Гендерное воспитание дошкольников в рамках проекта «Трудятся мальчики, трудятся девочки»

215

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, становления его самосознания, осознания себя как представителя определенного пола. Организация трудовой деятельности детей в ДОО по принципу «взаимодополнения», т. е. выполнения трудовых поручений парой, когда основная физическая нагрузка возлагается на мальчика, а девочка обеспечивает эстетическую сторону поручения, будет способствовать воспитанию у них ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, а также социализации и формированию гендерного воспитания дошкольников.

О.А. Прохорова, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1874 г. Москвы

В настоящее время проблема гендерного воспитания дошкольников является весьма актуальной. Причиной тому служат социальные изменения, происходящие в обществе. Специалисты говорят об очевидном разрушении определенных стереотипов мужского и женского поведения, что находит свое отражение в поведении детей.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, отмечает различия в интересах и поведении мальчиков и девочек. Однако это еще не означает освоения им соответствующей гендерной роли.

Важным условием успешной полоролевой социализации дошкольников является его окружение, а также педагогические установки семьи. Современные родители чаще ставят в приоритет интеллектуальное развитие ребенка и не акцентируют внимание, например, на обязанности мальчиков уступать место девочкам, помогать им в выполнении трудоемких поручений.

Формирование гендерной принадлежности представляет собой комплексный процесс, который предусматривает организацию с детьми разных видов деятельности, а также создание соответствующей развивающей среды.

Практиками накоплен определенный опыт формирования у дошкольников гендерной принадлежности в условиях ДОО. В данной статье предлагается опыт работы по гендерному воспитанию в рамках проектной деятельности.

Проект «Трудятся мальчики, трудятся девочки» для гендерного воспитания дошкольников

Так, участниками познавательного творческого проекта «Трудятся мальчики, трудятся девочки» (далее – проект), реализованного на базе дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1874, стали воспитатель, дети средней группы и их родители.

Содержание данного проекта предполагает формирование у воспитанников представлений о различиях между мальчиками и девочками в разных ситуациях совместной деятельности, в т. ч. при выполнении трудовых поручений парой.

Основными целями проекта стали:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе выполнения совместной деятельности;
  • создание условий для формирования у них трудовых навыков с учетом гендерной при надлежности;
  • расширение представлений родителей об особенностях полоролевого развития детей в ДОО и семье.

В соответствии с целями были сформулированы следующие задачи:

  • формирование у детей уважительного отношения к представителям другого пола;
  • знакомство с особенностями участия в трудовых поручениях мальчиков и девочек; предметами, характерными для «мужского» и «женского» труда;
  • обучение умению трудиться в коллективе;
  • воспитание бережного отношения к предметам, которые их окружают; трудолюбия, отзывчивости, желания помочь.

Реализация проекта осуществлялась поэтапно в течение восьми месяцев.

Этапы реализации проекта для гендерного воспитания дошкольников

В ходе предварительного этапа была подобрана методическая литература по вопросам гендерного воспитания детей, а также художественная литература о труде людей, соответствующие фотографии и иллюстрации, которые воспитанники рассматривали в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Также на этом этапе в помощь родителям была выпущена газета «О девчонках и мальчишках», сформирован пакет консультаций по развитию у детей трудовых навыков с учетом их гендерной принадлежности («Труд ребенка в семье», «Растим будущих мам и пап»). Родители, в свою очередь, по электронной почте пересылали педагогу фотографии, демонстрирующие, как дети выполняют трудовые поручения в семье.

В ходе основного этапа реализации проекта с дошкольниками были проведены беседы о том, как они помогают дома и на даче, какую работу можно назвать «мужской», а какую – «женской».

Для формирования у воспитанников трудовых навыков с учетом гендерной принадлежности в группе была создана минисфера мужского и женского труда:

  • детские инструменты и гараж с машинками – для мальчиков;
  • фрагменты кукольного блока – посуда, продукты питания, доска для глажения, утюг, тазик для стирки кукольного белья – для девочек.

Деятельность детей на данном этапе носила как индивидуальный, так и коллективный характер. Так, в ходе коллективного труда между воспитанниками были распределены обязанности с учетом пола: мальчики выполняли физически более трудные поручения, а девочки обеспечивали их эстетическую сторону. Например: мальчики наливали в тазики воду, подносили их девочкам, а те стирали кукольное белье. Осенью мальчики собирали листву и складывали ее в мешки, а зимой сгребали снег для снежных построек. Девочки подметали веранду. Выполнение трудовых поручений парой научило детей трудиться вместе, дружно.

Также в ходе реализации основного этапа проекта воспитанники сажали корнеплоды и собирали урожай зеленого лука, выращивали овес для подкормки птиц.

В качестве индивидуальных поручений дошкольникам предлагалось помыть игрушки, протереть кукольную мебель, машины, стулья, листья комнатных растений.

Неподдельный интерес родителей к теме проекта послужил поводом для организации нетрадиционного родительского собрания, в ходе которого были проведены конкурсы «А ну-ка, мамы, а ну-ка, девочки!», «Мы настоящие мужчины». Совместно с мамами девочки готовили торт, фруктовые салаты, от чего испытывали огромное чувство радости, желание соответствовать эталону женственности. А мальчики под присмотром пап выполняли мужскую работу – ремонтировали стулья, с гордостью закручивая винты настоящими инструментами. Таким образом, были созданы условия для совместной деятельности детей и родителей.

С целью обобщения знаний воспитанников о трудовой деятельности была оформлена папка с трудовым листочком каждого ребенка под названием «Мы трудимся, стараемся». Результатом совместной деятельности детей и родителей стал выпуск стенгазеты «Трудятся мальчики, трудятся девочки», оформленной фотографиями с фрагментами того, как они помогают родителям дома и на даче. Дошкольники наперебой комментировали эти фотографии. В итоге на основе их высказываний было написано стихотворение по теме проекта.

Заключительным этапом стала презентация проекта на педагогическом совете ДОО как результата совместной деятельности воспитателя группы и родителей по формированию у детей трудовых навыков с учетом их гендерной принадлежности.

Результаты гендерного воспитания дошкольников в рамках проекта

В ходе реализации проекта у воспитанников сформировалась адекватная полу модель поведения при общении друг с другом. Мальчики стали бережно и заботливо относиться к девочкам, помогать одеваться, убирать игрушки, пропускать вперед при входе в здание детского сада. Девочки стали чаще обращать внимание на обстановку в группе, наводить порядок на полках с игрушками.

Следует отметить, что успех данной работы стал возможен благодаря взаимодействию с семьями воспитанников. Ведь и педагогам, и родителям важно понимать, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретает все необходимые качества женственности только в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль