Питьевой режим для детей, или выбираем правильную воду

248

Вода для человека – второе по значимости вещество после кислорода. В организме ребенка ее содержание составляет 80–83% от массы тела.

Питьевая вода – источник не только собственно жидкости, но и многих минеральных веществ. Так, за счет питьевой воды может быть удовлетворено до 20% суточной потребности в кальции, до 30% – в магнии. Фтор поступает в организм в основном с водой (а также с зубными пастами).

Общая потребность ребенка в жидкости составляет около 80 мл на килограмм массы тела в сутки. Данная потребность зависит от температуры воздуха (в жаркое время она существенно выше) и физической активности ребенка.

Адекватный питьевой режим для детей – важная задача ДОО.

Питьевой режим для детей, или напиток напитку рознь

По традиции в нашей стране детям с раннего возраста прививают нездоровую привычку утолять жажду не водой, а сладкими напитками – горячими и холодными.

Социально-педагогическую проблему представляет собой приучение детей с раннего возраста к потреблению тонизирующих чая, какао (дома – нередко и кофе).

Все эти напитки, хотя и содержат некоторые полезные вещества (например, из группы антиоксидантов), имеют в составе бытовой наркотик кофеин и некоторые другие психоактивные алкалоиды (теофилин, теобромин). И хорошо еще, если напитки готовятся на молоке. К сожалению, и в меню детского сада традиционно включают черный чай.

Добавление в горячие напитки сахара – еще одно основание считать эту традицию несовместимой с принципами здорового питания: 15 г сахара, добавляемые в чай, для дошкольника составляют почти 50% от суточной нормы легкоусвояемых углеводов (к последним относятся также все сахара, получаемые ребенком в составе фруктов, молока и многих других продуктов). А если такие напитки включаются в рацион питания два, три раза в день? Следует учитывать, что сахар, добавляемый в пищу, – это пустые калории, энергия, не дополняемая никакими необходимыми для роста и развития ребенка веществами.

Много сахара содержится и в разнообразных компотах, киселях и натуральных соках.

Соки ошибочно воспринимаются родителями как продукт здорового питания, но, между тем, в отличие от свежих фруктов практически не содержат витаминов, пищевых волокон, зато поставляют в рацион питания ребенка огромное количество сахаров.

Основным напитком для ребенка (как и для взрослого) должна быть питьевая вода. К сожалению, пищевые традиции пока не позволяют сделать это правилом и в детских организациях, и дома. Так, имевшая место несколько лет назад в Москве попытка ввести в меню дошкольников воду в качестве напитка привела к родительским бунтам – подобные мероприятия должны проводиться лишь после длительной адресной разъяснительной работы с родителями.

Тем не менее в детском саду вода должна быть доступна воспитанникам в течение всего дня. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13*, питьевой режим для детей требует воду, которая по качеству и безопасности должна отвечать действующим санитарным требованиям.

______________________

* Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Требования к питьевой воде, или питьевой режим для детей

Вода, которая обуславливает питьевой режим для детей в ДОО, должна отвечать следующим характеристикам:

1. Обладать благоприятными вкусовыми и эстетическими свойствами – быть вкусной, не иметь запаха, привкуса, цветности, мутности, содержать минимальное количество хлоридов, сульфатов, фосфатов, железа, цинка.

2. Соответствовать требованиям безопасности по химическому составу, в т. ч.:

  • по показателям солевого и газового состава;
  • прямым и косвенным показателям органического загрязнения (нитритам, нитратам, аммонию, окисляемости, общему органическому углероду, фенолам, формальдегиду и др.);
  • содержанию токсичных элементов (алюминию, барию, бериллию, кадмию, кобальту, литию, марганцу, меди, молибдену, никелю, ртути, селену, серебру, свинцу, стронцию, сурьме, хрому, бору, мышьяку, брому);
  • содержанию веществ, используемых для обеззараживания воды (хлору, озону, а также галогенорганическим соединениям, образующимся при хлорировании воды).

3. Соответствовать нормативам безопасности по микробиологическим и паразитологическим показателям.

4. Соответствовать нормативам радиационной безопасности.

5. Быть полноценной по минеральному составу, т. е. иметь минимальное содержание натрия, оптимальную жесткость, необходимое количество кальция, магния, фтора, гидрокарбонатов (таблица).

Нормативы физиологической полноценности питьевой воды*

Показатели

Единицы измерения

Нормативы физиологической полноценности питьевой воды, в пределах

Общая минерализация (сухой остаток), в пределах

мг/л

100–1000

Жесткость

мг – экв./л

1,5–7

Щелочность

–”–

0,5–6,5

Кальций (Ca)

мг/л

25–130

Магний (Mg)

–”–

5–65

Бикарбонаты (HCO3)

–”–

30–400

Фторид-ион (F)

–”–

0,5–1,5

Йодид-ион (J)

мкг/л

10–125

______________________

* Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.03.2002 № 12.

Питьевой режим для детей: насколько безопасна вода из водопроводного крана?

В нашей стране есть немало населенных пунктов, жителям которых повезло: у них из водопроводного крана льется вода, отвечающая самым строгим требованиям и идеально подходящая для питья. Жителям мегаполисов повезло в меньшей степени: водопроводная вода в крупных городах, как правило, отвечает требованиям безопасности, но ее показатели полноценности минерального состава далеки от идеала (в ней мало фтора, кальция и магния). К тому же, если в качестве источника водоснабжения используется речная вода (как, например, в Москве и Санкт-Петербурге), то ее обязательно обеззараживают, и тогда в ее составе неизбежно присутствуют остаточный хлор и хлорсодержащие органические соединения.

Немало в России и регионов, где в водопроводной воде отмечается дефицит или избыток биогенных элементов*, что оказывает негативное влияние на здоровье населения. Например, для ряда районов Подмосковья характерно повышенное содержание в подземных водах лития и фтора. Часто встречается и недостаток фтора, который обусловливает заболеваемость кариесом более 60% детей (в отдельных регионах этот показатель доходит до 90–98%).

Такая особенности питьевой воды, как низкая жесткость, обусловленная пониженным содержанием солей кальция и магния, характерна для поверхностных водоисточников многих северных регионов.

Недостаток кальция в воде приводит к заболеваемости органов кровообращения, а также рахитам у детей, нарушениям функционального состояния сердечной мышцы и процессов свертываемости крови.

Избыток кальция и повышенная жесткость в подземных источниках питьевой воды отдельных регионов увеличивает риск развития мочекаменной болезни, приводит к нарушению состояния водно-солевого обмена, раннему обызвествлению костей, замедлению роста скелета у детей.

______________________

* Биогенные элементы – химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Около трети водопроводов РФ подают воду с повышенным содержанием железа, что способствует развитию аллергических реакций, болезней крови. В ряде населенных мест, использующих подземные водоисточники, отмечаются высокие уровни содержания натрия, хлоридов и сульфатов, что увеличивает число заболеваний гипертонической болезнью и желудочно-кишечного тракта.

По данным Института питания РАМН, в настоящее время недостаток поступления биогенных элементов с пищевыми продуктами составляет: по кальцию – 30 – 40%, по йоду – 80%, по селену – 80–100%. Такая ситуация определяет необходимость восполнения данных веществ с питьевой водой, что регламентирует питьевой режим для детей. 

Использование фильтров для очистки воды позволяет решить лишь ряд проблем, связанных с неудовлетворительным качеством - это особенности питьевой воды. Да, вода «из фильтра» выгодно отличается от воды из-под крана и вкусом и запахом.

Однако при недостаточном содержании в ней кальция, магния и других биогенных элементов, использование фильтров не решает, а только усугубляет проблему, т. к. еще больше снижает содержание этих полезных веществ. Кроме того, при использовании фильтров необходимо строго контролировать своевременную замену фильтрующих элементов (картриджей).

При несвоевременной замене картриджей фильтров и их неправильной эксплуатации показатели микробиологической обсемененности воды не только не улучшаются, а, напротив, ухудшаются (за счет размножения в фильтрах микроорганизмов).

Недостатков, присущих фильтрам для воды, лишены комплексные системы водоподготовки. Некоторые из них могут предусматривать даже кондиционирование питьевой воды, т. е. не только извлечение из нее загрязняющих веществ, но и добавление необходимых микро- и макроэлементов. Однако такие системы, как правило, дороги, сложны в обслуживании и пригодны для использования только на предприятиях общественного питания, в больницах и т. п.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, питьевой режим для детей может быть организован посредством использования кипяченой воды (при условии ее хранения не более трех часов).

При кипячении воду покидают летучие органические соединения (токсичные, такие как, например, фенолы, формальдегид, углеводороды) и свободный хлор. Однако после кипячения вода теряет не только вредные, но и полезные вещества: кальций и магний выпадают в осадок (образуя накипь). Кипяченую воду покидает растворенный в ней кислород, в результате чего она становится менее вкусной.

С учетом всего вышесказанного лучший вариант для ДОО – питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости.

Особенности питьевой воды: бутилированная вода для детей

Бутилированная вода представляет собой, как правило, природную артезианскую воду или водопроводную, прошедшую ту или иную подготовку, которая может включать в себя и глубокую очистку от загрязнений, и при необходимости кондиционирование. Особенности питьевой воды заключаются в том, что если при подготовке такой воды проводилось ее обеззараживание, то она проходит тщательную очистку от остаточных количеств реагентов.

Согласно СанПиН 2.1.4.1116-02*, расфасованная питьевая вода выпускается двух категорий качества: первой и высшей. Только последняя отвечает нормам физиологической полноценности, к ней предъявляются и повышенные требования безопасности. В соответствии с СанПиН 2.1.4.1116-02, питьевая вода высшей категории подходит для питания детей. Детская вода должна отвечать и дополнительным условиям:

а) в ней не допускается использование серебра и диоксида углерода в качестве консервантов;

б) содержание фторид-иона должно быть в пределах 0,6–1,0 мг/л;

в) содержание йодид-иона (для обогащенной йодом воды) должно быть в пределах 0,04–0,06 мг/л.

Сегодня многие производители предлагают питьевой режим для детей, поставляя воду с соответствующей маркировкой – «детская», «для детей» или «для детского питания».

Как правило, вода выпускается в емкостях следующих объемов:

  1. 1. 19 л (для кулеров) в многооборотных (чаще всего) или одноразовых (редко) бутылях;
  2. 2. в упаковках малого объема (обычно до 5 л)

Вся детская вода производится только негазированной.

______________________

* Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.03.2002 № 12.

Особенности питьевой воды: подойдет ли кулер для ДОО?

СанПиН 2.4.1.3049-13 не запрещает использование кулеров в детском саду. В п. 14.26 указано: «При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой».

Однако кулеры таят в себе немало опасностей для здоровья детей. В 2014 году Росконтроль проверил популярные марки детской питьевой воды, в т. ч.: три марки воды для кулеров*.

В двух из трех проверенных образцов детской воды для кулеров было выявлено опасное превышение нормативов по содержанию микроорганизмов, а в третьем – совершенно не оказалось кальция, магния и фтора; также во всех трех образцах было отмечено превышение по содержанию нитритов (показатель органического загрязнения). Из десяти образцов обычной (не детской) воды в 19-литровых емкостях (которые тоже нередко закупаются ДО) – девять также не соответствуют требованиям безопасности. Особенности питьевой воды заключаются в том, что показатели безопасности воды для кулеров оказались существенно хуже, чем показатели воды в одноразовой пластиковой таре малого объема.

Это объясняется в первую очередь использованием многооборотной тары: 19-литровые бутыли моют и наполняют водой, реализуют, потом забирают от потребителя и вновь передают на производство – и это происходит десятки раз! При этом качество обработки этих бутылей на производстве зачастую неудовлетворительное.

Кроме того, производители для кулеров нередко умягчают воду (чтобы в кулерах не образовывалась накипь и они не портились), что в результате делает воду физиологически неполноценной (такое нарушение было выявлено в двух проверенных образцах детской воды).

Еще одна проблема – сами кулеры. Даже при правильном использовании в них происходит биообрастание: микроорганизмы образуют на внутренних поверхностях резервуаров и шлангов биопленки, в результате чего микробиологические показатели воды, прошедшей через кулер, ухудшаются. В такой воде нередко обнаруживаются и опасные микробы, например синегнойная палочка.

Непростую процедуру представляет собой и санитарная обработка этих устройств: выполняющие ее представители компаний обычно ничего не гарантируют (ни качества, ни отсутствия после обработки остаточных количеств используемых реагентов), а своими силами сотрудникам ДОО ее вряд ли удастся провести.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно сделать вывод: воду для кулеров, даже если она заявлена как детская, использовать в ДОО опасно.

______________________

* Подробнее см. на портале Росконтроль.рф

Особенности питьевой воды, или вода в одноразовой упаковке

Результаты тестирования, проведенного Росконтролем, однозначно свидетельствуют в пользу воды в одноразовой пластиковой таре малого объема. Такая вода оказалась более благополучна по всем показателям (хотя и в ней были выявлены некоторые нарушения требований).

Особенности питьевой воды в том, что во всех образцах детской воды определялось содержание кишечных палочек (которые сами по себе могут быть и не опасны, но являются надежным показателем фекального загрязнения), спорообразующих анаэробных микроорганизмов и синегнойных палочек. Ни в одной из проб эти микроорганизмы выявлены не были.

Кроме того, определялся показатель ОМЧ – общее микробное число. Были посчитаны все живые микроорганизмы, содержащиеся в 1 мл воды. При определении ОМЧ пробы культивируют в лаборатории на специальных питательных средах при двух температурах: 22 °C и 37 °C (показатель содержания микробов, растущих при этой температуре, также называют «КМА-ФАнМ»). 37 °C – температура тела человека, при которой растут наиболее опасные для организма микробы.

Ни в одном из образцов детской воды при температуре 37 °C не проросло ни одной клетки. А вот исследование при температуре 22 °C показало, что в трех образцах из девяти микробная обсемененность превышала допустимое значение (100 микроорганизмов в 1 мл) – до десяти раз и более. Опасно ли это для детей? Многие эксперты считают, что не очень. При такой температуре прорастают в основном безобидные для человека почвенные микроорганизмы и микрофлора подземных вод.

Однако норматив есть норматив, и данный факт говорит о нарушении требований безопасности. Чистой такую воду уже не назовешь, поэтому без кипячения ее лучше не пить.

Все проверенные марки детской воды продемонстрировали приемлемое содержание общего органического углерода (1,5–3,7 мг/л) и довольно низкие показатели окисляемости (не превышающие 0,3 мг/л). Содержание летучих фенолов и формальдегида ни в одной воде не было обнаружено.

А вот с азотистыми веществами оказалось все не так благополучно. Их наличие – признак загрязнения сточными водами. В двух из девяти образцов было обнаружено превышение норматива по содержанию аммония (аммиака) – это значит, что очистка воды была недостаточно эффективной, и употребление такой воды для ребенка небезопасно.

Ситуация с показателями физиологической полноценности тоже не идеальная.

В четырех марках воды из девяти были выявлены нарушения норм содержания фтора: в одном образце он отсутствовал, в двух его оказалось в три раза меньше нижнего допустимого уровня, а в четвертом образце его количество почти в полтора раза превышало допустимую длядетской воды максимальную концентрацию (не более 1,0 мг/л).

В нескольких марках воды были обнаружены вещества, которых не должно было быть – свинец и серебро и это небезопасные особенности питьевой воды. Их концентрация не превышала допустимых нормативов для обычной питьевой воды, однако для воды заявленной производителем как детская это является нарушением.

По содержанию необходимых для детей кальция и магния, а также гидрокарбонат-йонов, железа, алюминия, бария, кобальта, марганца, меди, никеля, сурьмы, хрома, цинка, мышьяка, кадмия, ртути и стронция; по жесткости и щелочности воды все проверенные Росконтролем образцы воды в одноразовой пластиковой таре малого объема подтвердили соответствие санитарным требованиям.

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль