Аппаратное лечение зрения у детей с офтальмологическими патологиями

820

Н.В. Галкина, зав. МБДОУ компенсирующего вида «Ручеек», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Н.Н. Матвеева, тифлопедагог МБДОУ компенсирующего вида «Ручеек», г. Ноябрьск, ЯНАО

В целях улучшения медицинской помощи детям с нарушением зрения в Ноябрьске вот уже 17 лет функционирует детский сад компенсирующего вида «Ручеек».

Медицинское обслуживание дошкольников: патологии зрения у детей

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается:

  • офтальмологом;
  • медицинской сестрой-ортоптисткой;
  • невропатологом;
  • педиатром;
  • медицинской сестрой;
  • медицинской сестрой по физиотерапии;
  • медицинской сестрой по массажу.

Обучение и воспитание в детском саду направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.

Патологии зрения у детей  для коррекции состояний требуют различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний. Последовательность методов лечения определяется в зависимости от состояния зрительного анализатора ребенка, с учетом вида и устойчивости зрительной фиксации, возраста и интеллекта ребенка.

Патологии зрения у детей: необходимость подготовки к лечению

Восстановление зрения у детей со зрительными патологиями – довольно сложный процесс. Эффективность его во многом зависит от готовности детей к занятиям на лечебно-диагностической аппаратуре.

У впервые поступающих детей отмечаются фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и ограниченность круга образов.

Дети не умеют фиксировать взор, прослеживать глазами линии воспринимаемых объектов, величину фигур, расстояний между ними. Все это создает определенные проблемы при работе на аппаратах и затрудняет аппаратное лечение зрения у детей.

Экспериментальные исследования показывают, патологии зрения у детей  достаточно распространены и это проявляется из-за несформированности зрительного восприятия и зрительных функций задерживается развитие психических процессов и особенно когнитивных способностей. У многих наших воспитанников имеют место нарушения речи, пограничная интеллектуальная недостаточность, что также влияет на готовность к лечению зрительной патологии.

Считается, что чем раньше начат процесс коррекции, тем он эффективнее. В последнее время врачи-офтальмологи стали практиковать ортоптическое лечение детей, начиная с трехлетнего возраста, пока косоглазие не закрепилось и легче поддается лечению. Однако методики коррекции остались прежними, они рассчитаны на детей с хорошо развитыми психическими функциями, умственным и речевым развитием, т. к. предполагают осознанное оперирование образами, осмысление заданий при работе на аппаратах, словесное оформление результата мыслительной деятельности, умение правильно ориентироваться в окружающей обстановке.

Таким образом, имеет место противоречие между уровнем готовности детей к занятиям на лечебно-диагностической аппаратуре и требованиями к работе на ней.

В связи с этим в детском саду возникла необходимость организованной подготовки детей к коррекционным сеансам на специальном медицинском оборудовании.

Тифлопедагогами были разработаны педагогические условия подготовки воспитанников к лечению на специальных аппаратах, определены критерии готовности детей к восстановлению зрения. До начала аппаратного лечения детей обследуют, выявляют, каков уровень восприятия ими предметов и изображений: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего» или «высокий». Если уровень «средний» и ниже – с ребенком проводятся занятия по подготовке, за которой следует аппаратное лечение зрения у детей.

В ДОО разработана и успешно применяется специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия и представлений, зрительного внимания и памяти, наглядно-образного мышления, которая предусматривает применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения во время проведения не только коррекционных занятий, но и всех режимных моментов. В результате педагогический процесс был переориентирован на максимальный учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа: аппаратное лечение зрения у детей

Работа тифлопедагогов тесно связана с деятельностью медицинских работников офтальмологического кабинета и строится в соответствии с этапами лечения амблиопии и косоглазия: плеоптическим, ортоптическим, диплоптическим. Аппаратное лечение зрения у детей и его периоды зависят от остроты и характера зрения, вида патологии зрения у детей, а также от метода лечения.

Плеоптический этап лечения амблиопии направлен на повышение остроты зрения амблиопичного глаза и включает в себя следующие мероприятия:

  • окклюзия (закрывание одного из глаз);
  • коррекция очками;
  • возможные раздражения сетчатки глаза с помощью специальных медицинских приборов и аппаратов, среди которых локализатор-корректор, макулотестер, специальные компьютерные программы и др. Занятия на этих аппаратах и приборах требуют от детей определенного запаса знаний, умений, навыков и представлений об окружающем мире. С этой целью тифлопедагоги проводят специальные занятия по развитию у воспитанников когнитивных способностей. В зависимости от индивидуальных психологических и зрительных возможностей ребенка проводятся занятия по развитию зрительной памяти, зрительного прослеживания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики кистей рук, на развитие локализации. В этот период по рекомендации врача-офтальмолога тифлопедагоги на занятиях проводят также упражнения для активизации зрительных функций.

Аппаратное лечение зрения у детей в период ортоптической терапии (восстановления бинокулярного зрения с помощью специальной аппаратуры) косоглазия требует правильно подготовить ребенка к сеансам на синоптофоре. По рекомендации врача-офтальмолога тифлопедагоги проводят с детьми упражнения на слияние, развитие зрительного внимания, узнавание предметов разной модальности, накладывание одного изображения на другое, а также на различение и выделение информативных признаков объекта.

Примеры упражнений:

«Посади цыпленка в яйцо»: детям даются картинки с контурным изображением предметов (цыпленка и яйца, мяча и ворот и т. д.), педагог предлагает соединить пары в один образ, объясняет, каким должен получиться образ на синоптофоре.

«Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком»: детям предлагается соединить две картинки с силуэтным изображением деталей одного предмета (чайника, кошечки, елочки, ракеты, звездочки и др.).

«Узнай на “зашумленных” рисунках, кто попался в сеть»: детям предлагается внимательно рассмотреть рисунки, попытаться назвать все предметы, изображенные контуром.

Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях: патологии зрения у детей

Учитывая важность соблюдения офтальмологических требований, творческой группой учителей-тифлопедагогов детского сада при содействии врача-офтальмолога были разработаны требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.

К детям с различными нарушениями зрительных функций педагоги используют индивидуальный и дифференцированный подходы. Например, дети с диагнозом миопия в связи с отсутствием аккомодаций не могут переводить взор вдаль, вблизь, изменять рефракцию, поэтому им педагоги предлагают работать индивидуально около картины, доски, наглядный материал им дают крупный.

В восприятии наглядного материала большие трудности испытывают дети с пигментной дегенерацией сетчатки. Это связано с нарушением желтого пятна – участка наилучшего видения, различения мелких предметов. Такие дети особо нуждаются в помощи.

При нистагме отмечаются покачивания головой, что, в свою очередь, создает трудности в восприятии наглядных средств обучения.

При скотомах наблюдается частичное выпадение поля зрения на различных участках и выключение колбочкового аппарата. Дети с такими патологиями недостаточно отчетливо видят со своих рабочих мест демонстрируемый учебный материал.

Слабовидящие дети с заболеванием сетчатки и зрительного нерва очень плохо различают светлые изображения на темном фоне, но лучше видят темные контуры на светлом фоне. При изготовлении демонстрационных средств обязательно учитывались эти особенности. Есть дети, которые не воспринимают некоторые цвета, пособия для них не окрашивают в недоступные цвета.

Таким образом, при организации коррекционной работы с наглядным материалом учитывается функциональная активность и различительная чувствительность зрительной системы. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности, интенсивности, размера наглядного материала, дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.

Осуществление подготовки детей к восстановлению зрения требует дифференцированного подхода, который учитывает не только зрительный диагноз, но также и индивидуальные особенности детей.

Индивидуально-дифференцированный подход проявляется:

  • в правильном подборе наглядного материала как демонстрационного, так и раздаточного в соответствии со зрительной нагрузкой;
  • подборе зрительных упражнений отдельно для детей, страдающих сходящимся косоглазием (на расхождение зрительных осей) и расходящимся косоглазием (сведение зрительных осей);
  • взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой (плеоптическим и ортоптическим периодами) по развитию зрительного восприятия;
  • определении физической и зрительной нагрузки;
  • создании условий для игровой деятельности;
  • подборе дидактических игр и заданий индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения, патологии зрения у детей и периода восстановительной работы.

В заключение хотелось бы отметить, что аппаратное лечение зрения у детей амблиопии и восстановление бинокулярного зрения  – длительный и трудоемкий процесс. Требуются нескольких лет упражнений и постоянного контроля их выполнения. Сегодня накоплены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что эффективность лечения глазных заболеваний в специализированных детских садах выше, чем в глазных кабинетах детских поликлиник, кабинетах охраны зрения, что обусловлено сочетанием длительной комплексной интенсивной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребенка.

Одно из наиболее важных преимуществ аппаратного лечения зрения у детей косоглазия и амблиопии в детском саду – сопровождение ребенка воспитателями и тифлопедагогами, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребенка к лечению. В ходе предаппаратной подготовки тифлопедагог обеспечивает наибольший лечебный эффект, фиксирует появляющиеся у детей новые умения и способности, ускоряет их появление.

Коррекционная работа, проводимая нашими сотрудниками, дает хорошие результаты по восстановлению зрения, компенсации вторичных отклонений в развитии, подготовке детей к обучению в школе.

Глоссарий

Амблиопия

ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), неподдающееся коррекции с помощью очков

Диплоптическое лечение

восстановление зрения с помощью специальных призм

Косоглазие (страбизм)

несогласованное движение глаз и их ассиметричное положение вследствие невозможности сведения оптических осей при разглядывании чего-либо

Макулотестер

оптический прибор для исследования состояния желтого пятна, основанный на восприятии вращения поляроида

Нистагм

непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту)

Ортоптическое лечение

восстановление бинокулярного зрения с помощью компьютерных программ и синоптических аппаратов

Плеоптическое лечение

увеличение нагрузки на больной глаз

Синоптофор

прибор для диагностики и лечения двигательных нарушений при косоглазии и бинокулярной неустойчивости

Скотома

ограниченный слепой участок в поле зрения

Тифлопедагог

педагог со специальным дефектологическим образованием, занимающийся воспитанием, обучением и развитием детей с нарушением зрения

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль