О системе дошкольного образования и состоянии электронной очереди

71

В Челябинской области впервые за постсоветское время осуществляется масштабное строительство новых детских садов и школ с дошкольными отделениями, в том числе с применением современных технологий. Сегодня это основной способ обеспечения доступности дошкольного образования в регионе, в том числе внедряя электронные системы учета и приема дошкольников в ДОУ.

О том, с какими проблемами сталкивается правительство области в решении приоритетных задач дошкольного образования, рассказывают министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов и начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Комарова.

Демографическая ситуация и система дошкольного образования

Удастся ли в Челябинской области ликвидировать очередь в детские сады к 2016 году?

Александр Кузнецов: Областной «дорожной картой» предусматривается ликвидация дефицита мест для детей трех-семи лет к 2016 году и для всех дошкольников к 2018 году. Для решения этих задач с учетом демографических прогнозов до конца 2016 года необходимо создать еще примерно 15 тыс. новых дошкольных мест. Общий объем расходов эти цели превышает 10 млрд руб.

Обеспечение доступности и качества дошкольного образования для всех жителей региона предусмотрено целым рядом нормативных правовых актов Челябинской области, в ходе реализации которых практикуются разные способы расширения сети детских садов. В первую очередь предстоит обеспечить рациональное использование помещений дошкольных организаций.

На месте действовавших ранее функциональных кабинетов организованы группы, предусмотренные проектами зданий. Как и во многих регионах, у нас активно продолжается процесс возврата перепрофилированных в 90-е годы детских садов. За последнее десятилетие возвращено 123 здания. В каждой седьмой школе области открыты дошкольные отделения с группами 12-часового пребывания. Создано более 670 групп кратковременного пребывания, которых можно открыть еще больше. Но спрос на их услуги ограничивает 8-часовая продолжительность рабочего дня большинства матерей.

Несмотря на принимаемые меры, детские сады фактически не стали доступнее для населения, поскольку темпы роста численности дошкольников выше темпов ввода дополнительных мест, увеличить количество которых не позволяли финансовые ограничения. Только в 2014–2015 учебном году благодаря федеральной программе модернизации региональных систем дошкольного образования в Челябинской области появляется возможность «переломить» сложившуюся ситуацию.

Малозатратные способы создания дополнительных мест в целом исчерпаны, особенно на проблемных территориях, где срок ожидания в очереди составляет 3–4 года. Поэтому ставка делается преимущественно на строительство и реконструкцию зданий. Сейчас областным правительством решается вопрос о запуске в 2014 году масштабного проекта строительства детских садов на условиях концессионных соглашений, в том числе с использованием экономичных технологий быстровозводимых модульных зданий. Совместно с министерством строительства области мы проработали планы объектов предстоящего строительства с главами муниципальных образований. Теперь важно обеспечить своевременную подготовку всех необходимых документов.

Состояние электронной очереди в системе дошкольного образования

Какая роль в обеспечении доступности дошкольного образования отводится электронной очереди?

Александр Кузнецов: Переход на предоставление государственных и муниципальных услугв электронном виде тесно связан с решением задачи по введению дополнительных мест для дошкольников.

Каждый муниципалитет Челябинской области в прошлом году установил информационную систему электронной очереди и с 1 января 2014 года вывел услугу на единый портал государственных и муниципальных услуг. Проблемы были с интеграцией очереди в федеральную базу данных в автоматическом режиме, что связано с техническими особенностями регионального программного продукта. В короткие сроки неисправности были устранены и с 1 апреля электронная очередь функционирует в режиме рабочей эксплуатации.

Роль электронной очереди в обеспечении доступности дошкольного образования состоит в том, что с ее помощью налажен точный учет детей, нуждающихся в услугах системы дошкольного образования. Электронная очередь исключает двойную (и более) запись в детские сады одного и того же ребенка, отражает актуальный и отложенный спрос на услугу, что позволяет заблаговременно планировать открытие дополнительных мест. Кроме того, мониторинг состояния очередности в детские сады в еженедельном режиме осуществляется на федеральном уровне. Данные мониторинга будут использоваться при распределении федеральных субсидий на строительство детских садов. Условия субсидирования предусматривают также жесткие требования к соблюдению сроков строительства и освоения как федеральных средств, полученных ранее, так и областных, направляемых на аналогичные мероприятия в качестве софинансирования. Таким образом, каждый несет ответственность за вклад в общее дело.

Увеличение количества детских садов требует дополнительного кадрового обеспечения. Как решается этот вопрос?

Елена Комарова: Благодаря повышению заработной платы показатель укомплектованности детских садов педагогическими кадрами за последние годы значительно улучшился и сейчас составляет 94%. В ближайшее время встанет вопрос обеспечения воспитателями и специалистами многочисленных новостроек, что потребует принятия дополнительных мер, связанных не только с количеством педагогов, но и с их равномерным территориальным распределением.

Задачи по расширению и дифференциации сети детских садов и дошкольных групп решаются наряду с задачами подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников системы дошкольного образования. В настоящее время подготовкой кадров для детских садов занимаются два вуза и три педагогических колледжа. В вузах открыты кафедры управления дошкольным образованием, которые обеспечивают подготовку высококвалифицированных руководящих кадров.

Финансовое обеспечение переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников детских садов осуществляется за счет средств областного бюджета. Особое внимание уделяется повышению компьютерной грамотности педагогов дошкольного образования: третий год действуют специальные тематические курсы повышения квалификации, на которых педагоги обучаются работе с современной компьютерной техникой.

Отдельное направление работы с педагогическими кадрами составляет внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Из бюджета области выделяются средства на закупку современных образовательных программ и методического обеспечения к ним, проводятся семинары с привлечением авторов этих методик и программ. В прошлом году тематические семинары провели авторы трех наиболее распространенных в Челябинской области образовательных программ дошкольного образования, которые пока не прошли процедуру экспертизы, но уже приведены разработчиками в соответствие с задачами ФГОС.

Александр Игоревич, Вы ведете блог в Интернете, даете онлайн-консультации. Для чего, на Ваш взгляд, управленцу в сфере образования (от министра до руководителя школы или детского сада) нужен такой формат общения?

Александр Кузнецов: Любые посредники между собеседниками искажают информацию. А дистанционные интернет-технологии дают возможность общения в формате «один на один». Считаю, что этим надо пользоваться для того, чтобы при принятии каких-либо решений руководствоваться объективной информацией.

Елена Сергеевна, Вы много лет работаете в сфере дошкольного образования Челябинской области: были и воспитателем, и методистом, и главным специалистом по дошкольному образованию г. Златоуста… В какой должности сложнее работать, а в какой легче?

Елена Комарова: Да, все это было. Большую часть своей практической деятельности в детском саду я работала в должности музыкального руководителя. Это был замечательный период моей жизни. Где сложнее? Не знаю. Многое зависит от личностных устремлений (можно выполнять работу по принципу «и так сойдет», а можно стараться сделать ее как можно лучше), от наличия знаний и практического опыта. Я никогда не искала легких путей. И, конечно, в сфере организации дошкольного образования, которой я занимаюсь уже 28 лет, мои познания сегодня гораздо шире, чем в сфере музыкального воспитания дошкольников.

Александр Игоревич, Елена Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как вы отдыхаете после напряженной работы?

Александр Кузнецов: В будние дни мой основной отдых – сон. Три раза в неделю успеваю вечером до «отбоя» поиграть в волейбол или поплавать в бассейне. А по выходным провожу время с детьми. Предпочитаю активный отдых: зимой катаюсь на коньках или горных лыжах, летом – купаюсь в озере и хожу на рыбалку.

Елена Комарова: В ежедневном режиме самый любимый вид отдыха – музицирование. Последние несколько лет я изучаю приемы джазовой игры, импровизирую. Получаю массу положительных эмоций!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль