Применение эффективного контракта в дошкольном учреждении

715

Применение эффективного контракта в ДОУ

В отечественной системе образования попытки внедрения аналогов эффективного контракта в ДОУ предпринимались еще в советское время. Социалистическое соревнование, расчет так называемого коэффициента трудового участия – все это базировалось на применении тех или иных показателей и критериев оценки качества труда (это же все сейчас есть в эффективном контракте). Однако трудовые взаимоотношения в СССР выстраивались на иных нормативных основаниях. Контракта как документа не существовало, а в сфере стимулирования труда доминировали нематериальные методы.

 Сегодня введение эффективных контрактов в ДОУ является логическим звеном в масштабной системе мер по совершенствованию социальной политики РФ, повышению эффективности бюджетного сектора экономики. Рассмотрим основные этапы перехода к системе оплаты труда по его результатам.

Переход от тарифной сетки к эффективному контракту в ДОУ

Этап 1. В 2008 г. Правительством РФ было принято решение об отказе от единой тарифной сетки, применявшейся для расчета заработной платы работников бюджетной сферы, и переводе бюджетных учреждений на отраслевые системы оплаты труда (постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583*). Реализация этого решения позволила не только учесть отраслевые особенности при регулировании трудовых отношений и оплаты труда, но и существенно увеличить долю стимулирующих выплат, позволяющих повысить эффективность деятельности отдельных работников и целых трудовых коллективов. Значительные изменения коснулись оплаты труда руководителей, должностной оклад которых был привязан к средней заработной плате основного персонала.

-------------------------------------------------------------------------------------

*Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты тру- да работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и под- разделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Этап 2. На дальнейшее повышение эффективности бюджетного сектора был направлен Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

 С изменения схемы финансирования бюджетных учреждений (предоставления субсидий дошкольным образовательным учреждениям) и введения понятия государственного (муниципального) задания начался переход от финансирования процесса функционирования к финансированию процесса развития и достижения результата бюджетным учреждением, его трудовым коллективом и отдельным работником. А в указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – указ Президента РФ № 597) прямо сказано о необходимости установления связи между стимулирующими выплатами и результатами труда работников.

Эффективный контракт в дошкольном учреждении – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда. Раздел IV. Абз. 33

Этап 3. С целью исполнения указа Президента РФ № 597 распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (далее – Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда), которой введено понятие «эффективный контракт в дошкольном учреждении». В рамках данной программы Минтруда России разработало рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником при введении эффективного контракта в дошкольном учреждении*

Этап 4. Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» завершилось оформление основной нормативной правовой базы, позволяющей сопоставить результаты труда работников с оплатой их труда.

Оценка труда руководителя при разработке эффективного контракта в дошкольном учреждении

В настоящее время оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций относится к числу непроработанных задач и противоречивых проблем. Например, спорным является вопрос о предмете оценивания. Исходя из того, что предметом деятельности руководителя является информационное взаимодействие (осуществление управленческих функций), непосредственным результатом его труда становятся управленческие решения, закрепляемые в форме различных документов. Результаты работы образовательной организации – итог совместных усилий руководителя и всех работников. Поэтому, с одной стороны, труд руководителя можно

* Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта в дошкольном учреждении и иных организациях».

оценивать по результатам осуществления им управленческих функций, а с другой стороны – по результатам работы организации в целом. В теории и практике менеджмента принято связывать отдельные результаты труда руководителя с конечными результатами деятельности возглавляемой им организации. Но возможно ли применить этот метод на практике при оценке качества управления образовательной организацией? Для ответа на этот вопрос и определения подходов к разработке эффективного контракта в дошкольном учреждении с руководителем мы решили сопоставить:

 1. Нормативные требования к руководителю дошкольной организации: функции руководителя, выделенные в качестве должностных обязанностей в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС).

2. Функции руководителя на практике: уточненные должностные обязанности (трудовые функции), которые фактически исполняются (или исполнение которых объективно необходимо) в должности «заведующий дошкольным образовательным учреждением».

 3. Результаты труда руководителя: документационное оформление управленческих решений.

4. Результаты работы дошкольной организации: основные группы показателей результатов работы дошкольной образовательной организации (выполнение муниципального задания, отсутствие штрафных санкций, жалоб со стороны родителей и т. д.), которые определялись, исходя из сложившейся практики оценивания работы образовательных организаций, в т. ч. с учетом действующей нормативной правовой базы.

 5. Затраты времени на выполнение управленческих функций: временные затраты на осуществление обязанностей в годовом бюджете рабочего времени руководителя.

Примерные временные затраты определялись методом экспертной оценки руководителями полнокомплектных детских садов, где штатным расписанием, как правило, предусматривается наличие заместителей заведующего по административно-хозяйственной, воспитательно-методической работе и некоторых других специалистов.

В малокомплектных детских садах соотношение временных затрат руководителя на выполнение должностных обязанностей может быть иным. Результаты сопоставления приведены в таблице. Сопоставление показывает, что должностные обязанности (перечень основных трудовых функций) по должности «руководитель», установленные в ЕКС, не в полной мере совпадают с обязанностями, которые фактически возлагаются на заведующего детским садом, поскольку они предназначены для всех типов образовательных организаций и носят общий характер.

Так, ЕКС не предусмотрены обязанности заведующего, связанные с организацией присмотра и ухода за детьми. Между тем выполнение этих трудовых функций занимает четверть рабочего времени руководителя детского сада. Если обязанности по работе с кадрами в ЕКС описаны подробно, то по другим направлениям работы, например, по организации материально-технического обеспечения, сформулированы слишком обобщенно. Именно поэтому важно уточнить перечень должностных обязанностей заведующего детским садом при разработке эффективного контракта в дошкольном учреждении.

Полную версию таблицы смотрите в приложенном документе

Расплывчатые, допускающие различное толкование должностные обязанности заведующего детским садом, являются потенциальным источником конфликтов и разногласий препятствуют объективной оценке результатов его труда.

Кроме того, таблица показателей для оценки труда руководителя дает наглядное представление о соотношении непосредственных результатов труда заведующего детским садом (документально оформленных управленческих решений) и результатов работы детского сада в целом, которые достигаются совместными усилиями всего коллектива. Очевидно, что метод оценки труда руководителя по результатам осуществления управленческих функций, оформленных в виде различных документов, категорически не подходит. Документационное обеспечение процесса управления вовсе не гарантирует достижения поставленных перед образовательной организацией целей, а в рамках ограниченных временных периодов оценить степень влияния многих документов (оформленных управленческих решений) на конечный результат работы детского сада можно далеко не всегда. Руководитель опосредованно способствует достижению результатов деятельности образовательной организации, через других работников, осуществляя при этом коммуникативную функцию, качество реализации которой не поддается формализованной оценке.

Таблица показателей оценки труда руководителя может использоваться работодателем в качестве

: • примерной основы для определения его приоритетных задач развития организации;
• примерного ориентира для определения веса показателей и установления размера стимулирующих выплат;
• примерной основы для уточнения должностных обязанностей заведующего дошкольной образовательной организацией в эффективном контракте. Использование приведенной таблицы при составлении эффективного контракта в дошкольном учреждении будет полезным при наличии у работодателя данных мониторинга, демонстрирующих результаты работы руководителя (или организации) относительно предыдущих периодов или усредненных данных по конкретному типу дошкольных образовательных организаций.

Метод оценки труда руководителя только по результатам работы детского сада тоже небезупречен. Во-первых, потому что, как было сказано выше, результаты работы образовательной организации – это итог совместных усилий руководителя и трудового коллектива. Во-вторых, в настоящее время не разработана итоговая формализованная модель описания результатов работы детского сада. А это значит, что часть результатов может быть не принята во внимание. Кроме того, оценивание результатов работы руководителя без учета состояния документационного обеспечения деятельности организации может привести к игнорированию заведующим своей основной работы. Таким образом, увязка результатов труда руководителя с результатами деятельности возглавляемой им образовательной организации является наиболее объективным подходом к оценке труда заведующего детским садом.

Разработка эффективного контракта в дошкольном учреждении

По итогам анализа и соотнесения результатов работы дошкольной образовательной организации с функциями управления можно выделить следующие направления оценки результатов работы заведующего для отражения их в эффективном контракте в ДОУ:

 • отсутствие замечаний со стороны надзорных органов по документационному обеспечению управления детским садом;
 • выполнение муниципального задания;
• удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса;
 • удовлетворенность родителей качеством присмотра и ухода за детьми;

• отсутствие штрафных санкций по итогам проверок надзорных органов;
• положительная динамика внутренней оценки деятельности образовательной организации;
• положительная динамика индикативных показателей состояния образовательной организации.

Индикативные показатели состояния образовательной организации могут быть выделены работодателем на основании разнообразных научных и методических разработок. Например, основные группы индикативных показателей для определения состояния образовательной организации могут быть такими:

• кадровые ресурсы (например, укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, уровень текучести кадров и т. д.);
 • финансовые ресурсы;
 • материально-техническая база;
 • программно-технологическое обеспечение.

При оценке труда руководителя в процессе составления эффективного контракта в ДОУ также следует учитывать, что существенное влияние на результат работы оказывают исходное состояние образовательной организации (например, качество материальной базы, уровень квалификации кадрового состава и проч.) и внешние факторы, связанные с типом населенного пункта, состоянием экономики муниципального образования, которым определяется уровень финансового обеспечения детского сада. Таким образом, предложить унифицированные значения показателей деятельности руководителя невозможно.

 Поэтому в эффективном контракте  в ДОУ следует устанавливать реально достижимые плановые значения показателей с учетом исходного состояния детского сада и внешних факторов. Проблема подготовки эффективного контракта в дошкольном учреждении не исчерпывается определением основных направлений оценки результатов работы заведующего, которые вознаграждаются заработной платой в размере должностного оклада и компенсационных выплат (при наличии соответствующих оснований). Следует также решить, за какие достижения руководителю положены стимулирующие надбавки.

Для поиска ответа на этот вопрос комплекс задач, стоящих перед руководителем, можно разбить на две группы:

• задачи, решение которых позволяет поддерживать стабильное функционирование образовательной организации;

• задачи, решение которых обеспечивает качественные изменения в образовательной организации, ее развитие. В рамках выделенных групп при составлении эффективного контракта в дошкольном учреждении для каждого конкретного детского сада определяются свои приоритеты или задачи. Вознаграждением за выполнение этих задач и должны служить стимулирующие выплаты, объем и целевое назначение которых отражаются в эффективном контракте в ДОУ.

Рассмотрим, как это применяется на практике. Значения индикативных показателей состояния конкретного детского сада сопоставляются с нормативными (эталонными) значениями. В случае большого износа инженерных коммуникаций в детском саду индикативные показатели будут отклоняться от нормы. Поэтому приоритетной задачей становится улучшение материально-технической базы. По результатам решения этой задачи (в течение определенного работодателем периода) определяется размер стимулирующей выплаты для заведующего.

 Если по другим индикативным показателям (например, состоянию кадров) отклонений нет, то приоритеты устанавливаются по ключевым задачам развития, которые определяются работодателем с целью повышения эффективности деятельности детского сада, достижения наилучшего соотношения между затратами (временными, кадровыми, финансовыми, материальными и др.), разработки инновационных направлений. В качестве приоритетного можно выбирать не одно, а два-три направления.

При определении размера стимулирующих выплат в качестве примерного ориентира могут использоваться данные приведенной выше таблицы о временных затратах руководителей на исполнение тех или иных трудовых обязанностей.

 Продолжительный период работы в условиях единой тарифной сетки сформировал у руководителей и специалистов определенные стереотипы, которые в конечном итоге приводят к непониманию того, как при помощи эффективного контракта в дошкольном учреждении можно повысить качество работы. Важно, чтобы оценка труда руководителя и соответственно эффективный контракт в ДОУ не превратились на практике в формальное мероприятие.

Нормативные документы

• Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

 • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

• Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 «О формировании незави- симой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»

 • Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»
 • Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Про- граммы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»
• Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта в дошкольном учреждении»
• Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»

Вложенные файлы

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль