Инструкция по разработке устава в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

48

Действия образовательной организации по внесению изменений в устав и исключению из него чрезмерной информации.

Действия образовательной организации

Пояснения, примеры формулировок

Нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», иных федеральных законов и подзаконных актов

1

2

3

Общие положения

Указать наименование образовательной организации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») предъявляет два требования к наименованию: оно должно содержать указание на организационно-правовую форму (для большинства организаций – учреждение),  а также на тип образовательной организации в строгом соответствии со ст. 23. В случае расхождений наименование типа необходимо привести в соответствие с законом. Кроме того, в наименовании образовательной организации могут содержаться иные слова, указывающие на особенности осуществления образовательной деятельности (например, математический, полного дня, интернат, санаторного типа, коррекционное и т. п.). Можно использовать и имя собственное (в кавычках): например, «Солнышко», «Мир знаний» и т. п.

Наименование автономного учреждения должно включать указание на собственника его имущества.

Части 5, 6 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ)

Указать место нахождения образовательной организации

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического  лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного  органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического  лица без доверенности

Часть 2 ст. 52 ГК РФ

Указать тип образовательной организации и ее организационно-правовую форму

Например, общеобразовательное учреждение или дошкольное образовательное учреждение

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать тип государственного (муниципального) учреждения

Казенное, бюджетное или автономное

Пункт 2 ст. 9.1, ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)

Указать учредителя образовательной организации, собственника имущества

Пример формулировки: «Учредителем образовательной организации и собственником ее имущества является ___________________ (публично-правовое образование). Функции и полномочия учредителя исполняет ________________ (государственный или муниципальный орган). Функции и полномочия собственника имущества исполняет _______________ (государственный  или муниципальный орган)»

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать предмет и цели деятельности образовательной организации

Пример формулировки: «Целями деятельности образовательной организации являются:

_________________________;

_________________________;

_________________________».

Статья 49, ч. 2 ст. 52 ГК РФ

Указать филиалы и представительства. Рассмотреть вопрос о целесообразности указания иных структурных подразделений

Структурные подразделения образовательной организации, в т. ч. филиалы и представительства, не являются юридическими  лицами и действуют на основании устава и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве запрещается

Часть 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 55 ГК РФ

Виды деятельности образовательной организации

Указать основные виды деятельности образовательной организации.

Рассмотреть вопрос включения таких видов деятельности, как проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов, обучение на дому и в медицинских организациях, предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного  образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи

В перечень основных видов деятельности могут войти не только являющиеся согласно ст. 23 Федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации» основными целями деятельности образовательной организации, но и не отнесенные данной статьей к основным целям деятельности виды. По основным видам деятельности может быть доведено государственное (муниципальное) задание.

Виды образовательных программ  должны быть указаны с уровнем и (или) направленностью

Части 1–4 ст. 23, ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Указать иные виды деятельности, разрешенные для образовательной организации в качестве видов деятельности, приносящей доход

Целесообразно формулировать перечень видов деятельности на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Виды образовательных программ должны быть указаны с уровнем и (или) направленностью

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Система управления образовательной организацией

Рассмотреть вопрос о целесообразности особого порядка назначения руководителя образовательной организации

Например, руководитель назначается учредителем или избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем

Часть 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Зафиксировать порядок формирования, полномочия, структуру и пр. таких органов управления, как общее собрание работников и педагогический совет

Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает обязательное формирование таких органов, как общее собрание работников образовательной организации и педагогический совет.

Пример формулировки: «Общее собрание действует бессрочно и включает в себя работников образовательной организации  на дату проведения общего собрания, работающих на условиях полного рабочего дня по основному месту работы в данной образовательной организации.

Компетенция общего собрания: _________________. Общее собрание считается состоявшимся, если на нем присутствовало более половины работников образовательной организации.

Решения общего собрания принимаются простым большинством голосов.

Решения по вопросам _________________ принимаются большинством голосов в две трети (три четверти).

Общее собрание вправе действовать от имени образовательной организации по вопросам: _________.

По вопросам: ____________________не выступает от имени образовательной организации». Аналогичные нормы вводятся в устав о педагогическом совете

Части 4, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Для автономных учреждений предусмотреть создание наблюдательного совета

Полномочия наблюдательного совета фиксируются на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)

Статьи 10–12 Закона № 174-ФЗ

Принять решение о том, какие органы управления из не обязательных для создания целесообразно иметь в образовательной организации. Отредактировать их наименования на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», решить вопрос о необходимости изменения порядка формирования, срока полномочий, компетенции

Вместо органов общественного самоуправления Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает создание коллегиальных органов управления образовательной организацией. Могут быть созданы любые такие органы, с закреплением порядка их формирования, компетенции и срока полномочий в уставе

Части 4, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Выяснить наличие созданных в организации советов обучающихся, советов родителей (законных представителей), иных органов, представительных органов обучающихся. В случае наличия решить вопрос о целесообразности указания факта их создания в уставе, а также описания порядка учета их мнения при принятии локальных нормативных актов, выборе меры дисциплинарного взыскания

Администрация образовательной организации не создает данные органы, не фиксирует их структуру, порядок работы и т. п. Данные органы являются не коллегиальными органами управления, а представительными, т. е. неким аналогом профсоюзов. В уставе может быть зафиксирован лишь факт их наличия либо порядок взаимодействия с ними

Часть 6 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Продумать вопрос фиксации в уставе порядка принятия иных локальных нормативных актов образовательной организации. Если в принятии  локальных актов целесообразно участие коллегиальных органов управления, закрепить их полномочия в уставе

По общему правилу в уставе можно оставить следующую формулировку: «локальные нормативные акты принимаются руководителем организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом».

Участие коллегиальных органов  управления может выражаться в форме учета их мнения (обязательное представление проекта до его принятия руководителем и рассмотрение официально выраженного мнения органа), получения согласия (руководитель не вправе принять акт без такого согласия), разработки проекта локального нормативного акта

Часть 1 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Имущество образовательной организации

Указать источники формирования имущества образовательной организации

Пункт 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ

Указать порядок направления имущества в случае ликвидации

Например, имуществом может распоряжаться учредитель, при этом направляя его на цели развития подведомственной сети образовательных учреждений

Часть 3 ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внесение изменений в устав

Указать порядок  внесения изменений в устав

Формулировка составляется на основании нормативного правового акта учредителя о порядке изменения уставов подведомственных учреждений

Часть 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ

Исключение информации из устава

Продумать вопрос об исключении из устава информации, которая в соответствии с законом не обязательно включается в устав, в частности норм, регулирующих ведение образовательной деятельности, статус обучающихся и работников и пр.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет немного требований к уставу в части обязательной для включения информации (всего четыре пункта). Кроме них в уставе необходимо отразить наименование образовательной организации, организационно-правовую форму, указать собственника имущества, место нахождения, филиалы и представительства, порядок внесения изменений в устав. Необходимо также указать предмет и цели деятельности, перечень основных видов деятельности и иных разрешенных видов деятельности, приносящей доход, источники формирования имущества, порядок использования имущества в случае ликвидации. Остальные вопросы могут быть исключены из устава и внесены в локальные нормативные  акты образовательной организации

Часть 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль