Этапы проведения СОУТ

158

Римма Мубаракшина, зав. юридическим отделом, главный правовой инспектор труда Красноярской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Данными нормативными правовыми актами была упразднена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда и введена процедура специальной оценки условий труда.

Понятие специальной оценки условий труда

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда должна проводиться во всех организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и порядка финансирования. Исключение согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ составляют:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Действующая в настоящее время Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее - приказ Минтруда России № 33н).

Этапы проведения специальной оценки условий труда

Рассмотрим основные этапы проведения специальной оценки условий труда в образовательной организации.

Этап 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Требования к комиссии по проведению специальной оценки условий труда установлены ст. 9 Закона № 426-ФЗ:

  • состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя (в нашем случае - руководителя образовательной организации) в соответствии с Законом № 426-ФЗ (приложение 1);
  • в состав комиссии включаются представители работодателя, в т. ч. специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии);
  • число членов комиссии должно быть нечетным;
  • комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Этап 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда

График проведения специальной оценки условий труда составляется в произвольной форме и утверждается приказом руководителя (приложение 2). В нем необходимо указать этапы и сроки проведения мероприятия. Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда должны ознакомиться с графиком под роспись.

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда

Комиссия по проведению специальной оценки условий труда до ее начала должна утвердить перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, включая аналогичные рабочие места. Унифицированной формы такого перечня нет, поэтому его можно составлять в произвольной форме.

При составлении перечня можно ориентироваться на требования к заполнению перечня рабочих мест, который по итогам оценки должна оформить специализированная организация, проводящая специальную оценку условий труда. Данные требования содержатся в п. 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России № 33н.

Этап 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ руководителю образовательной организации для проведения специальной оценки условий труда необходимо заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией. Требования к данной организации установлены ст. 19 Закона № 426-ФЗ:

  • указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности - проведение специальной оценки условий труда;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в т. ч. не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из следующих специальностей:
    • врач по общей гигиене;
    • врач по гигиене труда;
    • врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пп. 1-11, 15-23 ст. 13 Закона № 426-ФЗ.

Руководителю образовательной организации следует знать, что согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не может проводиться:

  • должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
  • организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  • организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  • организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
  • экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  • экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Порядок проведения специальной оценки условий труда во многом похож на порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако есть и отличия. В частности, при проведении специальной оценки условий труда должна быть осуществлена идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимается сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации заносятся в протокол, который утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Ст. 209

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов утвержден приказом Минтруда России № 33н.

Работодатель обязан предоставить эксперту, осуществляющему указанную идентификацию, необходимые сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах.

В силу ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не подлежат:

  • рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Этап 6. Оформление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ в отношении этого и других подобных рабочих мест работодатель должен подать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок ее подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Декларацию необходимо подать не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда можно подать:

  • лично;
  • почтовым отправлением с описью вложения;
  • с помощью электронного документа, подписанного электронной квалифицированной подписью работодателя, через официальный сайт Роструда.

Согласно данной статье нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - в размере от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Данный срок продлевается еще на пять лет, если за это время не возникли обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, на задекларированном рабочем месте произошел несчастный случай с работником).

Этап 7. Исследование (испытание) и измерение вредных и (или] опасных производственных факторов

Если на рабочем месте были идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы, то на основании ч. 5 ст. 10 Закона № 426-Фз комиссия по проведению специальной оценки условий труда принимает решение о выполнении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426-ФЗ.

Предварительно комиссия по проведению специальной оценки условий труда составляет перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям. При этом она учитывает:

  • государственные нормативные требования охраны труда;
  • характеристики технологического процесса, производственного оборудования, применяемых материалов и сырья;
  • результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложения работников.

Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносятся в протокол.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Закон № 426-ФЗ. Ст. 12. Ч. 3

В силу ст. 14 Закона № 426-ФЗ условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (таблица).

Классификация условий труда

Наименование класса условий труда

Номер класса (подкласса) условий труда

Характеристика условий труда

1

2

3

Оптимальные

Класс 1

Воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника

Допустимые

Класс 2

На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены)

Вредные

Класс 3

Уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами)условий труда

Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени)

На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья

Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени)

На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет)

Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени)

На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности

Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени)

На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности

Опасные

Класс 4

На работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодатель должен вносить в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФ РФ) за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства.

Кроме того, класс условий труда влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на вредном и (или) опасном производстве (дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда).

Этап 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводившая специальную оценку условий труда, по результатам своей работы составляет отчет. В него должны войти:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии по проведению специальной оценки условий труда, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России № 33н.

Результаты специальной оценки условий труда (в т. ч. дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ) применяются с даты утверждения отчета о ее проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579).

Этап 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, его нахождения в отпуске или командировке.

Этап 10. Размещение на официальном сайте информации о результатах проведения специальной оценки условий труда

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель должен с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне организовать размещение на своем официальном сайте в Интернете сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части:

  • установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Сделать это также нужно в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Этап 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда

Сведения о результатах специальной оценки условий труда работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 ФСС1. Такое требование установлено подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

___________________

1Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС) утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н (с учетом изменений, внесенных приказом Минтруда России от 11.02.2014 № 94н).

Приложение 1

___________________________________________________

Наименование дошкольной образовательной организации)

Приказ

«__» ______ 20__ г.

__________________________

№ ________

(Место составления приказа)

О проведении специальной оценки рабочих мест по условиям труда

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Приказываю:

1. Провести в

_____________________________________________

(Наименование дошкольной образовательной организации)

специальную оценку условий труда в период с «__» ______ 20__ г. по «__» ______ 20__ г.

2. Для организации работ по проведению специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:

1) заведующий

___________________

(председатель комиссии);

(Ф. И. О.)

2) специалист по охране труда

_____________________________;

(Ф. И. О.)

3) представитель выборного органа первичной профсоюзной организации

______________________________________________________;

(Ф. И. О.)

4) _________________________________________________________;

(Ф. И. О., должность работника)

5) _________________________________________________________;

(Ф. И. О., должность работника)

3. Комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

1) в срок до «__» ______ 20__ г.:

  • утвердить перечень рабочих мест (с указанием аналогичных рабочих мест), подлежащих специальной оценке условий труда;
  • разработать график проведения специальной оценки условий труда;

2)  в срок до «__» ______ 20__ г.совместно с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, провести специальную оценку условий труда и зафиксировать результат.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Заведующий

______________

/

________________________________

(Подпись)

(Ф. И. О.)

С приказом ознакомлены:

________________

/

_________

/

_____________________

/

___________

(Должность)

(Подпись)

(Ф. И. О.)

(Дата)

________________

/

_________

/

_____________________

/

___________

(Должность)

(Подпись)

(Ф. И. О.)

(Дата)

Приложение 2

___________________________________________________

Наименование дошкольной образовательной организации)

Приказ

«__» ________ 20__

__________________________

№ ________

(Место составления приказа)

Об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

1. Утвердить график проведения специальной оценки условий труда в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

2. Секретарю-делопроизводителю

____________________

в срок до

(Ф. И. О.)

«__» ______ 20__ г..  ознакомить с графиком всех членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Заведующий

______________

/

________________________________

(Подпись)

(Ф. И. О.)

С приказом ознакомлены:

________________

/

_________

/

_____________________

/

___________

(Должность)

(Подпись)

(Ф. И. О.)

(Дата)

________________

/

_________

/

_____________________

/

___________

(Должность)

(Подпись)

(Ф. И. О.)

(Дата)

Приложение 1

к приказу об утверждении графика

проведения специальной оценки условий труда

График проведения специальной оценки условий труда

Сроки

Мероприятия

Осуществление идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

Оформление результатов специальной оценки условий труда и утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда

Нормативные документы

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль