Адаптация работников детского сада в коллективе

1101

Наталия Маликова, зав. детским садом № 31 «Снегирек» г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Адаптация работников детского сада – необходимая составляющая работы с кадрами в образовательной организации. Адаптационные мероприятия помогают новому работнику влиться в коллектив и освоиться на рабочем месте, избегая конфликтов с работниками, которые находятся в организации уже несколько лет. Зачастую адаптационный период приравнивают к испытательному сроку или стажировке продолжительностью три месяца, целью которого является проверка соответствия нового работника занимаемой должности. Трех месяцев мало, чтобы работник смог полностью адаптироваться к новым условиям, но достаточно, чтобы руководство образовательной организации могло принять обоснованное решение.

Цели и задачи адаптации работников детского сада

Под трудовой адаптацией понимается постепенное включение работника в производственный процесс, в новые для него профессиональные, социально психологические, организационно-административные, экономические и бытовые условия труда и отдыха.

Цели адаптации новых работников:

• уменьшение стартовых издержек (новый работник трудится менее эффективно, что требует дополнительных затрат, в основном человеческих ресурсов: повышенного внимания педагога-наставника, помощи и контроля со стороны администрации, разработки методических материалов и тестов для расширения и проверки знаний новичка);

• преодоление чувств неуверенности и неопределенности у новичков;

• снижение показателя текучести кадров (увольнение сотрудника по причине его неспособности освоить новую работу или влиться в коллектив сведет к нулю деятельность по подбору персонала, придется снова искать работника);

• формирование позитивного отношения нового сотрудника к работе.

В целом система адаптации персонала предусматривает:

• разработку программы адаптации нового работника;

• использование различных методов и инструментов адаптации персонала;

• организацию индивидуального подхода к каждому новому работнику.

Индивидуальный подход предполагает проведение адаптации с учетом профессиональных и личностных способностей, потребностей и амбиций конкретного человека, благодаря чему его потенциал в полной мере раскрывается на пользу организации.

Этапы адаптации работников детского сада

В детском саду № 31 «Снегирек» г. Сургута (далее – Детский сад № 31) адаптацию новых работников организует заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (далее – зам. зав. по УВР). Он руководит подготовкой, проведением адаптации и взаимодействием всех членов коллектива, отвечающих за адаптацию нового работника на определенном этапе.

Адаптация новых работников в течение трех месяцев проходит в четыре этапа.

Первый этап. Вводный

Будущий работник детского сада после предварительного телефонного разговора проходит первичное собеседование со специалистом по кадрам. Перед началом собеседования кандидат на педагогическую должность заполняет анкету (приложение 1), предъявляет резюме, рекомендательные письма, портфолио и прочие документы. Специалист по кадрам предоставляет новому работнику полный объем информации о будущей работе, знакомит с организационными и функциональными особенностями дошкольной организации, правилами внутреннего трудового распорядка.

Второй этап. Ознакомительный

В течение первой недели работы в детском саду новичок изучает на практике свои обязанности и знакомится с предъявляемыми к нему требованиями. На данном этапе новый сотрудник заполняет анкету для определения профессиональных потребностей педагога (приложение 2). Если новый работник является молодым специалистом, то он дополнительно заполняет анкету изучения затруднений начинающего педагога (приложение 3). На основании этих документов в конце первой недели педагог-наставник совместно с новичком составляет индивидуальный план развития на адаптационный период (приложение 4).

Третий этап. Освоение в должности

В течение трех месяцев испытательного срока новый работник осваивает характерные для его должности умения и навыки. По мере прохождения данного этапа новый работник заполняет анкеты по оценке первого, второго и третьего месяцев адаптации (приложения 5, 6, 7), опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» (сост. О.Н. Родина), тест «Доброжелательность, умение слушать других людей, терпение» (сост. М.А. Аралова).

По итогам бесед с работником, посещенных им занятий, по данным анкетирования педагог-наставник заполняет анкету по промежуточным результатам испытательного срока (приложение 8), анкету «Общая оценка работника» (приложение 9), корректирует индивидуальный план развития на адаптационный период, оказывает новичку помощь в планировании работы, оценивает его деятельность.

В задачи педагога-психолога по адаптации нового работника на данном этапе входит: консультирование, проведение психологических занятий, тренингов, тестирования, анкетирования, содействие профессиональной деятельности участников межличностного взаимодействия.

Четвертый этап. Постадаптационный

В завершение периода адаптации оценивается результативность работы нового педагога. На основе всех материалов о новичке зам. зав. по УВР составляет служебную записку о прохождении испытательного срока (приложение 10).

Если новый работник на этапе собеседований получил правдивую информацию о своей будущей работе, это значительно упрощает его адаптацию. На протяжении испытательного срока нужно рассказывать новому сотруднику о принятых правилах поведения в образовательной организации, чтобы по окончании этого периода он действительно освоился на рабочем месте.

Следует отметить, что в период адаптации новый работник и педагог-наставник несут ответственность:

• за выполнение работником индивидуального плана развития на адаптационный период согласно установленным срокам;

• соблюдение норм профессиональной этики и правил внутреннего трудового распорядка;

• качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность персонала Детского сада № 31.

Составление программы адаптации работников детского сада

Для любого работника – молодого специалиста и педагога с опытом – начало трудовой деятельности в новых условиях часто сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Смягчить негативные последствия стрессовой ситуации поможет программа адаптации, которая разрабатывается для каждого нового работника на основе базовой программы. В рабочую группу по составлению программы адаптации входят: заведующий, зам. зав. по УВР, педагог-наставник, педагог-психолог, специалист по кадрам.

Корпоративная культура дошкольной организации – это система материальных и духовных ценностей коллектива учреждения, которая определяет характер взаимоотношений и коммуникаций между участниками образовательного процесса, индивидуальный стиль работы каждого педагога и корпоративный имидж учреждения. Развитая корпоративная культура обеспечивает высокое качество образовательной деятельности дошкольной организации.

Содержание программы адаптации педагогического персонала включает:

1. Организационную адаптацию:

• описание целей, задач и приоритетных направлений деятельности Детского сада № 31;

• описание структуры управления дошкольной организацией;

• постановку целей, на которые направлена деятельность работника в данной должности;

• список информационных материалов для новых работников (брошюры, методички, должностные инструкции, список персонала с указанием должностей и рабочих контактов и т. д.).

2. Социально-психологическую адаптацию:

• изучение корпоративной культуры дошкольной организации;

• знакомство с наставником и лицами, ответственными за содействие

в адаптации новых работников, изучение списка их обязанностей.

3. Профессиональную адаптацию:

• приобретение новыми работниками недостающих профессиональных знаний и навыков;

• список ответов на вопросы, чаще всего задаваемые новичками, а также перечень лиц, к которым можно обратиться за помощью или дополнительной информацией;

• список и краткое содержание мероприятий по повышению профессионального уровня (стажировок, тренингов);

• критерии успешного прохождения испытательного срока;

• форму контроля деятельности новых работников (например, ежедневный или еженедельный отчет педагогу-наставнику о результатах проделанной работы).

4. Психофизиологическую адаптацию: приспособление к определенному режиму труда и отдыха.

Эффективная программа адаптации помогает новому работнику быстрее освоиться в коллективе и в должности. Однако успешное закрепление профессиональных знаний и навыков невозможно, если новый сотрудник не осознает своей роли в организации, не разделяет ее ценности, не видит перспектив своей работы и испытывает трудности в общении с другими членами коллектива. Поэтому важна взаимосвязь всех перечисленных направлений адаптации.

Методы и инструменты адаптации работников детского сада

В период адаптации нового работника в Детском саду № 31 применяются различные методы и инструменты адаптации.

Собеседование преследует две цели: оценку личностных качеств и уровня компетенций нового педагога, необходимых для успешной работы в дошкольной организации, а также донесение до сотрудника основных сведений об организации и о перспективах его дальнейшей деятельности. Если в течение испытательного срока планируется несколько собеседований, работника об этом предупреждают заранее.

Тестирование новых работников помогает выявить их профессиональные знания, характер и индивидуальные особенности. Например, для воспитателя можно провести педагогический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями», различные опросы, анкетирование «Стиль педагогического общения», а также тест оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) и др.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов педагогической работы непосредственно на рабочем месте.

Собеседование, тестирование и инструктаж проводятся на первых этапах адаптации нового работника, а также по мере необходимости при выявлении затруднений во время непосредственного выполнения должностных обязанностей.

Для того чтобы у работника под рукой всегда была информация о дошкольной организации, в том числе правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции, составляется «Книга работника» (корпоративная брошюра) – карманный справочник, содержащий все необходимые сведения.

Наставничество – надежный и проверенный в течение многих лет способ профессиональной адаптации персонала, особенно молодых специалистов. Под руководством опытного педагога новички интенсивно развиваются в профессиональном плане, получают моральную и информационную поддержку, перенимают знания и подход к работе.

Индивидуальный план развития на адаптационный период – так называемый дневник нового работника. В нем фиксируются:

• задачи на испытательный срок;

• мероприятия по адаптации;

• перечень заданий к исполнению;

• результат выполнения.

Обучение на рабочем месте – метод, связанный с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки профессиональных навыков. В рамках обучения на рабочем месте обеспечиваются:

Во время адаптационного периода руководство детского сада должно показать новому работнику, что открыто для него, всегда готово помочь, но при этом оценивает и требует от него ответственности уже на первых этапах работы.

• проведение руководством детского сада, педагогом-наставником бесед о психолого-педагогических особенностях воспитанников, личностной позиции педагога;

• систематическое грамотное психолого-педагогическое просвещение новых работников, проводимое в увлекательных формах;

• создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки новых работников в стенах детского сада;

• анализ мероприятий, организованных новым педагогом;

• предоставление педагогу литературы для самостоятельного изучения с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности;

• обучение педагогов правильному и рациональному ведению документации.

Welcome-тренинг – один из лучших инструментов адаптации персонала в короткие сроки. Позволяет новым работникам быстро освоиться в коллективе. Состоит из эффективных мероприятий по адаптации персонала, таких как:

• знакомство работника с коллегами;

• обзорная экскурсия по детскому саду;

• просмотр презентаций о деятельности дошкольной организации.

Обучение вне рабочего места предполагает посещение лекций, конференций, семинаров, просмотр обучающих фильмов, применение дистанционных форм образования, а также прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки кадров. Данный метод развивает потенциал работника, дает возможность выйти за рамки традиционного поведения.

Самостоятельное обучение. Организация извлекает пользу из самообразования новых работников. Для этого их нужно обеспечить эффективными вспомогательными средствами: аудиовидеоуроками, учебниками, обучающими программами и т. д.

Помимо перечисленных методов для адаптации новых работников применяются деловые игры, а также разбор и анализ в процессе группового обсуждения вместе с новым сотрудником конкретных примеров из педагогической практики (представленных в виде текстового описания, видеоролика).

Оценка результатов адаптации работников детского сада

В Детском саду № 31 адаптация новых работников практикуется сравнительно недавно и пока рассчитана только на педагогических работников. Однако уже можно выявить положительные результаты проведения адапта-ционных мероприятий (таблица).

Адаптация работников детского сада в коллективе

Просмотреть полную версию таблицы вы можете в приложениях к статье

Эффективность адаптации персонала повышается благодаря организации индивидуального подхода к новым работникам. Грамотное управление адаптацией персонала сокращает сроки освоения новых работников в коллективе и должности в 5–6 раз.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.png
  • Документ №3.doc
  • Документ №4.doc
  • Документ №5.doc
  • Документ №6.png
  • Документ №7.png
  • Документ №8.doc
  • Документ №9.doc
  • Документ №10.doc
  • Документ №11.png
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль