Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционного детского дома

377

С.Х. Пегливанян, старший воспитатель высшей категории ГКОУ детский дом «Аревик», с. Чалтырь, Ростовская обл.

С.М. Тухикова, педагог-психолог высшей категории ГКОУ детский дом «Аревик», с. Чалтырь, Ростовская обл.

В детском доме «Аревик» воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с различной степенью умственной отсталости. Образовательный процесс ведется по «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова).

Организация системы мониторинга выступает как основной метод контроля по выявлению уровня развития воспитанников, позволяющий прогнозировать их дальнейшее развитие и повышать результативность педагогической деятельности в специальном коррекционном детском доме для детей с интеллектуальной недостаточностью. Мониторинг позволяет отслеживать образовательный процесс, динамику детского развития и разрабатывать программы по индивидуальному сопровождению детей.

Задачи мониторинга:

  • изучить степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы (мониторинг образовательного процесса);
  • оценить степень развития познавательной сферы воспитанников и установить результативность коррекционной работы (мониторинг развития детей);
  • определить коррекционные мероприятия на основании выводов и полученных результатов.

Содержание системы мониторинга

Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы и оценке динамики достижений воспитанников. Это свидетельствует о том, что содержание мониторинговой системы должно состоять из следующих направлений:

1. Мониторинг образовательного процесса:

  • диагностические карты;
  • таблица «Мониторинг образовательного процесса», фиксирующая результаты освоения образовательной программы.

2. Мониторинг развития детей на основе оценки познавательных процессов воспитанников:

  • карта индивидуального развития воспитанника;
  • методики психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей;
  • таблица «Мониторинг познавательного развития детей», фиксирующая уровень развития познавательной сферы воспитанников на основе карты индивидуального развития каждого воспитанника.

Этапы проведения мониторинга

Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в рамках реализации программы осуществляется в три этапа.

На первом этапе оцениваются все показатели образовательного процесса и детского развития. Данные заносятся в соответствующие диагностические карты, в которых каждый показатель оценивается в баллах: от 1 до 4 баллов. Параметры разбалловки определяются нами самостоятельно на основании определенных критериев.

На втором этапе на основании итоговых результатов заполняются сводные таблицы мониторинга образовательного процесса, мониторинга познавательного развития детей.

На третьем этапе идет процесс изучения результатов обследования, где определяются сильные и слабые стороны образовательного процесса. Выявляется контингент воспитанников, испытывающих затруднения в освоении программы с последующим их направлением на ПМПк детского дома для определения и утверждения коррекционных мероприятий (планы индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, программы развития).

Сроки проведения мониторинга

Периодичность проведения устанавливается образовательным учреждением.

Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года – в сентябре и в мае.

Мониторинг детского развития проводится один раз в год – в мае, в конце каждого учебного года, согласно психологическому возрасту. При ярко выраженном отставании в формировании познавательных процессов проводятся индивидуальные диагностические срезы и вносятся коррективы в план проведения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.

Организаторы проведения мониторинга

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, педагог-психолог, учителя-дефектологи.

Критерии оценки уровня развития

В выборе критериев оценки развития воспитанников нашего детского дома мы исходили из квалификации педагогов и уровня их профессионализма. Мы выбрали оценку уровня развития по четырехбалльной системе как мониторинга образовательного процесса, так и мониторинга детского развития.

Критерии оценки по мониторингу образовательного процесса:

4 балла – высокий уровень;

3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты.

Критерии оценки по мониторингу детского развития:

4 балла – высокий: дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития превышает возрастную норму;

3 балла – выше среднего: дети, справляющиеся с заданиями с небольшой помощью педагога, их уровень развития соответствует возрастной норме;

2 балла – средний: дети, справляющиеся с заданиями с помощью педагога, их уровень развития недостаточно соответствует возрастной норме, требуется корректирующая работа педагога.

1 балл – низкий: дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний, их уровень развития не соответствует возрастной норме, требуется внимание специалистов.

Механизм подсчета критериев оценок уровня развития определяется формулой:

Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционного детского дома 

где О – оценка уровня развития,

Пб – показатели в баллах (области, психические качества),

К – количество детей.

Организация системы мониторинга позволяет выявить, на каком уровне идет работа по усвоению образовательной программы, что следует изменить, чтобы к концу года подойти к успешным результатам.

Данная система мониторинга имеет важнейшее значение для повышения качества образования в детском доме, т. к. открыта, доступна, проста в обращении, что и обусловливает слаженную работу всех педагогов детского дома.

Система мониторинга может быть применена в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль