Мониторинг условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

6457

Татьяна Никитина, нач. отдела качества дошкольного
образования и сопровождения деятельности экспертов
Московского центра качества образования

Опыт г. Москвы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) был введен для повышения качества дошкольного и школьного образования

Помимо приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, которым он утвержден, порядок его реализации обозначен и в других нормативных правовых документах:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (далее – постановление Правительства РФ № 662; приложение);
  • План действий по обеспечению введения ФГОС ДО, изложенный в письме Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08-10 <О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО> (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС);
  • Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО".

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


В п. 1.5 Плана действий по реализации ФГОС дошкольного образования в ДОУ указано, что с мая 2014 г. в регионах РФ должен осуществляться мониторинг условий реализации ФГОС.

Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ № 662 к обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, относятся:

  • содержание образовательной деятельности по образовательным программа ДОУ по ФГОС;
  • кадровое обеспечение детских садов и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
  • материально-техническое и информационное обеспечение ДОО;
  • финансово-экономическая деятельность ДОО.

Все это находит отражение в требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

На основании указанных документов в г. Москве как субъекте РФ по поручению столичного департамента образования специально созданной рабочей группой был разработан региональный мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) в соответствии с ФГОС. В состав рабочей группы вошли представители дошкольных образовательных организаций и дошкольных отделений образовательных организаций столицы, Московского института развития образования и Московского центра качества образования.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Разработка мониторинга условий реализации образовательной программы ДОУ

Согласно п. 3.1 ФГОС к условиям реализации ООП ДО относятся психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия, а также требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Для каждой группы данных условий были разработаны показатели оценки и описание состояния конкретного показателя.

Созданная система мониторинга в виде электронного продукта «Мониторинг условий основной программы дошкольного образования» была размещена в информационно-аналитической системе департамента образования г. Москвы «Московский регистр качества образования». Доступ к мониторингу разрешен только зарегистрированным в этом регистре руководителям детских садов и школ.

Порядок мониторинга условий реализации образовательной программы ДОУ

Мониторинг предназначен для всех детских садов, реализующих ООП ДО, и осуществляется посредством самообследования (самооценки). Руководители оценивают деятельность своего учреждения по показателям, представленным в табл. 1.

Основным механизмом оценки является измерение показателей по уровню их соответствия требованиям ФГОС. Данное измерение предполагает как словесную форму, так и числовое выражение результата по шкале от 0 до 3 баллов.

Таблица 1

Показатели оценки условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Мониторинг условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Полную версию таблицы вы найдете ниже

Рассмотрим механизм оценки на примере нескольких показателей.

Кадровые условия 

Показатель «Укомплектованность педагогическими кадрами» оценивается следующим образом:

  • 0 баллов – наличие более 10% вакансий в штате педагогов, необходимом для реализации ООП ДО;
  • 1 балл – наличие не более 10% вакансий в штате педагогов, необходимом для реализации ООП ДО;
  • 2 балла – наличие полного штата педагогов для реализации ООП ДО;
  • 3 балла – наличие полного штата педагогов, позволяющего реализовывать не только основную программу, но и приоритетные направления работы, в том числе инклюзивное образование и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические условия

Показатель «Создание условий для перехода ребенка на следующий уровень образования» оценивается следующим образом:

  • 0 баллов – в структуре ОО дошкольная и школьная ступени работают независимо;
  • 1 балл – в структуре ОО предусмотрены (включены в план) совместные мероприятия для детей дошкольной и школьной ступеней (1–2 мероприятия);
  • 2 балла – в структуре ОО предусмотрены (указаны в плане) совместные мероприятия для детей дошкольной и школьной ступеней (3 и более мероприятий);
  • 3 балла – в структуре ОО предусмотрены совместные мероприятия, досуги и совместная деятельность детей дошкольной и школьной ступеней.

Развивающая предметно-пространственная среда 

Показатель «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в помещениях)» оценивается следующим образом:

  • 0 баллов – организация предметной среды в здании не соответствует требованиям ФГОС;
  • 1 балл – частичная организация образовательного пространства в помещениях, не обеспечивающая в полной мере игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей;
  • 2 балла – частичная организация предметной среды в помещениях, обеспечивающая игровую, познавательную активность детей без учета возможности самовыражения ребенка;
  • 3 балла – необходимое и достаточное наполнение предметно-развивающей среды (в том числе экспериментирование с доступными детям материалами), обеспечивающей возможность самовыражения воспитанников, индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка в ДОО.

Обработка результатов мониторинга условий реализации образовательной программы ДОУ

Максимальная сумма баллов по 29 показателям – 87. Подсчитанное электронной системой количество набранных ДОО баллов переводится в процент от этого максимума. В зависимости от процентного соотношения определяется уровень реализации ООП ДО в рамках реализации ФГОС ДО (табл. 2).

Таблица 2

Мониторинг условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Значение результатов мониторинга

На основании результатов мониторинга руководитель образовательной организации должен принять обоснованное управленческое решение, направленное на улучшение условий для обеспечения полноценного социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

Обобщенные данные мониторинга в ДОУ получают Департамент образования г. Москвы и окружные управления. Департамент образования формирует отчет о качестве условий реализации ООП ДО в административных округах, а окружные управления – в образовательных организациях каждого округа г. Москвы.

В мае – июне 2014 г. были обработаны первые результаты мониторинга условий реализации ООП ДО, осуществленного в 448 дошкольных образовательных организациях и дошкольных отделениях образовательных организаций г. Москвы.

Общий итог оценки качества условий реализации ООП ДО в дошкольных образовательных организациях и дошкольных отделениях образовательных организаций г. Москвы выглядит следующим образом:

  • психолого-педагогические условия – 62%;
  • кадровые условия – 65%;
  • материально-технические условия – 75%;
  • развивающая предметно-пространственная среда – 71%;
  • финансовые условия – 58%;
  • совокупность всех условий – 67%.

Таким образом, можно сделать вывод, что условия реализации ООП ДО, созданные в дошкольных образовательных организациях и дошкольных отделениях образовательных организаций г. Москвы, в основном соответствуют требованиям ФГОС, но не во всех образовательных областях позволяют обеспечить полноценное развитие личности детей дошкольного возраста.

Читайте еще статьи про внедрение ФГОС в дошкольном образовании:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Об осуществлении мониторинга системы образования.docx
  • Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль