Эколого-развивающая среда на территории ДОО

246

Е.В. Шнякина, заведующий МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”» г. Губкина Белгородской области

И.Е. Серикова, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”» г. Губкина Белгородской области

В настоящее время для организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми педагогические коллективы эффективно используют как помещения ДОО, так и ее территорию в разные сезоны года. Так, с целью создания наиболее благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с воспитанниками на территории детского сада педагогическим коллективом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”» было принято решение оформить комфортную ландшафтную зону, тематические площадки и экологическую тропу, а также провести озеленение групповых участков на территории ДОО.

В результате совместной деятельности педагогов и родителей была создана предметная среда, в которой органично сочетаются разные объекты, удовлетворяющие потребность детей в новизне. Территория ДОО разделена на несколько пространств (зон), предусматривающих организацию с воспитанниками разных видов деятельности. Остановимся на них подробнее.

Тематические площадки на территории ДОО

Для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения в условиях современного города спроектирована тематическая площадка «Дорожная азбука», имитирующая часть города с дорогой и пешеходным переходом и оборудованная элементами дорожного движения: знаками, светофорами, транспортными средствами и т. д.

Для благоприятной адаптации воспитанников в ДОО, реализации задач образовательной программы дошкольного образования через совместную и самостоятельную театрализованную деятельность, развитие творческой активности детей и их родителей создан «Летний театр».

Беседы с детьми на тематической площадке «Сельский дворик» способствуют развитию у них познавательной активности, речи, расширению словаря. Здесь воспитанники учатся имитировать повадки и движения домашних животных, знакомятся с бытом людей в сельской местности.

Благодаря созданной «Поляне сказок» дошкольники могут не только прогуляться на свежем воздухе, но и отправиться в интересное путешествие в мир сказки. Сидя на траве в укромном уголке, дети сочиняют новые сказки или придумывают фантастические концовки к уже знакомым сказочным историям.

Экологическая тропа на территории ДОО

С целью реализации задач экологического воспитания, развития экологического сознания дошкольников творческой группой педагогов ДОО была оборудована экологическая тропа.

Основные задачи экологической тропы:

  • развитие у детей познавательного интереса к миру природы, чувства ответственности за ее сохранность;
  • осознание каждым ребенком себя как части природы;
  • развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы;
  • формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям дошкольного возраста;
  • навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
  • развитие художественно-творческих способностей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности;
  • оздоровление детей средствами природы;
  • повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

В помощь педагогам были разработаны общие рекомендации и составлен план воспитательно-образовательной работы с детьми на территории ДОО (приложение).

Маршрут экологической тропы, общая протяженность которого составляет 136 м, берет свое начало у ворот детского сада и включает несколько остановок. Первая остановка – «Альпинарий» (или «Альпийская горка») – самостоятельный объект для наблюдений. Подобранные растения, среди которых очиток, молодило, алиссум, эхинацея, портулак, колокольчик, гвоздика, шнитт-лук, аквилегия, мшанка шиловидная, овсяница, барвинок, лук-шалот, молочай, обриетта, ирис, примула, – неприхотливы, растут на песке и в камнях. Необычность данного объекта вызывает особый интерес у воспитанников. Здесь они рассматривают растения и наблюдают за их ростом в разные времена года, определяют их взаимосвязь с окружающей средой, закрепляют правила поведения в природе.

Общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок – все это способствует формированию бережного отношения к растительному и животному миру, развитию эстетического вкуса у детей и их родителей.

Рядом с альпинарием находится остановка «Водоем», на которой педагоги проводят с дошкольниками беседы о водоеме, сообществе обитающих здесь растений (камыш, водоросли, кувшинки), насекомых, земноводных и птиц, обсуждают и проигрывают различные ситуации, разучивают пословицы, стихи и поговорки, рисуют и читают экологические сказки.

На этом общение воспитанников с водной средой не заканчивается. В нескольких метрах от водоема находится остановка «Фонтан», где они получают знания о воде и ее свойствах, явлениях природы весной, а также проводят опыты с водой.

Рядом с фонтаном расположилась следующая остановка – «Березовая роща». Это природный комплекс, в состав которого входят березы разного возраста и толщины, кустарники (калина, бульденеж), травянистые растения (цикорий, одуванчик, пролеска лесная, клевер, спорыш, лютики, вьюнок, тысячелистник, подорожник, щирица, пырей, молочай). В березовой роще дети знакомятся с березой – главным символом России, ее характерными признаками, а также с травянистыми растениями, проводят сравнительные наблюдения за деревьями, учатся замечать связи в сообществе растений (наросты на стволах деревьев). Здесь же дошкольники получают представления о строении дерева и об изменениях, происходящих с ним с течением времени, самостоятельно исследуют кору, ветки.

Слева от березовой рощи располагается остановка «Сухой ручей» – один из декоративных элементов ландшафтного дизайна, который пришел к нам с Востока и представляет собой имитацию русла высохшего ручья. «Сухой ручей» – классика японского сада. Выполняется он из искусственных или настоящих камней, выложенных и чередующихся определенным образом. Также при устройстве сухого ручья часто используют стекло, стеклянные шарики или мраморную крошку. С помощью данного объекта экологической тропы дети узнают о возникновении и строении рек и ручьев, условиях их существования, причинно-следственных связях обмельчания и высыхания водоемов, знакомятся с такими растениями, как цикорий, кохия, папоротник, молочай, рудбекия.

Пройдя по руслу сухого ручья, доходим до «Птичьей столовой». На этой остановке воспитанники знакомятся с жизнью птиц родного края в разные времена года (вороной, ласточкой, синицей, воробьем, голубем и др.), их повадками, учатся с ними общаться, заботиться, а также играют в игры («Зима-лето», «Фотограф», «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Кому что нужно», «Перелет птиц»).

Рядом с «Птичьей столовой» располагается остановка «Зеленая аптека». Здесь дошкольники узнают, как собирать, хранить и применять лекарственные растения (ромашку, подорожник, календулу, мяту, мелиссу, иссоп, эхинацею, одуванчик, ревень, полынь, валериану, зверобой, котовник, тимьян, лофант тибетский, мать-и-мачеху). Наблюдают за их появлением в весеннее время, ростом, цветением, рассматривают цветы, листья, сравнивают разные растения на протяжении весенних, летних и осенних месяцев, собирают семена, трудятся на грядке (сажают новые растения, поливают, пропалывают, рыхлят землю и подготавливают грядки к зиме).

Как и на других объектах экологической тропы воспитательно-образовательная работа с воспитанниками на данной остановке организуется с учетом их возраста. Так, дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, одуванчиком), любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Дети средней группы не только наблюдают за растениями, но и исследуют их форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся с растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с их биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения разных болезней.

Для закрепления полученных воспитанниками знаний педагоги проводят с ними разные игры («Мы растения», «Чем полезна», «Чей листочек», «Угадай, чем лечить» и т. д.).

На остановке «Тенистый уголок» дети получают представления о растениях, которые любят влагу (кислица, мхи), и обитателях влажных мест (пауках, жужелицах, мокрицах, сороконожках, земляных червях, улитках). Педагоги рассказывают им о роли мхов в регулировании водного баланса ландшафтов, их способности впитывать и удерживать большое количество воды; обращают внимание на обитателей тенистого уголка, их внешний вид и приспособленность к условиям обитания.

Следующая остановка – «Земляничная поляна». Здесь дошкольники получают представления о землянике, ее строении, процессе созревания ягод в естественной среде, а также узнают о лекарственных свойствах и возможности использования листьев и плодов земляники в медицине и кулинарии, сравнивают ее с садовой клубникой, разучивают пословицы, стихи и поговорки о ягоде.

На остановке «Этноуголок» дети совместно с педагогами сеют семена подсолнуха, кукурузы, горчицы, календулы, целлозии, герани, клевера, а затем во время прогулок в весеннее время наблюдают за появлением растений, их ростом, цветением, рассматривают цветы, листья, сравнивают разные растения на протяжении весенних, летних и осенних месяцев, собирают семена. Педагоги проводят с воспитанниками беседы о полезных свойствах сельскохозяйственных растений, знакомят с их полезными свойствами и значимостью для животных и человека.

Остановка «Рокарий» – каменистый садик из живых растений и камней. Растения для рокария должны быть низкорослые, засухоустойчивые и холодостойкие. Здесь воспитанники получают представления о рокарии как виде ландшафтного дизайна, наблюдают за ростом и развитием растений (хоста, туя, можжевельники, папоротник), узнают о многообразии подвидов одного и того же растения, их сходствах и различиях.

Рядом с рокарием находится остановка «Еловый лес», где в разные времена года дети получают представления о хвойных деревьях, рассматривают их, учатся о них заботиться, сравнивают с лиственными деревьями.

В ходе прогулок в еловом лесу у дошкольников развивается познавательная активность, формируется представление о значении деревьев в жизни человека, желание узнавать, как они себя чувствуют, и помогать им.

В ходе практической деятельности на данной остановке дошкольники проводят исследования: измеряют высоту и толщину деревьев, используют дождемеры и лупы, учатся различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам). А также играют в игры («Мы деревца», «Подари дереву подарок», «С какого дерева листок», «К названному дереву беги», «Следопыты», «Кто с кем дружит») и выполняют разные задания («Нарисуй любимое дерево», «Собери семена и листья», «Сочини сказку о дереве», «Нарисуй любимое дерево в разные времена года», «Сделай книжку-малышку», «Придумай имя» и т. д.).

Основной целью остановки «Метеостанция» является обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Воспитанники знакомятся с различным метеооборудованием (компасом, флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами, дождемером, барометром, термометром), а также с природными ориентирами (солнцем, звездами, мхом надеревьях). Исследуя территорию детского сада, они учатся определять стороны света по компасу и природным ориентирам, ведут дневник наблюдений за погодой.

Продумывая, чем наполнить игровое пространство, педагоги стремились не столько к тому, чтобы создать индивидуальный образ территории детского сада, сколько к тому, чтобы каждый ребенок здесь мог выплеснуть свою неуемную энергию, постоянно получать новые знания и впечатления, расширять кругозор, развиваться физически, психически и духовно. Проведенная коллективом работа по оформлению и оборудованию территории ДОО позволила воплотить задуманное в реальность.

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль