Методы обучения детей с ОВЗ

6468

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка.

Методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заключаются в: 

  1. Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ; 
  2. Постоянной мотивации к обучению
  3. Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности; 
  4. Постановке интересных цепочек целей в обучении; 
  5. Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.

Вспомогательные приемы с воздействием на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии – это: 

  • обучение в игровом формате; 
  • тренинги, для стимуляции развития и адоптации среди сверстников; 
  • психологическая гимнастика и релаксация, позволяющие снять усталость, приобрести заряд бодрости и сил.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Метод проектов в обучении детей с ОВЗ

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ направлен на повышение интереса и формирует позитивную мотивацию к обучению, привлечение к открытой коммуникации с коллективом, активному участию в дошкольном образовании детей с ОВЗ. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ позволяют создавать для детей естественную среду, условия деятельности, которые приближены к реальным обстоятельствам зрелой жизни. Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач:

  • создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков;
  • стимулировать активность ребенка и его творчества;
  • повышать интерес детей к познавательной деятельности;
  • обеспечивать общение и сплоченность между детьми;
  • прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений.

Методы проектов в обучении детей с ОВЗ могут приносить постоянные результаты, поэтому учителю необходимо поддерживать связь с родителями ребенка, для большего познания особенностей молодого человека, своевременной корректировки своих методов и прогнозирования результатов.

Ваши коллеги рекомендуют:

Топ 12 материалов по теме «Инклюзивный детский сад»


Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

1. Индивидуальный подход

В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

  • нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка;
  • состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы;
  • индивидуальные особенности детей,
  • создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться;
  • работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления
  • тип темперамента.

С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку. В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает ребенок и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают. Вся подобная информация поможет создать специальные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, с которыми вы сможете улучшить результаты, как основного, так и дополнительного обучения. Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у ребенка. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.

2. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении

«Мотивация – это желания! Различия в мотивации проистекают из того, что желания бывают разными, но суть остается неизменной: если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете», - говорит в своей книге «Успех, или Позитивный образ мышления» Филипп Богачев. Несмотря на очень простое и меткое изложение остается масса вопросов: как определить подлинные желания ребенка и как мотивировать его? Для нахождения ответов, необходимо начать с определений и азов мотивации.

Мотив – это причина, которая толкает на действие.

Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо.

Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу.

Внешний тип мотивации с отрицательным видом – это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека. Внешний тип мотивации с положительным видом – это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ).

Внутренний тип мотивации с отрицательным видом – это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего. Внутренний тип мотивации с положительным видом – это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то.

Вам предстоит поговорить с ребенком по душам, узнать его самого и его жизнь лучше. Определить ценности ребенка. В общем, труда никакого не составит. А с определением видов мотивации вы сможете помочь «найти» ему самые хорошие желания.

Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (на народном языке – привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении. Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи.

Цели:

  • наличие привычки добиваться успехов у ребенка;
  • наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей;
  • наличие умения у ребенка работать на перспективу.

 Задача:

1. Ратифицировать ребенка за:

  • каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом),
  • потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой),
  • а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).

2. Применять индивидуальный поход.

3. Постановка интересных цепочек целей

Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Подумайте над этим выражением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. Дети - наше будущее, продолжения наших жизней и идей, поэтому их нужно учить ответственности, честности с самими собой, трезвому взгляду на мир. И в этом помогают личные цели.

Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом.
Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами. О чем ребенок говорит? Чему уделяет больше внимания? Где сильно реагирует? Эти и подобные вопросы помогают разработать идею для цели.

Наличие цели у ребенка увеличит эффективность методов и приемов обучения детей с ОВЗ, а точнее: воспитания, социальной адаптации, созревания личности, обучения.

Правила постановки цели:

1.    Формулировка в настоящем времени.

2.    Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).

3.    Определение рамок ее реализации (условия, сроки).

4.    Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).

5.    Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты – это дополнительный материал. А ресурсы – это: время, знания, умения, знакомые, деньги.

6.    Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.

7.    Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.

4. Тренинг

Тренинг – это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра.

Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем.

На практике тренинг выполняет важные функции, такие как:

  • развлечение – воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться,
  • коммуникация – развивается общение, умение устанавливать и вести отношения,
  • диагностика – выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя,
  • подготовка – учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях,
  • корректировка – вносит изменение в личность участников,
  • социализация – учит адаптироваться в разных ситуациях,
  • отработка – участники отрабатывают свои знания и умения.

В структуру игры входят:

  • роли;
  • игровые действия;
  • игровое употребление ресурсов;
  • отношения между участниками;
  • сюжет (разные ситуации из жизни).

Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у участника (ов) целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом.

В статье изложены не все методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, но каждый из них значительно помогает в социализации ребенку, а его учителю приносит разнообразие методов проектов в обучении детей с ОВЗ и улучшает результаты работы обоих.

Подробнее о методах обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья читайте в статье «Дети с ОВЗ в ДОУ». 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль