Детским садам нужно дать больше свободы в оказании платных услуг

2151

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

Предоставление дополнительных образовательных услуг на платной основе – один из способов реализации программы развития учреждения и обеспечения индивидуальных образовательных потребностей ребенка в детском саду. О том, что мешает развитию платных услуг, рассказывает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Всеволодовна, расскажите, пожалуйста, как ФГОС дошкольного образования повлиял на платные услуги в детских садах.

На мой взгляд, введение ФГОС дошкольного образования значительно осложнило ситуацию с организацией платных услуг в детских садах.

С целью защиты прав детей на бесплатное дошкольное образование при разработке ФГОС в него было введено положение о том, что образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. То есть если речь идет, например, о 12-часовой группе, то все 12 ч в ней должна реализовываться основная образовательная программа дошкольного образования. Нет смысла делить время пребывания ребенка собственно на образование и на услуги по присмотру и уходу, ведь в течение всего этого времени с ним работает педагог, а значит, все это – образование, которое должно оплачиваться за счет бюджета.

Отсюда возникает вопрос: а когда же оказывать платные услуги? Формально, если соблюдать СанПиНы, дополнительные платные занятия можно проводить только после 7 ч вечера, что для детей дошкольного возраста довольно тяжело. Поэтому, когда ФГОС проходил экспертизу, регистрацию в Минюсте России, согласование с Роспотребнадзором, первоначальную формулировку немного смягчили и указали, что ФГОС может реализовываться в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Однако это не сильно повлияло на ситуацию, потому что финансисты при расчете стоимости фонда оплаты труда педагогического персонала учитывают все время пребывания детей, соответственно, работа педагога в это время целиком оплачивается за счет бюджета. Получается, что во время работы, за которую педагог получает зарплату, он не имеет права оказывать образовательные услуги на платной основе. Это довольно серьезная проблема.

Что выгоднее для детского сада в данной ситуации: приглашать специалистов со стороны или привлекать собственный персонал?

С финансовой точки зрения самый простой выход – пригласить для дополнительных занятий с воспитанниками специалиста, не работающего в данном детском саду. Такой специалист может в течение дня заниматься с некоторыми детьми (не со всей группой сразу) рисованием, танцами или иностранным языком. В этом случае на зарплату воспитателя никак не повлияет то, что в течение получаса у него в группе было на двух-трех воспитанников меньше.

Здесь есть два пути. Первый: заключить гражданско-правовой договор с приглашенным специалистом и оплачивать ему проведение занятий с детьми. При этом выгоды для самой образовательной организации практически нет, кроме удовлетворенности родителей, которые теперь могут не водить ребенка к такому же специалисту за пределами детского сада.

Второй путь заключается в том, что детский сад может выступать арендодателем и предложить специалисту свои помещения и оборудование для занятий с детьми разных групп. Однако бюджетное учреждение может сдавать помещения в аренду только с согласия учредителя и после проведения конкурса. В этом случае есть большой риск, что конкурс выиграет совсем не тот педагог, на которого есть спрос у родителей, потому что формально под тем же названием другой педагог или другая образовательная организация может предложить эту же услугу за меньшую цену и дошкольное учреждение будет обязано именно с ним заключить договор. Поэтому на данный вариант мало кто решается.

Таким образом, для руководителей более привлекательна ситуация, когда дополнительные платные услуги в детском саду оказывают воспитатели и специалисты их детского сада.

С одной стороны, это возможность дополнительного заработка, с другой – выполнение плана по платным услугам. Сегодня во многих муниципалитетах в обязанности дошкольным учреждениям, даже бюджетным, не говоря уже об автономных, вменяют план по платным услугам. За счет этих платных услуг детский сад должен обеспечивать доведение средней заработной платы работников до требуемого уровня, потому что за счет бюджета это сделать трудно.

Проще всего этот вариант реализовать в группе с 12-часовым пребыванием детей, в которой два воспитателя работают посменно. Один из них до или после своей смены, т. е. за пределами 36 ч, которые ему оплачиваются за счет бюджета, может проводить платные занятия с детьми. Оформлено это может быть как внутреннее совместительство. Родители заключают с образовательной организацией договор на оказание образовательных услуг, и воспитатель работает, получая прибавку к зарплате.

Данный вариант более адекватен, чем привлечение внешних исполнителей, но и он имеет свои недостатки. Сейчас многие детские сады переходят на сокращенный рабочий день – максимум на 10,5 ч, а иногда даже на 8 ч в день. При сокращенной продолжительности рабочего дня получается, что во второй половине дня один педагог остается на две группы. Понятно, что нагрузка на него очень большая, поэтому утром еще и заниматься с детьми он просто не захочет.

Решение данной проблемы сводится к поиску такого времени для оказания платных услуг, когда и ребенок не очень устал, и педагог может работать сверх 36 ч, оплаченных из бюджета.

Мы с коллегами неоднократно поднимали вопрос о том, что жесткий запрет на софинансирование организации платных услуг за счет бюджета и средств родителей приводит к необходимости изыскивать различные способы и пути оказания платных услуг. Поэтому самый радикальный способ изменить данную ситуацию – это разрешить частично платные услуги, т. е. сохранить бюджетное финансирование дополнительных услуг детского сада и право в определенных пределах взимать плату с родителей.

Что мешает внедрению частично платных услуг?

В плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации обязательно должны быть отдельно показаны внебюджетные средства, расходование которых жестко контролируется. Родительская плата ни в коем случае не должна идти на оплату труда педагогов, т. к. считается, что присмотр и уход включает именно хозяйственно-бытовые нужды, питание детей, но никак не собственно образование, не оплату работы педагогов. Таким образом, контролируется каждая субсидия, которую получает образовательная организация.

Руководителю же нужна свобода в распоряжении этими средствами как общим ресурсным потенциалом образовательной организации.

Но пока к этому сделано очень мало шагов, и заведующему нужно обладать такими предпринимательскими способностями, чтобы, обеспечивая прозрачность всех расходов, уметь организовать платные услуги в интересах родителей с учетом возможностей и потенциала детей и при этом еще получить хоть какую-то выгоду.

К сожалению, сегодня образовательная политика такова, что без выполнения всех этих условий, кажется, лучше вовсе отказаться от дополнительных платных услуг и, грубо говоря, «подсесть на бюджетную иглу».

Вот, например, возьмем семейные группы – структурные подразделения детских садов. Роспотребнадзор зафиксировал уже более 10 тыс. семейных групп, которые посещают 239 тыс. детей. То есть можно смело говорить, что это уже массовое явление. Конечно, такие группы в первую очередь реализуют услуги по присмотру и уходу. А детский сад при этом выступает ресурсным центром, в котором есть и специалисты, и музыкальные и спортивные залы. С учетом этого есть возможность оказывать платные услуги для воспитанников семейных групп, приглашая их в первую половину дня в детский сад. Мы знаем, что родители детей из семейных групп готовы софинансировать такие услуги. Но для этого нужна финансовая гибкость, которой нынешнее бюджетное законодательство ставит довольно жесткие барьеры.

На что нужно ориентироваться при расчете стоимости платных услуг?

Как правило, есть два фактора, заметно влияющих на стоимость таких услуг. Во-первых, это ориентация на внешнюю среду: сопоставление цен со стоимостью аналогичных услуг в учреждениях дополнительного образования.

Во-вторых, это реальная калькуляция затрат: стоимость часа работы воспитателя известна, плюс частичная компенсация расходных материалов, использования помещения и прочего.

Нередко при установлении цены ориентируются еще и на родительскую плату. Можно сказать, что родительская плата искусственно заморожена, ее с трудом хватает на расходы по питанию. Поэтому стоимость платных занятий может быть примерно в два раза выше родительской платы.

Каковы перспективы развития платных услуг?

В Минобрнауки России разработана Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. Она прошла обсуждение в Совете Федерации и на уровне совместной коллегии с министерствами культуры и спорта на образовательном форуме в Ярославле. Концепция везде получила одобрение и в сентябре была утверждена распоряжением Правительства РФ.

В Концепции подчеркивается, что дополнительное образование играет ключевую роль в современном обществе, оно ориентировано на личностное развитие детей.

Так как бюджетные расходы на него вряд ли будут увеличены, большое значение придается возможности родителей оплачивать дополнительное образование своих детей. Нам удалось внести в Концепцию несколько очень важных положений: первое – это интеграция спорта, культуры и образования для реализации дополнительного образования; второе – разработка современного механизма софинансирования дополнительного образования из разных источников; третье – необходимость финансирования как учреждений (например, школы искусств), так и программ дополнительного образования, которые могут реализовываться и в детском саду.

Надеюсь, что этот проект позволит совершенствовать финансово-экономические механизмы и вернуть частично платные услуги.

По крайней мере все это включено в план реализации Концепции развития дополнительного образования и программу развития детского сада.

Второй фактор, который должен повлиять на развитие платных услуг, – это обязательства по повышению оплаты труда работников образования, которые установлены указом Президента РФ. Действительно, нигде не сказано, что эти обязательства будут выполнены исключительно за счет бюджетных средств. Поэтому подразумевается кооперация финансовых ресурсов, в т. ч. и родительских.

Я думаю, что все законодательные барьеры, которые препятствуют участию семей в оказании платных услуг, будут сняты, потому что без этого ресурса уже невозможно довести размер заработной платы педагогов до определенного уровня.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль