инструктора по физической культуре обусловлена характером заболеваний детей. Одна из важных задач, стоящих перед инструктором по физической культуре, – организация инклюзивной физкультурно-образовательной среды.

  1. Организация занятий детским фитнесом. Введение таких занятий может стать одним из способов повышения эффективности оздоровления дошкольников в детском саду. Занятия детским фитнесом проводятся в различных учреждениях, однако требования систематичности, квалифицированного педагогического руководства и программного обеспечения в полной мере реализуются именно в детском саду. Большой популярностью в дошкольных образовательных организациях пользуются занятия ритмической гимнастикой, игровым стретчингом, фитболом, черлидингом.

  1. Сотрудничество с родителями. Важно приобщать родителей к физическому воспитанию детей. Для этого используются различные технологии, например оформление портфолио дошкольника – своеобразной копилки личных достижений ребенка в различных видах деятельности. Портфолио дает педагогам возможность фиксировать индивидуальные достижения воспитанника в течение всего времени пребывания в детском саду. Портфолио достижений ребенка в области физической культуры может представлять собой самостоятельный продукт деятельности педагогов и родителей или раздел общего портфолио.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль